Какие бывают автомобильные предохранители. их типы и виды
Содержание
Почему плавятся предохранители в машине
Рассмотрим почему горят предохранители в машине — наиболее частые типовые причины.
1. Прикуривателя
Предохранитель прикуривателя часто выходит из строя. В большинстве случаев это не связано с курением. В прикуриватель часто устанавливаются разъемы питания дополнительного оборудования (радар-детекторы, навигаторы, прочие автогаджеты), компрессор, зарядные устройства мобильной техники, разветвители и тройники сомнительного качества.
В некоторых случаях одновременное подключение нескольких гаджетов может привести к превышению максимального тока по цепи питания разъема прикуривателя.
Часто возникают такие ситуации при использовании рекламируемого дополнительного электрического обогревателя салона, питающегося от разъема прикуривателя.
2. Омывателя
Выход из строя данного предохранителя связан с возможным замерзанием воды в бачке и трубках системы омывателя при отрицательных и слабоположительных температурах. Нарушается подвижность привода электронасоса, в результате чего увеличивается ток, перегорает предохранитель. Для предотвращения таких ситуаций необходимо своевременно заменить воду на незамерзающую жидкость и очистить всю систему от воды.
3. Дворников
Выходит из строя в случае примерзания дворников к стеклу, заклинивания редуктора.Поэтому перед началом движения утром в холодное время года необходимо проверять щетки на предмет примерзания к стеклу.
4. Обогрева стекол и зеркал
Может перегореть вследствие замыкания электропроводки. Наиболее «слабые» места проводки – в гофрошлангах передних дверей, двери багажника, под накладкой водительского порога.
5. Печки
За печку обычно отвечает предохранитель номиналом от 30 Ампер. В случае износа электродвигателя печки, особенно подшипников и втулок, ток в цепи электропривода значительно увеличивается. Избежать таких ситуаций помогает своевременное проведение регламентных работ вентилятора печки.
6. Систем освещения
Часто перегорают, если устанавливается мощность, устанавливаются нештатные лампы, особенно ксеноновые с блоком розжига, ток потребления которых значительно выше. При увеличении номинала следует одновременно «усилять» электропроводку ламп, укладывая провода большего сечения.
7. Системы охлаждения двигателя
Выходят из строя при увеличении тока потребления электровентилятора радиатора по причинам:
- попадания посторонних предметов в область вращения лопастей вентилятора;
- износа электродвигателей вентилятора;
- выработке смазки двигателей.
8. Блока управления двигателем
Их перегорание приводит к отказу запуска двигателя. По этой причине водитель должен знать, где расположены предохранители, обслуживающие блок управления двигателем. Практически половина всех неисправностей, связанных с отказом запуска двигателей, определяется их перегоранием.
9. Электроусилителя руля
Системы электроусилителя руля все чаще применяются в автомобилях. Электропривод электроусилителя потребляет большой ток, при повышенных нагрузках предохранители часто выходят из строя.
10. Электрических стояночных тормозов
Электрические стояночные тормоза некоторых моделей автомобилей (например, VW PASSAT B6) головная боль многих автовладельцев. Электропривод стояночных тормозов находится в «неуютном» месте возле колес.
Это способствует механическому разрушению корпуса, попаданию внутрь влаги и грязи, как следствие, заклиниванию двигателя, перегоранию предохранителей по цепям питания.
11. Системы ABS
В результате износа насоса увеличивается ток, перегорает предохранитель системы ABS. Это приводит к неработоспособности антиблокировочной системы тормозов, особенно нужной при плохом состоянии дорожного покрытия.
12. Центрального замка, стеклоподъемников
Приводы центрального замка, стеклоподъемников часто заклинивают, в результате чего перегорают предохранители. Проблемным также является замыкание проводки в гофрошланге электропроводки дверей.
Где находятся блок предохранителей и реле Нивы Шевроле
Расположение вставок у машин с 2011 по 2019 годы не менялось.
Для получения доступа к основному блоку следует поковырять панель приборов в районе педального узла. Под приборной доской, слева от рулевого колеса. Чтобы добраться до щитка под приборкой следует крестовой отверткой снять пластиковый кожух, где и будет панель.
Подробное расположение с описанием есть на фото ниже.
Предохранители Нива Шевроле с описанием
Основные элементы автомобиля можно разделить на две группы по месту расположения. Следовательно, и назначение у них будет разное.
На фото изображена панель плавких вставок, актуальная для моделей, произведенных после 2009 года.Для удобства расшифровку лучше привести в форме таблицы.
Номер | Описание цепей |
F1 | Освещение гос номера, габаритные огни по левому борту автомобиля. |
F2-4 | Основное освещение – ближний, дальний и противотуманки по левой стороне машины. В некоторых комплектациях предохранитель № 4 представляет собой запасное гнездо. |
F5 | Основное защитное реле стеклоподъемников |
F6 | Питание прикуривателя. Некоторые автомобилисты подключают сюда силовые жилы вместо нити накаливания. |
F7 | Реле подключения клаксона. |
F8 | Подогрев стекла кормовой части и зеркал заднего вида. |
F9 | Переключатель подсветки салона, освещение бардачка, привод и электрика дворников. Отдельный вывод компрессора системы омывания ветрового стекла. |
F10 | Стандартный модуль управления электропакетом и блокировкой дверей, либо запасной |
F11-14 | Наружное освещение автомобиля. Ближний и дальний свет головной оптики, противотуманки, габаритные огни. Предохранители отвечают за правую сторону транспортного средства. |
F15 | Стандартная система управления приводами зеркал заднего вида. Предохранитель тенна подогрева сидений. В минимальной комплектации вставка не задействована. |
F16 | Прерыватели аварийки и реле поворотов |
F17 | Подсветка салона, частично индикация панели приборов, контролька положения сигнализации, тормозные сигналы, колодка дополнительного стопа. |
F18 | Силовой вентилятор системы отопления |
F19 | Головное реле стартера, подсветка и индикация панели приборов, система реле поворотников в режиме поворота. |
F20 | Лампы противотуманок задней части автомобиля, иммобилайзер и зуммер включения противоугонки. |
Подключение автомагнитолы и спидометра происходит отдельно от основных предохранителей. Аналогично устроены и приводы форсунок, компрессора кондиционера. В зависимости от комплектации и года выпуска, перечисленные узлы могут подключаться по другой схеме.
Также в панели ВАЗ 2123 есть запасные предохранители, расположенные в отдельных гнездах.
Дополнительный блок предохранителей
Здесь основную часть представляют реле, но и предохранители есть. Плавкие вставки имеют маркировки и зоны ответственности:
- №2 – высокомощный предохранитель, отвечающий за защиту силовых магистралей электроцепи правого вентилятора радиатора и группу дополнительного реле;
- №3 – предохранительная вставка бензонасоса, расположенного в баке;
- №4 – элемент отвечает за питание цепи контроллера автомобиля;
- №9 – предохранитель правого вентилятора радиатора;
- №10 – вставка, защищающая силовые магистрали и цепи, включаемые главным реле.
Реле Нива Шевроле
Представлено два места сосредоточения защитных вставок электроцепей. Расшифровка узлов автоматического включения цепей выглядит следующим образом.
Основной монтажный блок.
Обозначение в схеме | Расшифровка обслуживаемой цепи и оборудования |
К1 | Преимущественно не применяется, но в некоторых комплектациях может быть подключено. |
К2 | Система очистки лобового окна, реле питает электромотор. |
К3 | Прерыватель указателей поворотников в рабочем положении |
К4 | Модуль блока фар – включение ближнего света |
К5 | Защитный переключатель включения и питания дальнего света головной оптики |
К6 | Дополнительное реле ответственное за работу нескольких узлов одновременно. Обычно сюда подключают подогрев стекла кормовой части привод вентилятора системы отопления, омыватели лобового стекла и заднего окна. |
К7 | В отдельных комплектациях выступает в роли предохранителя нагревательного элемента двери грузового отсека. |
К8 | Не используется |
Также в конструкции автомобиля предусмотрена выносная панель релюшек:
- К1/2 – штатные противотуманки (при наличии);
- К3 – включение системы подогрева сидений;
- К4 – защита клаксона;
- К5 – стандартное включение цепи стартера.
Отдельно следует рассмотреть блок системы управления двигателем:
- К1 – дополнительное реле;
- К5-6 – вставки вентиляторов головного радиатора для левой и правой стороны соответственно;
- К7 – питание цепи топливного насоса;
- К8 – главное реле автомобиля.
Ищем поломку своими руками
Первичную диагностику можно провести контрольной лампочкой, но для проверки состояния цепи потребуется тестер. Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то в режиме измерения сопротивления сможете самостоятельно «прозвонить» проводку на предмет обрыва.
Если при включении правого/левого поворотника вы отчетливо слышите щелканье реле, проверьте сопротивление участка цепи с подрулевым переключателем. Если не работает только левая либо права сторона, причина точно в переключателе или в проводке цепи от него к лампочкам.
Если реле указателей поворотов не щелкает совсем, проверьте состояние контактов, плюсовой провод и массу. Если после включения зажигания к реле не приходит «+», проблема, скорее всего, в участке цепи от монтажного блока к реле.
Подрулевой переключатель
Причина неисправности может быть как в механическом повреждении пластмассовых либо контактных элементов, так и в образование нагара. В процессе работы поворотников контакты могут подгорать, из-за чего увеличивается сопротивление и падает сила тока в цепи. При этом характерно, что в случае окислов, нагара реле указателей может щелкать, но лампы загораться не будут.
Для ремонта подрулевой переключатель нужно будет снять с рулевой колонки и разобрать. Внутри корпуса располагается множество контактных площадок, поэтому для беспроблемной сборки запоминайте расположение всех подвижных элементов.
Где находится и как проверить реле поворотников
Реле указателей поворотов находится в монтажном блоке предохранителей в салоне либо под капотом. Точное месторасположение вы можете узнать из руководства по ремонту и эксплуатации вашего автомобиля. Часто с внутренней стороны монтажного блока графически изображено предназначение реле, предохранителей.
Отпаивание элементов со схемы, микротрещины в местах пайки, выход из строя главной микросхемы – наиболее распространенные причины неисправности указателей поворотов.
Аварийка
Кнопка аварийки имитирует подрулевой переключатель поворотов, но замыкает сразу оба контакты (на правую и левую сторону). На видео показано устройство и принцип работы простейшей системы, аналоги которой используются не только на автомобилях ВАЗ.
Как проверить предохранитель?
Если у Вас упали подозрения на какой то нерабочий предохранитель, то его необходимо в первую очередь проверить. Можно проверить двумя способами:
- на глаз (смотрим на контакт предохранителя, цел он или оборван) но этот метод не всегда действенен, т.к. обрыв может быть на ребре предохранителя, где его можно просто-напросто не увидеть.
- Тестером. Ставим тестер положение сопротивления и позваниваем контакты.
Если у вас в итоге перегорел какой-то из предохранителей, то его необходимо заменить. Но прежде, вам необходимо установить причину выхода предохранителя из строя, будь то короткое замыкание, либо высокие нагрузки. Так же завод изготовитель настоятельно не рекомендует устанавливать предохранители номиналом выше, чем оговорено выше в таблице, т.к. предохранитель защищает провод, а не сам электрический потребитель.
При установке предохранителя номиналом выше – чем положено, возможен риск возгорания автомобиля. Главная страница
Источник
Где ставят предохранитель на сигнализацию
И сколько предохранителей чаще всего идут на неё? Марки сигнализации не знаю, инструкции нету, ставили давно и далеко в Москве, лень туда переть.
А проблема такая – сигнализация не управляет центральным замком. То есть на охрану ставится, но двери не блокирует. От ключа все двери закрываются.. Что нужно посмотреть?
Ребят помогите. не работает. Сигнализация. Где находится. Предохранитель сигнализации. На ВАЗ 2114 Сигнализация аллигатор
Как только температура больше 70 перезапускаешь и всё нормально что может
by Adminrive · Published 03.03.2015
21 комментарий
- Comments 20
- Pingbacks 0
там где тибе ее установили… ищи блок сигнализации
Никита, нашёл. А где предохранитель то
Паша, от нее силовой провод идет самый толстый и в нем пред должен быть
Там на проводе должен болтаться где то
Алексей, не нашёл. Там проводов дохуя. Путаешься
А секретная кнопка где находится. Тогда хотя бы.
Там в этой куче и должна быть где то, все в одном месте и пред и эта кнопка, хотя хз может умник какой ставил и выкинул их нахер
Паша, это валет. она то тибе зачем это типо сброс настроек
Паша, на блоке ищи фишку из которой чисто 2 проводка выходит и иди по провадам
Никита, а если блок. Открутить. Отверткой. Там может быть предохранитель?
Специальный «жучок» вместо предохранителя
Если перегорание повторялось неоднократно, работники сервисного центра могут установить «жучок». Эта деталь является полноценным заменителем предохранителя. Можно изготовить из куска медной проволоки мелкого сечения. Даже если использовать тонкую жилу, у нее будет выской ампераж срабатывания.
Заводской предохранитель рассчитан на 3-6 ампер. Это одна из причин, почему после установки жучка, платы сплит-системы сгорают.
Если происходит сгорание, появляются такие неисправности:
- залипание контактов в реле;
- перегорание платы;
- перегорание реле;
- обрыв обмоток в трансформаторе;
выход элементов намотки.
Назначение предохранителя в кондиционере
Предохранитель в кондиционере служит для защиты электронных компонентов от опасных скачков напряжения. Без этого приспособления при колебаниях напряжения вся электроника климатического оборудования может просто сгореть или даже расплавиться.
Вышедший из строя предохранитель не подлежит ремонту, его просто заменяют.
К счастью, эти компоненты недороги. Поскольку в большинстве моделей кондиционеров не один, а два предохранителя, необходимо определить, какой из них перегорел, но специалисты рекомендуют заменять сразу оба.
Операция по замене перегоревшего предохранителя осуществляется в три этапа:
- из установки изымаются старые предохранители;
- извлеченные детали проверяются на исправность;
- неисправные компоненты заменяются новыми.
Начало работ по замене предохранителя
Перед тем как приступить к замене предохранителя, необходимо обесточить кондиционер. Для этого нужно выключить автомат в распределительном щитке, через который подается электричество к климатической установке или выдернуть шнур питания из розетки.
После этого необходимо снять дверцы на блоке питания и найти установленные там предохранители.
Замена предохранителя
После извлечения необходимо визуально определить наличие повреждений у предохранителей.
Если внешне ничего не говорит о выходе компонентов из строя, то для точного анализа их состояния прибегают к помощи вольтметра.
Неисправный предохранитель необходимо извлечь и определить его характеристики. Они указываются на корпусе детали.
Заменять испорченный предохранитель следует на компонент с точно такими же характеристиками
Это важно, поскольку в зависимости от модели кондиционера могут использоваться предохранители, рассчитанные на разую силу тока – от 15 А до 45 А
В сплит-систему предохранитель необходимо вставить с помощью пинцета или других специальных инструментов и закрыть крышку.
После этого на сплит-систему подается питание, и кондиционер включается для тестовой прогонки. Если модель работает в регламентном режиме, замена перегоревшего предохранителя была произведена правильно. При появлении неисправностей климатического оборудования обращайтесь к нашим специалистам по тел: 8 (9897) 666 999
КЛИМАТМАРКЕТ — продажа и установка под ключ
Источник
Проверка предохранителя топливного насоса
Перед началом проверки желательно изучить расположение предохранителей в блоках различных авто. Сделать это можно при помощи инструкции по эксплуатации конкретного ТС, на профильных автофорумах и т.д. Определившись с тем, какой предохранитель отвечает за бензонасос и где находится указанный элемент, можно начинать искать проблему.
- Чтобы самому проверить и заменить предохранитель бензонасоса потребуется наличие специального зажима или пинцета. Сначала нужно снять крышку с блока предохранителей, которая обычно крепится на защелках. Далее находим сам элемент, отвечающий за работу бензонасоса. Например, в Приоре решение обозначено F13 и пропускает ток в 15А.
- Теперь извлекаем элемент при помощи зажима, щипцов или пинцета. Если предохранитель сгорел, тогда следует произвести углубленную диагностику состояния проводки и проверить контакты на самом бензонасосе, после чего неисправный элемент в цепи насоса меняется на новый.
Если же предохранитель топливного насоса целый, тогда проверяется реле насоса и сам бензонасос. Клеммы имеют свойство со временем окисляться, реле насоса залипает, могут происходить обрывы электроцепи и т.д.
Отметим, что на ВАЗ 2110 и Приора предохранитель насоса находится рядом с реле. По самому реле бывает достаточно слегка постучать, что нередко позволяет восстановить его работоспособность.
Жучок вместо предохранителя
Найти номинал защитного элемента можно на его цоколе или на плате – в месте монтажа. Нередко ремонтники после второго сгорания предохранителя устанавливают «жучок» — перемычку из провода, заменяющую предохранительный элемент.
Жучок можно изготовить из одной медной жилы. Даже тонкие варианты имеют ток срабатывания в несколько десятков ампер. При этом стандартный предохранитель в кондиционере рассчитан на 3-6 А. По этой причине платы сплит-систем часто сгорают после установки жучка. Для таких ситуаций характерны следующие неисправности:
- сгорание дорожек платы;
- обрыв трансформаторных обмоток;
- выход из строя остальных намоточных элементов;
- залипание релейных контактов;
- выгорание диодных мостов;
- сгорание реле.
Монтажный блок Лада Веста в салоне автомобиля
Находится монтажный блок в знакомом месте – возле левой ноги водителя. Чтобы получить доступ к реле и предохранителям следует:
- поверните пластиковые ручки (3 штуки), удерживающие снизу крышку блока;
- снять фиксатор в верхней правой части крышки;
- потяните за низ крышки, рассоедините верхние держатели ее к панели приборов и снимите крышку блока.
Схема предохранителей (Предохранитель, Номинал, Цепь, Назначение, Тип предохранителя)
- F1 15А К15R Омыватель ветрового стекла mini
- F2 30А*1/5А*2 K15R Переключатель подрулевый левый (не люкс/люкс) mini
- F3 10А*1 Левая фара дальнего света (не люкс) mini
- F4 30А*1/5А*2 K30S Переключатель подрулевый левый (не люкс/ люкс) mini
- F5 15А K15R Подогрев сидений mini
- F6 7,5А*1 K30S Правые габаритные огни mini
- F7 10А*1 K30S Левые габаритные огни mini
- F8 5А*1 К30S Задние противотуманные фары mini
- F9 3А Указатель поворотов (поворотники) в правом зеркале mini
- F10 5А K15S Селектор роботизированной коробки передач АМТ mini
- F11 10А*1 Левая фара ближнего света (не люкс) mini
- F12 15А K30S Контроллер BCM (указатели поворотов) mini
- F13 10А K30S Контроллер BCM (собственное питание) mini
- F14 10А K30S Выключение педали тормоза mini
- F15 5А BTP Питание ДДиО (датчика дождя и освещенности), корректора света фар mini
- F16 5А BTP Выключение педали тормоза mini
- F17 5А BTP Освещение (плафон) вещевого ящика, багажника, порогов mini
- F18 3А Указатель поворотов (поворотники) в левом зеркале mini
- F19 10А*1 Правая фара ближнего света (не люкс) mini
- F20 5А Обогрев наружных зеркал mini
- F21 15А K15S БУ СНПБ mini
- F22 5А K15S КП (комбинация приборов) mini
- F23 5А K30S КП (комбинация приборов) mini
- F24 5А ACC ЭРА ГЛОНАСС, радио mini
- F25 5А ВТР Контроллер ESP9.1 mini
- F26 15А K30S Питание модуля бензонасоса mini
- F27 5А K15S Питание парктроника mini
- F28 5А K15S Контроллер ЭУРУ (электроусилитель рулевого управления) mini
- F29 10А*1/5А*2 K30S Питание светотехники прицепа mini
- F30 5А K15S Контроллер ЭРА ГЛОНАСС mini
- F31 5А K30S Контроллер ЭРА ГЛОНАСС mini
- F32 10А K15S Питание шины K15M (моторного отсека) mini
- F33 5А BTP Управление стеклоподъемниками mini
- F34 5А ВТР Питание датчика угла поворота руля, блока кнопок рулевого колеса mini
- F35 5А BTP Блок переключателей в двери водителя mini
- F36 15А K30S Радио, диагностический разъем mini
- F37 7,5А K30S Лампы «стоп» правая mini
- F38 7,5А K30S Лампы «стоп» левая mini
- F39 10А*1 К15R ДХО (дневные ходовые огни) не люкс mini
- F40 10А*1 К15R Фара дальнего света правая (не люкс) mini
- F41 20А ACC Розетка 12В (питание дополнительных устройств), прикуриватель JCase
- F42 20А K30S Контроллер BCM (питание шины ВТР) JCase
- F43 20А K30S Контроллер BCM (замки дверей) JCase
- F44 30А K30S Электростеклоподъемники (ЭСП) JCase
- F45 30А K30S Вентилятор отопителя салона (печки) JCase
- F46 30А*1 K15R Питание стеклоочистителя (дворники) JCase
- F47 25А*2 K30S Контроллер ЕММ (ПДС, ЛБС, ЛГО)
- F48 30А*2 K30S Контроллер ЕММ (стеклоочистка )
- F49 25А*2 K30S Контроллер ЕММ (ПТФ, ЗПТО, номерной знак)
- F50 25А*1 K30S Контроллер ЕММ (ЛДС, ПБС, ПГО)
В вариантном исполнении:
Схема реле:
№ реле (сила тока, А) | Наименование реле |
---|---|
К1 (70А*1/50А*2), цепь К15R | Питание светотехники и обогрева сидений (не люкс/ люкс) |
К2 (30А) | Свободен |
К3 (30А) | Обогрев заднего стекла |
К4 (30А) | Стеклоподъемники передних стекол |
К5 (40А) | Вентилятор отопителя салона |
К6 (30А) | Стеклоподъемник задних стекол |
К7 (20А) | Модуль бензонасоса |
К8 (20А) | АСС (питание розетки 12В) |
*1 – для комплектаций Classic и Comfort
*2 – для комплектаций Luxe
В вариантном исполнении:
Как выполнить проверку автомобильного предохранителя?
При перегрузке цепи в машине с большой вероятностью может произойти разрыв этой самой цепи, что приведет к выходу из строя предохранителей. При этом далеко не всегда потеря работоспособности электрического прибора будет свидетельствовать о проблемах с предохранителем. Нередко причиной неполадки могут выступать и абсолютно другие причины
Чтобы точно убедиться в источнике проблемы, важно своевременно провести диагностику элемента в блоке предохранителей, который непосредственно и отвечает за функционирование данного прибора. Сделать это довольно быстро и легко можно с помощью инструкции к транспортному средству
Там производитель указывает места установки предохранителей в блоке, отвечающих за конкретные электрические приборы.
Как визуально распознать проблему?
Многие автомобилисты считают, что наиболее приемлемым и быстрым способом обнаружения неисправностей в электронике является визуальный осмотр. Для выполнения такой диагностики понадобится вытащить из блока предохранитель, а затем просмотреть его на наличие обрывов на свету. Если в элементе есть разрывы проволоки или имеются обгорелые следы, скорее всего обрыв цепи и выход из строя оборудования произошли по вине предохранителя. В основном, таким образом выявляют нарушения с предохранителя стеклянного или пластмассового вида.
Проверка предохранителя мультиметром: как сделать?
Еще одним хорошим методом определения нарушений с предохранителями является проверка с помощью мультиметра. С его использованием проверить предохранитель машины можно двумя способами:
- Проверка заряда АКБ;
- Проверка катушки зажигания.
Этот способ прост и за несколько минут позволяет автомобилисту с точностью определить неполадку. Однако подобным способом удается определить далеко не все проблемы в цепях. При неисправностях в дверном замке или звуковом сигнале делать диагностику лучше посредством сопротивления.
Более детально о том, как проверить предохранители в автомобиле будет изложено в данном видеоролике:
С каждым годом электрические цепи автомобилей включают в себя все больше элементов, которые настолько тесно связаны, что выход из строя одного из них, как правило, влечет за собой поломку другого (одного или нескольких). Чтобы минимизировать такие ситуации машины стали оснащать предохранителями, главное предназначение которых – недопущение короткого замыкания электрических цепей. Принцип действия прост: когда на цепь поступает слишком сильное напряжение, предохранитель перегорает и разрушается, чем провоцирует разрыв цепи и, следовательно, защиту всех устройств к ней подключенных. Допустим, такой разрыв уже произошел. Как найти среди множества предохранителей именно тот, который подлежит замене? – ответ ниже.
Автомобильные предохранители — Проверка, замена, свойства ножевых предохранителей
Автомобильные предохранители защищают электрические цепи автомобиля от короткого замыкания. Автомобильные предохранители — устройства, которые путем разрушения одного или нескольких специально предназначенных элементов размыкают цепь, в которую они включены, отключая ток, когда он превышает заданное значение в течение достаточного времени.
При выборе предохранителей следует учитывать следующие основные соображения:
- Номинальное напряжение предохранителя должно быть не меньше номинального напряжения сети.
- Номинальный ток предохранителя должен быть не меньше номинального тока установки.
- Номинальный ток отключения должен быть не меньше периодической составляющей ожидаемого тока КЗ.
- Автомобильные предохранители, установленные в цепях двигателей, должны проверяться по пусковому току двигателя (не должны перегорать при нормальном пуске.
- При включении нескольких предохранителей последовательно они должны проверяться на селективность (вначале сгорают автомобильные предохранители, ближайшие к месту короткого замыкания)
- Автомобильные предохранители, расположенные в первичной цепи силового трансформатора, должны выдерживать 10-кратный номинальный первичный ток в течение 0,1с
- Времятоковая характеристика предохранителя должна идти ниже времятоковой характеристики нагрузки.
Расчёт необходимого предела срабатывания
Рассчитать ток можно по следующей формуле: Inom=Wmax/U, где Inom — номинальный ток срабатывания предохранителя, А; Wmax — максимальная мощность нагрузки, Вт(с запасом примерно 20 %);
U — напряжение сети, В.
Предохранитель выбирается из стандартного ряда, с ближайшим номинальным током срабатывания, превышающим полученное значение.
Ножевые автомобильные предохранители
В настоящее время используют автомобильные предохранители нескольких типов и видов. Наиболее распространенные из них являются плоские штекерные, или ножевые.
Ножевые предохранители бывают различных размеров (mini, medium, maxi) и номиналов (1А, 2А, 3А и т.д.).
Автомобильные предохранители различных номиналов имеют различный цвет.
Большой предохранитель maxi, средний medium и маленький mini.
1A — чёрный 2A — серый 3A — фиолетовый 4A — розовый 5A — оранжевый-жёлтый 7,5A — коричневый 10A — красный 15A — голубой 20A — жёлтый 25A — белый 30A — зелёный 35A — светло-фиолетовый 40A — оранжевый 60A — голубой 70A — коричневый 80A — светло-жёлтый 100A — сиреневый
Цвета могут отличаться оттенками.
Основной номинал предохранителей, использующихся в автомобилях, 5 — 30 Ампер.
Предохранители могут располагаться в разных местах автомобиля. Как правило, основных мест расположения предохранителей – два (в некоторых авто может быть и 3 и 4 основных блоков предохранителей). Первое место – это обязательно салон автомобиля в районе передней панели. Второе может быть в салоне в районе багажного отделения или под капотом. Ещё предохранители могут быть разбросаны по всему автомобилю по 1, по 2, по 3 штуки.
Многослойные платы
Так как в аппаратуре с SMD компонентами очень плотный монтаж, то и дорожек в плате должно быть больше. Не все дорожки влезают на одну поверхность, поэтому печатные платы делают многослойными. Если аппаратура сложная и имеет очень много SMD компонентов, то и в плате будет больше слоев. Это как многослойный торт из коржей. Печатные дорожки, связывающие SMD компоненты, находятся прямо внутри платы и их никак нельзя увидеть. Пример многослойных плат – это платы мобильных телефонов, платы компьютеров или ноутбуков (материнская плата, видеокарта, оперативная память и тд).
На фото ниже синяя плата – Iphone 3g, зеленая плата – материнская плата компьютера.
Все ремонтники радиоаппаратуры знают, что если перегреть многослойную плату, то она вздувается пузырем. При этом межслойные связи рвутся и плата приходит в негодность. Поэтому, главным козырем при замене SMD компонентов является правильно подобранная температура.
На некоторых платах используют обе стороны печатной платы, при этом плотность монтажа, как вы поняли, повышается вдвое. Это еще один плюс SMT технологии. Ах да, стоит учесть еще и тот фактор, что материала для производства SMD компонентов уходит в разы меньше, а себестоимость их при серийном производстве в миллионах штук обходится, в прямом смысле, в копейки.
Что делать если перегорает предохранитель в кондиционере?
Следует сказать, что плавкий предохранитель в кондиционере является расходным элементом, который можно легко заменить исправным. Однако если вы попытаетесь это сделать, не выяснив причину критического роста тока в цепи, то новый предохранитель сгорит немедленно после включения кондиционера в сеть.
Особенностью плавких предохранителей является то, что они не предназначены для гарантированной защиты радиодеталей электронной платы кондиционера от выхода из строя, так являются инерционными элементами. Они предотвращают более серьезные аварии и пожары, вызванные слишком большим током.
Предохранителем называется специальный плавкий элемент, который предназначен для защиты электронных схем от критических перегрузок по току, разрушению и даже возгоранию. Внутри его стеклянной или керамической капсулы находится металлическая проволока, рассчитанная на протекание тока определенной величины. Если величина тока превышает установленный порог (вследствие аварии одного из элементов цепи или короткого замыкания), то проволока расплавляется и электрическая цепь размыкается.
Причины сгорания предохранителей в кондиционерах и сплит-системах
Вышел из строя варистор (защитный элемент цепи, сопротивление которого зависит от величины приложенного напряжения). Это может произойти вследствие:
- Перепадов напряжения в сети электропитания;
- Грозовых явлений (ударов молнии);
- Резкого увеличения напряжения в сети (часто случается при аварии нулевого провода).
Произошло короткое замыкание:
- В электрических двигателях вентиляторов;
- Между обмотками компрессора;
- В дренажной помпе (если используется принудительная система отвода конденсата).
Произошла авария одного из элементов импульсного блока питания кондиционера:
- Силовых транзисторов (ключей), микросхем;
- Диодных мостов или отдельных диодов.
Где найти новый плавкий предохранитель
На самом деле плавкие предохранители продаются практически в любом радиомагазине или на радиорынке. Все, что вам требуется знать – это номинал защитного элемента, который обычно указан на его корпусе и на том месте монтажной платы, на котором он был установлен. Если значение тока перегрузки не указано, то следует поискать его в сопроводительной технической документации вашей модели кондиционера или на сайте производителя.
Однако наиболее оптимальным способом будет покупка аналогичного предохранителя в фирменном магазине производителя или же сервисном центре, обслуживающем данный бренд.
Заменить сгоревший предохранитель совсем несложно. Следует просто вынуть из зажимных колодок вышедший из строя элемент и вставить на его место исправный. Зачастую стеклянные плавкие предохранители помещают на плате в специальные защитные контейнеры, предохраняющие остальные элементы схемы от разлетающихся осколков при аварии.
Проблемы с «жучками»
Некоторые нерадивые мастера или безответственные пользователи предпочитают не покупать новый предохранитель, а заменить его эрзацем, так называемым «жучком». «Жучок» — это подходящий кусочек проволоки, который впаивается или накручивается на контактные клеммы предохранителя.
Так как номинал проволоки подбирается умельцами «на глазок», то она обычно выдерживает ток в несколько раз превышающий минимально допустимый. Такая недальновидность может вызвать:
- Выгорание контактных дорожек на плате;
- Обгорание трансформаторных обмоток и дросселей;
- Выгорание микросхем и диодов блока питания;
- Полный выход из строя реле или пригорание их контактных групп.
Понятно, что стоимость замены предохранителя намного ниже того ущерба, который может вам принести использование нестандартного его заменителя.