Электромобили в российских реалиях

Содержание

Прошлое и настоящее электромобилей

За прошлый 2018 год во все мире было продано 1,3 миллиона полностью электрических автомобилей, из которых 60% неожиданно пришлись на Китай. Для сравнения, всего легковых автомобилей в мире было продано 94,8 миллионов. Несмотря на то, что доля электромобилей в продажах пока еще не такая высокая, тренд на постепенный отказ от двигателей внутреннего сгорания уже оформился во многих странах мира.

Новый толчок развитию электромобилей дала компания Tesla Илона Маска, хоть многие и считают его гением лишь в маркетинге. Однако сейчас электромобили есть в модельных рядах многих крупных и не очень автопроизводителей по всему миру. Сами же электромобили прошли путь от машин для игроков в гольф до модных суперкаров.

Это удивительно, но электромобили появились задолго до появления автомобиля с бензиновым двигателем. Конечно, это скорее прообраз электромобиля – просто тележка с электрическим двигателем, которая была создана в 1842 году. Карл Бенц построил свой Benz Patent-Motorwagen с ДВС лишь в 1885 году.

Электромобили в XIX веке, конечно, развивались, но развитию помешало несколько причин: ограниченность пробега от одного заряда и сложность самого процесса подзарядки (другой двигатель вращал генератор, который подзаряжал батареи – выпрямителей еще не было).

В XX веке разработка электрических автомобилей продолжалась, но относительно дешевый бензин не давал серьезных стимулов для этого. Известно о некоторых достижениях Николы Теслы в 1930-е годы, затем история электромобилей возобновляется лишь в 60-70-е годы – из-за расцвета экологических движений и нефтяных кризисов.

Но и тогда достичь ощутимого успеха создателям электромобилей не удалось. Они оставались уделом энтузиастов и изобретателей, не имея коммерческого успеха.

Впервые массовый электромобиль появился у компании General Motors в 1996 году – модель EV1. Ее история была парадоксальной: в компании GM продавали автомобили якобы дешевле себестоимости, а еще не хотели, чтобы модель стала популярной и приложили для этого максимум усилий. В конечном итоге автомобили силой изъяли у их владельцев и уничтожили.

Следующая история уже связана с Tesla. В 2003 году эту компанию основывает Ян Райт, после чего привлекает в нее Илона Маска (хоть сам и не верит в идею и уходит из компании). Уже в 2006 году Tesla показывает модель Roadster – дорогую и поражающую впечатление характеристиками (пробег от одного заряда до 400 километров).

Дальше в игру вступают другие производители. В 2007 году General Motors презентует модель Chevrolet Volt (хоть это гибрид, но все равно важная веха в истории), через 2 года Renault-Nissan презентует Nissan Leaf. В том же году представлен Renault Fluence Z.E

Tesla тоже не остается в стороне: в 2009 году представлена Model S (вдвое дешевле родстера), спустя 3 года – Tesla Model X (с дополнительным рядом сидений), в 2016 году – Tesla Model 3, которая оказалась даже дешевле Model S. Затем в Tesla представили электрический грузовой тягач.

Параллельно другие производители начинают предлагать свое видение электромобиля. В последнее время особенно преуспели в этом компании из Китая (например, BYD). Правительства разных стран задумываются о постепенном запрете на автомобили с ДВС и переход как минимум на гибриды.

Увы, в России электромобили пока скорее экзотика, чем повседневная реальность. Суровая зима (холод вредит аккумуляторам), небольшое количество зарядных станций, высокие цены и наличие ввозных пошлин привели к тому, что российский рынок электромобилей находится в зачаточном положении.

Самые продаваемые модели

Бесспорным лидером не только в командном, но и личном зачете выступает Tesla.

Продажи седана Tesla Model 3 опережают объемы соперников с большим отрывом — за 2020 год продано более 365 тыс. авто, это на 41 % больше показателя 2019 года. Популярность модели обусловлена относительной доступностью — она дешевле Tesla Model S почти в два раза при достойной отдаче и производительности.

Второе место занимает китайский Wuling HongGuang Mini EV — несмотря на отставание по объему реализации от предыдущей модели в три раза, авто имеет перспективы занять позицию лидера.

Продажи стартовали только весной 2020 года, но сразу в стремительном темпе. Объем реализации за 2020 год — более 119 тыс. единиц (при этом авто было доступно для покупки только в Китае). В итоге модель получила долю 4 % в общем электрорынке. При таких темпах и цене (около $4–5 тыс.) у авто есть все шансы обойти Tesla Model 3.

Третье место занял Renault Zoe, также удивив динамикой продаж. В 2019 году авто по объему реализации пребывало лишь на 8 месте, за 2020 год модель продвинулась вперед на 5 позиций. В 2020 г. продано 100 431 машин, что составило 3 % электрорынка. Не последнюю роль в таком успехе французов сыграли субсидии и возможность чуть ли не бесплатно оформить лизинг на Zoe.

На четвертом месте — Tesla Model Y, которая также получила 3 % доли рынка. Модель дебютировала в 2020, и за неполный год объем продаж составил 79 734 авто.

Показатели реализации Hyundai Kona переместили его с девятого на пятое место рейтинга. Продажи за 2020 г. насчитывают 65 075 единиц.

Рейтинг с шестого по десятое место выглядит следующим образом:

  1. Volkswagen ID.3 — продажи стартовали в 2020 г. и достигли к концу периода 56 937 единиц.
  2. Nissan Leaf — потерял позиции с 2019 г., опустившись с третьего на седьмое место. Объем продаж — 55 724 авто.
  3. Audi e-tron — показал стремительное продвижение с 25 места в 2019 г. до 8 места в 2020 г. Объем реализации — 47 928 машин.
  4. Baojun E-Series — модель потеряла позиции, опустившись с 5 на 9 место. Всего за 2020 г. продано 47 704 машин.
  5. GW Ora R/1 Black Cat — китайское авто завершает десятку самых продаваемых электрокаров, получив 1 % рынка и поднявшись с 27 места. Объем продаж — 46 796 авто.

Электромобили в России — почему так мало?

Низкая популярность, которую имеют электромобили в России, обусловлена не какой-то одной причиной, — здесь их целый комплекс, а именно:

  • отсутствие поддержки государства;
  • неоправданно высокая пошлина;
  • отсутствие льготных тарифов;
  • плохо развитая инфраструктура в России для электромобилей;
  • холодные климатические условия;
  • и, как финал, банальная боязнь всего нового.

Давайте рассмотрим перечисленные пункты немного подробнее.

Отсутствие государственной поддержки

Как показывает опыт стран, больше всего использующих электромобили, именно поддержка государства является главной опорой в развитии этого перспективного рынка.

В том же Китае уже давно осознали все преимущества, которые несут в себе электрокары, и главное из них — экологичность, ведь электромобиль — это в первую очередь полное отсутствие выбросов оксидов азота, кислорода и мелкодисперсных частиц. Ну и об экономической выгоде не стоит забывать: нефтепродукты на планете конечны, так что за электричеством будущее.

Популяризация электромобилей в Поднебесной идет полным ходом, и правительство активно этому способствует: субсидирует приобретение «экологичных авто», обеспечивая конкурентоспособную цену, развивает сеть электрозаправок, стимулирует создание таксопарков с электрокарами.

А как же «поживают» электромобили в России? Здесь ситуация несколько иная. Так, речь о необходимости развития экологически чистого транспорта ведется уже не первый год, вот только реализация планов, образно говоря, не просто хромает на обе ноги, а лежит, грустно глядя вдаль, в направлении этой мечты.

Нет ни сети электрозаправок, ни субсидирования. Все только в планах на очень далекое будущее.

Неоправданно высокая пошлина

Пока что не лучше ситуация и с импортом электромобилей. Так, если при ввозе на территорию России обычных авто таможенная ставка рассчитывается, исходя из возраста «железного коня» и объема его двигателя, то на электромобиль — исходя из его фактической стоимости.

С учетом того, что электромобиль сегодня и без того не самая дешевая покупка, такой налог делает приобретение электромобилей доступным только для богатых энтузиастов. Для понимания: пошлина на новый «екар» для физических лиц составляет 48 % от его стоимости.

Хотя здесь есть позитивная новость: в марте 2020 Евразийская экономическая комиссия решила обнулить все таможенные пошлины на электромобили, что ввозятся в Россию. Действие нулевой ставки продлится до 31 декабря 2021 года, и, по прогнозам аналитиков, это может увеличить уровень продаж электроавто в 1,5–2 раза.

Отсутствие льготных тарифов

С транспортным налогом ситуация «из той же оперы». В правительстве не единожды думали отменить его для электромобилей, но на законодательном уровне так и не реализовали. Немного подумав, поручили регулировать налоговые ставки местным региональным властям.

Как на местах решили вопрос? Ожидаемо: электромобилей пока что настолько мало, что на это «махнули рукой», и в результате владельцы экологических авто платят за них столько же, сколько и владельцы «традиционных» авто. А это, к примеру, в той же Москве — 45–115 тысяч рублей каждый год за ту же Tesla Model S, в зависимости от ее мощности.

Плохо развитая инфраструктура

Главная проблема — отсутствие инфраструктуры. Единой сети электрических заправок не предвидится даже в ближайшем будущем, а те немногочисленные зарядные станции, что есть, установлены за счет частных инвесторов.

То же самое и в тех случаях, когда необходимо отремонтировать электромобиль, — сделать это можно только в нескольких крупных городах.

Холодные климатические условия

Холодный климат также одна из «болячек», препятствующих популяризации электрокаров. На морозе любая электрическая батарея намного быстрее разряжается, а кроме того, снижается ее эффективность.

Когда существенную часть года температура воздуха стабильно держится ниже нулевой отметки на градуснике, для того чтобы нормально использовать электромобиль, нужно иметь как минимум теплый хорошо отапливаемый гараж.

Традиционное неприятие нового

Когда-то люди, привыкшие к механической коробке передач, с огромным скепсисом относились к авто с «автоматом». После автоматических коробок переключения передач появились вариаторы — и ситуация повторилась. Ненадежные, дорогие в ремонте и тому подобное.

Теперь то же самое ждет гибриды и электромобили — людям нужно как минимум к ним привыкнуть, и ситуация постепенно начнет налаживаться.

Smart EQ forfour

Можно купить за 20000 евро. Производитель предлагает обширную цветовую палитру и приятный интерьер. На панель, расположенную рядом с рулём, выведены датчики состояния батареи, текущая мощность и другие важные параметры электрокара. Внутри салон отделан кожей, панорамная крыша поделена на две широкие секции, четыре двери позволяют пассажирам легко усаживаться и выбираться из машины.

Как только водитель глушит мотор, автомобиль автоматически переходит в режим восстановления энергии, и это неспроста. На одном заряде машина способна проехать лишь 130 км. Разгоняется она тоже достаточно медленно: почти за 13 секунд до 100 км/ч.

Мощность батареи составляет 60 кВт или 80 л. с., максимальная скорость – 130 км/ч. От специальной зарядки батарея восполняет энергию за 3,5 часа, а от станции постоянного тока – за 45 минут. Сколько времени займёт зарядка, зависит также от того, до какой степени села батарея. Лучше не допускать падения ниже 10%.

Рейтинг недорогих электромобилей на 2021 год в России

Ниже представлены электрокары, стоимость которых вполне по карману среднестатистическому автовладельцу в РФ. Ознакомившись с этим перечнем, вы узнаете, какую машину можете себе позволить, если желаете заботиться об окружающей среде и в вашем городе есть необходимая для того инфраструктура.

Peugeot e-208

Лучшее, что можно купить за 30 450 евро. Мощность силового агрегата в 136 л.с. и максимальная скорость в 150 км/ч вряд ли впечатлит вас, как и разгон до 100 км/ч за 8.1 секунды. Зато при емкости батареи в 50 кВт*ч машина заряжается за 465 минут и может проехать 340 км без необходимости «дозаправки».

Opel Ampera-e

Аккумулятор имеет емкость 60 кВт*ч, заряжается полностью за 555 минут. Зарядки хватает на 380 км езды. Максимальная скорость электрокара составляет 150 км/ч при мощности 204 л.с.

Качество комплектующих является чрезвычайно высоким, ведь данную модель выпускает американский бренд General Motors, крайне скрупулезно следящий за своей репутацией. Стоимость машины в России составляет не менее $43 000, что все равно остается заманчивым предложением в сравнении со многими другими на рынке.

Nissan Leaf

Один из самых популярных электромобилей на постсоветском рынке. Развивает скорость в 157 км/ч максимально. 218-сильный мотор дает разгон до 100 км/ч за 7.3 секунды.

Полная зарядка занимает 10 часов, что не очень удобно, хоть и емкость аккумулятора не так велика: 62 кВт*ч. Запас хода авто — 385 км. Стоимость новой машины — $31 000, зато б/у ее можно найти в несколько раз дешевле.

Renault Zoe

Французский продукт разгоняется крайне медленно (до «сотни» за 11.4 секунды), да и максимальной скорости его хватит только для поездок в мегаполисе вроде Москвы, где много пробок (135 км/ч). Это и неудивительно при двигателе в 109 л.с. Зато запас хода у него составляет 395 км, что очень неплохо для данного ценового сегмента. Большим плюсом является невероятно быстрая скорость зарядки — 180 минут.

Цена этого электрокара, в зависимости от новизны и комплектации, варьируется в диапазоне 7 000 — 35 000 долларов США.

Volkswagen ID.3

Первый электромобиль от известного автопроизводителя. Батарея на 82 кВт*ч заряжается за 495 минут и в случае необходимости позволяет без перерыва проезжать 550 км. Недостатком электрокара является не очень мощный двигатель: всего 204 л.с., разгоняющий всего лишь до 160 км/ч максимум. Стоит машина 40 600 долларов, что сравнительно немного и можно отнести к преимуществам.

SEAT el-Born

За 31 — 37.5 тысяч американских долларов можно приобрести электромобиль, заряжающийся за 375 минут и способный на максимальном объеме энергии проехать 420 км. Правда, максимальная скорость его будет всего 160 км/ч, но маневренность не разочарует, особенно если учесть, что до 100 км/ч он разгоняется ровно за 7 секунд.

Skoda Enyaq 80x

Этот полноприводный электрокар оснащен двумя моторами, суммарная мощность которых составляет 265 л.с. Конструкционно он многое взял от неэлектрических автомобилей марки Volkswagen, с которой «Шкода» тесно сотрудничает.

До 100 км/ч он разгоняется за 6.9 секунды. Аккумулятор емкостью 82 киловатт-часов заряжается за 495 минут и позволяет проехать без остановок 460 км. Цена машины достаточно высока, как для таких характеристик — 43 300 евро.

Tesla Model 3

При мощности силового агрегата 449 л.с. развивает скорость в 233 км/ч. На полное восполнение энергии в батарее емкостью 75 кВт*ч требуется 465 минут. На одной зарядке электрокар проезжает 560 км.

Модель может похвастаться способностью разгоняться до 100 км/ч за 4.6 секунды. При таких характеристиках стоит авто совсем недорого: $41 тысячу в США и не менее $55 000 в Российской Федерации.

Hyundai Kona Electric

Оснащается такой же батареей, как и большинство электромашин от Kia — на 67 кВт*ч. Но запас хода при полном заряде у этого корейского кара заметно выше — 480 км.

Время подзарядки составляет всего 420 минут, что на полчаса меньше, чем в среднем по рынку. К недостаткам можно отнести то, что быстрой езды на этом авто не получится: разгоняется до 100 км она 7.9 секунд, а максимальная ее скорость — всего 167 км/ч. Зато цена довольно демократичная: стартует от $36 000.

Kia e-Soul

Цена от 12 000 долларов (б/у) до 38 000 евро новой. Батарея на 67.1 кВт*ч заряжается за 630 минут и дает 452 км безостановочной езды при максимальной скорости 167 км/ч, которую способен развить мотор мощностью 204 л.с.

Разгоняется не очень быстро — лишь за 7.9 секунд может по прямой дойти до 100 км/ч, но за свои деньги это вполне неплохой вариант.

Транспортный налог на электромобиль в России в 2019 году

Начиная с 2015 года, российское правительство ведёт разговоры о необходимости введения отдельного транспортного налога для электромобилей. В 2019 году даже были внесены поправки на рассмотрение Госдумы с изменениями статей Налогового кодекса, предусматривающими освобождение владельцам транспортных средств, работающих на электрической тяге от ТН на 5 лет, которая впоследствии была отклонена. Оплата транспортного налога владельцами электромобиля осуществляется на общих основаниях По состоянию на 2019 год, автомобилисты, которые являются счастливыми обладателями электрокара, должны платить транспортный налог наравне с прочими. Это установлено нормами ч. 1 ст. 361 НК РФ. Расчёт ставки производится в соответствии с мощностью, которая приводится в кВт или равному показателю в л. с.

ВАЖНО! Следует учитывать, что установленная законом сумма платится за каждый киловатт мощности. Существует перспектива, что к 2020 году законодательство будет пересмотрено в части снижения налогового бремя для владельцев электрокаров, поскольку программа популяризации данного вида транспорта уже разработана и постепенно реализуется

Пока что любителям поездить на Tesla или Lada Ellada приходится довольствоваться малыми преференциями:

  • бесплатная парковка на территории платного паркинга (только в Москве);
  • пополнение ёмкости аккумулятора без взимания дополнительной платы;
  • пониженная таможенная пошлина на ввоз электрокара из-за границы.

При зарядке аккумулятора от домашней сети требуется учитывать состояние проводки, чтобы обеспечить её сохранность при увеличении мощности потребления

Ford F-150 EV

Пикап F-Series был самым продаваемым автомобилем на протяжении десятилетий, теперь Ford добавит электрическую опцию для своего крупнейшего источника дохода. Любой, кто следил за гонкой мощности / крутящего момента среди различных производителей грузовиков в течение последних нескольких лет, знает, что электродвигатели обещают быть такими же мощными, как бензиновые и дизельные, для использования в транспортных средствах, предназначенных для буксировки и перевозки тяжелых грузов. Ещё одно небольшое преимущество электрического F-150 по сравнению с его традиционными аналогами — это «багажник», в котором раньше мог бы “жить” бензиновый или дизельный двигатель. Ford заявляет, что и грузовик, и его аккумуляторы будут производиться на производственном комплексе компании River Rouge.

Ожидаемая стоимость: $75 000.

В продаже: конец 2021 — начало 2022 года.

Кто выпускает сейчас – в мире и в России

Несмотря на активное развитие технологий, ключевые проблемы электромобилей остаются актуальными и в 2019 году:

  • ограниченный пробег от одного заряда. Даже если это 400-500 километров (в идеальных условиях), то этого все равно мало для дальних поездок;
  • длительный процесс зарядки. Сеть Supercharger еще не такая широкая, некоторые станции остаются платными, а зарядка у себя дома – слишком медленная;
  • очень дорогие батареи, которые к тому же вредят окружающей среде. Аккумулятор электромобиля – это большая часть его цены, а их производство и утилизация наносят вред окружающей среде;
  • более высокие цены, чем на бензиновые аналоги.

Тем не менее, развитие идет, и сейчас в продаже можно найти несколько интересных моделей.

Дешевле всего их можно купить только в стране производства – это преимущественно США, Япония, Китай и некоторые европейские страны. Ввоз электромобиля в Россию облагается пошлинами и акцизами (в отличие, например, от соседней Украины), поэтому указанные цены – скорее ориентир.

Итак, сейчас в продаже можно найти такие модели электромобилей:

  • Tesla Model 3: производство базовой версии началось в первом квартале 2019 года, ее оценили в 35 000 долларов. За эти деньги покупатель получает пробег на одной зарядке примерно на 350 километров. За более мощную батарею (500 километров пробега) и «премиальный пакет» придется заплатить больше – около 49 000 долларов. Купить трудно – большая очередь и постоянно срываются сроки;
  • Nissan Leaf: один из самых популярных электромобилей в мире. Сейчас выпускается уже третья версия, которая оценивается примерно в 32-35 тысяч долларов. Пробег на одной зарядке более скромный – заявлено до 200 километров, в реальности обычно меньше.

    В России продается достаточно много подержанных Nissan Leaf, но в большинстве своем они попали в Россию через Дальний Восток из Японии (то есть, руль справа).

  • Chevrolet Bolt: заявленный пробег до 380 километров, стоимость в США – чуть больше 37 тысяч долларов (а с учетом дотаций получается ровно 30 тысяч). Выпускать его начали сравнительно недавно, в 2016 году;
  • BMW i3: авто немецкого бренда продается и в США, и в России (причем официально). При официальной цене в 4,4 миллиона рублей за единственную комплектацию шансов стать очень популярным у этой модели немного (несмотря на пробег в 300 километров от одной зарядки);
  • Kia Soul EV: 33 700 долларов минимум и 179 километров от одной зарядки в базовой комплектации. Доступно в США и Европе (точно есть в Британии). Насчет поставок в Россию информации нет;
  • Smart ForTwo Electric Drive: одна из самых необычных моделей, но производится уже более 10 лет. Несмотря на небольшой пробег от аккумулятора в 112 километров, цена на модель стартует примерно от 25 тысяч долларов – это один из самых дешевых способов приобщиться к миру электромобилей.

Конечно, есть и другие модели – от Honda, Volkswagen, BYD и других всемирно известных автопроизводителей. Но найти их продукцию в России еще сложнее, так как электромобили производятся по большей части для местных рынков (где их поддерживает государство).

Что касается производства электромобилей в России, здесь все совсем грустно. Первый заметный проект относится к далекому 2010 году, когда на базе универсала Lada Kalina под названием Lada Ellada. В автомобиль поставили швейцарский мотор и китайские аккумуляторы, а пробег от одного заряда составлял 150 километров. Выпустили всего около 100 автомобилей по 1,25 миллиона рублей каждый – вторе дороже обычной «Калины». В итоге проект заглох.

Вернулся АвтоВАЗ к идее производить электромобили лишь через несколько лет, представив электрическую версию Lada Vesta EV. После 2016 года свежих новостей о проекте не слышно, на сайтах дилеров модель не предлагают. Учитывая цену в 3 миллиона рублей, вряд ли она могла бы стать успешной.

Еще один проект – от компании Zetta из Тольятти. Это должен быть бюджетный компактный электромобиль стоимостью всего 450 тысяч рублей и запасом хода в 200 километров. Выглядит модель жутковато, старт продаж анонсирован на декабрь 2019 года. По состоянию на октябрь найти какие-то свежие данные о производстве не удалось.

Наверное, основная проблема российских электромобилей – тот факт, что они не особо интересны государству. Даже на официальном уровне заявляется, что будущее за газомоторным топливом, поэтому надеяться на поддержку правительства производители не могут (в отличие от Запада, где продажи электромобилей субсидируются из бюджета).

Что можно купить в России и за сколько

Отсутствие государственной поддержки и недостаточно развитая инфраструктура привели к тому, что в России количество электромобилей заметно уступает даже ближайшим соседям. Так, по состоянию на начало 2019 года в России было зарегистрировано 3,6 тысячи электрических автомобилей.

Для сравнения, на территории Украины на ту же дату их было 12 тысяч, причем количество постоянно увеличивается. Причина – власти полностью обнулили любые платежи при ввозе электромобилей в страну, и покупатель платит только за сам автомобиль и его перевозку.

До недавнего времени в России была нулевая ввозная пошлина для электромобилей, но ее отменили. Теперь потребители должны платить пошлину, акциз, таможенный сбор и утилизационный сбор – все это делает ввозимый автомобиль примерно вдвое дороже.

Да, приобщиться к миру полностью электрических автомобилей в России стоит дорого, а покупатель столкнется потом и с другими проблемами – обслуживанием (мало какой сервис в этом поможет), зарядкой (количество зарядных станций небольшое), а в перспективе и с заменой дорогостоящей батареи, которую придется снова ввозить из-за рубежа.

Поэтому сейчас весь рынок электрокаров в России можно условно поделить на 2 части: это автомобили, ввезенные дилерами новыми и продаваемые за огромные деньги; и импорт из Японии и реже других стран.

Первый вариант подойдет не всем, так как дилерские автомобили стоят очень дорого (они и за границей стоят дороже бензиновых аналогов, плюс ввозные платежи добавляют стоимость). Второй вариант – тоже не для всех, так как у японских автомобилей руль расположен справа.

Итак, в России можно купить несколько моделей электромобилей новыми из салона:

  • Renault Kangoo Z.E. – есть пассажирская версия и фургон. С батареей на 33 кВт*ч обещано 270 километров пробега, и все это за 2 769 000 рублей;
  • Renault Twizy – микроскопический одноместный автомобиль за 949 000 рублей. Пробег до 100 километров, хотя это скорее электрический скутер с кабиной:
  • BMW i3 – авто высокого класса с запасом хода в 180 километров. Цена – от 2 300 000 рублей в России. Дилеры, кстати, даже не пишут его цену на сайте;
  • Jaguar I-Pace – при цене от 7 398 000 рублей за новый экземпляр даже пробег в 480 километров от одного заряда вряд ли поможет модели стать лидером. Аналогичная модель Jaguar F-Pace с бензиновым двигателем обойдется вдвое дешевле, в 3 628 000 рублей.

Кроме этих моделей в официальной продаже в России электромобили не представлены. Даже сверхпопулярный Nissan Leaf, который уже получил одобрение типа транспортного средства (ОТТС), в России пока недоступен.

Все остальные модели – удел вторичного рынка. И здесь есть чуть больше вариантов: например, Nissan Leaf с правым рулем можно найти всего за 320 000 рублей (скорее всего, у него будет проблемная батарея), то за Tesla Model S 2013 года придется выложить минимум 2 600 000 рублей, а за более живые и свежие экземпляры – вдвое больше.

Лидирует на вторичном рынке однозначно Nissan Leaf – из 514 объявлений о продаже электромобилей по всей России, 400 относятся к этой модели. Соответственно, ее уже чуть лучше знают на сервисах и есть какой-то опыт по эксплуатации в российских условиях.

Что касается цен, то Nissan Leaf с правым рулем и сравнительно свежего 2015 года выпуска можно найти за полтора миллиона рублей, столько же стоит свежепригнанный из Японии экземпляр 2018 года выпуска.

Еще один вариант – пригнать авто из-за границы. Скорее всего, это будет снова Nissan Leaf. Растаможка и другие платежи потянут на большую сумму: при цене автомобиля в 10 000 долларов США в эквиваленте и его возрасте от 3 до 5 лет, придется заплатить дополнительно примерно 4 000 долларов, это таможенное оформление, пошлина, акциз, НДС и утилизационный сбор.

Но при самостоятельной покупке с аукциона за границей можно как сэкономить, так и купить «кота в мешке». Применительно к электромобилям это состояние высоковольтной батареи (ВВБ) – если она исправна на 80% или меньше, смысла в покупке немного.

Остается лишь посетовать, что государство не считает электромобили чем-то важным и не обнулит таможенные и налоговые платежи на них.

Добавить комментарий