Что такое ареометр и как измерить плотность электролита в аккумуляторе
Содержание
Виды устройств
Многообразие предлагаемых ареометров отражает спрос на это устройство..
Можно выделить три группы ареометров для электролита:
Обычные
Известные всем владельцам автомобилей ареометры модели АЭ-1,2,3, Эти устройства призваны определить плотность электролита во всех видах аккумуляторов: кислотных и щелочных. В России ареометры изготавливаются в соответствии с ГОСТ 18481-81 «Ареометры и цилиндры стеклянные. Общие технические условия».
Наиболее известны следующие модели бытовых ареометров:
- Орион АР-02., АН, АНТ-1,АНТ-2., ШакРиЗ., АЭТ-1.,
- Sparta 549125, ВТ-101, JTC-1039.
- Licota ATK-8063. и прочие.
Эти и подобные стеклянные ареометры используются не только специалистами в сервисных центров и автотранспортных предприятиях, но и владельцами авто в частных гаражах. На протяжении многих лет этот прибор неизменно востребован в научных и промышленных лабораториях. Объяснить такой интерес к прибору легко: простота использования и доступность ценового диапазона.
Некоторыми базовыми знаниями пользователю обладать необходимо, но кого у нас этим можно напугать? Производители заявляют, что гарантируют точность измерений, производимых прибором при температуре от -30 до +40 градусов для измерения диапазона от 1,100 до 1,300 г/куб.см,
Электронные
Цифровой ареометр значительно упрощает работы, проводимые при обслуживании аккумуляторных батарей с большим количеством «банок». Электронное исполнение прибора позволяет быстро и точно измерить плотность электролита в аккумуляторной батарее.
Принцип действия этого устройства основан на измерении коэффициента преломления образца, что приравнивает прибор к рефрактометру. В соответствии с алгоритмом пересчета значения коэффициента в значение плотности электролита происходит мгновенный расчет интересующего показателя.
- Диапазон измерения: удельная плотность 1-1,4,
- Точность 0,002 пр температуре до 30 градусов,
- Габаритные размеры: 7*4*21см (без заборной трубки), Вес 300г
- Максимальная длина заборной трубки: 130 мм
- Питание: 9 Вольт, тип источника: Крона.
Участие человека в этом процессе не требует профессионализма: в банку аккумулятора необходимо опустить трубку прибора, используя грушу, всосать исследуемый электролит и, нажав кнопку Start, ожидать когда техника скорректирует показания в соответствии с температурой и выдаст на экране значение плотности серной кислоты – электролита.
Таким нехитрым способом на измерение плотности в 24 банках аккумулятора вы потратите всего несколько минут. Прибор прост в эксплуатации и безопасен.
Это интересно: Советы по обслуживанию автомобильного аккумулятора
Профессиональные
К этому классу смело можно отнести рефрактометр DH-10C . Этот портативный оптический прибор позволяет быстро и с высокой точностью определить точки замерзания любых охлаждающих жидкостей на основе этиленгликоля и пропиленгликоля, жидкости для омывания стекол и плотности антифриза и электролита, он также подходит для измерения плотности кислотного электролита.
Для проведения измерений достаточно одной капли жидкости. Учитывая особые условия, в которых подобные работы могут проводиться, особое значение имеет возможность использования прибора в условиях слабой освещенности. Основой проведения такого тестирования является принцип разложения света, что в свою очередь служит гарантией точности измерений. Показания прибора формируются путем считывания четкой границы разделительной линии светлое-темное.
Четкость изображения на табло можно регулировать, вращая окуляр. Точность показаний прибора обеспечивается использованием дистиллированной воды в системе контроля. При проверке воды следует убедиться, что линия светлое/темное совпадает с линией с надписью WATERLINE. При необходимости линии возможно совместить путем поворачивания винта, расположенного под колпачком.
- Кроме того, это устройство с успехом применяется при необходимости проведения экспресс анализа температуры кристаллизации.
- Диапазон измерения точек замерзания: 0°С — -50°С
- Минимальная градация точки замерзания: 5°С
- Диапазон измерения плотности электролита: 1,1 г/см³ — 1,4 г/см³
- Минимальная градация плотности электролита: 0,01 г/см³
Не менее популярны модели ADD501, ADD502, Оптический портативный рефрактометр ATAGO Master-BC, RHA-200АТС, P-RHA-503ATC. Технические характеристики каждого прибора уточняйте к продавца.
Важность плотности электролита
В качестве автомобильных аккумуляторов в основном используют свинцово-кислотные батареи. Электролитом в них выступает серная кислота, а точнее — её водный раствор. Именно от её удельного веса и зависит нормальная работа этой комплектующей. Такое состояние ещё называют степенью закислённости смеси.
Измеряется она в граммах на кубический сантиметр. Типовые значения составляют при нормальной температуре 25 градусов Цельсия. Основные показатели:
- В стартерной батарее — 1,26−1,28.
- В стационарной — 1,22−1,23.
Допустимое отклонение при этом не должно превышать 0,01 г/см3. Во время заряда и разряда любой аккумулятор испаряет некоторое количество воды внутри. Это ведёт к увеличению концентрации соляной кислоты в растворе, что имеет негативное влияние на ресурс.
Интенсивность испарения имеет зависимость от таких параметров, как расходные материалы, применяемые для сборки батарей, пригодность и актуальность оборудования, на котором они производятся. Низкая плотность может возникать из-за наличия короткого замыкания внутри корпуса при соприкосновении пластин, обрывов и слишком низкого уровня остаточного заряда.
Известно, что снижение объёма воды, которая должна быть внутри, негативно влияет на работу АКБ. Её избыток тоже может приводить к неприятным последствиям. Так, перелив через край смеси приводит к серьёзной коррозии корпуса и окружающих деталей, разрушению контактных клемм и сильной растворённости электролитической жидкости.
Рекомендуем: Титан Арктик: высококачественные автомобильные аккумуляторы titan
Спиртометр своими руками
Однако, если нет возможности или желания купить такой прибор, то можно сделать его своими руками. И можно с уверенностью сказать, что самодельные спиртометры немногим уступают заводским приборам.
Из шариковой ручки
Для изготовления такого прибора понадобятся:
- футляр от шариковой ручки (самой простой) не больше 14-сантиметров длины;
- пластиковая емкость от капель для носа и мелкая дробь (также можно использовать мелко нарезанную стальную проволоку или мелко нарубленный свинец, для утяжеления).
Далее делается следующее:
- Отрезается нижняя часть ручки на полсантиметра.
- Для того чтобы футляр ручки проще вошел в горлышко пузырька для капель, его нужно подержать в горячей воде.
- Футляр от ручки аккуратно вкручивается в горлышко пузырька.
- Заготовка опускается в емкость с теплой водой и через верхнее отверстие загружается утяжелитель до тех пор, пока она не погрузится в воду на полтора–два сантиметра от горлышка. Делается отметка на футляре (это будет 0).
- Аккуратно закапывается клей внутрь, чтобы зафиксировать утяжелитель и плотно закрутить колпачок.
- Погружается спиртометр в емкость с 40-градусной водкой. Ставится метка 40.
- Линейкой нужно отмерять расстояние от 0 до 40 и разделить на 40. Это показание будет соответствовать одному градусу.
- С помощью полученных данных формируется шкала. Спиртометр готов.
Спиртометр из рыбацкого поплавка
Чтобы сделать спиртометр из рыбацкого поплавка нужно:
- Взять поплавок с длинным шестиком. При необходимости на нижнюю часть прикрепить грузик для погружения поплавка на нужный уровень.
- Опустить его в воду комнатной температуры, поставить отметку, которая будет равняться нулю.
- В глубокую емкость налить водку 40 градусов, опустить туда поплавок и также поставить отметку. И по принципу спиртометра из шариковой ручки сформировать шкалу.
Спиртометр из пробирки
Для изготовления такого прибора понадобятся:
- пробирка;
- утяжелитель;
- пробка для пробирки и деревянный стержень 12–15 сантиметров.
Последующие действия такие:
- В пробирку необходимо загрузить утяжелитель таким образом, чтобы она оказалась полностью погруженной в жидкость, но не уходила на дно, а плавала возле поверхности.
- Зафиксировать утяжелитель клеем.
- Закрыть пробирку пробкой и в пробку вставить деревянный стержень.
- По принципу изготовления вышеуказанных приборов нанести шкалу на стержень.
В заключение можно сказать, что самодельные спиртометры практически ничем не уступают заводским приборам отечественного производства. К тому же исправно работают, в отличие от китайских аналогов, которые с завидным постоянством грешат неточностью своих показаний. А каким прибором пользоваться, решать только вам.
Как проверить плотность электролита аккумулятора ареометром
Перед тем, как измерять плотность аккумулятора с помощью ареометра, нужно соблюсти несколько важных требований – от этого будет зависеть точность измерений:
- АКБ должна быть полностью заряженной;
- после зарядки необходимо выждать несколько часов и только после этого приступать к процедуре;
- полученные показания ареометра нужно подкорректировать, исходя из температуры электролита: точными они будут, если температура жидкости составляет 27ºС, при понижении или повышении на 6 градусов следует отнимать или приплюсовывать 0,004 единицы плотности;
- перед откручиванием пробок тщательно протрите корпус батареи от загрязнений, чтобы они не попали в электролит – это может сильно уменьшить ресурс аккумулятора.
А теперь рассмотрим алгоритм, как пользоваться ареометром для аккумулятора, он несложен даже для новичков:
- собираем ареометр, присоединив снизу пипетку и разместив в колбе денсиметр;
- опускаем пипетку поочерёдно в каждую из банок, надеваем на другой конец колбу в сжатом состоянии, отпускаем её, засасывая электролит в трубку;
- набирать жидкость нужно так, чтобы ареометр свободно плавал и при этом не упирался верхней частью в грушу;
- после того, как прибор погрузится в электролит на определённую глубину, ждём несколько секунд, чтобы он успокоился (перестал колебаться в вертикальной оси), и замеряем показания на шкале ареометра в точке её пересечения с жидкостью.
Мы уже отмечали, что для исправного заряженного АКБ нормальным значением плотности электролита является 1.27 г/см3. Если оно выше – значит, в растворе слишком высокая концентрация более тяжёлой серной кислоты, и тогда её нужно разбавить дистиллированной водой (продаётся в аптеках). Если наоборот – увеличиваем плотность, добавляя кислоту. Есть и другой способ – приобрести готовый электролит и залить его, предварительно изъяв такое же количество разбавленного раствора кислоты.
Некоторые разновидности совмещают в себе несколько шкал и позволяют определять таким ареометром не только плотность аккумулятора, но и, например, показатель плотности тосола
Это может пригодится в северных регионах страны, поскольку по плотности антифриза можно вычислить температуру его замерзания (кристаллизации), а в условиях сильных морозов знать характеристики тосола чрезвычайно важно
После использования тщательно промойте ареометр, желательно несколько раз и по возможности – дистиллированной водой. Так вы сможете продлить жизнь прибора.
Напоследок – несколько рекомендаций, как правильно пользоваться аккумуляторным ареометром:
не пренебрегайте соблюдением правил техники безопасности
Известно немало случаев, когда неаккуратное обращение с электролитом заканчивалось химическими ожогами, а если электролит попадёт на одежду – её можно будет выбрасывать;
при закачивании электролита в колбу делайте это очень осторожно, стараясь, что ареометр не соприкоснулся со стенками стеклянного корпуса. Иначе он может прилипнуть к стенкам, что исказит показания прибора;
осторожность следует проявлять и при измерении плотности тосола – некоторые производители включают в его состав ядовитое вещество этиленгликоль вместо пропиленгликоля.
Знание правил, как пользоваться ареометром для АКБ, позволит вам производить подобные замеры самостоятельно, без посещения автосервисов, где эта процедура платная. И если вы будете делать это регулярно, при необходимости корректируя значение плотности электролита, можете быть уверенными – ваша аккумуляторная батарея прослужит вам не меньше заявленного производителем срока.
Как замерить плотность в аккумуляторе
Как видно из конструкции классического ареометра – денсиметра, замерить плотность электролита прямо в секции автомобильного аккумулятора им практически невозможно – прибор просто некуда опускать. Как быть? Сливать рабочую жидкость, имеющую в своем составе серную кислоту с батареи весом в 15 кг для измерения, занимающего минуту времени? Нет, кончено! Практически любой автомобильный ареометр комплектуется специальной колбой с грушей и наконечником для забора электролита:
Автомобильный ареометр имеет в своем составе специальный разборный «шприц»
Но прежде чем заняться работой с ареометром, необходимо подготовить рабочее место и запастись некоторыми принадлежностями, среди которых:
- резиновые перчатки;
- защитные очки;
- резиновый фартук;
- емкость с водой;
- раствор пищевой соды;
- ветошь.
Сам аккумулятор необходимо установить на устойчивый стол или верстак и обеспечить хорошее освещение. Если решено проверить плотность электролита, не вынимая батарею из авто, то нужно как минимум обеспечить моторный отсек светом. Возможно, кто-то посчитает, что защитных средств перечислено с избытком, а работать можно стоя на коленках в позе «Зю». Это абсолютно ошибочное мнение, поскольку серная кислота – исключительно едкая и опасная жидкость. Несмотря на то, что кислота в батарее не концентрированная, лишь одной капли электролита, попавшей в глаз, достаточно для того, чтобы гарантированно потерять зрение. И это не говоря уже о таких «мелочах», как испорченная одежда и глубокие ожоги кожи.
Итак, все приготовлено, а автомобильный ареометр собран:
Плотномер в сборе
Прежде всего, необходимо тщательно протереть корпус аккумулятора от пыли. Если вокруг пробок есть потеки, то лучше использовать тряпку, смоченную в растворе соды. Далее отвинчиваются пробки во всех секциях. После нажатия на грушу наконечник прибора погружается в секцию до упора и груша медленно отпускается. Поднявшийся в колбу электролит заставит поплавок ареометра всплыть. Теперь достаточно посмотреть, на какой отметке шкалы находится уровень электролита:
Рекомендуем: Особенности корейских автомобильных аккумуляторов
В этой секции плотность электролита составляет 1.2 кг/м. куб.
Если для измерения используется многопоплавковый индикатор, то действия проводят в том же порядке, но плотность электролита определяют по количеству всплывших поплавков, ориентируясь по шкале, нанесенной на корпус устройства:
Плотность электролита в секции примерно 1.23 кг/м. куб.
После окончания работ шприц разбирается, а все части его промываются в большом количестве проточной воды и просушиваются. Поскольку многопоплавковый индикатор чаще всего неразборный, он просто промывается проточной водой, в том числе и изнутри.
Зависимость плотности от состояния АКБ
Вам будет интересно:Как использовать телефон как модем для компьютера?
В реальном аккумуляторе это величина непостоянная, сильно зависящая от степени его заряженности. Чем больше разряжена батарея, тем ниже плотность ее электролита. Причина тому — химические реакции, протекающие в аккумуляторе. При разряде часть серной кислоты превращается в сульфат свинца, массовая доля воды увеличивается, значит, плотность падает. Заряд батареи характеризуется обратным процессом. Таким образом, по плотности косвенно можно судить о состоянии батареи на данный момент. Чем она выше, тем больше напряжение на клеммах АКБ. Правда, не всегда высокая плотность – это хорошо. Иногда из-за неисправности электрооборудования, повышается напряжение бортовой сети, и батарея начинает кипеть. Испаряется в первую очередь вода, значит, увеличивается процент содержания кислоты. Если ареометр для электролита, показывает, что плотность больше чем 1.35, значит нужно принимать срочные меры. Высокое содержание кислоты, вызывает осыпание активного слоя пластин батареи. Процесс этот необратимый и обязательно приведет к сокращению срока службы аккумулятора.
Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА
Жизнь программиста и интересные обзоры всего. Подпишись, чтобы не пропустить новые видео.
Как правильно пользоваться ареометром
От плотности и концентрации электролита зависит работоспособность аккумулятора автомашины и важно проверять и регулировать этот параметр своевременно. Аккумулятор автомобиля это источник тока с гальваническими реакциями
Электролитом служит раствор кислот и щелочей определенной плотности. Нормативные показатели колеблются от 1,22 до 1,29 грамма/см3 при температуре от 20 до 30 °С
Аккумулятор автомобиля это источник тока с гальваническими реакциями. Электролитом служит раствор кислот и щелочей определенной плотности. Нормативные показатели колеблются от 1,22 до 1,29 грамма/см3 при температуре от 20 до 30 °С.
Уменьшение плотности на 0,01 грамма/см3 говорят о разрядке аккумулятора на 5-6 %. При зарядке она поднимается до нормы. При многочисленных перезарядках плотность жидкости изменяется и необходима ее корректировка. Ее производят, доливая дистиллированную воду или кислоту с промежуточными измерениями.
Плотность — это масса серной кислоты, перемешанной с водой по отношению к целому объему раствора, то есть уровень закисленности смеси. По закону гидростатики при погружении тела в жидкость его вес равен массе вытесняемого объема жидкости. По этому принципу действует ареометр, он с аккуратностью устанавливает кислотность смеси в граммах/см куб.
Замерить плотность жидкости в аккумуляторной батарее несложно, но это требует опрятности и внимания.
Пошаговое руководство по измерению плотности электролита в аккумуляторной батарее
- Измерять плотность электролита аккумулятора можно, если со времени его зарядки миновало около 6 часов. Необходимо вывернуть все заглушки аккумуляторных ячеек.
- Взять прибор и спустить вертикально в ячейку аккумулятора. Прибор выглядит, как стеклянная колба, в которой имеется поплавок – ареометр со шкалой, а на окончании прибора резиновая груша для отбора электролита. Набираем некоторое количество кислоты, чтобы ареометр плавал без затруднений. Смотрим на шкалу, снимаем показания. У электролита с большой плотностью поплавок плавает выше. Единица замера плотности – килограмм на кубический дециметр, литр.
- Смотрим показания. Плотность должна быть около 1,24 килограмма на литр. Различие замеров в остальных аккумуляторных ячейках составляет 0,03 килограмма на литр. При низкой плотности требуется подзарядить аккумулятор.
- При нормальных показаниях завинчиваем заглушки. Необходимо применять оригинальные заглушки с прокладками.
- Если показания прибора не в норме, меняем аккумулятор.
Техника безопасности
При работе с электролитом необходимо придерживаться критериев безопасности. Следует облачиться в защитных перчатки, очки, одежду и обувь. Необходимо не допускать попадания электролита на раскрытые части тела и в глаза. Все действия необходимо проводить в тепле, в вентилируемом помещении, так как выделяется токсичный газ.
При попадании кислоты в глаза или на кожу необходимо в изобилии промыть водой. Если тяжёлый ожог, то нужно выпить максимум теплой воды, принять анальгин. После этого надо быстро направиться в лечебное учреждение. Если кислота угодит на одежду, то её необходимо выкинуть. При работе с антифризом нужно тоже соблюдать меры безопасности. Пробку радиатора открывают только лишь после совершенного охлаждения жидкости для предупреждения ее выброса и получения ожогов.
После использования ареометр промывают в проточной воде. При соблюдении этого условия прибор проработает не один десяток лет.
Популярные модели ареометра
Производители предлагают различные виды приборов, разнящиеся стоимостью, внешним видом и функциями.
- Sparta 549125. Модель компактных габаритов с крепким стеклянным корпусом и незначительной ценой.
- SKYBEAR 623000. Недорогой китайский аналог, неплохая вещь за маленькие деньги.
- Орион АР-02. Для электролита отечественного производства (НПП Орион г. Санкт-Петербург). Емкость изготовлена из стекла, поплавок к ней иногда пристаёт, что заставляет понервничать при измерениях.
- Рефрактометр (цифровой ареометр). Для профессионального применения. Измеряют характеристики всевозможных жидкостей, в том числе, кислотность электролита и температуру тосола. Дорогостоящая модель, но очень удобно настраивается по дистиллированной воде.
С помощью ареометра можно получить определенные данные о состоянии аккумуляторной батареи. Требуется следить за плотностью электролита. Уровень и плотность электролита — это важные параметры для хорошей работы аккумулятора.
Как пользоваться ареометром
Пользоваться прибором очень легко. Чтобы определить необходимый параметр, поплавок помещают в емкость с раствором. Он должен успокоиться, что даст максимально точный показатель.
В случае работы с опасными жидкостями данная процедура должна происходить по-особенному. Так как от плотности и концентрации кислоты в электролите зависит исправная работа аккумулятора, периодически нужно проводить проверку этих параметров при помощи ареометра (о том, какими способами можно продлить срок службы АКБ, читайте в отдельной статье).
Показатель плотности электролита в аккумуляторах должен быть в пределах 1,22-1,29 гр/см3 (зависит от климата, в котором эксплуатируется автомобиль). Некоторые модели АКБ оснащены смотровым окошком, в котором помещен индикатор заряда. Его показатели:
- красный цвет – уровень электролита упал, требуется восполнить объем (при этом заряда еще может хватать, чтобы стартер смог раскрутить маховик);
- белый цвет – аккумулятор разряжен приблизительно на 50%;
- зеленый цвет – источник питания имеет достаточный заряд.
Эти показатели помогут определить, можно ли использовать источник питания для работы энергоемкого оборудования, например, аудиосистемы (как правильно подключить автомобильный усилитель, описано здесь).
Периодическое обслуживание источника питания поможет определить, нужно долить в него дистиллят или АКБ нуждается в подзарядке. В обслуживаемых аккумуляторах замеры производятся автомобильным ареометром. Вот небольшая инструкция, как им правильно пользоваться.
Пошаговая инструкция проведения измерений
Перед измерением технической жидкости важно убедиться, что ее температура соответствует требованиям для данной процедуры. Производители рекомендуют проводить замеры при температуре в пределах +20 градусов (не окружающей среды, а проверяемой среды)
Плотность одной и той же жидкости изменяется при разных показателях термометра, поэтому для устранения неточностей необходимо придерживаться данной рекомендации.
Для простоты замеров некоторые современные модификации оснащены термометром для определения температуры жидкости. чтобы можно было точно определить, соответствует ли жидкость нужным параметрам, иногда на шкале (или в технической документации прибора) указываются поправка с учетом нестандартной температуры.
Процедура выполняется в следующей последовательности:
- нужно убедиться, что с момента последней зарядки прошло не менее шести часов;
- выкручиваются все пробки батареи;
- поплавок (ареометр) вставляется в большую колбу, сверху надевается груша, а с другой стороны – пробка с зауженным горлышком;
- прежде чем опустить резиновый наконечник в электролит, полностью сжимается груша;
- пипетка погружается в жидкость, груша разжимается;
- объема электролита должно быть столько, чтобы поплавок внутри колбы свободно плавал и не прикасался к стенкам колбы;
- после считывания показателей электролит плавно возвращается в банку аккумулятора, пробки закручиваются.
Для лучшей сохранности ареометр необходимо вымыть водой. Это предотвратит образование внутри колбы налета, который может повлиять на точность замеров в последующем.
Безопасность при замерах
Технические жидкости в автомобиле нередко токсичны и при длительном контакте с кожей могут ее повредить (особенно в случае с кислотным раствором), поэтому при работе с ними важно придерживаться техники безопасности. Вот что должен помнить каждый автомобилист:
во избежание контакта кислоты с кожей рук, необходимо использовать резиновые перчатки;
в процессе работы аккумулятора вода из него может испаряться (касается обслуживаемых модификаций), поэтому, откручивая пробки, нужно быть аккуратным, чтобы не вдохнуть кислотные пары;
при работе с аккумулятором категорически запрещается курить и использовать любой источник открытого огня;
замеры важно проводить в хорошо проветриваемом помещении;
работа с опасными жидкостями не терпит спешки (из-за невнимательности электролит может попасть на кузов автомобиля и разъесть металл).
Типы устройств
Так как жидкие вещества имеют свою плотность, то и ареометры калибруются под каждую из них в отдельности. Если использовать прибор не по назначению, его показатели нельзя будет считать правильными.
Помимо веса грузика, откалиброванного под соответствующую жидкость, в приборе может быть три разновидности шкалы:
- Для определения плотности вещества;
- Для замера процента содержания в среде примесей;
- Для определения процента растворенного в воде (или другой основе) дополнительного вещества, например, количества серной кислоты в дистилляте для приготовления электролита.
Внешне все ареометры похожи друг на друга и работают по одному принципу, однако каждый из них калибруется под свою среду и под конкретные параметры.
Подобные устройства применяются для замеров показателей:
- Процента содержания спирта;
- Концентрации сахара или соли;
- Плотности кислотных растворов;
- Жирности молока;
- Качества нефтепродуктов.
Каждая модификация ареометра имеет соответствующее название.
Спиртометр
Позволяет измерить крепость алкогольного напитка. В этом случае его шкала покажет процент содержания спирта в напитке. Стоит учесть, что такие приборы не универсальны, а тоже откалиброваны под отдельные категории напитков.
Например, для замера водки, ликера и других крепких напитков используются ареометры, градуировка которых находится в пределах 40 градусов. В случае с вином и другой слабоалкоголкой используются более точные колбы.
Ареометр для нефтепродуктов
Данная категория приборов предназначена для измерения качества бензина, керосина, солярки и других нефтепродуктов. Устройство позволяет определить наличие примесей, которые снижают качество горючего.
Их используют не только на промышленных предприятиях. Рядовой автомобилист тоже может приобрести такой прибор, чтобы легче было определить, на какой заправке стоит заправлять свой автомобиль.
Сахарометр
Рефрактометры применяются в пищевой промышленности в основном на предприятиях, занимающихся приготовлением соков. Прибор позволяет проверить спелость фруктов. С его помощью измеряется концентрация сахара в исследуемой среде.
Автомобильный ареометр
Автомобилисты используют ареометры для измерения плотности антифриза и электролита. Реже используются для измерения тормозной жидкости и бензина. В случае моделей для проверки кислотных жидкостей прибор немного видоизменен.
Дополнительно он имеет большую полую колбу, внутри которой помещен стеклянный поплавок с соответствующей шкалой. С одной стороны такой прибор заужен (или с резиновой насадкой по типу пипетки), а с другой на него надета резиновая груша для отбора порции электролита.
Такая конструкция является самой безопасной, так как контакт кислотосодержащих и токсических веществ с кожей нежелателен. Большинство моделей для автомобилей универсальны и используются при измерении плотности разных жидкостей.
Так как поплавок в отдельной среде погружается на свою глубину, на разных уровнях шкалы нанесены параметры, соответствующие для конкретной жидкости.
Помимо перечисленных выше модификаций, ареометры также применяются в медицине (для замеров плотности некоторых биологических материалов человека), в кулинарии, пищевой промышленности (например, лактометр измеряет жирность молока, а солемер помогает определить пригодность воды для пищевых целей и ее жесткость), а также на предприятиях, выпускающих химическую продукцию.
Примеры популярных моделей ареометров
Это достаточно дешёвые и широко распространённые приборы – нет смысла заниматься сравнением брендов и производителей. Простота применения любого ареометра, который вы сможете найти в сетевых магазинах по названию или артикулу, будет примерно одинаковой.
Актуальные модели:
- SPARTA 549125 – простой и дешёвый прибор, ничего лишнего, подойдёт для редкого использования.
- Rockforce RF-9G4005A – по функционалу схож с предыдущим вариантом, но исполнен лучше, с использованием более качественных материалов, меньше подвержен износу.
- AUTOPROFI АКБ BAT/TST-118 – более продвинутая модель с автоматической шкалой и стрелкой, без поплавка.
Инструкция: как правильно проверить плотность
- Первым делом начать нужно со сборки самого прибора. Поплавок помещается в стеклянную колбу, с одной стороны которой надевается груша, а с другой наконечник и пробка.
- Далее следует набрать жидкость в колбу. Сжать грушу, постепенно ослабляя хватку. Результатом должен стать спокойно плавающий в жидкости в вертикальном положении поплавок.
- Считать значение по шкале, в том месте, где прибор соприкасается с жидкостью.
- Конечным пунктом станет обязательная промывка устройства. Это не позволит ошибаться показаниям при дальнейшей эксплуатации прибора.
Нельзя игнорировать меры осторожности в обращении с электролитом, так как серная кислота опасна для здоровья!
Плотность электролита, в качестве которого используется раствор серной кислоты, в АКБ измеряется в г/см3. Она зависит от концентрации самого раствора, а также от степени заряда аккумулятора, так как при разрядке батареи некоторое количество серной кислоты перемещается в пластины и плотность снизится.
По этой причине плотность АКБ необходимо измерять при температуре около 25 °С и с полным зарядом аккумулятора. В новой заряженной батарее она должна составлять 1.28±0.01 г/см3. В зависимости от климата и сезона, показания могут меняться. Нормативные показатели плотности кислот и щелочей, используемые в качестве электролита, составляют от 1,22 до 1,29 г/см3 при температуре от 20 до 30 °С.
Читать также: Посадочные диаметры пильных дисков
По мере разрядки аккумулятора плотность будет снижать показания. При разряде АКБ в половину показательно плотности будет около 1.20±0.01 г/см3. При полной разрядки плотность составит не более, чем 1.10±0.01 г/см3.
Плотность снижает показатели на 0,01 г/см3 от нормы, когда аккумулятор разряжен на 5 процентов. Частая подзарядка может навредить работе устройства, поэтому нормализовать плотность жидкости можно при помощи дистиллированной воды.
Одной из разновидностей ареометра для автомобилистов является прибор с набором поплавков разной массы и с идентичным объемом в стеклянном сосуде. Каждый из них оснащен одной меткой. Принцип этого механизма в том, что поплавок с наиболее близким значением всплывет, когда как остальные утонут.