Автомобиль чайка, фото

Содержание

История

Руководство страны приняло решение о том, что легковые автомобили ГАЗ-13 не будут доступны широкой общественности. Рядовые граждане могли позволить себе максимум «Волгу». Поэтому «Чайка», которую выпускал Горьковский автозавод, предназначалась только для служебного использования. ГАЗ-13 был у министров, руководителей крупнейших предприятий и первых секретарей обкомов. Единичные экземпляры советские чиновники дарили известным людям. Все остальные могли лишь мечтать об этой машине, так как купить её рядовому гражданину было просто нереально.

Если сравнить по дизайну все автомобили в Советском Союзе, то «Чайка», пожалуй, будет самой красивой машиной того периода. Недаром в крупных городах ГАЗ-13 использовали во Дворцах бракосочетаний. Основные достоинства «Чайки» – возможность опускать и поднимать стёкла и антенну нажатием кнопки, а также автоматическая коробка передач.

Первый прототип ГАЗ-13 существенно отличался от машин, запущенных после в серийное производство. Над задним колесом отсутствовал второй молдинг, а задние фонари и стоп-сигналы были очень похожи на «паккардовские». Машина была окрашена в два цвета – светло-бежевый и тёмно-вишнёвый. И, самое главное, – капот украшал летящий истребитель, а решётку радиатора – изображение чайки.

В начале 1958 года на ЭКСПО (Всемирная выставка) в Брюссель был отправлен бирюзово-молочный экспериментальный образец Э-2 с позолоченной решёткой и надписью на капоте «Чайка». Также имелось украшение на капоте в виде этой птицы. Первые образцы ГАЗ-13 очень напоминали «Паккард», поэтому дизайн был немного видоизменён.

Но советские новшества лишь пошли машине на пользу. Над созданием ГАЗ-13 работал огромный творческий коллектив испытателей, конструкторов, инженеров завода: Б. Греков, М. Мокеев, О. Пелюшенко, П. Сыркин, В. Гнетнев, Г. Пономарев, Н. Юшманов, В. Соловьёв. Многие конструктивные решения этого «железного коня» были новшеством в отечественном автомобилестроении. Двухрядный верхнеклапанный двигатель имел мощность 195 л. с. и объём 5,5 литров. Рабочая смесь готовилась четырёхкамерным карбюратором. Даже полностью нагруженный автомобиль мог легко разогнаться до 160 км/ч. Расход бензина на 100 километров составлял примерно 20 литров горючего. Инженеры применили абсолютно новые агрегаты – усилитель тормозов, гидроусилитель руля, автоматическую коробку передач. Ни одна отечественная машина до «Чайки» не содержала столько технических новинок.

Несущий элемент ГАЗ-13 – Х-образная рама, к которой в шестнадцати местах крепился кузов. Использовать торсионную подвеску инженеры не решились, поэтому задняя ходовая часть имела полуэллиптические продольные рессоры, а спереди стоялая обычная независимая пружинная подвеска. У большинства экземпляров ГАЗ-13 был четырёхдверный кузов с тремя рядами сидений. Внутренняя перегородка отсутствовала. В комфортабельном и просторном салоне «Чайки» свободно помещалось семь человек. Система отопления прекрасно обогревала весь салон. Дополнительные удобства обеспечивали электроприкуриватели и пепельницы, кнопочное управление подъёмом стёкол и антенны, бардачок рядом с приборной панелью, а также приёмник с автонастройкой и парой динамиков для пассажиров, сидящих сзади.

Также выпускались “Чайки” ГАЗ-13С, переоборудованные Рижским автобусным заводом в медицинские машины. Заказчиком выступал, естественно, «Минздрав». Медучреждения, имеющие в автопарке такие «Чайки» назывались в народе «кремлёвскими».

«Чайки» над Ригой

Логично, если бы заказ на изготовление штучных экземпляров медицинских автомобилей получили заводы изготовители базовых шасси: ЗИЛ и ГАЗ. С Заводом имени И. А. Лихачева так и получилось – здесь самостоятельно готовили свою «санитарку», благо опыт постройки подобных автомобилей на предприятии был.

А вот с изготовлением медицинских «Чаек» на ГАЗе «не срослось»: в тот момент Горьковский автозавод был переполнен заказами по освоению новой техники, в том числе для армии.

Возможно, именно под этим предлогом горьковчане сумели отвертеться от нежеланного заказа, а может быть, наверху просто вовремя вспомнили про Рижскую автобусную фабрику (РАФ), у которой был опыт массового производства санитарных микроавтобусов для всей страны.

После переезда основного производства РАФ на новую территорию в Риге остался цех малых серий с соответствующими мощностями. В этом цеху работали модельщики и жестянщики очень высокого класса их услугами и собирались воспользоваться при постройке нового медицинского спецавтомобиля.

Когда началась история необычных «Чаек»? Точной даты уже никто не вспомнит, но, скорее всего, в 1973 году на Рижский опытный автобусный завод пришло письмо с красной полосой. Такие послания обычно приходили из ЦК или правительства и чаще всего содержали необычные заказы срочные и сложные. Так оказалось и на этот раз.

Из письма следовало, что РАФу необходимо построить на базе двух автомобилей большого класса ГАЗ-13 «Чайка» санитарные машины по техническому заданию Четвертого Главного управления Минздрава.

Единственным подходящим кузовом для такой машины на базе легкового автомобиля мог стать только кузов типа «универсал». Его и предстояло создать, интегрировав новые элементы в уже существующий силовой каркас «Чайки» с кузовом типа «седан».

Проектированием медицинского универсала на базе «Чайки» руководил известный инженер Артур Эйсерт – это он в свое время нарисовал авангардный РАФ-982 (впоследствии РАФ-2203 «Латвия»). Отвечал за заказ начальник бюро спецавтомобилей Юрис Пенцис.

Поначалу к машине пробовали приладить высокую крышу, как это сделано на большинстве «санитарок» на базе легковых автомобилей. Различные варианты будущего кузова с высокой крышей обрисовывали на обычных фотографиях ГАЗ-13, лепили масштабные макеты из пластилина, но позже от столь серьезной переделки кузова отказались, сделав крышу универсала простым продолжением уже существующей крыши.

В салоне, рядом с носилками, отвели два места для персонала одно в изголовье, другое сбоку, с правой стороны от носилок (по ходу движения). Запасное колесо, которое у обычной «Чайки» размещалось в багажнике, убрали в нишу за левой задней дверью. Эта дверь на санитарной машине все равно не использовалась по прямому назначению, так как по всему левому борту устанавливалось медицинское оборудование, в том числе кронштейн для капельницы.

По правому борту машины, возле задней двери, предусматривалось место для кислородных баллонов и портативный дефибрилятор (аппарат для электроимпульсной терапии нарушений сердечного ритма). Необходимое медицинское оборудование на заводе не устанавливали, лишь предусматривали для него место, а оснащали машины уже в Москве.

Модификации ГАЗ-14 «Чайка».

фотография ГАЗ-14-05 Чайка парадный фаэтон.

Модификация ГАЗ-14-05 — парадный фаэтон выпускалась с 1982 по 1988 год, всего их было выпущено 15 экземпляров, самый первый хранится в музее ОАО «ГАЗ». Фаэтон имел локально усиленную несущую систему кузова. Вместо полноценного кабриолетного механизма подъемных боковых стекол и убираемого электрогидравлическим приводом тента, характерных для ГАЗ-13Б, у него имелись стекла лишь на передних дверях и простой тент, устанавливаемый вручную над передним сидением. Он служил для профилактических обкаток автомобиля во время хранения. В качестве дополнительного оборудования он имел микрофонную стойку для системы громкой связи и флагштоки.

ГАЗ-РАФ-3920. Санитарный автомобиль на базе ГАЗ-14 стали изготавливаться на РАФ-е, уже после прекращения выпуска «Чайки» ГАЗ-13. Примечательно, что новая машина получила индекс уже по новому стандарту — РАФ-3920. Таких автомобилей было изготовлено всего пять экземпляров, при этом один из них, окрашенный в белый цвет, был отправлен на Кубу для Правительства Фиделя Кастро.

фотография РАФ-3920 Чайка санииарный

ГАЗ-14-07. К концу 1980-х гг. стало очевидно, что советские автомобили высокого класса явно уступают зарубежным аналогам, причем не только в эстетическом смысле, но и технически. Именно с такой мотивацией и началась работа ЗАМСа над новой «Чайкой». Модель получила заводской индекс ГАЗ-14-07. Было проведено небольшое обновление, автомобиль получил имитированную под ГАЗ-3102 решётку радиатора, и новые пластиковые очки для блока передних фар. В остальном внешний вид лимузина никаких изменений не претерпел.

История создания

ГАЗ-14 стал продолжением модели ГАЗ-13 легендарной представительской серии. Первая «Чайка» выпускалась в течение почти двух десятилетий — с 1959 по 1978 год. Примечательно, что неповоротливый советский автопром, создав в принципе отличную машину для высшего партийно-государственного руководства, в случае с «Чайкой» уже при ее рождении безнадежно отставал от американского автомобилестроения, задававшего тон в автодизайнерской моде. Стиль 1940-х с преобладанием аэрокосмических килей, хромированных молдингов, вычурных радиаторных решеток, в США к середине 1950-х стал отходить в историю.

Вид сзади автомобиля Чайка газ 14

Тем не менее диссонанс между стилем советских представительских авто и веянием времени весьма скоро почувствовали и в Советском Союзе. Потребность что-то в корне менять усилилась на фоне произошедшего в первой половине 1960-х резкого перехода к более строгому, угловатому стилю авто. Таким образом, элегантная машина многими отечественными специалистами стала восприниматься как старомодная и малоперспективная машина.

Пример представительского ЗИЛа 111

Но одного этого понимания оказалось слишком мало, и работы над проектом 14-й модели стартовали только в 1967 году. Правда, уже через год был готов полноразмерный макет новой «Чайки», в обводах которой угадывались черты американских автомобилей высокого класса. Макетная комиссия утвердила проект в 1969 году, после чего началась сборка прототипов. Первые прототипы второго поколения, собранные на шасси ГАЗ-13, не прошли строгий отбор.

Схема шасси автомобиля ГАЗ 13

«Чайка» в сувенирной и игровой продукции

Масштабные модели советских автомобилей этой марки стали выпускаться в 90-х годах фирмой «Агат». Поначалу салон игрушечных машин был белый, а потом его сделали чёрным. В 2007 году пластмассовое днище «Чаек» поменяли на металлическое. Модели «Тантала» и «Агата» различаются цветом и формой колпаков на колёсах. На «агатовских» моделях стояли полностью металлизированные колпаки. Также у них была более светлая фурнитура в сравнении с «танталовскими». На базе “агатовских” моделей мастера-одиночки выпускали киносъёмочные «Чайки».

Медицинский универсальный автомобиль ГАЗ-13С выпускался также на базе “агатовского” прототипа компанией «Скейл» и В. Сальниковым. Фаэтон ГАЗ-13Б делали как мастера-одиночки, так и «Агат». В 2006 году компания «Автотайм» выпустила модель автомобиля «Чайка» с перегородкой в салоне. В основном игрушечные машины окрашивали в три цвета – чёрный, чёрно-белый и красно-белый. Помимо этого было и очень много модификаций (“Скорая помощь”, ГАИ, такси), которые никогда не существовали в реальности. В 2009 году в рамках программы «Машины-легенды СССР» от компании «ДеАгостини» появилась масштабная модель ГАЗ-13 чёрного цвета.

ГАЗ-14 фотографии и характеристики 1977—1988 гг.

Автомобиль ГАЗ 14 создавался для обслуживания правительственных учреждений, дипломатических и торговых представительств у нас в стране и за рубежом используются специальные легковые автомобили. Конструкция таких машин отвечает последним достижениям инженерной мысли, обеспечивая высокий уровень комфорта, безопасности. Автомобиль “Чайка” Горьковского автозавода по праву относится к этой категории. К середине 60-х годов конструкция устарела, и завод начал работу по созданию новой модели — ГАЗ-14. Главными задачами проектирования были: полное обновление внешнего вида автомобиля с учетом тенденций развития, повышение комфортабельности, улучшение динамических показателей, повышение безопасности, надежности, долговечности и снижения трудоемкости обслуживания. При этом ряд узлов и деталей новой модели предполагалось унифицировать с находящимися в производстве.

В основу архитектурного решения кузова “четырнадцатой” модели были положены легкость и стремительность в сочетании со строгими, четкими линиями и присущей автомобилям данного класса представительностью. Для придания “Чайке” современного внешнего вида наряду с понижением крыши и колесной линии был увеличен наклон ветрового стекла, применены более плоские наружные панели, гнутые боковые стекла. Перед дизайнерами стояла задача создать гармоничный внешний облик, не подвластный влияниям моды, учитывая высокие затраты на оснастку в производстве и малый объем выпуска автомобиля.
    Общая компоновка автомобиля, выполненная по классической схеме, двигатель ГАЗ-14 располагался впереди, привод на задние колёса, так же как и съемный кузов, установленный на Х-образной хребтовой раме, указывают на родство со старой моделью. Однако для увеличения пространства между задним сиденьем и перегородкой за спинкой сиденья водителя база удлинена на 200 мм и составляет 3450 мм. По сравнению с ГАЗ-13 высота снижена на 95 мм и составляет 1525 мм. Соответственно снизился центр тяжести, уменьшилось аэродинамическое сопротивление, повысилась устойчивость движения на высоких скоростях. На фото ГАЗ-14.

фотография ГАЗ-14 Чайка

Передние раздельные ковшеобразные сиденья водителя и пассажира регулируются по горизонтали, высоте и углу наклона. Заднее сиденье имеет мягкий подлокотник. Автомобиль оборудован высокоэффективной системой отопления, включающей два отопителя. Следует отметить и низкие уровни внешнего и внутреннего шума, не превышающие при равномерном движении 73 дБ. Это достигается за счет применения настроенной системы впуска в двигатель, системы выпуска с глушителями и резонаторами, снижающими шумность работы мотора, а также резиновых прокладок в углах ходовой части и кузова и использования современных шумоизоляционных материалов. Усовершенствованная мягкая подвеска, по своей схеме сохраненная от прежней модели, обеспечивает плавное движение на дорогах с различным покрытием. За счет изменения фаз газораспределения, газопроводов, совершенствования карбюрации и других мер максимальная мощность поднялась с 195 до 220 л. с. Для снижения шумности системы газораспределения, а также повышения устойчивости работы двигателя толкатели сделаны гидравлическими. Коленчатый вал стали снабжать гасителем крутильных колебаний. Топливная экономичность при этом не ухудшилась и находится на уровне прежнего, зато запас хода возрос с 460 до 530 км за счет увеличения на 20 л емкости бензобаков. Автомобиль комплектуется и новой планетарной гидромеханической коробкой передач, имеющей три передачи для движения вперед и одну назад. Коробка передач —с гидравлической системой управления.

Среди совершенно новых систем в первую очередь отметим передние дисковые тормоза с вентилируемыми дисками. Каждый тормозной механизм передних колес оснащен двумя тормозными скобами; задние тормоза—барабанные. Для увеличения надежности гидравлический привод тормозов имеет два независимых контура, каждый из которых действует на тормоза обоих передних колес и одного заднего. Система усиления состоит из центрального вакуумного усилителя, действующего на двойной главный цилиндр, и двух гидровакуумных усилителей — по одному в каждом контуре. Повышению безопасности служит также установка гидроусилителя руля; блокировка дверей с места водителя; пояса жесткости в панелях дверей, повышающие прочность двери в случае боковых ударов; ремни безопасности с трехточечным креплением; фароочистители; впервые примененные наряду с передними задние противотуманные фонари и др. Множество дополнительных агрегатов тем не менее не затрудняют обслуживание автомобиля.

ГАЗ-13 фотографии характеристики 1959—1978 гг.

Для НАМИ были закуплены в Америке Packard Executive Patrician и
Packard Caribien и конструкторы предприятий ГАЗ, ЗИЛ и НАМИ, взялись изучать эти образцы. Видимо, изучение именно
этих машин повлекло за собой большое сходство позднее выпущенных ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 “Чайка” с “Паккардами”.
Именно Паккарду “Чайки” обязаны характерными утопленными под козырьки фарами, повторителями повторов и “зубастой”
решеткой радиатора. Эмблемы на этих решетках, впрочем, несут разный смысл: у Чайки это стилизованное изображение
птицы, у американского автомобиля — буква V, аллегория к мототору V8. Вместе с тем, говорить о том, что Чайка
являлась полной копией Паккард, было бы не верно. При очевидных стилистических заимствованиях у “изучаемых”
образцов, она обладала иным по типу кузовом, совершенно другой схемой остекления, формой боковин и задка.

“Packard Caribbean” 1955 г.

Оригинальными являлись и так называемые “сложенные крылья”, образованные хромированной накладкой
и вытянутой формой заднего крыла. Чайку можно считать квинтэссенцией “аэро” стиля в советском автомобилестроении,
первым и ярчайшим его представителем. Наталья Колесникова (директор музея истории Горьковского Автозавода) рассказывала,
что как-то на одной из экскурсий спросили Лебедева (дизайнер ГАЗа Б.Б.Лебедев — прим. автора): — А почему автомобиль
назвали “Чайка“? На что Лебедев ответил: — Решение так назвать автомобиль родилось очень быстро, будущий автомобиль
должен был стать классом выше до сих пор выпускавшихся на заводе, поэтому, если есть Волга, то над ней должна
парить Чайка.

фото проектирование ГАЗ-13 «Чайка»

Над созданием “Чайки” работал большой творческий коллектив конструкторов и инженеров,
дизайнеров и испытателей завода ГАЗ: В.С. Соловьёв, Н.А. Юшманов, Г.А. Пономарёв, В.В. Гнетнев, П.Э. Сыркин, О.И. Пелюшенко,
М. Мокеев, Б. Греков, Л.Д. Кальмансон, Б.С. Поспелов, Б.Б. Лебедев, Л.Э. Дуарте и другие.

Исходно проект разрабатывался под двумя названиями — “Чайка” и “Стрела”.
В 1956-м году было изготовлено два натурных макета “Чайки”. Эти два макета существенно отличались по дизайну от последующих
опытных образцов.

фото ГАЗ-13 «Чайка»

В 1957-м году было изготовлено два ходовых опытных образца, которые отличались не только внешне (молдингами
вокруг арок колес, рамкой лобового стекла, задними фонарями, передними подфарниками), но и двигателями (объем 4,9л против 5,5л).
В то же время они были представлены на закрытой выставке НАМИ. Был выбран один из опытных образецов и начато его мелкосерийное
производство для испытательного пробега. Судя по номерам автомобилей с испытаний — было изготовлено не менеее 9-ти автомобилей.
Они отличались внешне — все имели комбинированную двухцветную окраску в различных сочетаниях.

фото ГАЗ-13 «Чайка» опытные образцы

Протяженность испытательного пробега составила приблизительно 21.000 км по дорогам России, Украины и
горам Кавказа. У автомобилей была позолоченная решетка (это видно на цветных фото опытных образцов) и накапотное украшение в
виде стилизованной птицы чайки.

Хронология производства

Серийным выпуск советского лимузина ГАЗ-14 можно было назвать только условно. Машину собирали не на конвейере, а в специальных цехах, методом ручной сборки на стапелях. В год таким методом производилось около ста автомобилей. Каждая машина проходила ответственные испытания с получением номерного сертификата, в который были вписаны все инженеры и рабочие, участвовавшие в сборке.

В 1988 году по распоряжению известного политического деятеля М. Горбачева ГАЗ-14 был снят с производства. Выпуск автомобиля прекратился, была уничтожена вся документация. Уникальная машина канула в небытие.

Но тем не менее в 2008 году автомобилю было присвоено звание культурно-технического объекта бывшего СССР.

ГАЗ-14, цена которого колеблется от 650 000 до 2 400 000 рублей, можно приобрести в специализированных автосалонах Москвы и Санкт-Петербурга.

Модификации Чайки

Внешне все модификации Чайки фактически без изменений повторяли те самые Паккарды. Остались нетронутыми даже задние фонари, декоративные элементы передней части автомобиля. Осталась и V-образная поперечина на радиаторе, только Паккард и ГАЗ вкладывали в нее разный смысл. На ГАЗе говорили, что это символ парящей чайки, а для Паккарда это было символом мощного двигателя V-8.

Автомобиль выпускался в нескольких модификациях. Базовая модель — ГАЗ 13, кабриолет со складывающимся тентом и электрогидравлическим приводом ГАЗ 13Б. У этого автомобиля складная крыша занимала определенное место в задней части салона, поэтому кабриолеты могли принять на борт только шесть пассажиров. По разным оценкам кабриолетов Чайка было выпущено не более 20 экземпляров.

По заказу Министерства обороны выпускалась модификация с перегородкой между водительским и пассажирским отсеками, ГАЗ 13А. На мощностях завода РАФ выпускался санитарный вариант автомобиля, ГАЗ 13С. Визуально он никак не отличался от Чайки в кузове универсал, разница была только в оборудовании в салоне.

Примечательно, что о цене автомобиля даже говорить было бесполезно. Чайки могли быть подарены выдающимся деятелям СССР, но каждая машина стояла на учете и сервис проводился только в специализированных закрытых ведомственных автопарках. Параллельно с Чайкой ГАЗ 13 завод освоил выпуск более современной модификации, ГАЗ 14, однако автомобиль также был калькой американских представительских седанов, но особой популярности так и не получил. За все время выпуска, с 1959 по 1978 год было выпущено около 3120 экземпляров Чайки первого поколения.

Большинство автомобилей работает до сих пор в свадебных кортежах, но ниаболее хорошо сохранившиеся экземпляры находятся в частных музеях и коллекциях.

Конструкторское Ноу-Хау для “Первых лиц”

Подводя же итог истории «Чайки» можно сказать, что подавляющее большинство конструкторских, применённых на этом автомобиле, были абсолютно новыми в
отечественном автомобилестроении. Так для неё конструкторы создали «с нуля» абсолютно новый двигатель V8, заменивший использовавшийся ранее во многих
проектах рядную ЗИМовскую «шестёрку». Этот движок имел объём 5,5 литра и мог выдавать 195 лошадиных сил. Для него был характерен верхний тип расположения
клапанов. Все его детали были выполнены из алюминия, что являлось уникальным пол тем временам техническим решением.

Новый двигатель мог разогнать «Чайку» до 160 км/ч, при этом расход горючего составлял всего лишь 21 литр бензина на сто километров пути. Обслуживал новый
мотор четырёхкамерный карбюратор. Прототипом для него стал двигатель от «Крайслера», при этом советские инженеры настолько его переделали, что стала
возможным его установка на бронетранспортёры.

Коробка передач «Чайки» так же была уникальной, её создали на базе коробки от ГАЗ-21 «Волги», сделав автоматической. Водитель ГАЗ-13 переключал скорости
при помощи кнопок, что для советских водителей было вершиной достижения технической мысли. Кнопки всего было четыре, они соответствовали четырём режимам
движения: Н — нейтраль; Д — движение; Т — тихий ход (только первая передача, аналог режима L в современных АКПП); ЗХ — задний ход. Кнопочный селектор был
размещён на панельной доске слева. Для его хорошей работы инженерам ГАЗа пришлось существенно доработать гидротрансформатор и планетарную часть коробки
передач.

ГАЗ-13 «Чайка»

ГАЗ-13 «Чайка»

Что же касается кузова, то советские инженеры так же не отстали здесь от мировых тенденций использовав новую, отдельную раму, к которой кузов крепился
через виброизолирующие прокладки из резины в 16-ти точках. Кроме того на «Чайке» впервые в СССР применили электростеклоподъёмник, гидроуселитель руля и
вакуумный тормозов, радиоприёмник с функцией автопоиска и антенной с электроприводом. Многие из этих конструктивных элементов потом использовались при
создании автомобиля среднего класса ГАЗ-24 «Волга».

Производство «Чайки» было свёрнуто в 70-х годах прошлого века, но до 1981 года она периодически собиралась из имеющихся запасных частей мелкими сериями. На
сегодняшний день в различных коллекциях находится несколько десятков таких автомобилей, при этом, одна из «Чаек» храниться в музее ГАЗа.

Модификации автомобиля ГАЗ-14 «Чайка»

За весь период производства базового автомобиля «Чайка» ГАЗ-14 было выпущено 3 модификации указанной представительской модели. Самая известная из этих модификаций — модель ГАЗ-14-05. Это парадный фаэтон, который выпускался с 1982 по 1988 годы. За этот период всего было собрано 15 экземпляров автомашины, которую особенно любили советские военачальники за возможность покрасоваться на военных парадах. Один из этих автомобилей, которые традиционно окрашивались в серый цвет, был передан в дар кубинскому лидеру Фиделю Кастро.

Несущий каркас этой машины был усилен в некоторых точках. В сравнении с парадным аналогом «Чайки» первого поколения — моделью ГАЗ-13Б, у нового фаэтона была немного упрощена конструкция.
В частности, у ГАЗ-14-05 отсутствовал полноценный кабриолетный механизм подъема боковых стекол (стекла с помощью электропривода поднимались и опускались только на передних дверях), а механизм подъема тента заменил вариант ручной установки уменьшенного тента (только над передним сиденьем).

Особое место занимает универсал — санитарная модификация «Чайки». Потребность в ее производстве и технические характеристики вытекали из того, что в партийно-государственном руководстве было немало людей преклонного возраста, которым периодически необходимо было обеспечивать комфортную медицинскую перевозку без посторонних глаз. Всего было изготовлено 5 таких автомашин. Все они, естественно, не несли на своих кузовах обозначения скорой помощи.
Выпуском санитарной модификации занимался рижский завод РАФ, а модель получила индекс РАФ-3920.

Внешний вид автомобиля РАФ 3920

Был существенно доработан и силовой агрегат. Так, каждый цилиндр получил по дополнительной свече, а клапанов стало 32. Впервые в СССР на автомобиле установили два инжектора типа ИС-52. В результате всех доработок мощность мотора увеличилась в 2 раза — до 485 л.с., а максимальная скорость выросла со 175 до 220 км/час.

Интерьер

Оснащению внутреннего пространства ГАЗ-14 уделялось много внимания, поскольку автомобиль предназначался для перевозки не только советских руководителей, но и зарубежных гостей

Обращали на себя внимание многочисленные сервоприводы, установленные по всему салону. Автоматика, электроподъемники, сенсорные переключатели – все это работало на повышение комфорта салона, который был оборудован двумя автономными отопителями, сложной и эффективной системой вентиляции, автоматическими заслонками воздухозаборников и встроенным кондиционером, обеспечивающим многослойное распределение зоны охлаждения

В салоне находились стереофонический радиоприемник Рижского завода “Радиотехника”, кассетная приставка “Вильма” и четыре компактных динамика, обеспечивающих стереозвучание. В то время вся эта аппаратура считалась верхом достижений и воспринималась как суперсовременное оборудование.

Салон ГАЗ-14 постарались сделать максимально безопасным, даже обивку сидений и дверей применили из утолщенного велюра, который мог в случае аварии послужить смягчающим удар амортизатором.

Технические характеристики

Пока непонятно, какими характеристиками в случае возвращения на рынок будет обладать ГАЗ «Чайка» 2021-2022. Наиболее вероятно, что седан построят на базе платформы MQB, разработанной Volkswagen. В пользу этого говорят 2 факта. Во-первых, Volkswagen и ГАЗ несколько лет плодотворно сотрудничают: немецкий концерн использует мощности Горьковского автозавода при производстве своих моделей. Во-вторых, платформа MQB отличается гибкой конфигурацией и позволяет выпускать действительно крупные машины. Кстати, на той же платформе мог бы выпускаться и представленный ранее внедорожник ГАЗ-3110 2021-2022.

В связи с этим можно предположить, что представленная «Чайка» позаимствует силовые агрегаты у VW Passat. Российская новинка может получить 2-литровый турбированный двигатель, максимальная отдача которого в зависимости от модификации достигает 190 л.с. или 249 л.с. Однако, если учесть вес «Чайки» (автомобиль существенно крупнее Passat), то не исключен вариант появления под капотом представительского седана более мощного мотора. Для российской модели могут позаимствовать силовые агрегаты у Touareg, который оснащается турбированными бензиновым и дизельным двигателями объемом 3 литра. Первый выдает до 340 л.с., второй — до 249 л.с. С каждым из указанных моторов предлагается подключаемый полный привод.

История появления легенды

Начало создания автомобиля ГАЗ-13 было положено в 1955году, за основу был взят ГАЗ-12 «ЗИМ». Опытный образец получил название ГАЗ-12В «Чайка» за то, что имел на решетке радиатора изделие крыловидной формы, похожее на чайку. Внешне отличия были небольшими, за исключением отличия в объеме двигателя 4.9 и 5.5 литров.
Вскоре производство «ЗИМ» было прекращено. Кузов, который начал производиться еще в послевоенные годы, безнадежно устарел. С Для придания автомобиля современного вида был приглашен дизайнер Лев Еремеев, который предложил взять за основу проекты американских моделей Packard Patrician и Caribbean.
Изначально ГАЗ-13 выпускался, как седан с четырьмя дверьми и семиместным салоном повышенного, для тех времен, комфорта. Для «Чайки» был разработан мощный V-образный двигатель, который имел восемь цилиндров. В те годы алюминиевые части использовали редко, но для «Чайки» из него изготавливали головки блока цилиндров, сам блок цилиндров, облегченные поршни и более легкий коллектор. Помимо двигателя и внешнего дизайна «Чайка» была оснащена автоматической гидромеханической коробкой передач. Рычаг переключения был расположен слева под рулем. Для удобства переключения имелись обозначения: «Н» нейтральная скорость, «Т» тормоз или стоянка, «Д» движение вперед, «ЗХ» задняя скорость. Также ГАЗ-13 получил улучшенный карбюратор, который имел четыре камеры и гидравлический усилитель руля. Это стало настоящим прорывом в советском машиностроении. При разработке кузова конструкторы использовали более легкую раму, к которой крепились элементы кузова с помощью шестнадцати противовибрационных резиновых подушек. При этом машина стала больше чем ее предшественник, но масса осталась практически без изменений. Также данный кузов значительно увеличил свою жесткость и долговечность.

Развитие продолжилось в 1961 году, когда на свет появилась новая модель ГАЗ-13Б с кузовом «фаэтон», сегодня этот тип кузова называется «кабриолет». Автомобиль имел шестиместный просторный салон, без оконных рамок, для складывания крыши разработан электрогидравлический привод. В том же году поступил специальный заказ на выпуск более просторного салона. И конструкторы разработали ГАЗ-13а, в салоне которого имелась так называемая перегородка, которая закрывала от водителя пассажирское отделение. В 1962 году на автомобиле провели существенную модернизацию по изменению отдельных частей. Был изменен карбюратор, диски колес, тогда же автомобиль получил новый радиоприемник с автопоиском радиостанций и антенной с электроприводом, отделку салона заменили на более качественный материал.

1978 год стал для «Чайки» роковым, в этом году знаменитая модель была снята с серийного производства. Хотя отдельные модели семейства и дальше продолжали производить, но по отдельным заказам.

Модели «Чайки»

ГАЗ-13. Первый в своем роде седан имеющий четыре двери, три ряда шикарных сидений и просторный салон.
ГАЗ-13А. Производился исключительно по специальным заказам, в большинстве случаев для сотрудников Министерства обороны. «Лимузин» имел перегородку между водительским и пассажирским сидениями. Сегодня известно лишь об одном экземпляре сохранившегося «лимузина» тех времен.
ГАЗ-13Б. Это «Чайка» с откидным верхом «фаэтон» или «кабриолет». Крыша была мягкой и имела управляемую электрогидравлическую систему. Собирался этот автомобиль вручную и за все время производства было выпущено всего двадцать таких машин.
ГАЗ-13С. Выпускался на заводе РАФ с 1973 г. по 1982 г. Это «Универсал» так же собирался вручную и имел большой салон и перегородку между водительским и пассажирским отделением. Использовался как санитарный транспорт, имел так же носилки.

Технические характеристики ГАЗ 13

Двигатель был V-образным с 8 цилиндрами, имел 5,5 литра объема и около 190 лошадиных сил. По большому счету, это был крайслеровский V-8, адаптированный под поршневую автомобиля ГАЗ 21. Двигатель получился настолько универсальным, что позже его же установили на грузовик ГАЗ 53, ГАЗ 66 и на некоторые бронетранспортеры.

Вместе с двигателем внезапно изобрелась гидромеханическая коробка передач-автомат, которая параллельно устанавливалась на некоторые варианты автомобиля ГАЗ 21. Все это было установлено в рамный кузов с Х-образной силовой частью, как в американских автомобилях того времени. Кроме этих невероятных для советского автомобилестроения новшеств, в конструкции Чайки применили:

  • гидроусилитель руля;
  • вакуумный усилитель тормозов;
  • четырехкамерный карбюратор повышенной производительности;
  • электрические стеклоподъемники;
  • бескамерные шины;
  • радиоприемник с автопоиском.

В 1957 году было собрано несколько предсерийных автомобилей, которым предстояло пройти испытательный пробег длиной в 21 тысячу километров. После определенных доводочных работ, в 1958 году автомобиль отправился на выставку Экспо-58 в Брюсселе, а уже с 1959 года начался серийный выпуск Чайки ГАЗ 13.

Добавить комментарий