Фрикционные тормоза, назначение, разновидности, сильные и слабые стороны

    7
    0

    Настройка фрикциона безынерционной катушки на рыбу

    Не менее важная “тактическая” задача фрикциона – избежать обрыва лески или поломки спиннинга при поимке крупной рыбы. Отпущенный (в разумных пределах) тормоз делает вываживание более «мягким» – то есть, лучше компенсирует и рывки хищника, и наши возможные ошибки. Доходит до кажущегося парадокса: мы крутим катушку «на себя», а рыба умудряется еще быстрее тянуть «обратно». При таком раскладе порвать леску или сломать спиннинг можно только специально.

    Кроме того, фрикцион может помочь и в выполнении сверхдальнего силового заброса. Например, при ловле жереха бывает необходимо послать достаточно тяжелую блесну на предельное расстояние. А это возможно только с разумно тонкой леской – которая, однако, может не выдержать резкого силового заброса. Предварительное ослабление фрикциона в какой-то мере «сглаживает» этот мощный стартовый рывок.

    Однако ослабление фрикциона ослабляет и подсечку – ведь при рывке нагрузка резко возрастает, шпуля проворачивается и сдает немного лески. Да и само вываживание при слабом тормозе иногда неоправданно затягивается, а это опасно – рыба может уйти в траву или в коряги.

    Получается, что, в зависимости от конкретных рыб и местных условий, «пробуксовка» может быть как полезна, так и вредна. Поэтому правильная установка фрикционного тормоза – это почти всегда разумный компромисс между подсечкой и вываживанием. Однако если есть какие-то сомнения, «регулируйте» всегда в пользу подсечки – ведь во время вываживания мы еще успеем при необходимости дополнительно ослабить или подтянуть тормоз.

    Например, при ловле щуки и судака – из-за их костистой пасти и «бульдожьей» хватки – всегда необходима жесткая подсечка. Значит, и фрикцион должен быть затянут «под максимум». К тому же, эти хищники обычно пытаются уйти в траву или в коряги – тогда остановить их поможет только сильное торможение.

    Да и вообще, вываживать некрупных (до 2 кг) «зубастых» и «клыкастых» лучше форсированно – не давая им опомниться, ведь прочность снасти это позволяет. А если вдруг попадется настоящий «крокодил», то для него даже тугой фрикцион – небольшая помеха. К тому же, при необходимости его всегда можно ослабить.

    Поэтому перед началом каждой рыбалки необходимо вновь выставить соответствующее значение фрикционного тормоза и в процессе ловли при необходимости регулировать его, но ни в коем случае не превышая при этом «безопасный максимум». Естественно, то же самое нужно делать и при установке новой шпули – особенно с более тонкой леской – о чем некоторые иногда забывают.

    Монтаж системы канализации

    Монтаж наружных сетей канализации

    Схемы монтажа канализации будут полностью соответствовать разработанному вами плану. Но возникает вопрос — откуда начинать монтаж? Лучше всего от стояка

    И здесь важно взять правильный диаметр труб:

    • От унитаза до стояка — 110 миллиметров.
    • От ванной до стояка — 50-80 миллиметров.
    • От раковины — 32 миллиметра.
    • От кухни — 50 миллиметров.

    В плане внешней канализации оптимальный вариант — это 110 миллиметров. Если объем используемой воды большой, то 200 миллиметров. Кстати, монтаж внешней сети можно начинать с любого края — хоть от септика, хоть от дома

    Здесь важно, как и в случае с внутренней частью, правильно выставить уклон, который равен 2,0-3,0 миллиметра на один погонный метр длины канализационной трубы

    Системы и схемы наружной канализации довольно просты. Но все же необходимо учитывать, что самотечная сеть не должна иметь большого количества поворотов и соединений. А еще постарайтесь запланировать проведение канализации до того, как на участке будут возведены дополнительные здания и сооружения.

    Применение муфты

    Многодисковые муфты могут использоваться в разных системах автомобиля. Вот какие механизмы и агрегаты могут оснащаться данным устройством:

    • В корзинах сцепления (это модификации вариатора, в которых отсутствует гидротрансформатор);
    • АКПП – в этом агрегате муфта будет передавать крутящий момент на планетарную передачу;
    • В роботизированных коробках передач. Хотя здесь используется не классическая многодисковая муфта, но двойное сухое или мокрое сцепление работают по тому же принципу (подробно о преселективных коробках передач читайте в другой статье);
    • В системах полного привода. Многодисковая муфта устанавливается в раздатку. В этом случае механизм используется как аналог блокировки межосевого дифференциала (подробно о том, зачем может потребоваться блокировка данного устройства, читайте отдельно). В такой компоновке автоматический режим подключения второстепенной оси будет происходить мягче, чем в случае классической блокировки дифференциала;
    • В некоторых модификациях дифференциалов. Если многодисковая муфта используется в таком механизме, то она обеспечивает полную или частичную блокировку устройства.

    Итак, несмотря на то, что классические механизмы постепенно заменяются гидравлическими, электрическими или пневматическими аналогами, во многих системах пока не удается полностью исключить наличие деталей, которые работают на основе физических законов, например, силе трения. Многодисковая фрикционная муфта тому доказательство. Благодаря простоте конструкции она по-прежнему востребована во многих агрегатах, и иногда приходит на смену более сложным устройствам.

    Несмотря на то, что эти элементы постоянно нуждаются в ремонте или замене, полностью их заменить на более эффективные производителям не получается. Единственное, что предприняли инженеры, это разработали другие материалы, обеспечивающие большую износостойкость изделий.

    В завершение обзора предлагаем небольшое видео о фрикционных муфтах:

    Фрикционные муфты

    Watch this video on YouTube

    Классификация электромуфт

    В большинстве случаев электромуфты классифицируются по тому, в какой области они применяются. Чаще всего применяется электромагнитная фрикционная муфта. Она обладает следующими свойствами:

    1. Устройство может применяться для снижения вероятности воздействия импульсных нагрузок.
    2. На холостом ходу конструктивные особенности определяют незначительные потери. Этот момент определяет то, что основные элементы не нагреваются при эксплуатации.
    3. Есть возможность провести быстрый пуск механизма даже в случае, если оно находится под большой нагрузкой.

    Рассматриваемый тип механизма делится на несколько основных типов:

    1. Контактные.
    2. Тормозные.
    3. Бесконтактные.

    Довольно част встречается муфта электромагнитная тормозная, которая может снизить количество оборотов при работе.

    1. Катушки электромагнитного типа. Она изготавливается при применении специальных сплавов, которые характеризуются определенными свойствами. Катушка требуется для непосредственной генерации электромагнитного поля.
    2. Пластин прижимного типа. Этот элемент конструкции должен характеризоваться высокой прочностью.
    3. Шкива, который передает усилие от электрического двигателя. Привод подобного типа получил довольно широкое распространение, так как он обеспечивает защиту устройства от перегрева при большой нагрузке. За счет смены шкивов есть возможность регулировать количество оборотов на выходе.

    В рассматриваемом случае на катушку подается электричество, которое образует электромагнитное поле. За счет этого происходит притягивание прижимной пластины к шкиву. Подобное перемещение дает свободу валу, и механизм начинает работать.

    Компрессорные установки получили весьма широкое распространение

    Именно поэтому нужно уделять внимание следующим дефектам:

    1. Довольно часто встречается ситуация, когда подшипник шкива деформируется. В этом случае достаточно провести замену элемента.
    2. Прижимная пластина изготавливается из тонкого метала, поэтому на момент эксплуатации она может деформироваться. Кроме этого, проблема возникает в случае неправильной установки зазора.
    3. Встречается ситуация сгорания самой муфты. Она чаще всего связана с высоким напряжением, которое подается на катушку.

    Развитие современных технологий определило то, что в автомобилях проводится установка электромагнитной муфты сцепления. Она делиться на несколько различных типов в зависимости от привода:

    1. Гидравлический. Этот вариант исполнения характеризуется тем, что передача усилия осуществляется за счет жидкости в системе. Масло и вода хорошо подходят для передачи усилия. Однако, гидравлический привод на сегодняшний день характеризуется относительно низкой надежностью.
    2. Механический. Подобное устройство характеризуется тем, что передача усилия проводится за счет сочетания различных элементов. Примером можно назвать звездочки, шестерни и другие детали.
    3. Муфта сцепления электромагнитная.

    Наиболее распространен последний тип механизма. При этом он также классифицируется на несколько основных типов:

    1. По показателю трения выделяют мокрые и сухие. В последнее время большое распространение получили варианты исполнения, которые могут работать только при добавлении масла.
    2. Классификация проводится и по режиму включения: непостоянные и постоянные.
    3. Выделяют муфты с одним или несколькими ведомыми дисками. Выбор проводится в зависимости от того, какие требуются эксплуатационные характеристики.
    4. По виду управления также выделяют несколько основных видов механизма. Примером можно назвать механический, гидравлический и комбинированный.

    Этот современный вариант исполнения встречается в случае, когда нужно обеспечить смещение соединяемых элементов относительно друг друга на момент эксплуатации.

    Основные характеристики фрикционной передачи

    Для расчета фрикционной передачи необходимо учитывать следующие критерии

    1. Передаточное число – величина, равная отношению числа зубьев ведомого и ведущего валов. Оно оказывает воздействие на скорость передачи крутящегося момента от мотора к приводу узла. Эта характеристика равна отношению угловых скоростей катков. Также передаточное количество можно выразить при помощи отношения частот вращения или диаметров катков. В большинстве фрикционных механизмов его значение меньше или равно 7.
    2. КПД: указывает количество утраченных мощностей. Зависит от числа потерь во время качения и скольжения. Величина этого параметра рассчитывается экспериментальным методом, при помощи сравнения мощностей ведущего и ведомого валов. Средний КПД фрикционных механизмов равняется 90%.
    3. Контактная прочность: характеризует способность передачи выдерживать крупные нагрузки. Оценивается при помощи контактного напряжения, возникающего в месте соприкосновения катков. Чем ниже контактная прочность конструкции, тем сильнее изменяется форма основных деталей во время соприкосновения. Рассчитать эту характеристику можно при помощи формулы Герца, где учитываются коэффициент нагрузки, приведенный радиус кривизны, модуль упругости и сила сжатия катков.
    4. Тип движения катков: характеризует траекторию движения рабочих тел вращения. Оно может быть реверсивным и нереверсивным. При реверсивном движении рабочие тела вращения перемещаются в противоположных направлениях, что позволяет осуществлять передачу 2 путями. При нереверсивном движении катки движутся в 1 направлении. Передача производится только 1 единственным способом.
    5. Материал тел качения – характеристика, влияющая на износостойкость устройство, контактную прочность, коэффициент трения и модуль упругости. Чаще всего при изготовлении деталей кинематической пары используется металлокерамика или сочетание стандартной и закаленной стали (закалка до 60 HRC). Эти материалы уменьшают габариты механизма и увеличивают величину КПД. При использовании чугуна катки смогут работать без использования смазки. Наиболее дешевым материалом являются фрикционные пластмассы и текстолит. Но они обладают низким КПД: 50%. Высокими показателями трения обладают валы с кожаным или деревянным покрытием. Минусом этих материалов является низкая контактная прочность.

    В следующей таблице указана величина коэффициента трения для фрикционных передач из разных материалов:

    Покрытая смазкой сталь 0,04 – 0,05
    Сталь с сухой поверхностью 0,14 – 0,19
    Фрикционная пластмасса с высушенной поверхностью 0,36 – 0,46
    Текстолит с высушенной поверхностью 0,31 – 0,36
    Металлокерамика с сухой поверхностью 0,29 – 0,34

    Эти факторы и характеристики учитываются при изображении фрикционной передачи на кинематических схемах.

    Недостатки фрикционных передач

    Недостатки фрикционных передач обусловлены особенностями их конструкции:

    • Необходимость применения специальных прижимных устройств, усложняющих конструкцию.
    • Большие нагрузки на валы и подшипники, обусловленные прижимной силой, что требует увеличения размеров валов и осей, а также применения усиленных опор и подшипников. Этот недостаток фрикционных передач зачастую ограничивает возможность передавать большую мощность.
    • Непостоянное передаточное отношение из-за проскальзывания катков. Скольжение в фрикционной передаче связано с упругими деформациями поверхностных слоев катков, износом поверхностей, возможным ослаблением прижимных устройств, возможным непостоянством коэффициента трения по рабочей поверности катков..
    • Изнашивание рабочих поверхностей катков вследствие проскальзывания, возможность их повреждения (образования лысок) при буксовании.

    ***

    Это интересно: Что такое фрокамерный двигатель?

    Срок службы фрикционов и основные поломки

    Многие автолюбители хорошо знают, что наиболее распространенной неисправностью коробки — автомат является износ фрикционных дисков (износ фрикционов). При этом избежать такого износа невозможно, однако грамотное обслуживание и эксплуатация АКПП позволяет увеличить ресурс пакетов фрикционов до 250-400 тыс. км. пробега.

    Для этого необходимо своевременно менять масло в коробке автомат (каждые 40-50 тыс. км.), следить за уровнем масла в коробке, не допускать перегревов, не буксовать на машине с АКПП и т.д. Если же фрикционные диски вышли из строя, как правило, можно услышать, что фрикционы сгорели. На практике это проявляется таким образом, что передачи АКПП не включаются, передачи пробуксовывают и т.д. Давайте разбираться.

    Причина — потеря свойств масла АТФ и старение, снижение давления, загрязнение самой жидкости продуктами износа КПП, проблемы с каналами гидроблока, соленоидами и т.д. В совокупности давление масла на фрикционы упадет, сжатие не будет таким эффективным и фрикционные диски в этом случае буксуют.

    Получается, от трения они нагреваются и «подгорают», происходит разрушение фрикционных пакетов. Зачастую запах гари можно также заметить при анализе жидкости ATF, когда масло в коробке автомат пахнет горелым именно по причине проскальзывания и подгорания фрикционов.

    Текст

    СССР АНИЕ ИЗОБР К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ Г. Степанов, Г, Б. Нарет, Л. С, Антокольский и А МУФТА ПРЕДЕЛЬНОГО МОМЕНТА Федотов аяваено 2 мая 1954 г. аа М 2226/44993 в Министерство си дорожного машиностроения тельного Предметом изобретения является муфта предельного момента для соединения соосных валов, состоящая из ведущей полуюуфты и соосной ей подпружиненной ведомой полумуфты, кинематически связанных между собой промежуточной обоймой, несущей поводковые элементы.Отличительная особенность конструкции описываемой муфты состоит в том, что промежуточная обойма снабжена радиально расположенными поводковыми роликами и подпружинена в сторону ведущей полумуфты, на торцовой поверхности которой, кроме ведущих впадин, расположены глубокие пазы, предназначенные для полного погружения роликов при повороте обоймы в случае перегруз. ки муфты.Для последующего включения муфты на ведущей полумуфте уста. новлен поворотный подпружиненный сервошкив, вращяемый относитель. но полумуфты посредством тормозной ленты и воздействующий на осевые толкатели, выжимающие из па. зов ведущей полумуфты поводковые ролики,Такое устройство муфты делает возможным полное отключение веду. щего вала от ведомого при превыше. нии предельного крутящего момента и устранение перегрева и износа эле. ментов муфты. На фиг. 1 изображен вид муфты сопку; на фиг. 2 — разрез по ЛОБ на фиг. 1; на фиг. 3 — вид по стрелке В на фиг. 2; на фиг. 4 — вид по стрелке Г на фиг. 2; ня фиг. 5 — разрез по ВВ на фиг. 4.Муфта состоит из жестко закрепленной ня ведущем валу полумуфты 1 и соосно расположенной на веломом валу полумуфты 2, подвижной в осевом направлении и подпружинен. ной пружиной 3. Крутящий момент передается через поводковые ради. альные ролики 4, установленные на пальцах, промежуточного, свободно посаженного на ведущем валу, кольца сепаратора) 5, расположенного соосно полумуфте. Ролики промежду. точного кольца при вк:поченной муф. те располагаются во впадинах тор новой поверхности полумуфт.На окрлкной поверхности пол- муфты 1, помимо ведущих впадин, имеются пазы, глубина которых пре. вышяет диаметр поводковых роликов. При превышении предельного крутящего момента ролики под воздействием крутящего момента отжимают ведущую полумуфту и, перека. тываясь в глубокие пазы ведущей полумубты, полностью погрукяются в них. В этом положении поводкоВых роликов Ведомая полумуфта автоматически отсоединяется от ведущей полумуфть и связь между валами прекращается. Для устранения контакта роликов с ведомой полу- муфтой кольцо подпружинено пружиной б,Для обратного включения муфты, осуществляемого вручную рукояткой управления, служит сервошкив 7, расположенный соосно ведущей полумуфте и вращаемый тормозной лентой 8. При затягивании тормоз. ной ленты сервошкив поворачивает. ся относительно указанной полумуфты и посредством расположенных на нем копирных выступов воздействует на осевые толкатели 9, выжимающие из пазов ролики промежуточного кольца. После оттормаживания сер. вошкив под действием пружины 10 возвращается в исходное положение,Предмет изобретения1, Муфта предельного момента, со. стоящаяиз ведущей полумуфты и со. осной ей подпружиненной ведомой, соединенных поводковыми элемента ми, заключенными в свободную обой. му, отличающаяся тем, что, с целью полного разъединения полу. муфт при выключении муфты, пэводковые элементы выполнены в виде монтированных на пальцах обоймы роликов, входящих при включенной муфте в мелкие пазы на торцовой по. верхности полумуфт, а при выключенной муфте в глубокие пазы ведущей полумуфты.2. Муфта по п. 1, отл и ч ающая. с я тем, что, с целью включения муфты, на ведущей полумуфте установлен сервошкиь, вращаемый относительно полумуфты посредством тормозной ленты и взаимодействующий копирными торцовыми выступами с толкателями, выжимающими поводковые ролики из глубоких пазов ведущей полумуфты.

    Смотреть

    Применение – фрикционная передача

    Применение фрикционных передач в настоящее время ограничивается средними и малыми мощностями, так как при больших моментах соответственно возрастают усилия прижатия и передачи получают значительные габариты.  

    Применение фрикционных передач для больших мощностей приводит к соответствующему возрастанию усилий на валы и опоры и увеличению габаритов передачи. Фрикционные передачи не могут применяться в тех механизмах, где недопустимо накопление ошибок в углах поворота звеньев, что связано с наличием скольжения в этих передачах.  

    Применение фрикционных передач для больших мощностей приводит к соответствующему возрастанию нагрузок на валы и опоры и увеличению габаритов передачи.  

    Правомерно применение сооеных фрикционных передач г полностью уравновешенным. При необходимости большой редукции можно применять фрикционные волновые передачи, но они работают с существенной потерей скорости.  

    В обычных случаях применения планетарных фрикционных передач, когда требуются значительное расширение диапазона регулирования фрикционной передачи и редуцирование чисел оборотов, применяются схемы, в которых передаточное отношение выражается разностью двух членов ( табл. 138), а не суммой. При этом целесообразно выбирать схемы, в которых ведомый вал соединяется с наиболее тихоходным элементом планетарной передачи – с водилом.  

    В обычных случаях применения планетарных фрикционных передач, когда требуются значительное расширение диапазона регулирования фрикционной передачи и редуцирование чисел оборотов, применяют схемы, в которых передаточное отношение выражается разностью двух членов ( табл. 7), а не суммой. При этом целесообразно выбирать схемы, в которых ведомый вал соединяется с наиболее тихоходным элементом планетарной передачи – с водилом.  

    Схемы фрикционных передач для постоянного передаточного отношения.  

    Последнее является решающим для применения фрикционных передач, так как передачи зацеплением не допускают бесступенчатого регулирования.  

    Вторым методом регулирования числа оборотов шнека является применение механической фрикционной передачи от электродвигателя с постоянным числом обо – ротов. Регулирование числа оборотов шнека шприцпрессов большего размера осуществляют при помощи вариатора скорости с клиновидными ремнями и шестеренчатой передачи. Такие вариаторы пригодны для передачи мощности до 110 кет, но при применении этих передач возникают затруднения при работе на низких скоростях из-за большой величины передаваемого вращающего момента. Обычно для предохранения узлов пресса от перегрузки применяют предохранительный срезной штифт или фрикционную муфту.  

    Простейшим способом передачи работы между вращающимися валами является применение фрикционной передачи. Фрикционная передача осуществляется обычно при помощи двух гладких колес, прижимаемых одно к другому с определенной силой. Благодаря наличию этой силы при вращении ведущего колеса в месте соприкосновения колес возникает сила трения, через которую передается вращение ведомому колесу. Такую передачу называют фрикционной, а колеса – колесами трения.  

    Большая величина силы Q является основным фактором, ограничивающим применение фрикционной передачи с цилиндрическими катками. Это наглядно видно из приведенного ниже примера.  

    Большая величина силы Q является основным фактором, ограничивающим применение фрикционной передачи с цилиндрическими катками. Это наглядно видно из приведенного ниже примера.  

    Большие нагрузки на валы и опоры и неизбежность проскальзывания между телами качения ограничивают применение фрикционных передач, несмотря на их существенные достоинства – простоту, бесшумность и возможность использования для бесступенчатого регулирования скорости.  

    Схема цилиндрической фрикционной передачи.| Схемы фрикционных передач с постоянным передаточным числом. а – с цилиндрическими катками. Я – передача катками с клинчатым ободом. а – с коническими катками.  

    Большие нагрузки на валы и опоры и неизбежность проскальзывания между телами качения ограничивают применение фрикционных передач, несмотря на их существенные достоинства – простоту, бесшумность и возможность использования для бесступенчатого регулирования скорости. Фрикционные передачи с постоянным передаточным числом применяют преимущественно в кинематических цепях приборов.  

    Что в итоге

    Как видно, фрикционные диски АКПП являются неким подобием сцепления в МКПП. При этом элемент достаточно надежен, однако только в том случае, если с давлением масла в коробке «автомат» все в порядке и сама жидкость чистая.

    Снижение давления обычно происходит в случаях, когда:

    • уровень масла (ATF) в коробке не соответствует норме;
    • сама трансмиссионная жидкость потеряла свои свойства и/или сильно загрязнена;
    • возникли проблемы с маслонасосом, снижена пропускная способность фильтра масла АКПП или масляного радиатора;
    • забиты каналы гидроблока, некорректно работают соленоиды и т.п.

    Для решения проблемы в одних случаях может быть достаточно промывки масляного радиатора, замены масла в коробке автомат, а также масляного фильтра. В других ситуациях может потребоваться разборка АКПП для замены пакетов фрикционов, промывки каналов гидроблока, проверки работоспособности соленоидов.

    Так или иначе, при выявлении первых признаков проскальзывания фрикционов, необходимо прекратить эксплуатацию ТС и доставить автомобиль на СТО с целью проведения углубленной диагностики АКПП.

    Как работает коробка-автомат: классическая гидромеханическая АКПП, составные элементы, управление, механическая часть. Плюсы, минусы данного типа КПП.

    Почему коробка-автомат пинается, дергается АКПП при переключении передач, в автоматической коробке возникают толчки рывки и удары: основные причины.

    Автоматическая коробка передач (АКПП, АКП) «классического» типа с гидротрансформатором: устройство и принцип работы. Плюсы и минусы гидромеханической АКПП.

    Устройство и принцип работы роботизированной КПП. Отличия роботизированных коробок передач от гидротрансформаторной АКПП и вариатора CVT.

    Стыковка коробки передач и двигателя автомобиля

    Соединение механической и автоматической трансмиссии с ДВС: на что обратить внимание, особенности и нюансы

    Что такое КПП в автомобиле: назначение коробки передач, виды коробок передач, принцип работы, отличительные особенности трансмиссий.

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ