Как почистить кондиционер в автомобиле специальными и подручными средствами

Содержание

Возможные способы промывки конденсора

Наиболее простой, но затратный в денежном отношении способ — это сдать машину в автоцентр для промывки радиатора. В специализированных организациях очистка возможна как со снятием агрегатов, если промывка делается под струей воды, так и без разборки, если чистка делается с помощью струи пара.

Для этой цели на автомойках есть специальные газогенераторы, подающие струю горячего воздуха на ребра сот конденсора. Эта струя не оказывает такого давления на хрупкие ребра сот как струя воды из «Керхера». В сохранности остаются заплатки и микрошвы. Процедура очистки паром занимает полчаса.

Почистить конденсор можно своими руками. Причем сама чистка трудности из себя не представляет. Сложности возникают в процессе снятия радиатора охлаждения ДВС и самого конденсора, если автовладелец посчитает это необходимым.

Очистка конденсора без снятия радиатора охлаждения двигателя не рекомендуется, потому что качественно выполнить работу в таких условиях будет сложно. Ограничен доступ к сотовой поверхности конденсора.

Порядок работ по очистке агрегатов кондиционера водой своими руками следующий.

  1. Снять радиатор ДВС, пользуясь инструкцией по эксплуатации и ремонту автомобиля.
  2. Снаружи снять передний бампер и решетку радиатора автомобиля.
  1. Получив доступ к конденсору, надо вначале промыть его несильной струей воды изнутри, а затем снаружи. Очистка таким способом производится несколько раз, попеременно — изнутри и снаружи. Желательно, перед тем как почистить конденсор, обработать его поверхность снаружи и изнутри специальной жидкостью очищающей от насекомых. Чистка не должна производиться струей под большим напором, потому как есть большая вероятность повреждения пластинчатых переборок сот радиатора.
  1. Также следует почистить радиатор двигателя, после чего установить назад. Снимать конденсор не рекомендуется, так как он заправлен фреоном, а для работы с такими хладагентами требуются специалисты.

Если все-таки возникает необходимость снять радиатор своими руками, то порядок действий в этом случае следующий:

  • отсоединить трубки, соединяющие конденсор с системой кондиционирования, и крепления, удерживающие радиатор на корпусе автомобиля;
  • закрепить его в вертикальном положении в таком месте, где можно использовать большое количество воды и специальные химические средства;
  • обработать ребра сот радиатора концентрированной жидкостью, предназначенной для удаления с поверхностей засохших насекомых;
  • через пятнадцать минут после обработки химией с расстояния 0,5 метра произвести чистку, направив на конденсор несильную струю воды под углом 90 градусов;
  • процедуру очистки водой выполнять с обеих сторон детали;
  • при необходимости весь процесс промывки повторить несколько раз.

Для мойки кондиционера в домашних условиях нам потребуется:

  • отвертка крестовая (для откручивания всех шурупов);
  • тара с водой;
  • небольшая хозяйственная щетка и тряпка;
  • стремянка или стул (для свободного доступа к блоку).

Разборка внутреннего блока сплит-системы.

  1. Снимаем корпус, убедившись, что кондиционер выключен из сети. Для этого откручиваем несколько шурупов внизу под жалюзи (они могут находиться под заглушками). Далее открываем переднюю крышку, где находятся фильтры (фильтры сразу извлекаем). Под крышкой обычно есть еще шурупы, которые тоже выкручиваем (или могут быть клипсы, которые отщелкиваем).

Немного приподнимаем низ корпуса и смотрим, как отщелкиваются верхние его клипсы. На этом этапе, вероятно, потребуется отсоединить от корпуса температурный датчик, провод дисплея или сам дисплей.

2. Теперь необходимо отсоединить и снять дренажный лоток снизу блока. Чтобы не испортить интерьер под блоком лучше приклеить что-то типа пакета (в который будут смываться все загрязнения с блока). Откручиваются все шурупы, которыми крепится лоток, и отщелкиваются все клипсы. Здесь внимательно изучите, как он установлен, чтобы в последующем поставить его точно на свое место.

На дренажном лотке обычно прикручены моторчики, провода которых нужно отсоединить от платы. Затем аккуратно снимаем лоток, отсоединив дренажный шланг от него. У некоторых моделей (например, у Samsung) шланг прикручен шурупом. У некоторых моделей этот лоток неразборный и сделан воедино с корпусом (естественно в таком случае лоток мы не снимаем, т.к. это невозможно).

3. Далее нужно снять вал (вентилятор) внутреннего блока:

если вал снимается влево (есть винт на валу как в статье про разборку внутреннего блока), то освобождаем левую часть радиатора. Затем вытаскиваем вал, открутив внутри него болт крепления;

если вал снимается вправо, то потребуется снимать его мотор и блок управления кондиционера. Корпус блока управления обычно крепиться одним шурупом снизу и защелкой сверху. Затем  отсоединяем провода мотора от платы управления.

Откручиваем все шурупы, которые крепят кожух мотора.

Чуть приподняв радиатор, вытаскиваем вал вместе с мотором вправо (это сделать довольно сложно, поэтому действуем предельно аккуратно не повредив вал).

Мойка внутреннего блока сплит-системы

  1. Снятые фильтры, лоток и вал отмываем любым доступным способом (лучше мойкой высокого давления). Ничего сложного здесь нет. НО БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЕЙ С ВАЛОМ (НЕ РОНЯЙТЕ)! Если лопасти повредятся, то его замена обойдется недешево. После этого просушиваем и протираем все детали;
  2. Промываем дренажный шланг. Можно приспособить какую-либо трубку и водой изо рта продуть шланг. Через него на улицу может политься грязная вода, поэтому убедитесь в отсутствии людей под окном.
  3. Удобной щеткой и водой прочищаем радиатор со всех доступных сторон (естественно ВДОЛЬ направления ребер);
  4. Тряпкой протираем все пластиковые детали кондиционера.

После этого собираем внутренний блок в обратном порядке.

Мойка внешнего блока

Как я уже сказал, внешний блок помыть гораздо проще, т.к. разбирать его обычно не требуется. И помыть в нем нужно только радиатор. Для доступа к нему лучше открутить решетку перед вентилятором. У некоторых моделей, чтобы открутить эту решетку придется разобрать весь корпус (в таком случае можете попытаться помыть без снятия решетки)

Если у вас есть мойка высокого давления (Кёрхер, например), то широкой струей подальше от радиатора (чтобы не погнуть ребра) осторожно его промываем. Если мойки нет, то вручную щеточкой производим чистку (опять же ВДОЛЬ рёбер)

Когда необходимо чистить кондиционер в машине?

Самый распространенный повод для очистки системы подачи охлажденного воздуха в салон – зловонный запах из дефлекторов при включении кондиционера. Примерно этот запах напоминает «аромат» из открытой канализационной трубы. Вину таких ароматов на себя беспрекословно берут бактерии, которые поселились в области испарителя и начали активно размножаться в подходящей для них среде. Через несколько месяцев после начала размножения бактерий они начинают гибнуть и создавать неприятные запахи в салоне вашей машины.

Необходимо очистить систему кондиционирования в таких случаях:

при включении кондиционера в автомобиле появляется затхлый запах, интенсивность которого со временем усиливается;

даже без включения системы охлаждения ощутим неприятный аромат из воздуховодов, это свидетельствует об активном размножении и росте микроорганизмов;

эффективность охлаждения снизилась, что становится свидетельством забитых радиаторов, на пластинах этого устройства может нарастать слой плесени;

через дефлекторы внутри трубок подачи воздуха виден светлый налет, что говорит о масштабном росте патогенной микрофлоры в автомобиле;

при замене фильтра салонного воздуха вы обратили внимание на то, что он влажный, на нем присутствует плесень, фильтрующие элементы темного цвета.

Все эти особенности указывают на то, что вам нужно заняться очисткой системы подачи воздуха в салон. Ездить дальше на такой машине не стоит, это может стать причиной неприятных ситуаций. К примеру, обильное скопление патогенных микроорганизмов даже способно вызвать легкое отравление после длительной поездки в салоне такого автомобиля. Для здоровья человека контакт с этими микробами вряд ли принесет что-то хорошее

Так что чисткой важно заняться вовремя

Основные ситуации, когда нужно почистить кондиционер

Вы купили подержанный автомобиль с климатической установкой любого типа. В этом случае нужно прочистить систему, чтобы уверенно эксплуатировать машину с максимальным комфортом в дальнейшем.

Более 3 лет не производилось комплексное обслуживание кондиционера

За этот период в системе скопилось немало грязи и плесени, которую очень важно вывести и вычистить.

Появилась аллергия у водителя или у постоянных пассажиров. Аллергическая реакция вполне может быть вызвана плесенью и грибками, которые поселились в вашей машине в системе кондиционирования.

Отдаленно появились неприятные запахи

Очень скоро из воздуховодов вашей машины начнет вонять не лучше, чем из городской канализации. Лучше не дожидаться этого момента.

Требуется ремонт системы кондиционирования. В этом случае лучше сразу выполнить качественную очистку, чтобы в ближайшие годы не возвращаться к этому вопросу снова.

Автомобиль долго стоял без дела, кондиционер не включался более года. В таком случае бактерии могли захватить большую часть пространства в системе подачи воздуха, лучше не рисковать здоровьем и почистить систему.

Способы профилактики появления неприятных запахов

Чтобы минимизировать дорогостоящую и трудоёмкую чистку системы кондиционирования, достаточно придерживаться несложных рекомендаций. Во-первых, почаще менять салонный фильтр – именно он является преградой на пути пыли и грязи, находящихся в воздухе во взвешенном состоянии.

Во-вторых, старайтесь чаще просушивать салон и систему охлаждения не посредством включения печки, а естественным способом. Добиться этого можно, отключая кондиционер за 5 – 7 минут до выключения вентилятора – за это время он успеет качественно просушить систему кондиционирования до момента остановки автомобиля. Если приспособиться выполнять подобную операцию после каждой поездки – накопление конденсата в испарителе можно свести к минимуму и тем самым значительно отсрочить появление стойких неприятных запахов.

Полная очистка кондиционера

Вариантов очистки кондиционера автомобиля несколько. Использование дымовых шашек аналогично аэрозольным средствам, вне зависимости от марки автомобиля и производителя очистителя.

Подробная пошаговая инструкция представлена ниже:

Сначала необходимо завести двигатель автомобиля, кондиционер машины включается на всю мощность, при этом нужно активировать режим рециркуляции.
После этого следует плотно закрыть окна, а также двери. Затем баллончик с аэрозольным средством или дымовой шашкой устанавливается рядом с передним пассажирским сиденьем

Важно именно это место, поскольку здесь охватывается наибольшее количество воздуха при включенной .
Теперь необходимо активировать аэрозольное средство или дымовую шашку, при этом находиться в автомобиле не стоит, лучше подождать снаружи.

Что касается пенных очистителей, то здесь инструкция к использованию несколько другая.

Как говорилось выше, для более эффективного результате необходимо демонтировать фильтрующий элемент:

  1. Для начала следует произвести демонтаж салонного фильтра, таким образом вы откроете доступ ко всем воздуховодам.
  2. Далее, извлекается дренажная трубка, после чего к ней подключается приобретенный вам баллончик с пенным средством. Баллон подключается к кондиционеру автомобиля, его необходимо активировать, затем воздуховод полностью наполняется пенным веществом.
  3. Когда эта процедура подойдет к концу, патрубок извлекается и кладется в отдельную емкость. Это делается для удаления всех загрязнений.
  4. Завершающей стадией будет проветривание салона транспортного средства, так как производители не рекомендуют дышать такой химией.

Если возникла острая необходимость произвести прочистку, а пенных или аэрозольных средств, а также дымовых шашек под рукой нет, то проблему все равно можно решить. Для этого можно использовать подручные средства, но учтите, что такой способ можно применять в критической ситуации.

  1. В качестве очищающего средства можно использовать хлоргексидин, этот препарат продается в любой аптеке. Учтите, что его концентрация должна быть не более 0.05%. Если вы будете применять хлорамин Б, то вам потребуется одна ложка препарата (столовая) на литр чистой жидкости (дистиллированной воды).
  2. Полученный раствор необходимо залить в бутылку с распылителем. При этом желательно использовать распылитель, который мог бы обеспечить наиболее мелкие брызги.
  3. От вас требуется демонтировать фильтрующий элемент, активировать систему климат контроля на полную мощность. Затем раствор распыляется на место установки фильтрующего элемента. Разумеется, в этой время все окна должны быть плотно закрыты, то же самое касается и дверей. Также желательно предотвратить попадание средства в салон автомобиля.

Процесс очистки системы кондиционирования в целом не сложный, его может осуществить любой автомобилист. Что касается последнего способа, то его эффективность под вопросом. Некоторые автолюбители утверждают, что такой бюджетный вариант отлично справляется с поставленной задачей. Другие говорят, что эффекта от него нет. Мы же являемся сторонниками традиционных средств (спреи, шашки или пена), так как они доказали свою эффективность на деле.

Основные ошибки использования автокондиционера

Несмотря на то, что в большинстве современных машин устанавливаются кондиционеры, далеко не многие автолюбители знают, как правильно пользоваться кондиционером в автомобиле. Это приводит к дискомфорту при поездках, особенно дальних, а также возникновению простудных и легочных заболеваний. Всего существует четыре основные ошибки.

  1. Проветривание. Делается это для удаления вредных веществ, образующихся при испарении пластиковых деталей салона.
  2. Использование исключительно в жару. Чтобы окна не запотевали снаружи нужно включать “кондей” предварительно, до наступления зноя и постепенно снижая температуру его воздуха.
  3. Поток воздуха на себя. Холодный поток воздуха, направленный в район груди может привести к простудным и сердечно-сосудистым заболеваниям.
  4. Слишком низкая температура воздуха. Резкий перепад внешнего воздуха и воздуха в салоне может привести к простудным заболеваниям.

Однако кроме того что нужно знать как пользоваться кондиционером в машине летом, необходимо знать правила эксплуатации и обслуживания. Допуская ошибки автокондиционер не только будет хуже работать, но и вовсе может выйти из строя.

Ошибки при обслуживании кондиционера в машине

Специалисты выделяют восемь основных ошибок, которые зачастую допускают автовладельцы при выполнении самостоятельного обслуживания системы кондиционирования.

  • Нерегулярно проверяется давление хладагента в системе. Считается, что каждый год из системы улетучивается до 10% фреона.
  • Не делают профилактического включения кондиционера в зимнее время. Включать кондиционер зимой необходимо для того, чтобы в холодное время года также происходила смазка резиновых уплотнений и шлангов системы, а также для того, чтобы предотвратить появление коррозии на металлических поверхностях. Включать кондиционер нужно только тогда, когда машина находиться в теплом помещении (боксе, гараже) либо во время оттепели (при температуре от +2°С…+3°С и выше). Включать кондиционер необходимо не реже одного раза в три-четыре недели.
  • Используют неподходящий фреон для дозаправки своими руками. Перед тем как дозаправить либо заменить фреон в системе необходимо точно знать, какой его тип рекомендует использовать производитель системы кондиционирования. В противном случае может произойти ситуация, когда фреон не будет соответствовать маслу в компрессоре, что может привести к быстрому выходу компрессора из строя, а также малой эффективности работы всей системы.

Дезинфекция и чистка системы кондиционирования

  • Не делают антибактериальную обработку радиатора-испарителя. Ее нужно проводить два раза в год — весной и осенью. Систему кондиционирования в автомобиле нужно регулярно чистить один-два раза в год (обычно весной и осенью). Сделать это можно самостоятельно с помощью очистителей кондиционеров.
  • Нерегулярно чистят радиатор кондиционера от мусора. Это приводит к снижению эффективности работы системы и создает дополнительную нагрузку на компрессор. Аналогичные проблемы возникают и в случае, когда перед радиатором устанавливают москитную сетки, предназначенную для фильтрации пыли и мусора.
  • Заправляют фреон в систему с переизбытком. Это характерно при самостоятельной дозаправке фреона из баллончика. Это приводит к снижению эффективности в работе системы на износ при избыточном давлении. Поэтому самостоятельно дозаправкой лучше не заниматься, а вместо этого обратиться за помощью в соответствующий автосервис.
  • Часто моют радиатор. Радиатор и всю систему необходимо периодически чистить, но не стоит злоупотреблять этим. Частая мойка может привести к появлению коррозии на металлической поверхности радиатора, особенно если это делать с использованием активной пены.
  • Пренебрегают регулярной заменой салонного фильтра. Его нужно менять в соответствии с рекомендациями автопроизводителя. Однако в среднем периодичность замены салонного фильтра составляет около 10…20 тысяч километров пробега. Использование грязного салонного фильтра приводит к появлению в воздухе салона пыли и вредных микробов, а также неприятных запахов.

Время чистить кондиционер и менять фильтр

Кондиционер состоит из теплообменников и воздушного фильтра, очищающего поток воздуха продуваемого через теплообменники. При работе вентилятора, подающего воздух на теплообменники, на фильтре накапливается грязь от наружного воздуха и влага. Грязь при увлажнении начинает загнивать.

Бактерии могут поступать в организм с частицами пыли, к которым они прикрепляются. Гумидорея – в основном на аллергическом фоне. Появляется почти сразу после воздействия аллергена и длится 4-12 часов. Основные симптомы – внезапное повышение температуры, кашель, озноб, мышечные боли. Они в основном вызваны бактериями и плесени.

Эта бактерия хорошо развивается в водной среде, часто укрываясь в плохо очищенном кондиционировании воздуха. Есть три формы этого заболевания – легкое называется болезнью легионера и двумя внелегочными. Легионерная болезнь является наиболее опасным вариантом заражения легионеллой. На съезде ветеранов Американского легиона внезапно и по неизвестным причинам 221 человек были госпитализированы как в ветераны, так и в рабочие комнаты. 34 человека погибли. Оказалось, что причиной заболевания была бактерия, которая умножилась в системе кондиционирования воздуха.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

В результате поток воздуха из воздуховода ослабевает, появляется неприятный запах, при избытке влаги из воздуховодов может капать вода. Это основные признаки загрязнения устройства, которые сигнализируют, что должна проводиться чистка кондиционера в машине.

С тех пор в кондиционированных зданиях было зарегистрировано дюжину случаев коллективной болезни. Период вылупления легонинеллы легких длится от 2 до 10 дней. Развитие заболевания происходит очень быстро, его трудно лечить, поскольку бактерии устойчивы ко многим антибиотикам. Болезнь легионеров характеризуется очень высокой смертностью. Среди людей, не диагностированных, смертность превышает 80 процентов. Наиболее подвержены мужчины старше 40 лет и люди с пониженным иммунитетом. Эта цифра составляет около 5%.

Открытое население. В основном это неправильно диагностируется. Это самая распространенная инфекция легионеллеза, встречающаяся в 10 раз чаще, чем болезнь легионеров. Его часто принимают за грипп, потому что исходные симптомы очень похожи. Болезнь характеризуется очень быстрым развитием – продолжительность ее инкубации длится до 48 часов. Симптомы включают внезапное повышение температуры, озноб, головные боли и мышечные боли, инфекции верхних дыхательных путей. Для лихорадки Понтиака нет необходимости в специализированном лечении, просто облегчении симптомов.

Разберем, как производится чистка кондиционера в машине своими руками.

Средства для чистки кондиционеров

Помимо мыльного растворов для мытья кондиционеров можно использовать различные средства бытовой химии. Вместе с удалением загрязнения с деталей прибора они производят их обеззараживание.

Мнение эксперта
Старостин Константин Адреевич
Специалист по монтажу и обслуживанию кондиционеров

Рекомендуется проводить дезинфекцию кондиционера не реже 1 раза в 6 месяцев.

В домашних условиях для чистки приборов используют:

  • для удаления пыли и грязи – поверхностно-активные вещества;
  • для обеззараживания – хлорно-спиртовые, кислотные или щелочные средства.

Они могут иметь различную форму. Большой популярностью пользуются пенные аэрозольные очистители. Они обладают проникающим действием, хорошо размягчают грязь и расщепляют жиры. Многие средства этой группы имеют удлинённую насадку, предназначенную для чистки автомобильных кондиционеров.

Глубокая де6зинфекуция оборудования проводится с помощью жидкостей с щелочным составом. Они выпускаются в пластиковых бутылочках с распылителем. Средствами этого вида необходимо обязательно обрабатывать оборудование, находившееся на длительной консервации. Можно использовать для чистки кондиционеров и медицинские антисептики. Самыми популярными из них являются хлорамин, лизоформин и хлоргексидин.

Как избежать появления бактерий в кондиционере?

Вы можете проводить профилактическую чистку 1 раз в 2-3 года и забыть о том, что такое проблемы со зловонными запахами в машине. Также не стоит допускать образования конденсата в системе. Для этого за 5-7 минут до остановки автомобиля выключайте кондиционер и дайте вентилятору высушить систему. После просушки бактерии не смогут активно размножаться, и это предотвратит проблемы с образованием плесени.

Также не забывайте о том, что на современных автомобилях необходимо регулярно менять фильтр салона. Каждый год и не реже 1 раза в 15 000 км замените эту деталь. Она позволяет очищать поступающий в салон воздух и предотвращает образование плесени и загрязнений на внутренних частях системы подачи воздуха. Эти простые советы помогут избежать дискомфорта при эксплуатации автомобиля.

Предлагаем посмотреть видео по теме чистки кондиционера в авто:

Типы очистителей кондиционера автомобиля

Применение очистителей возможно двумя способами – частичным и полным. Первый проводится из салона с включённым режимом рециркуляции. Работает достаточно эффективно, и все средства на него рассчитаны.

Но полная очистка возможна лишь через впускное отверстие воздуха в салон, расположенное на полке подкапотного пространства.

Для этого потребуется снять пластиковую крышку, найти, где воздух забирается в климатическую систему и залить выбранное средство именно туда, выбрав режим внешнего забора воздуха в отопитель и кондиционер.

Будет полезным убрать скопившийся под крышкой мусор и продезинфицировать пространство вокруг от бактерий.

Пена

Очистители пенного типа наиболее эффективны, поскольку пена хорошо проникает во все скрытые полости и удерживается там достаточно долго, чтобы активные химические вещества качественно отработали.

Самые стойкие загрязнения следует удалять именно так, иногда повторяя операцию для большего эффекта.

Аэрозоль

Аэрозольные очистители работают ненамного хуже, но меньше задерживаются в рабочей зоне. В отличие от некоторых средств пенного типа, не образуют защитную плёнку на деталях.

Дымовая шашка

Шашки хорошо работают по устоявшимся в салоне запахам, а то, что рабочее вещество не задерживается на трубопроводах и радиаторах, компенсируется многократной циркуляцией за время обработки.

Особенностью использования является невозможность прервать начавшуюся процедуру, но в этом обычно и нет необходимости.

Самодельный

При желании можно приготовить дезинфицирующий раствор самостоятельно. Для этого используется раствор хлорамина или хлоргексидина.

Вещества очень активные, поэтому не стоит злоупотреблять концентрацией, вполне достаточно 0,5 мл хлоргексидина на литр воды или 2 мл хлорамина.

Полученные растворы разбрызгиваются распылителем в зону салонного фильтра, сам фильтр при этом извлекается. Процесс происходит во время работы вентилятора на максимальных оборотах в режиме кондиционирования. Вещества опасны для органов дыхания, придётся принимать меры к исключению попадания их на вдохе.

В настоящее время производится и продаётся много очистителей промышленного изготовления со сложным составом, поэтому вряд ли стоит экспериментировать и рисковать здоровьем с самодельными средствами.

Добавить комментарий