Каталитический нейтрализатор выхлопных газов (катализатор): что это такое, как проверить и на что заменить
Содержание
Не будет ли перегрева выхлопной системы если удалить катализатор
Это ещё один интересный вопрос. Вернее интересное заблуждение.
Бытует мнение, что катализатор служит не только для «очищения выхлопа», но и для снижения температуры выхлопных газов. В моём понимании всё происходит с точностью до наоборот.
Каталитическая реакция нейтрализации проходит с выделением тепла. Поэтому газы в катализаторе, как минимум, не охлаждаются. Видели когда-нибудь расплавленные соты катализатора? Так вот выхлопные газы их так не расплавят. А что тогда их так перегрело?
А перегрели катализатор пропуски воспламенения в двигателе. Несгоревшая смесь, попадает в катализатор и там в процессе реакции нагревается и перегревает соты, что приводит к их оплавлению.
Поэтому всякие пламегасители по бешенным деньгам вместо катализатора приносят пользу только тем, кто их изготовил и впарил первому попавшемуся автовладельцу. Понятно, что пользы от него больше, чем от простой трубы, но такая польза не стоит таких огромных денег. Исключительно по моему мнению.
Почему старая и добрая «шестёрка» пол века ездит без всяких пламегасителей? У неё топливо как-то не так в двигателе сгорает? Или выхлопная система какая-то особенная?
Для предотвращения перегрева катализатора ЭБУ на большинстве автомобилей умеет определять пропуски воспламенения в каждом отдельном цилиндре. Делается это очень просто. Во время работы двигателя, маховик вращается не равномерно, а рывками. То есть, первый поршень делает свой толчок и маховик в этот момент делает ускорение. Затем немного замедляется, пока третий поршень не даст свой толчок. Но если, допустим, третий поршень несколько раз подряд не дал толчка, то ЭБУ это увидит и перекроет подачу топлива в этот цилиндр. Таким образом эта несгоревшая смесь не перегреет катализатор.
Но попадание, допустим, ведущих колёс в ямку на дорожном покрытии, может также влиять на вращение маховика через систему трансмиссии. Поэтому, чтобы состояние дорожного покрытия не заводило ЭБУ в заблуждение, на автомобиле устанавливают датчик неровной дороги. Если этот датчик сигнализирует о неровной дороге, то ЭБУ игнорирует возможные пропуски воспламенения.
Из вышесказанного можно сделать два главных вывода:
- катализатор запросто может повышать температуру выхлопных газов, а не понижать её
- если катализатор оплавился или разрушился, значит в двигателе есть проблемы, связанные с неполным сгоранием смеси, клапанами, пропусками воспламенения и т.д. Поэтому перед заменой/удалением катализатора необходимо восстановить правильную работу двигателя!
Основная информация о каталитическом нейтрализаторе
Большинство автолюбителей даже не имеют представления о том, что такое автомобильный катализатор и в чем заключается принцип его работы. Именно поэтому сегодня мы попытаемся рассказать основную информацию о каталитическом нейтрализаторе. Итак, автомобильный нейтрализатор это элемент выхлопной системы транспортного средства, снижающий температуру выхлопных газов, очищающий выхлопные газы и обеспечивающий догорание топливной смеси.
Схема катализатора автомобильного
Основными элементами катализатора являются: теплоизоляция, корпус и блок-носитель. На сегодняшний момент существует несколько видов нейтрализаторов, которые соответствуют разному содержанию выхлопных газов в автомобильном двигателе.
Для правильной замены каталитического нейтрализатора должны соблюдаться некие условия, для соблюдения этих условий применяется лямбда-зонд. Благодаря данному устройству посылается обновленная информация и регулируется состав топливной смеси.
Признаки неисправности, указывающие на то, что необходима замена
При нормальном функционировании катализатор ломается только после полного сгорания каталитического слоя. Такое формулирование даже не совсем правильно, так как он не ломается, а просто из-за уменьшения каталитического слоя он не может полностью сжигать выхлопные газы. То есть эффективность работы уменьшается, а токсичность продуктов горения повышается. Автомобильный катализатор достаточно редко выходит из строя, но все же каждый автолюбитель должен знать, как поступать в таком случае. Поэтому давайте рассмотрим, как проводится самостоятельная замена каталитического нейтрализатора.
- Снизилась мощность автомобиля, это свидетельствует о том, что нейтрализатор забит.
- Во время передвижения транспортного средства на холостых оборотах двигателя заметно плаванье стрелочки тахометра.
- И выхлопной трубки чувствуется запах аммиака.
Итак, как же правильно проводится замена катализатора?
- Открутите болтики, закрепляющие устройство на дополнительном глушителе;
- Снимите болтики вместе с шайбой;
- Открутите болтики, которые закрепляют устройство на приемной трубке;
- Достаньте болтики вместе с пружинными шайбами;
- Достаньте устройство под днищем автомобиля;
- ПРоведите замену и соберите все в обратном порядке.
Как видите, замена катализатора системы выхлопа довольно проста и с ней сможет справиться даже не очень опытный автолюбитель
Обратите внимание на то, что в момент функционирования он может нагреваться до температуры около 600 градусов. Поэтому прежде чем перейти к замене катализатора дождитесь полного его охлаждения
Промывка катализатора автомобиля своими руками
Промывка этого компонента продуктивна и способна продлить его ресурс, если:
- процедура имеет профилактическую цель, а не решение уже возникшей проблемы;
- имеет место начальная стадия износа, без повреждения или загрязнения ячеек;
- если катализатор не деформирован и не оплавлен.
Промывка собственными силами или на станции техобслуживания может быть профилактическая или механическая. В первом случае компонент не снимается, во вторых вариантах предполагается демонтаж и частичная разборка прибора.
1. Профилактическая промывка
Для такой очистки используются специальные жидкости типа Hi-Gear HG3270, которые заливаются в топливный бак. Сажа будет самостоятельно выводиться из фильтра вместе с выхлопом.
Hi-Gear HG3270
2. Механическая промывка
Такая чистка требует применения компрессора, наждачной бумаги и химического средства типа ABRO, рекомендованного для работы с карбюраторами.
После демонтажа катализатора его с обеих сторон продувают компрессором под давлением в 7–9 Бар. Через патрубки ячейки заполняют чистящим средством, после чего элемент оборачивают ветошью на четверть часа. По истечении этого периода соты промываются сильным напором горячей воды, прочищаются наждачной бумагой и дополнительно продуваются компрессором. Степень давления на внешние сеточки не должна быть чрезмерной, чтобы не повредить керамику. Избавиться от загрязнений во внутренних полостях подобным методом не удастся.
Процедуру рекомендуется проводить до тех пор, пока соты не станут чистыми.
ABRO карбюратор
Заключение
Автомобили с ДВС в обязательном порядке оснащены выхлопной системой, а потому оказывают влияние на окружающую среду. Из-за высоких экологических требований к автотранспорту наличие нейтрализатора газов становится обязательным, хотя автомобиль может функционировать и при его отсутствии.
Причины и признаки неисправности
Теоретически катализатор должен работать вечно. Благородные металлы не окисляются и не расходуются в химических реакциях каталитического типа. Но реальность выглядит значительно хуже. Тонкие приборы оказываются бессильны перед нарушениями температурного режима и механическими ударами.
Почти все проблемы бывают связаны с нарушением работы систем питания и зажигания двигателя, а также с применением некачественного топлива. Всё это приводит к повышению температуры нейтрализатора, оплавлению и выкрашиванию его сотовой структуры с последующим закупориванием пути свободного прохода выхлопных газов.
При этом катализатор способен нанести страшный ответный удар двигателю. Его близкое расположение к зоне выпускных клапанов привело к опаснейшему эффекту – раскрошенная керамика может попадать в цилиндры.
Это не является парадоксом, дело в том, что импульсный характер движения газов на выпуске приводит к хаотическому перемещению частиц по коллектору и всасыванию их в двигатель перепадами давления.
Результат известен многим мотористам – царапины и задиры на поверхностях, которым это полностью противопоказано. Двигатель отправляется в капитальный ремонт.
Общим признаком неисправности станет потеря мощности двигателя, его неспособность развить большие обороты. В конце концов он просто перестанет запускаться. Это легко себе представить интуитивно, вообразив, что некто коварно заткнул выхлопную трубу. Результат абсолютно идентичен.
Как проверить
Симптомы слишком характерны, чтобы вызывать сложности с диагностикой забитого катализатора.
Изменившийся звук выхлопа, сдавленное шипение в выпускной системе, иногда вообще крайне слабая реакция руки, подведённой к срезу выхлопной трубы. Обычно к тому же зажигается лампочка контроля состояния двигателя, ЭСУД заметит нештатные показания датчиков.
Окончательный диагноз будет поставлен после снятия катализатора с автомобиля. Запечённые, заполненные отложениями и раскрошенные соты невозможно не заметить.
Как почистить
В тех случаях, когда соты ещё не повреждены, но пропускная способность нейтрализатора уже снижена смолянистыми отложениями, его можно промыть.
Для этого лучше всего использовать жидкость, обычно применяемую для очистки карбюраторов или топливных форсунок. Только потребуется её значительно больше.
Катализатор заливается промывочной жидкостью, после чего ей предоставляется время на растворение загрязнений, затем её сливают, внутренности детали промываются горячей водой и просушиваются (продуваются).
Обычно процедура требует неоднократного повторения. Существуют также специально предназначенные для подобных промывок составы.
Как определить, что катализатор нуждается в замене
Как правило, катализатор считается вышедшим из строя, если его каталитический слой сгорел в процессе эксплуатации. В автомобилях с современной бортовой системой при поломке нейтрализатора загорается ошибка. Если же автомобиль не новый, то определить приближающийся выход из строя нейтрализатора можно по следующим признакам:
- Тяга на больших оборотах временно или постоянно пропадает.
- Автомобиль стал хуже заводиться «на горячую». По утрам, при этом, мотор долго не заводится.
- Начали пропадать обороты. Например, когда вы давите на газ, а тахометр еле-еле доходит до 2 – 4 тысяч оборотов, но выше стрелка не идет. При этом автомобиль начал потреблять больше топлива.
Эти признаки свидетельствуют о том, что катализатор находится в «полурабочем» состоянии, то есть еще работает, но уже пора менять. А если нейтрализатор вовсе «приказал долго жить», то вы заметите, что машина начала слишком долго заводиться, но даже если мотор и начинает работать, но почти сразу он глохнет. Либо автомобиль и вовсе не заводится. Убедиться что причина в этом случае именно в катализаторе довольно просто: нужно завести мотор и подойти к выхлопной трубе, если выхлопные газы не идут (вы их не чувствуете рукой), значит пришло время менять составную часть выхлопной системы.
Как понять, что он вышел из строя?
В результате оплавления ячеек или разрушения керамики, крошка забивает следующие по ходу движения выхлопных газов «блинчики». Двигателю становится тяжело дышать, он не может выдуть выхлоп.
Из этого вытекают первые признаки выхода из строя катализатора:
- Двигатель теряет мощность. Многие водители жалуются, что машина перестает ехать, пропадает динамика;
- На приборной панели выпадает ошибка «Check Engine». При сканировании блока управления мотором это ошибка по второй лямбде;
- Некоторые отмечают, что при поломке частично или полностью пропадает выхлоп их выхлопной трубы;
- Увеличивается расход топлива.
Основные симптомы забитого катализатора
Чтобы предотвратить поломку, важно регулярно проводить диагностику автомобиля. Кроме того, существуют конкретные признаки износа катализатора, которые помогут выявить проблему на ранних стадиях:
- Двигатель заводится с трудом и глохнет после запуска.
- На приборной панели горит индикатор Check Engine, или, как его еще называют, «чек» двигателя.
- Выхлопные газы еле-еле выходят из трубы. Этот признак говорит о том, что катализатор серьезно забился.
- Автомобиль теряет в мощности и динамике, слабо откликается при нажатии на газ, при этом увеличивается расход топлива и моторного масла.
- Во время холодного пуска двигателя появляется едкий запах, которого раньше не было. Обычно этот признак свидетельствует о разрушении катализатора.
- При разгоне или перегазовке слышен неприятный металлический звук.
Что делать, если катализатор вышел из строя?
Если признаки сломанного катализатора налицо, использование такой машины чревато негативными последствиями. Лучше заранее решить проблему, пока она не повлекла за собой другие. Существует несколько способов:
- Попытаться промыть или прочистить устройство. Это может помочь только в случае несильного засорения. Если катализатор оплавлен или разрушен, либо его соты полностью закупорены, этим способом решить проблему не получится.
- Заменить устройство на новое. Тут есть два нюанса: оригинальная деталь будет стоить очень дорого, а дешевый универсальный катализатор довольно сложно правильно подобрать.
- Установить пламегаситель вместо катализатора. Правда, для корректной работы электронного блока управления его придется либо перепрошить, либо использовать так называемые обманки.
Попробовали прочистить катализатор, но все симптомы указывают на то, что проблема не решена? Значит, единственный выход — демонтировать устройство, чтобы заменить на новое или установить пламегаситель. Но есть и хорошая новость — неисправную деталь можно выгодно продать.
Разновидности по материалу изготовления
Автомобильные каталитические нейтрализаторы разделяют на категории по конструкции наполнителя:
- стандартные керамические, рассчитанные на максимальную температуру газов до +850°С;
- металлические, отличающиеся повышенной прочностью;
- спортивные, рассчитанные на двигатели с повышенной мощностью и создающие пониженное сопротивление потоку.
Керамические
Внутри нейтрализатора установлена керамическая вставка с сотами, поверхность покрыта сплавом платины и родия либо платины и палладия. Конструкция обеспечивает повышенную поверхность соприкосновения газов с активными материалами.
Керамический катализатор относится к стандартным моделям.
За счет применения керамической основы (магниево-алюминиевого силиката) удалось снизить себестоимость производства, но узел имеет ресурс в пределах 100-150 тыс. км. При использовании топлива соответствующего качества и регулярном техническом обслуживании нейтрализаторы выдерживают до 300 тыс. км и более.
Недостатками изделий является низкая механическая прочность керамической вставки, которая разрушается от вибраций и температурных расширений. На материал оказывает негативное влияние моторное масло, которое выбрасывается из двигателя (например, при износе маслосъемных колпачков на стержнях клапанов).
… о работе катализатора
При засорении сот поток газов замедляется, что приводит к падению мощности и затрудненному пуску холодного двигателя.
Металлические
В таких нейтрализаторах вместо керамики использована гофрированная фольга толщиной до 0,05 мм, прикрепленная к кожуху тугоплавким припоем. Конструкция выдерживает длительный нагрев до +1100 °С и не восприимчива к ударным нагрузкам. На поверхности фольги имеется адсорбирующий слой из окиси алюминия с покрытием из благородных металлов, обеспечивающих окислительные и восстановительные реакции.
Металлические нейтрализаторы имеют повышенную цену и используются при ремонте выхлопных систем автомобилей.
Спортивные
Катализатор для спортивных машин отличается высокой пропускной способностью.
Катализаторы для гражданских машин создают сопротивление потоку выхлопных газов. На спортивных двигателях используют узлы с повышенной пропускной способностью за счет увеличения габаритов сот. Для обеспечения дожигания на поверхности нанесен увеличенный по толщине слой активного вещества.
Преимуществами изделий являются повышенная температурная стойкость и способность выдерживать ударные и вибрационные нагрузки. Нейтрализаторы могут использоваться в качестве ремонтных (может потребоваться перепрограммирование блока управления).
Виды катализаторов
Автопроизводители оснащают свои модели тремя видами нейтрализаторов:
1. Керамические
Применяются в американском и европейском автопроме и представляют собой пластины в виде сот, сделанных из керамики и покрытых драгметаллами с каталитическими качествами типа золота, палладия, платины, родия. Благодаря ячеистой конструкции они получают большую площадь соприкосновения с выхлопными газами для эффективной работы.
Стоимость такого оборудования невелика, а предельный ресурс работы достигает 100 000 км пробега, что менее надежно по сравнению с металлическими из-за деформации от даже слабого удара.
Негативную роль могут играть для керамики некачественный бензин, температурные перепады, продолжительный холостой ход, частые поездки по пересеченной местности и выбоинам, а также проникновение антифриза или масла в камеру сгорания.
Когда соты забиваются, устройство перестает производить очистку, выделяя характерный сероводородный запах. При регулярных перебоях в работе мощность силового агрегата падает, сам прибор подвергается плавлению из-за повышенной температуры и уменьшает диаметр отверстия выхлопной трубы.
Катализатор керамический
2. Металлические
Такое исполнение надежнее и прочнее, редко подвергается деформациям или повреждениям. Внутри него есть покрытие, ускоряющее и улучшающее газоочистку. Долговечность и содержание ценных металлов удорожает изделие, но позволяет его выгодно продать даже после поломки.
Среди ключевых достоинств следует отметить:
- Стойкость к неполадкам системы зажигания;
- Устойчивость к температурным перепадам, коррозии вследствие проникновения влаги, к механическим повреждениям;
- Долговечность.
Катализатор металлический
3. Спортивные
Этот тип отличается улучшенной конструкцией, большой пропускной способностью и температурной устойчивостью. Они также изготавливаются из металла, но имеют напыление драгметаллами в 8 раз выше, чем у «соплеменников».
Спортивные варианты редко забиваются, не боятся рабочих температур 300-400 градусов выше привычных для такого оборудования и станут практичным выбором для подержанных автомобилей, которым смогут продлить срок службы двигателя.
Катализатор спортивный
Можно ли удалить его?
Когда катализатор выходит из строя, 99% водителей просто удаляют его. Покупка нового далеко не всем по карману, так как в состав агрегата входят драгоценные металлы. Хотелось бы предостеречь вас от одной грубой ошибки. Выполняйте полное удаление катализатора, не пытайтесь пробить отверстие или еще что-то придумать. Оно быстро забивается. Если внутри емкости, в которой находился нейтрализатор, увидите металлическую сетку, желательно удалить и её.
Иногда катализаторы чистят от пыли, серы. Но если они забиваются парафином после заправки бензином, уже ничего не поможет. Остается только ставить новый или делать «обманку».
Источник
Ряд недостатков вынужденной меры
Что дает удаление? Первое — это экологический фактор. Суть этого элемента — очистить отработанные газы от опасных примесей, путем их нейтрализации и дожигом. При его изъятии выхлопы становятся более грязными и порой даже опасными в большом их количестве. Это факт, который даже трудно оспорить.
Второе — когда убирают катализатор, возникает необходимость «доработки» компьютера. Речь идет о проведении прошивке бортового компьютера. В крайнем случае, можно поставить обманку. Некоторые современные машины с неисправным нейтрализатором даже отказываются запускаться.
К тому же убери его и тогда будет маячить надпись Check Engine — и это как минимум. Возникает необходимость в прошивке компьютера, дабы избежать этих ошибок. Таким образом, нормы стандарта могут быть снижены с Евро-5 на Евро-2. К тому же программный метод позволяет выровнять работу двигателя.
И третье — удаление катализатора в машине существенно влияет на срок службы всего глушителя. Ведь интенсивность горячих газов повышается, и теперь на остальные его части (резонатор, трубы) оказывается большее воздействие. А это значит, что их ресурс будет снижен как минимум на 10%.
Как продать катализатор выгодно
После того, как мы рассказали о ценности, которую представляет нейтрализатор, вы вправе принять решение. Если вы собираетесь просто выбросить устройство в ближайшую мусорку, затем поехать по своим делам, этого делать не стоит, т.к:
Неутилизированный установленным порядком прибор нанесёт дополнительный вред окружающей среде, и без этого достаточно загрязнённой. Обращаясь в компанию-утилизатор, вы помогаете сохранить экологию за счёт переработки детали, содержащей ценные металлы;
При сдаче в пункте приёма вы получите некоторую денежную компенсацию. Эта сумма пойдет в зачёт при покупке нового, тем самым сэкономив собственные средства и позволив купить более дорогую деталь, чем вы планировали первоначально;
Чтобы сдать старую деталь не обязательно это делать лично. Возможно отправить её по почте, транспортной компанией, вызвать курьера. Тем самым вы экономите время, получаете деньги и помогаете сохранить природу.
Но ничего не мешает подъехать на пункт приёма и проконтролировать процедуру оценки лично.
В этом случае так же у вас несколько вариантов развития событий:
Не особенно задумываясь отдать его первому, кто предложит живые деньги, т.е. перекупщику. Обычно, вам предложат процентов на тридцать ниже реальной стоимости. Но в этом случае вам не надо тратить время, искать и сравнивать цену. Это быстрый способ получить деньги.
Выйти без посредников на приёмщика цветного металла. Это потребует времени, некоторого усилия, но вы получите реальную стоимость катализатора. Учтите, что многие точки не принимают колотые, выбитые или перемолотые в крошку детали.
Самый выгодный вариант – обратиться непосредственно на перерабатывающий завод. Вам предложат самую высокую цену. Но есть одно “но” – они не имеют дел с частными лицами, предпочитают оптовую покупку у организаций.
Как уже было сказано выше, на стоимость влияет год выпуска, объём двигателя автомобиля, страна-производитель и его состояние.
Помните: На дизельные автомобили ставятся устройства с максимальным нанесением платины. У иномарок класса люкс ставится двигатель большого объёма. Поэтому на катализаторы с этих автомобилей можно получить высокую цену.
К тому же стоимость вторичного сырья зависит от конкретной «точки приема» – у них может отличаться ценовая политика.
В фирмах, которые давно на рынке и заслуживают доверия, весь процесс состоит из трёх действий:
- Общий осмотр;
- Взвешивание;
- Анализ содержания драг.металлов (Pt, Rh, Pd);
- Предлагается цена выкупа.
В среднем, по Москве и области цена Б/У нейтрализатора отечественных производителей составляет две тысячи, импортные модели – в них больше содержание металлов – от трёх тысяч.
Все катализаторы делятся на два больших типа – в одних больше содержания платины, у вторых – палладия.
К первому типу, наиболее ценных по содержанию цветного металла, относят немецкие машины – стоимость за кг: Mercedes-Benz G-klasse – до 25 тыс., катализатор б/у с BMW 5 серии – до 20 тыс., 7 серии от 10 тыс. Это объясняется тем, что в этой стране предъявляются высокие требования к содержанию в выхлопе вредных веществ. Причём чем старше модель, тем меньше содержание – требования год от года только ужесточаются.
Вторыми по стоимости идут детали от японцев Infiniti FX – от 8 тыс. руб./кг, потом французские (CITROEN, PEUGEOT, RENAULT), американские и завершают пятёрку автомобили корейских автопроизводителей порядка 3-5 тыс. руб./кг (KIA, HYUNDAI, DAEWOO). Самыми дешёвыми в скупке являются катализаторы из отечественных машин.
Чтобы повысить стоимость устройств рекомендуется:
- Очистить их от смазки, накипи, загрязнений. Но будьте осторожны – агрессивная среда может смыть часть напыления драгоценного металла.
- Не стоит самостоятельно извлекать носитель из корпуса – не имея достаточного опыта вы можете повредить его и, соответственно, потерять часть стоимости.
- Если вы сдаете несколько катализаторов, то необходимо провести сортировку по маркам, видам и категориям
Узнать стоимость можно на официальном сайте компаний или позвонив по телефону.
Каталитический нейтрализатор
Гораздо коварнее дефект, при котором частицы керамики начинают выкрашиваться с поверхности сот. Причиной разрушения керамики чаще всего является некачественное топливо, которое догорает на такте выпуска. Причем крошение начинается в самой горячей зоне, на кромках сот, расположенных ближе к двигателю.
При работе двигателя на разных режимах может происходить заброс части отработавших газов обратно в цилиндры двигателя. Керамическая пыль, являющаяся абразивом и попавшая с потоком газов в цилиндр, быстро выведет из строя поршневую группу и приведет к задирам на стенках цилиндров.
Впрочем, опасно это явление далеко не для всех двигателей. Мы даже не будем говорить про модели, у которых нейтрализатор вопреки общемировым тенденциям закреплен под днищем автомобиля, а потому вредоносным частицам пришлось бы преодолеть почти метр «против течения». Некоторые производители благодаря применению верных конструктивных решений избежали этих проблем или сумели вовремя их устранить.
Как дела с гарантией?
На фоне такого отношения к потребителю резко негативное отношение вызывает позиция, занятая концерном Kia. В сервисной книжке автомобилей этой марки до начала 2016 года красовалась надпись, что гарантийные обязательства на каталитический нейтрализатор простираются вплоть до 1(!) тысячи километров. Грубо говоря, на две заправки топливом, а потом «плохой русский бензин» может повредить каталитический нейтрализатор, но фирма за это уже не отвечает. Правда, с 2016 года гарантия на каталитический нейтрализатор была продлена до 150 тыс. км.
По мнению автора, гарантия на каталитический нейтрализатор должна быть продолжительностью не меньше, чем на автомобиль.
Теперь поподробнее рассмотрим, что следует и чего не следует делать владельцу автомобиля, чтобы нейтрализатор прослужил долго и счастливо.
Причины выхода из строя каталитического нейтрализатора:
Плохое качество топлива — чаще всего с низким октановым числом. Система управления двигателем переходит на позднее зажигание. Это вызывает догорание смеси на выпуске и рост температуры отработавших газов.
Неправильная работа системы зажигания (пропуски зажигания). Не сгоревшее в одном цилиндре топливо тут же поджигается и горит в нейтрализаторе.
Механическое повреждение каталитического нейтрализатора. Повышенная вибрация силового агрегата и удары по катализатору приводят к крошению керамического блока.
Термоудары. Мгновенное охлаждение раскаленного нейтрализатора при преодолении лужи, к примеру, может вызвать трещины керамического элемента.
Неправильный состав топливовоздушной смеси, вызванный, например, неисправностью датчика кислорода. Тот же эффект вызовут негерметичные, льющие форсунки.
Добавление присадок в бензин. Коктейли от непроверенных производителей или нарушение концентрации могут повышать температуру сгорания на выпуске.
Самые новые конструкции двигателей с минимальной токсичностью запрограммированы на быстрый прогрев нейтрализатора. В условиях холодов для ускорения прогрева вначале блоки управления двигателем очень переобогащают смесь, которая догорает на поверхности нейтрализатора.
В истории существовали откровенные дефекты конструкции нейтрализатора. Например, Suzuki проводила отзывную кампанию по сплошной замене нейтрализаторов на автомобилях SX4.
Из личного опыта
Вторая половина девяностых. Я работал менеджером по автопарку в коммерческой фирме. Шеф вызывает и говорит: Карину (Toyota Carina Е) продавать будем. Езжай на мойку, и чтоб двигатель блестел, как…
Неисправности катализатора и их причины
Среди симптомов, говорящих о неисправности прибора, можно отметить:
- глохнущий или даже не заводящийся двигатель;
- потеря мощности и динамики;
- активированный сигнал CheckEngine;
- повышенный расход топлива.
Произвести диагностику оборудования можно самостоятельно или с помощью специалистов автосервиса, осмотрев его на предмет деформации, измерив давление в выпускном коллекторе манометром, а также общее состояние – мотор-тестером.
Неполадки или поломка могут произойти вследствие подверженности высоким температурам свыше 1000 градусов и химическим реакциям, вследствие чего деталь может прогореть либо оплавиться.
Вторая по популярности причина – некачественное топливо, которое не может сгореть полностью, догорая в коллекторе или самом агрегате, засоряя ячейки и затрудняя проход воздуха. Аналогичная ситуация может произойти и с высоким расходом масла в двигателе, которое также способно активно загрязнять фильтры.
Установка неоригинальной конструкции чревата несоответствием диаметра ячеек, а, следовательно, они будут обладать более слабой пропускной способностью и засоряться в несколько раз быстрее.
Катализатор универсальный
Заключение
Каталитический нейтрализатор, несмотря на благородное предназначение, доставляет водителю больше проблем, нежели пользы. Невысокое качество и чистота топлива делают из теоретически «вечной» детали часто выходящий из строя рудимент. Все больше автовладельцев предпочитают удалять катализатор и устанавливать на его место обманку – такой шаг обходится заметно дешевле.
Каждый автомобилист сам решает, изымать нейтрализатор из выхлопной системы своего авто, или нет. Однако в развитых странах Европы давно приняли решение – наличие катализатора в авто играет большую роль для всей природы и для каждого человека в отдельности. Вот по этой причине катализаторы в обязательном порядке устанавливаются на все современные автомобили мира.