Правила самостоятельного восстановления гелевых аккумуляторов в домашних условиях

    3
    0

    Как правильно заряжать гелевый аккумулятор для мотоцикла

    Выбор зарядного устройства

    Важно помнить о том, что использовать для мотоциклетной батареи зарядное устройство, предназначенное для автомобильных аккумуляторов, не всегда является лучшим решением. Это может сразу погубить мотоаккумулятор

    Можно подобрать так называемое «интеллектуальное» зарядное устройство с несколькими режимами выставления параметров, в том числе, и мотоциклетным. «Умное» зарядное устройство всегда «знает» о том, как правильно заряжать аккумулятор мотоцикла 12 вольт.

    Кроме импортных зарядников, в продаже имеются и неплохие отечественные аналоги по более приемлемой цене. Например, универсальное ЗУ Benton BX-1 производства Ижевск. В любом случае основным критерием выбора зарядного устройства должна быть возможность заряжать такую батарею небольшими токами.

    Существуют автомобильные зарядные устройства с возможностью контроля ампеража (показателей тока). Если ваше автомобильное ЗУ обладает такой возможностью, использовать его можно. Но при условии, что зарядка аккумулятора будет проводиться на токах минимальной величины. Емкость аккумулятора для мотоцикла значительно отличается от емкости автомобильной батареи. Поэтому следует знать показатели напряжения и тока, чтобы понимать, как зарядить аккумулятор мотоцикла и мопеда автомобильным зарядным устройством. Например, автомобильный аккумулятор с выходным напряжением 12 вольт может иметь емкость 55, 60 Ач и выше. А мотоциклетная АКБ при том же показателе U 12В имеет емкость, в среднем, 2,3 Ач.

    Если исходить из расчетов, что любую АКБ следует заряжать токами, равными 10% от ее номинальной емкости, можно судить о том, какой величины должен быть ампераж в том и в другом случае. Его необходимые показатели для правильной зарядки аккумулятора для мотоцикла следует выставлять во много раз меньше, и забывать об этом не следует никогда.

    Частота подзарядки

    Иногда, рассуждая о гелевых аккумуляторах, новички ошибочно думают, что, если производитель гарантирует их якобы «бесперебойное» использование в течение 10 лет, заряжать их не нужно. Это не так, потому что любая АКБ требует регулярного ухода и зарядки. Даже если она относится к категории необслуживаемых.

    Для того, чтобы гелевый аккумулятор для мотоцикла прослужил дольше и выработал весь свой необходимый ресурс, заряжается он, как минимум, раз в сезон. Подзарядка производится по необходимости. Контролировать уровень заряда батареи следует регулярно, не забывая об этом, во избежание ее глубокого разряда.

    Как проверить зарядку аккумулятора на скутере или мотоцикле? С помощью тестера или мультиметра всегда можно провести замеры напряжения на клеммах аккумулятора. Если показатель выше 12,7 В, батарея стабильно держит заряд, и в ближайшее время не будет нуждаться в подзарядке. Если же напряжение ниже — за показателем нужно следить и, при первой возможности, подпитать АКБ подходящим зарядником, который рекомендуется возить с собой. Особенно, если планируется езда на большие расстояния, или же участие в «энергоемких» соревнованиях и мотокроссах.

    Ход зарядки АКБ

    Для того, чтобы всегда помнить о том, как правильно зарядить гелевый аккумулятор для мотоцикла, следует усвоить простой, но важный алгоритм действий:

    Для качественной зарядки батареи в случае, если она сильно разрядилась или же заряжается после долгого «простоя» мотоцикла, потребуется не меньше 10-12 часов непрерывного контакта с зарядным устройством.

    Подключите зарядное устройство с помощью «крокодилов» к аккумулятору, соблюдая полярность («плюс» к «плюсу», а «минус» к «минусу»).

    Подключите зарядное устройство к сети.

    Если вы используете ЗУ с регулируемым показателем тока, скорректируйте минимальный ампераж по мультиметру.

    Ток заряда должен составлять 10% от номинальной емкости батареи. Пример: стандартный мотоциклетный аккумулятор с выходным напряжением 12 вольт и емкостью 2,3 Ач в идеале должен заряжаться токами не больше 0,2 А. Однако практика показывает, что ток может быть немного больше. Особенно, если требуется «подраскачать» аккумулятор после долгого пребывания без работы

    Важно не допустить «перегрева» батареи и внимательно контролировать весь процесс. Особенно, если вы заряжаете мотоциклетную АКБ с помощью автомобильного зарядника.

    Не отключайте питание, пока батарея не зарядилась полностью

    На современных гелевых аккумуляторах часто бывает установлен индикатор, сигнализирующий изменением цвета по окончании процесса зарядки.

    Показатели напряжения во время всего процесса не должны превышать 14,2-14,4 В. Гелевые аккумуляторы очень чувствительны к высокому напряжению. Они могут быстро выйти из строя, если его уровень станет выше.

    Рекомендации по зарядке

    Гелевые аккумуляторы характеризуются высокой восприимчивостью к силе тока и напряжению. Именно поэтому на момент зарядки следует контролировать параметры подаваемого того с высокой точностью. Стоит учитывать, что зарядные устройства, которые применяются для работы с традиционными свинцово-кислотными АКБ, не подойдут для работы с Gel -батареями. К особенностям процесса зарядки можно отнести:

    Выбирается правильное зарядное устройство, которое рекомендуется производителем АКБ.
    Для того чтобы исключить вероятность повреждения источника энергии, рекомендуется использовать силу тока, которая не превышает 10% значения емкости. К примеру, если емкость составляет 60 Ач, то следует подавать ток 6 ампер.
    При срочной зарядке рекомендуется подавать силу тока, которая равна 30% значения полной емкости

    На корпусе АКБ часто наносится наклейка с рекомендуемым максимальным током при зарядке.
    Важно учитывать тот момент, что подаваемое напряжение не должно превышать 14,5 В. Если подается подобный ток, то происходит разрушение внутренней конструкции

    Высокое напряжение приводит к нагреву геля, после чего он становится жидкостью.
    Гелевые АКБ изготавливаются с возможностью использования режима зарядки для сохранения требуемого уровня энергии на момент обслуживания. Рекомендуется использовать подобный режим для периодической зарядки.

    Рекомендуем: Восстановление гелевого аккумулятора в домашних условиях

    Особое внимание следует уделить выбору подходящего зарядного устройства. Обычный прибор может привести к уменьшению срока эксплуатации источника питания

    Требуемое зарядное устройство должно обладать следующими свойствами:

    1. При сильном нагреве или по завершении зарядки устройство должно прекратить подачу тока. В противном случае гель может сильно нагреться и превратиться в жидкость.
    2. Напряжение должно быть постоянным. Даже небольшие перепады показателя приведут к уменьшению срока службы конструкции.
    3. Температурная компенсация определяет изменение режима зарядки в зависимости от температуры аккумулятора.
    4. Точный контроль показателя силы тока.

    Чем хорош гелевый аккумулятор именно для мотоциклов

    Перед тем, как говорить о преимуществах гелевых батарей, следует честно упомянуть и о том, что их цена порой в несколько раз превышает стоимость более дешевых свинцово-кислотных АКБ. Конечно, мотоциклисты могут и по сей день прибегать к покупке более дешевых вариантов.

    Но прежде чем принять окончательное решение, не помешает ознакомиться с тем, почему именно гелевая АКБ — наиболее предпочтительна как мотоциклетный аккумулятор или в виде аккумулятора скутера:

    Как обслуживать такую батарею? Делать этого не требуется. Пластины аккумуляторов «запечатаны» в гелеобразное вещество. Такая консистенция получается из-за добавления в электролит оксида кремния. Обслуживаемые или частично обслуживаемые аккумуляторы обычно относятся к свинцово-кислотным и требуют более трепетного отношения к себе с регулярным доливанием дистиллированной воды или чистого электролита. Гелевые батареи вследствие своего состава в этом не нуждаются.

    Они более прочные и безопасные, имеют повышенную устойчивость к механическим повреждениям. В условиях быстрой езды и повышенного риска для мотоциклиста на дорогах это может стать даже спасением. Также и зарядка гелевых аккумуляторов для скутеров — занятие менее хлопотное, чем тот же самый процесс зарядки жидкокислотных АКБ.

    Благодаря тому, что электролит в них имеет форму геля, он не просочится через ее корпус и не выльется наружу при крутых поворотах, виражах и даже столкновениях на трассе. Не случайно именно гелевые аккумуляторы стали впервые активно применяться в авиационной сфере. Им нипочем регулярное изменение положения транспортного средства ни в воздухе, ни на воде, ни не земле — заряженный источник питания не взорвется и не потечет.

    Гелевые АКБ способны работать в любых экстремальных условиях с гораздо большей продуктивностью, чем даже усовершенствованные кислотные аналоги. Диапазон температур, которые они могут стойко выдерживать, очень широк: от -60 до +50°С.

    Они не боятся глубокого разряда и легко «приводятся в чувство» обычным методом зарядки. Даже в случае, если мотоцикл или мопед долго стояли без применения. Если же АКБ не удается разбудить, полезно будет узнать, как восстановить гелевый аккумулятор. Отмечается, что такие аккумуляторы могут гораздо дольше сохранять оптимальные показатели своей емкости, находясь в нерабочем состоянии, чем любые другие. Есть сведения, что даже после двух лет отсутствия эксплуатации такая батарея легко восстанавливала свой потенциал.
    При условии бережного обращения, а также при том, что зарядка гелевых аккумуляторов для скутеров и других транспортных средств будет регулярной и правильной, срок службы гелевых АКБ может составить до 10 лет.

    Любой гелевый аккумулятор вследствие стойкого сохранения емкости можно использовать сразу же после покупки. Нет необходимости в дополнительной подзарядке

    Это немаловажно для мотоциклистов, ценящих наиболее быстрое решение тех или иных технических задач.

    Если корпус батареи будет поврежден вследствие аварийного столкновения с каким-либо объектом, оксид кремния, добавляемый в серную кислоту, максимально сократит выделение вредных газов, а гель не вытечет из корпуса. Это сводит к нулю возможный риск воспламенения.

    Итак, стимулов для того, чтобы рассматривать гелевые АКБ именно как мото аккумуляторы, довольно много. Однако перед тем, как покупать именно такой вариант, нужно ознакомиться и с теми его особенностями, которые могут доставить владельцу определенные неудобства.

    Проверяем батарею при покупке

    Нагрузочной вилкой

    Итак, если решение о приобретении гелевой АКБ принято окончательно, следует знать о том, как проверить гелевый аккумулятор непосредственно перед его приобретением в магазине. Речь идет об обязательной проверке с помощью нагрузочной вилки, которую должен уметь проводить любой продавец. Не стоит покупать АКБ без надлежащей проверки ее работоспособности.

    При проверке аккумулятора нагрузочной вилкой она «забирает» у него часть тока

    Во время процесса такого тестирования важно помнить о том, что в течение 30 секунд по евростандарту (либо 10-15 секунд по российскому ГОСТ) напряжение в батарее не должно упасть ниже 9 вольт. После этого оно должно быстро восстановиться до исходного уровня 12,6-12,7 В

    Если тестирование пройдено успешно, напряжение во время подключения вилки не падает ниже, а после — быстро восстанавливается.

    Цифровым вольтметром

    В процессе эксплуатации гелевой батареи важно проведение самостоятельной диагностики уровня ее напряжения — для того, чтобы не пропустить того момента, когда она будет нуждаться в том, чтобы зарядиться:

    откройте съемную крышку батареи;

    осторожно проведите отсоединение вначале минусового, а затем плюсового ее полюсов;

    подведите цифровой тестер (вольтметр) к аккумулятору, соблюдая полярность;

    включите тестер и внимательно смотрите на табло;
    ориентируйтесь на следующие показания — если напряжение составляет от 12,8 до 12,9 вольт, батарея в норме; если U 12,6 В — это значит, что заряд батареи составляет 70-75%, что не является критичным; в случае, если напряжение 12,3 В и ниже — батарея разряжена на 50%, и ей скоро потребуется зарядка.

    Чем хороши гелевые аккумуляторы

    Как уже было сказано, основное их преимущество в том, что их внутренний состав имеет форму геля. Если сравнивать степень безопасности такого аккумулятора с жидкими свинцово-кислотными аналогами, разумеется, гелевая АКБ выигрывает в этом плане во всех направлениях. Он не боится резких поворотов и вынужденной смены положения, что расширяет сферу его применения до универсальных величин.

    Кроме безопасности, есть еще несколько явных «плюсов» этих АКБ, о которых хотелось бы упомянуть дополнительно:

    • Гель предотвращает преждевременное разрушение свинцовых пластин аккумуляторов — благодаря этому батарея служит долго.
    • Сами свинцовые пластины гелевых АКБ производятся из высококачественного очищенного свинца, без ненужных примесей. Это также предотвращает преждевременную сульфатацию. Благодаря низкому сопротивлению, зарядка таких батарей происходит быстрее.
    • Пусковые токи у таких батарей гораздо сильнее, чем у жидких «кислотников» — как правило, раза в полтора, а то и в два. Это является очень большим преимуществом в условиях суровой зимы, когда аккумулятору нужно тратить гораздо больше энергии для запуска двигателя внутреннего сгорания.
    • Гель, заливаемый между пластинами, выполняет диэлектрическую функцию. Он предотвращает соприкосновение их друг с другом и, таким образом, обеспечивает предотвращение коротких замыканий.
    • Гелевые батареи не нуждаются в доливании электролита, измерении его плотности и дистиллированной воде, в отличие от жидких аккумуляторов. Они часто являются полностью необслуживаемыми (хотя есть сведения о том, что в продаже уже имеются и частично обслуживаемые их варианты).
    • Их корпус настолько герметичен и прочен, что при необходимости АКБ можно ставить набок и даже переворачивать вверх дном. Но сами фирмы-изготовители, конечно, не приветствуют такого обращения с ними.
    • Срок их службы, по информации изготовителей, гораздо больше, чем у жидких свинцово-кислотных батарей. Он составляет от шести до десяти лет при условии правильной эксплуатации.
    • Если такой аккумулятор по каким-либо причинам долго не используется, он гораздо дольше сохраняет оптимальные показатели своей емкости и больше устойчив к такому явлению, как саморазряд.

    Что такое гелевый АКБ, его конструкция, характеристики, срок службы

    Гелевый аккумулятор – это свинцово-кислотный источник питания, в котором электролит между пластинами находится в абсорбированном, гелевом состоянии. Gel-технология подразумевает полную герметизированность и необслуживаемость этого источника питания, принцип работы которого ничем не отличается от остальных видов аккумуляторов.

    Конструкция гелевых АКБ

    В привычных свинцово-кислотных аккумуляторах электролит представлен в виде смеси дистиллированной воды и серной кислоты. Gel-технология отличается тем, что кислотный раствор в АКБ находится в виде геля. Такая структура электролита достигается путём добавления в состав силиконового наполнителя, сгущающего смесь.

    Несколько высокопрочных пластмассовых цилиндрических блоков, соединённых между собой, образовывают корпус гелевого источника питания.

    Основные элементы источника питания:

    • положительные и отрицательные электроды;
    • пористые пластины-сепараторы;
    • электролит;
    • клапаны;
    • клеммы;
    • корпус.

    Принцип работы гелевого источника питания аналогичен этому процессу в обычных свинцово-кислотных АКБ — заряженный источник отдает заряд. Во время этого процесса напряжение падает, а плотность электролита уменьшается.

    Характеристики Gel-аккумуляторов

    Выбирая новый гелевый источник питания, необходимо обратить внимание на следующие параметры:

    • Ёмкость — измеряется в ампер/часах. Показывает, в течение какого времени источник питания может отдавать энергию силы тока в 1А.
    • Максимальный ток заряда — максимально допустимое значение тока при зарядке АКБ.
    • Максимальный ток разряда, он же пусковой ток, показывает значение максимальной силы тока, которую АКБ может обеспечить на протяжении 30 секунд.
    • Рабочее напряжение на клеммах — 12В.
    • Вес источника питания зависит от его ёмкости и варьируется от 8,2 кг (26 Ач) до 52 кг (260 Ач).

    Маркировка гелевых АКБ

    Немаловажным параметром выбора нового источника питания является дата его производства. Формат обозначения этой информации зависит от производителя. Разберём основные примеры:

    1. Optima: на пластике выдавлены цифры: первая — год, следующие — день выпуска. Например: 3118 означает 2013 год, 118 день. На некоторых моделях дату производства можно найти на наклейке: верхний ряд — месяц, нижний — год.

    1. Delta: на наклейке с набором цифр и букв нас интересуют первые четыре знака. Первый (буква) — год начиная с 2011 (А).

                Второй (буква) — месяц начиная с января (А).

                Третий и четвёртый (цифры) — день месяца

    1. Varta: в производственном коде четвёртая цифра — год выпуска, пятая и шестая — месяц (17-январь, 18-февраль, 19-март, 20-апрель, 53-май, 54-июнь, 55-июль, 56-август, 57-сентябрь, 58-октябрь, 59-ноябрь, 60-декабрь).

    Срок службы гелевых аккумуляторов

    Срок службы гелевого аккумулятора, который сообщают производители — около 10 лет. Однако стоит понимать, что он может меняться в зависимости от условий эксплуатации.

    На уменьшение срока службы Gel-аккумулятора влияют слишком низкие (менее −30 °C) и слишком высокие (более +50 °C) температуры. Это связано с тем, что в таких условиях электрохимическая активность источника питания то падает, то возрастает. Стоит отметить, что повышение температуры влечёт за собой ускорение коррозийности пластин. Постоянный недозаряд АКБ также ведёт к уменьшению срока годности батареи. Вместе с тем чрезмерные заряды отрицательно сказываются на продолжительности эксплуатации.

    Для того чтобы пользоваться гелевым источником питания максимально долго, рекомендовано не допускать глубоких разрядов и хранить АКБ непродолжительное время в сухих помещениях с температурным режимом от −35 °C до +50 °C.

    Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов

    К числу достоинств аккумуляторов гелевого типа относят следующее:


    Вещество используемое для заливки пластин.

    1. Устройство не требует пополнения запаса электролита или воды при нормальных условиях работы. Открывать банки и заправлять дистиллированную воду требуется только при попытке восстановления батареи.
    2. Залитый между пластинами гель является диэлектрической прокладкой между положительными и отрицательными электродами. Вещество дополнительно препятствует выкрашиванию активной массы, что позволяет использовать аккумулятор в условиях повышенных вибрационных нагрузок.
    3. В моторный отсек не попадают агрессивные пары серной кислоты. Испарившиеся вещества и газообразные продукты реакции остаются замкнутыми в геле, а затем используются при работе батареи. Поскольку аккумулятор не выделяет водорода (который образует с кислородом воздуха взрывоопасные смеси в широком диапазоне концентрации), то допускается применять устройство в бытовых источниках бесперебойного или аварийного питания.
    4. Допускается работа устройства в наклоненном состоянии, аккумулятор выдерживает кратковременный переворот на 180°.
    5. Пластина выполняется из химически чистого свинца, который способствует снижению внутреннего сопротивления и ускоряет зарядку.
    6. Высокий пусковой ток (зависящий от температуры окружающей среды).
    7. Увеличенный срок эксплуатации. В отличие от аккумулятора с жидким электролитом, работающего 2-4 года, гелевое устройство функционирует до 10 лет (при соблюдении рекомендаций производителя).
    8. Возможна глубокая разрядка батареи без риска повреждения конструкции.

    Недостатки оборудования:


    Схема контроллера для регулировки тока.

    1. Увеличенная стоимость, в 2-3 раза превышающая цену стандартного источника питания с жидким электролитом.
    2. Для зарядки требуется установить точные значения силы тока и напряжения. При повышении напряжения в цепи питания (например, при неисправности регулятора на автомобильном генераторе) происходит необратимое разрушение конструкции аккумулятора. Разница в 1-2 В по сравнению с требуемым значением напряжения приводит к падению емкости на 30-40%.
    3. При уменьшении температуры до -30°С и ниже наблюдается замерзание геля, который превращается в хрупкий материал. Жидкий электролит начинает вытекать из затвердевших оболочек в нижнюю часть корпуса батареи.
    4. Необходимо применение дополнительного контроллера, регулирующего параметры тока в цепи питания. Устройство ставится на клемму и регулируется в зависимости от емкости аккумулятора.

    Пару слов об гель — электролите

    Знаете, многие меня спрашивают — а что такое этот гель? Как в нем находится электролит? Или это сам гель – электролит?

    Если честно – то информации в свободном доступе не так много, понять принцип можно, однако это коммерческая тайна, но что-то мне удалось найти.

    В этих аккумуляторах используется обычный кислотный электролит – только он «заперт» в геле, как я уже подчеркнул выше (основа двуокиси кремня).

    Если конструкцию разобрать на составляющие, то становится понятно:

    С этой жидкостью разобрались, хотя информация может быть не 100 процентной, но суть остается такова. Все же если инфа была бы в открытом доступе — наш рынок бы просто завалили китайские гелевые аккумуляторы, но сейчас такого «бума» нет, значит пока тайна.

    Преимущества и некоторые недостатки

    Главное достоинство гелевых АКБ – несменная продуктивность и отсутствие утечки наполнителя в любом положении прибора.

    Существует еще масса дополнительных причин, учитывая которые следует приобрести именно такие агрегаты для своих авто:

    1. Высокая экологичность и безопасность гелевой батареи. При нарушении герметичности корпуса электролит не вытекает наружу из прибора. А в обычных АКБ, где находятся свинец и кислоты, последние, при постоянном взаимодействии с металлом, выветриваются в атмосферу. На их же месте в аккумуляторе накапливается вода.
    2. Большая практичность, если сравнивать с обычными аккумуляторами. Из которых во время работы прибора выделяется достаточно большое количество газа. Гелевый электролит не допускает этого, так как преграждает путь газу для выхода наружу, задерживая его внутри собственных паров. Содержит в своем составе тончайший слой стекловолокна, который обеспечивает электролиту достаточность консистенции. Данная конструкция прибора позволяет, чтобы сепараторы вместе с рабочим составом также брали на себя функцию разделения пластин.
    3. Надежная герметичность прибора. Это говорит о безопасности агрегата в ходе рабочего процесса.
    4. Невосприимчивость гелевых моделей к изменению температур.
    5. Отсутствие необходимости в особенном уходе.
    6. Батареям не страшна полная разрядка. Они имеют больше резервов.
    7. Длительный срок работы приборов. При соблюдении всех эксплуатационных условий. Чтобы гелевый АКБ привести в полную непригодность, надо подвергнуть его корпус значительным механическим повреждениям, либо грубо нарушить правила использования.

    Несмотря на свою популярность, гелевый аккумулятор имеет не только плюсы, но и минусы. Они плохо переносят перезарядку батареи. Что на сегодняшнее время делает их наиболее уязвимыми. При возникновении такого грубого нарушения правил зарядки этих приборов, срок их службы уменьшается в разы.

    Учитывая все эти обстоятельства, существуют определенные требования к исправности бортовой электроники транспорта, с которой применим гелевый аккумулятор. Для более длительной сохранности такой батареи, автомобильный генератор должен быть в идеальном состоянии. А натяжка в нем приводного ремня находиться в норме. Именно из-за повышенной чувствительности гелевых батарей к перезарядке не получалось использовать их ранее.

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ