Что нужно знать о балансировке колес

    3
    0

    Что такое балансировка колес и для чего она нужна


    Под балансировкой подразумевают совмещение геометрического и фактического центров масс колеса. Если говорить простым языком, то геометрический центр масс – это теоретическая ось, проходящая через центральное отверстие. На практике, фактический центр масс практически никогда не совпадает с центральной осью, а находится на некотором удалении от нее. Дистанция между этими двумя точками называется эксцентриситетом. Несовпадение обуславливается тем, что толщина шины в различных областях может быть разной, кроме этого дополнительный вес имеет золотник, да и сам диск имеет незначительные отличия в весе.

    При вращении возникают моменты инерции, которые мешают равномерному движение по окружности создавая радиальное и торцевое биения. Величина момента инерции зависит от неуравновешенной массы и расстояния до геометрической оси. Единственный способ избавиться от дисбаланса – уравновесить свободную массу, совместив при этом оси вращения и центр масс.

    Исходя из вышеописанного можно смело утверждать, что главная задача балансировки колес – устранение радиального и торцевого биения за счет компенсации массы путем добавления специальных грузиков или каким-либо другим способом.

    Последствия дисбаланса колес:

    1. Неравномерный износ шин, в связи с чем не только ухудшается управляемость и падают динамические свойства авто, но и существенно повышается износ самих покрышек.
    2. Увеличение нагрузок на детали и узлы подвески. Как правило, первыми из строя выходят ступичные подшипники, которые из-за дисбаланса колеса испытывают колоссальные радиальные нагрузки. Неисправный подшипник может заклинить в любой момент, что особенно опасно на большой скорости. Также недолго проживут и рулевые наконечники.
    3. Возникают неприятные шумы и вибрации, которые передаются на руль, как следствие ухудшается управляемость и существенно падает уровень комфорта. Ехать на автомобиле с вибрирующим рулем – сущее наказание.

    Как часто проводить балансировку?

    Следует отметить, что балансировку нужно проводить даже при покупке новых дисков, так как нередки случаи, когда новое изделие имеет существенный дисбаланс. Также проверку отсутствия радиального и торцевого биений следует проводить каждые 10-15 тысяч километров. Однако, если во время указанного периода возникли какие-либо экстренные ситуации, например, был наезд на бордюр или же колесо попадало в яму на скорости, обязательно нужно сделать внеплановую проверку как можно скорее.

    Балансировка турбокомпрессоров

    При ремонте турбокомпрессора обязательный этап – балансировка. Когда турбину просто разбирают, уже значительно нарушается баланс. При операциях с ротором и валом без этой процедуры и вовсе не обойтись. Разбалансированная деталь моментально выйдет из строя.

    При проведении профессиональной балансировки турбокомпрессора понадобится специальный станок.

    На первом этапе вал с колесом турбины вращают со скоростью 9000 об/мин. От качества проведения этой части операции зависит эффективность всей балансировки детали.

    Следующий этап – балансируют ротор в сборе на той же частоте вращения. Затем собирают картридж турбины и проверяют, не попала ли грязь или посторонние предметы. После его подключают к стенду и воссоздают рабочие параметры эксплуатации.

    На третьем этапе ротор турбины балансируют в двух плоскостях на сниженных до 4000 об/мин оборотах, а картридж проверяют на утечку масла.

    Последний этап – добалансировочный. Его выполняют на максимально высоких оборотах.

    По завершению процедуры масляные каналы детали закрываются заглушками, препятствующими попаданию пыли.

    Балансировку турбокомпрессора нужно проводить у сертифицированных специалистов, тогда деталь прослужит весь срок эксплуатации.

    Основные ошибки

    Частые ошибки при балансировке:

    • Балансировка сильно загрязненного диска или шины, при которой вес грязи (которая впоследствии может отвалиться или смыться) влияет на баланс колеса. Более того, если устанавливались грузы на липкой основе на плохо очищенную поверхность диска, то они с большой вероятностью отвалятся при движении.
    • Забыли снять старые балансировочные грузы, установив новые. Это приводит к тому, что приходится устанавливать еще более тяжелые грузы в противовес тем, что не удалили.
    • Не «посадили» нормально шину на диск. Т.е. при установке плохо смазали борт шины специальным раствором (или вовсе не смазали) и она под силой давления воздуха изнутри не «села» на свое место на диске. Это одна из самых распространенных ошибок шиномонтажников, когда они уверяют, что шина плохая и не балансируется. Снаружи колеса это не всегда бывает видно, но, как правило, проблема решается временным увеличением давления в шине.

    Если вес грузов слишком значителен (для легкового автомобиля более 70 граммов), то имеет смысл обратно осадить шину на диск и провернуть ее относительно диска. Часто этот способ помогает заметно снизить вес грузов.

    Некоторые производители шин ставят на покрышку цветную метку (краской) на самом легком месте шины. При монтаже нужно размещать эту метку у ниппеля, чтобы использовать меньше грузиков (подробнее о цветной маркировке шин на странице «Маркировка шин»).

    Внимание!

    После того, как в шиномонтажной мастерской вам сделали балансировку колес, обратите внимание, как установлены балансировочные грузы. Они ни при каких случаях не должны далеко стоять друг от друга на одной стороне диска

    Это явная ошибка балансировки. Весь вес грузиков должен быть сконцентрирован в одном месте с каждой стороны. А так же убедитесь, что грузики не цепляются за тормозные механизмы или детали подвески.

    Балансируем колеса самостоятельно

    Дисбаланс колес автомобиля с неприятными вибрациями, ощутимыми на рулевом колесе, возникает по причине неуравновешенных вращающихся элементов — шин, ступиц, тормозных барабанов и т.д. Вибрация снижает срок эксплуатации деталей, приводит к поломкам, ухудшает управляемость автомобилем. Справиться с ситуацией поможет балансировка колес.

    Виды дисбаланса колеса автомобиля

    Статический дисбаланс — приводит к вертикальным вибрациям колеса (снизу вверх), вызван наличием тяжелых и легких участков в резиновом протекторе. Динамический дисбаланс — приводит к раскачиванию колеса в разные стороны, вызван неравномерным распределением веса на боковинах шин. Для устранения дисбаланса легкие участки колеса утяжеляются с помощью балансировочных грузиков до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие и плавный ход колеса.

    Какие бывают балансировочные грузики, места крепления грузиков на колесном диске

    Балансировочные грузики бывают двух типов — обычные (набивные) и самоклеящиеся (см.фото). Набивные грузики — имеют дугообразную форму, крепятся на край обода диска, их масса может быть значительной (для колес грузовых автомобилей). Набивные грузики подходят для стальных и легкосплавных дисков.

    Самоклеящиеся грузики — маловесные элементы прямоугольной формы, которые, как понятно из названия, приклеиваются к внутренней стороне обода диска. Самоклейки подходят для «деликатных» хромированных дисков, которые можно поцарапать навесными грузиками.

    Балансировать колеса самостоятельно или на СТО?

    На этот вопрос каждый автомобилист даёт свой ответ. Конечно, балансировка на станции техобслуживания — это удобство и качество. Но, ради экономии денег на что только не идут наши люди! Тем более, что при желании, любой человек, хоть немного разбирающийся в устройстве колес, сможет отбалансировать их самостоятельно.

    Конечно, нужно сразу сказать, что по результату «кустарная» балансировка будет уступать работе, проведенной на специальном стенде специалистом-балансировщиком. Тем более, в домашних условиях вы не сможете выполнить так называемую «финишную балансировку», когда балансируется не колесо в отдельности, а весь узел колеса в сборе. Тем не менее, результаты самостоятельной балансировки могут быть вполне приемлемые для автомобилей, не претендующих на название «суперскоростных».

    Порядок балансировки колеса своими руками

    Итак, для собственноручной балансировки колеса выполните следующие действия:

    • Приподнимите домкратом часть машины, так, чтобы балансируемое колесо могло вращаться на оси, не касаясь земли.
    • Расшплинтуйте гайку ступицы колеса и ослабьте её, открутив на 2-3 оборота. Таким образом, колесо будет вращаться свободно, без усилий.
    • Уменьшите давление воздуха в шинах и вытащите набивные балансировочные грузики, а также открепите самоклеящиеся грузики, если они есть.
    • Далее нужно несколько раз повернуть колесо по часовой стрелке, фиксируя в разных положениях и отпуская его. Если имеем дисбаланс, то колесо будет отклоняться от того положения, в котором вы его оставили. Проделайте такую процедуру несколько раз и заметьте место, в котором колесо останавливается, приходя в равновесие. Если это одно и то же место, сделайте отметку мелом по верху колеса.
    • Проделайте то же самое, но вращая колесо против часовой стрелки, и также сделайте отметку мелом на верху шины. Обычно эти отметки не совпадают.
    • В результате, можно будет считать, что самое легкое место колеса находится где-то посередине между этими двумя отметками. Отметьте также и его. Установите в этой самой легкой точке колеса балансировочный грузик весом 30 грамм и опять вращайте колесо вышеописанным способом.
    • Если после остановки колеса грузик все время оказывается в нижнем положении, замените его более лёгким.

    Если у колеса не осталось выраженного тяжелого или легкого участка — оно останавливается в любом случайном положении, то балансировку можно считать успешно оконченной.

    Если вес грузика недостаточен, замените его более тяжелым грузиком или несколькими. Устанавливая несколько грузиков, расположите их примерно на равном расстоянии друг от друга в пределах меток, обозначающих легкое место колеса. Так будет достигнуто наилучшее равновесие.

    Во избежание динамического дисбаланса, ставьте грузики как с внутренней, так и с наружной стороны диска.

    После завершения балансировки, накачайте шину до необходимого давления. Остальные колеса балансируются по тому же принципу.

    Основные положения балансировки роторов

    Балансировка ротора на станке – это операции совмещения осей вращения и инерции ротора, определяемых и контролируемых при вращении ротора, установленного на балансировочный станок.

    Балансировка ротора на месте эксплуатации агрегата (балансировка на месте) – это операции снижения вибрации агрегата на частоте вращения ротора путем установки балансировочных масс на вращающиеся части в доступные плоскости коррекции. Балансировка на месте может выполняться с целью обеспечения требуемой вибрации либо для одного (типового) режима работы агрегата (по частоте вращения, нагрузке и т.п.), либо для нескольких, предварительно определяемых режимов его работы.

    В идеальном случае – при вращении неуравновешенного ротора на балансировочном станке – на него действуют только центробежные силы с частотой его вращения из-за смещения оси инерции относительно оси вращения. Характеризуется неуравновешенность ротора величинами эксцентриситета е или дисбаланса me, где m- масса ротора. Поскольку неуравновешенность ротора может представлять собой сумму статической и моментной составляющей, см. рис. 12.2. количественные характеристики неуравновешенности могут делить на две составляющие с привязкой к каждой плоскости коррекции или опоре вращения ротора.

    Рис.12.2. Виды неуравновешенности ротора — статическая, моментная, динамическая. Тяжелые точки ротора затемнены, легкие точки ротора (места установки балансировочных масс) указаны кружками с цифрами.

    Жесткость ротора (или его вала, или подшипников) конечна, и при вращении центробежная сила деформирует его, создавая дополнительный дисбаланс, который суммируется с начальным дисбалансом и растет с ростом частоты вращения ротора. Существует, однако, скорость вращения ротора, называемая критической, после которой направление дополнительного дисбаланса ротора меняется на противоположное. В этом случае суммарный дисбаланс ротора резко уменьшается, ротор начинает вращаться вокруг оси инерции, но геометрическая ось сохраняет деформацию, т.е. вал «бьет» в подшипниках на величину начального эксцентриситета. Этот эффект называется автобалансировкой ротора и используется при проектировании высокооборотных машин для снижения вибрации на рабочей частоте вращения. При этом необходимость балансировки гибкого ротора сохраняется, а ее задачей становится снижение боя вала в подшипниках Ротор таких машин называется гибким, причем ротор всегда относится к гибким, если его критическая частота вращения ниже, чем 1,25 от рабочей частоты его вращения.

    Эффект автобалансировки ротора используется и в наиболее распространенных зарезонансных балансировочных станках в которых устанавливаются опоры вращения низкой жесткости. В таких станках задачей балансировки на закритических частотах вращения является снижение «боя» вала в каждой из опор. Однако при такой балансировке гибкого ротора, как жесткого, не решается ряд вопросов его балансировки на скоростях вращения, близких к критическим.

    Если начальный дисбаланс статический, то и дополнительный из-за прогиба вала – также статический (рис 12.3.), и он начнет компенсироваться после первой критической скорости, при моментном дисбалансе автобалансировка начнется после второй критической скорости, которая выше первой приблизительно в 4 раза. Проектируют же роторы высокооборотных машин обычно так, чтобы первая критическая скорость была ниже частоты вращения ротора, а вторая – находилась посередине между первой и второй гармониками частоты вращения. Таким образом, соотношение между статическим и моментным дисбалансом начинает зависеть от частоты вращения ротора. Соответственно, даже на балансировочных станках при динамической балансировке таких роторов возникают трудности, которые при балансировке на месте достаточно просто преодолеваются только при использовании многоканальных виброизмерительных систем, специальных алгоритмов диагностики и программ балансировки роторов многорежимных механизмов.

    Рис.12.3.  Форма прогиба ротора на первой и второй критических скоростях вращения

    Как часто делать балансировку колес

    Данным вопросом задается множество владельцев автомобилей. Однако однозначного ответа здесь нет, частота балансировки зависит от ряда факторов.

    Специалисты рекомендуют делать эту операцию в случае:

    • сезонной замены шин;
    • установки новых шин;
    • установки новых дисков;
    • приобретения подержанного автомобиля;
    • ремонта подвески;
    • обнаружения биения руля;
    • достижения очередных 10000-15000 км пробега;
    • неравномерного износа шин;
    • разрушения или нарушения геометрии колесного диска.

    Возникающий дисбаланс бывает двух видов:

    1. Статический

      Из-за смещенного центра тяжести происходит неравномерное распределение веса колеса в процессе его вращения. При этом создается эффект маятника.

      Визуально определить это смещение можно, поместив автомобиль на подъемник и раскрутив проблемное колесо вручную. Вращение в этом случае будет недолгим.

      Для устранения статического дисбаланса делают свинцовые грузики, которые устанавливаются в местах, определяемых на специальном балансировочном станке.

    2. Динамический

      Во время вращения колеса оси вращения и инерции полностью разобщаются в следствие неправильного распределения массы. Такой тип дисбаланса также можно наблюдать визуально: колесо вращается «восьмеркой».

      Динамический дисбаланс устраняется свинцовыми грузами, укрепляемыми изнутри и снаружи колесного диска.

      После устранения статического и динамического дисбаланса необходимо делать контрольную балансировку. Данная финишная процедура устраняет возможные недостатки, которые не были устранены на предыдущем этапе. Процедура позволяет определить место крепления груза с повышенной точностью. 

    Как часто надо делать балансировку

    Резкие удары по колесу, которые происходят при попадании в яму или в результате столкновения со встречными камнями могут смещать балансировочные грузики со своих мест. Как было сказано выше, зимой под давлением мойки могут отлетать и клеящиеся балансиры.

    Агрессивная спортивная манера вождения, когда машина входит в повороты на большой скорости, резко ускоряется и оттормаживается также быстро изнашивает резину (а часто еще и неравномерно). При износе изначальная балансировка колес нарушается. Если вы не сбавляете скорость на спящих полицейских или регулярно наезжаете на колесные бордюры, то геометрия колес также будет нарушена, а значит — сбита балансировка.

    Все вышеперечисленное — повод проверить колеса на хорошем шиномонтаже. По идее, не стоит постоянно гнаться за идеальной нулевой балансировкой, которую выполняют только на дорогостоящем стенде, если вы преимущественно передвигаетесь в городе. На таких небольших скоростях дисбаланс не разрушит ходовую автомобиля (кроме самых запущенных случаев). Но вот что касается скоростной езды по трассе, то тут последствия разрушающих сил дисбаланса проявляются в разы сильней.

    Когда балансировку выполнить невозможно

    Существуют ситуации, когда правильный баланс колеса, даже при соблюдении всех рекомендаций по проведению процедуры, установить невозможно. Происходить это может по следующим причинам:

    1. В колесо попал инородный предмет. К примеру, между диском и шиной оказался винтик или гайка. Проблему в этом случае решает перебортирование колеса.
    2. Некачественная покрышка. Если слои резины на покрышке нанесены неравномерно, добиться баланса не получится. Шину придется заменить или выполнить точечную балансировку колеса в сборе на профессиональном оборудовании.
    3. Деформирован колесный диск. Чаще всего неидеальной геометрией отличаются штампованные диски. Особенно российского производства. Проблема решается прокаткой или заменой диска.

    Общий вес грузов, установленных на новое колесо, не должен превышать 60-ти граммов. Если для достижения баланса приходится устанавливать грузики весом более 60-ти граммов, стоит проверить правильность сборки колеса, геометрию диска и качество покрышки.

    Дополнительную проверку правильной балансировки колес проводят в движении. Если на скорости 90-100 кмч не ощущаются постукивания, толчки в руль или вибрация, значит, все действия выполнены правильно. Новичку для подтверждения результатов работы целесообразно пройти диагностику на СТО. Если мастера констатируют наличие баланса колес, в дальнейшем можно смело заниматься процедурой самостоятельно.

    Вибрации вредят технике

    Покрышка неоднородна и ее масса распределена неравномерно по ободу колеса. Где-то есть небольшие уплотнения, образовавшиеся при формовке на заводе. Получаются наплывы резины, неровные стыки слоев и прочие дефекты в структуре, которые утяжеляют не несколько грамм одну из сторон покрышки. После монтажа такой шины почти всегда наблюдается дисбаланс. При вращении колесо бьет, то есть возникают вибрации, которые заметны с ростом скорости. Эти вибрации сказываются на ездовом комфорте и влияют на управляемость машины.

    Вопрос-ответ

    Какие колеса оптимальны для кроссовера?

    Вибрации колеса начинаются сразу, как только автомобиль тронулся с места. Но на небольшой скорости они гасятся сайлентблоками и становятся заметны для человека лишь после определенной скорости, когда вибрации колеса по частоте и амплитуде начнут входить в резонанс с элементами конструкции. Обычно вибрации на руле проявляются при 40 км/ч. С ростом скорости они отражаются на педалях. При 60-80 км/ч из-за несбалансированного колеса трясутся уже панели отделки, кресла и пульсация отчетливо передается в спину. Причем ее частота переходит через определенные пики, при которых раздается дребезжание вещей в перчаточном ящике или в багажнике. Это значит, что резонанс появился на кузове автомобиля. Затем с ростом скорости тряска может исчезать, так как прекращается резонансный эффект, однако при снижении темпа езды, вибрации вновь возвращаются.

    В общем, подобная тряска не служит на пользу машине. Протектор вибрирующих колес изнашивается неравномерно. На нем образуются еле заметные канавки, которые затем разрастаются и тоже усиливают биение. Вибрации постепенно разбивают амортизаторы, расшатывают детали подвески, негативно влияют на резиновые сочленения, сайлентблоки и прочие шарниры. Кроме того, вибрации негативно влияют на конструкцию рулевого управления, а также на вращающиеся детали двигателя и трансмиссии. Вибрации медленно подтачивают их работоспособность, растет износ трущихся деталей, ослабевают крепления патрубков системы охлаждения мотора.

    В результате через несколько месяцев езды с несбалансированными колесами может возникнуть неисправность какого-то из узлов, не говоря уже о потрескавшихся резинометаллических шарнирах в подвеске.

    Зачем нужно делать балансировку колес

    Далеко не все владельцы автомобилей точно знают, зачем выполняется эта процедура. Смысл ее заключается в обеспечении безопасности и комфорта во время движения автомобиля, в увеличении срока службы деталей подвески и т. д.

    Если колеса не балансировать, то со временем возникают ненужные центробежные силы, передающиеся сначала на подвеску, а затем на кузов. Эти силы разнонаправлены, что способствует повышению вибрации и чрезмерных нагрузок на все элементы автомобиля.

    Причем, подвеска испытывает достаточно сильные удары. К примеру, разбалансировка колеса на 14 дюймов всего на 20 г при движении автомобиля со скоростью 100 км/ч приводит к нагрузкам на подвеску, эквивалентным 800 ударам в минуту кувалдой массой 3 кг. К сожалению, вряд ли кто из водителей когда-либо задумывался об этом факте.

    Никто не обязывает водителей выполнять балансировку колес. Как часто делать эту операцию, каждый решает сам. Но, как говорится, скупой платит дважды, и своевременно не отбалансированные диски могут в дальнейшем привести к неприятным последствиям и куда более дорогому ремонту. В качестве примеров приведем некоторые последствия, которых можно избежать.

    1. Повышение износа шин, уменьшение срока их службы

      Повышенная вибрация приводит к периодической пробуксовке в результате неравномерного сцепления шин с дорогой во время движения. Такая пробуксовка в свою очередь приводит к быстрому истиранию протекторов. В результате повышенного износа приходится намного чаще делать замену шин. Это отражается и на финансовых затратах.

    2. Снижение безопасности вождения

      Центробежные силы, возникающие в колесах, практически всегда в один момент времени направлены в разные стороны. Сложно представить себе поведение автомобиля, когда на ровной проезжей части одно из двух передних колес внезапно подпрыгивает вверх, а другое в это же время делает скачок вниз.

      Нужно учитывать, что центробежные силы могут действовать в любом направлении в плоскости вращения колеса, а не только вверх или вниз. Причем, в процессе движения это направление меняется с каждым пройденным метром по причине упомянутых пробуксовок, которые на каждом колесе будут давать свой угол смещения. Иначе говоря, на всех четырех колесах в результате разбалансировки возникают центробежные силы, направленные в разные стороны, и это направление постоянно меняется на различный для каждого колеса угол.

      Несложно догадаться, что подобные явления делают автомобиль трудноуправляемым. Потеря управляемости иногда будет давать непредсказуемый результат, а эффект пробуксовки значительно увеличит тормозной путь. В худшем случае это приведет к ДТП.

      Опытные водители могут возразить, что их многолетняя езда без балансировки никак не влияет на безопасность движения. Здесь стоит говорить лишь о везении, когда за несколько лет водителю ни разу не довелось попасть в экстремальную ситуацию. Но от невезения никто не застрахован. Автомобиль в любом случае является источником повышенной опасности. И нет абсолютно никакого смысла делать эту опасность еще выше.

    3. Повышение износа элементов подвески

      Постоянно присутствующая вибрация негативно отражается и на несущих элементах подвески — они очень быстро изнашиваются. Одними из первых приходят в негодность подшипники ступицы, которые в некоторых случаях могут полностью разрушиться.

    4. Передача вибрации на руль

      Вибрация доставляет водителю неудобства при вождении, повышает его утомляемость.

      Итак, перечисленные явления — более чем достаточный повод своевременно делать балансировку.

    Как часто балансировать колеса

    На сегодняшний день нет четкой системы правил, как часто надо делать балансировку. Но существует ряд рекомендаций. Если используется всесезонная резина, проверять баланс надо не менее раза в год. Также рекомендуется проводить такое обслуживание и после смены зимних покрышек летним вариантом.

    Особенно стоит обратить внимание на состояние колес при планировании дальней поездки, это обеспечит уверенность в безопасности и оптимизирует затраты на топливо: ведь несбалансированные колеса существенно повышают его расход. Не помешает сделать балансирование и после латания прокола шины или рихтования деформации диска. В большинстве случаев понимание о надобности проверить баланс можно почерпнуть из состояния покрышек

    Неравномерно стертая поверхность говорит о такой нужде

    В большинстве случаев понимание о надобности проверить баланс можно почерпнуть из состояния покрышек. Неравномерно стертая поверхность говорит о такой нужде.

    Способы балансировки

    Технология самостоятельной балансировки в целом не отличается от работы профессиональных мастеров. Единственное отличие – определение веса и места установки грузиков без электронных приборов, «на глазок».

    Не снимая колеса

    Для балансировки колеса без снятия со ступицы кузов с одной стороны машины приподнимают домкратом, фиксируют башмаками или другими подручными средствами. Затем немного ослабляют ступичные гайки освободившихся колес. Процесс балансировки состоит из следующих этапов.

    1. Раскрутите колесо по часовой стрелке. После остановки пометьте верхнюю точку.
    2. Раскрутите колесо против часовой стрелки и снова отметьте верхнюю точку.
    3. Середина между двумя отметками – легкая точка, на которую набивают подготовленные грузики весом от 10 до 40 граммов. После вращения грузики должны оказаться внизу. Если этого не произошло, увеличьте вес грузика.
    4. Следующий этап – статическая балансировка. Постепенно раздвигайте грузики на одинаковое расстояние относительно центральной точки. Задача этого процесса – добиться, чтобы колеса после вращения каждый раз оказывалось в разном положении. Как только это получилось, статический баланс достигнут.

    Внимание! Грузики не должны располагаться кучно с каждой стороны диска. Если они находятся на значительном расстоянии друг от друга, значит, балансировка проведена с ошибками

    На стенде

    Самодельный стенд для балансировки сооружают из старой ступицы с рабочим подшипником. Деталь устанавливают на каркас из металлического профиля таким образом, чтобы надетое колесо свободно вращалось. Конструктивно стенд представляет собой две вертикальные стойки, между которыми устанавливается колесо. Процесс балансировки проводят так же, как описано в предыдущем пункте.

    Балансировка гранулами

    Новейший метод балансировки – использование вместо грузиков специальных гранул(бисера). На самом деле метод запатентован еще в 50-х годах прошлого столетия, однако широкого применения на легковых автомобилях не нашел. Причина этого – высокая стоимость самого бисера и значительный его вес для достижения баланса колес.

    Балансировочные гранулы – это миниатюрные шарики из керамики или стекла правильной формы, покрытые сверху слоем силикона. Шарики засыпают внутрь колеса, и они распределяются в его пространстве под воздействием центробежной силы. Гранулы обладают электростатическим свойством, поэтому «приклеиваются» к шине и устраняют дисбаланс во время движения.

    Методика балансировки гранулами обладает рядом преимуществ:

    1. Возможность проведения балансировки один раз. По словам производителей, бисер практически вечный и будет эффективно работать весь период эксплуатации колеса.
    2. Автоматическая самобалансировка при любых изменениях в системе подвески: грязь, износ шины, небольшие дефекты диска.
    3. Простота использования.

    Вместе с тем метод имеет и некоторые недостатки:

    1. Смещение гранул при попадании колеса в яму. Повторная самобалансировка происходит через некоторое время. Однако на неровной дороге колесо будет находиться практически постоянно в разбалансированном состоянии, что негативно влияет на подвеску и управляемость машиной.
    2. Большой вес гранул, необходимый для качественной балансировки. Достижение желаемого эффекта происходит после засыпания в колесо от 100 гр. гранул, в то время как для баланса на легковом авто вполне достаточно от 15 до 60 гр. Поэтому производители рекомендуют использовать данную методику на грузовых ТС и внедорожниках.
    3. Стоимость набора гранул равноценна двум комплектам резины, что значительно превышает цену традиционных методик.

    Если принято решение воспользоваться балансировочными гранулами, их количество определяют по специальной таблице, расположенной на упаковке. Необходимый вес зависит от типоразмера колеса. Балансировочные гранулы засыпают в полость шины во время ее монтажа на диск или камеры через штуцер. Чтобы поместить гранулы непосредственно в камеру колеса в сборе, необходимы следующие действия:

    1. Поднимите машину домкратом и спустите колесо.
    2. Выкрутите с камеры ниппель и наденьте на штуцер пластиковую трубку.
    3. Насыпьте нужное количество гранул в пластиковую бутылочку от соуса.
    4. Наденьте конец пластиковой трубки на отверстие в крышке бутылочки.
    5. Переверните бутылочку и засыпьте гранулы в колесо.
    6. Накачайте колесо до нужного давления и можете отправляться в путь.

    Важно! Балансировку любым способом проводят после удаления с колеса грязи, застрявших в протекторах камушков и старых грузиков. Если на колесах установлены колпаки, их необходимо снять

    Признаки разбалансированного колеса

    Какой признак разбалансировки встречается чаще всего? Конечно же, это вибрация. Когда есть дисбаланс, вибрация идет из ходовой части машины в салон. Чем больше разбалансировка, хуже дорога и выше скорость авто, тем сильнее будет вибрация. Вибрирующие движения бывают разные. К примеру, вы можете слышать небольшой шум или же машину может трясти так сильно, что вождение станет некомфортным.

    Узнать, какое автоколесо разбалансировано, получится, если вы отличаете разные типы вибраций. Например, вы находитесь за рулем автомобиля и больше всего чувствуете вибрирующие колебания, которые идут на руль. Значит, есть разбалансировка передних автоколес. Когда разбалансированы задние колеса, то неприятные потряхивания будут ощущать пассажиры, которые едут сзади.

    Почему возникает разбалансировка колеса и каковы его признаки? Во время прокручивания отдельные области автопокрышки испытывают на себе давление большей силы по сравнению с другими участками. Из-за того, что автоколесо движется неравномерно, возникают вибрирующие колебания. Области шины, на которые воздействует более сильное давление, быстро стираются, становятся непрочными. Если есть признаки разбалансировки колеса, которое в определенных местах стерлось, резина начнет спускать воздух, и вам придется постоянно подкачивать шины.

    Какие еще есть признаки разбалансировки? Например, вы заметили, что машина внезапно стала потреблять больше топлива. Скорее всего, причина в разбалансировке. Чем она сильнее, тем больше топлива расходует автомобиль. Особенно это заметно, когда вы едете на высокой скорости.

    Что может случиться, если игнорировать признаки разбалансировки:

    • Ездить на машине будет не только некомфортно, но и опасно.
    • Рулевое управление выйдет из строя.
    • Выйдут из строя амортизаторы.
    • Придут в негодность подшипники и другие элементы подвески.

    Причина таких неприятных последствий — вибрирующие колебания, которые возникают из-за разбалансировки и воздействуют на автомобиль.

    Обратите внимание!

    Если вы заметили биение руля, это может быть не только признаком разбалансировки. В руль бьет, если диск помят, на автошине появились грыжи, поврежден корд и тому подобное. Однако если биение возникает, только когда вы повышаете скорость, то это 100 % признак разбалансировки переднего колеса

    В этом случае совершенно не важно, заднеприводная или переднеприводная машина. Если есть разбалансировка задних колес, то такого признака, как биение руля, не проявляется

    Чаще всего признаки разбалансированного колеса наблюдаются, когда меняют зимнюю резину на летнюю (или наоборот). Автовладельцы не задумываются о том, какое оборудование используется для балансировки, опытный ли мастер. Но от этого зависит качество проведения процедуры. К примеру, дисбаланс может появиться через 200–300 км пробега, если специалист, производящий балансировку, не отмыл резину. Куски грязи отвалятся, и вы снова будете наблюдать признаки разбалансировки колеса.

    Если использовался низкокачественный грузик, может появиться биение руля. Ведь под действием центробежной силы грузик оторвется, в руль начнет бить.

    Как обнаружить признаки разбалансировки? Поднимите машину при помощи домкрата, а затем установите отбалансированное колесо и выполните проверку. Затем, выполнив несколько простых действий, вы обнаружите признаки разбалансированного колеса, если они есть.

    • Возьмите в руки кусочек мела, раскрутите диск.
    • Когда он остановится, мелком сделайте отметку в том месте, где расположена середина колесной арки.
    • Раскрутите диск еще несколько раз, лучше всего 6–10.
    • Сделанные отметки собираются примерно в одной точке? Это признак разбалансировки. Необходимо как можно скорее отправиться на шиномонтажку.
    Рекомендуем

    «Как часто делать балансировку колес на дисках и без» Подробнее

    Меловые отметки не собираются в одной точке, а разбросаны по всей автопокрышке? Никаких признаков разбалансировки нет, и тратить деньги на балансировку не нужно.

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ