Термоинспекция: как проверить термостат не снимая с машины или при покупке в магазине
Содержание
Где находится термореле
Владельцы холодильного оборудования с механическим термореле, знакомы с ним заочно. В большинстве случаем во время установки, переездов, перестановки мебели для облегчения процесса, хозяева брались руками за температурное реле, даже не подозревая об этом. Трогали ручку регулятора температуры для переключения температурного режима или поворотный механизм самого реле.
Сегодня оно состоит из двух основных элементов, внешний вид которых подсказывает о предназначении и функциональных возможностях:
- Короб, состоящий из управляющих, исполнительных механизмов.
- Продолговатый, тонкий капилляр.
Итак, разберёмся в тонкостях работы регулятора температуры по порядку.
Короб состоит из герметично упакованного сильфона, который представляет собой металлическую гармошку цилиндрической формы, реагирующей на температурные перепады окружающей среды, смену давления посредством собственных линейных размеров.
Для общего представления можно отметить, что внешний вид гармошки схож с металлической гофрированной трубой (зачастую используемой в оборудовании бытовых приборов). Однако полная изоляция его от внешнего мира свидетельствует о герметичности и точному определению показателей.
При повышении давления окружающей среды гармошка сжимается, а при понижении соответственно растягивается. В конструкцию также входит пружина, которая изменяет реакцию сильфона в соответствии с настоящим давлением.
Производство сильфонов, вне зависимости от размеров и дальнейшего использования одинаковое. Для изготовления используется только высококачественная сталь, которая вытягивается в цилиндрическую форму. Однако самый интересный процесс изготовления детали происходит далее.
Полученный металлический цилиндр устанавливается внутрь специального станка, в котором под прессом происходит сдавливания и распрямление металлического листа под точно определённым усилием. Таким образом, происходит формирование гармошки, индивидуально не обладающей упругими свойствами, к примеру, как пружина. Готовая гармошка легко поддаётся деформации: растягиванию, сжатию, деформации.
Для уравновешивания наружного давления на сильфон, возможности использования в измерительной технике, внутрь его закачивают газ. Таким образом, любое воздействие на сильфон могут удлинять или растягивать, изменять его форму.
Однако очевидно, что температурное реле с чувствительным элементом сработает при любой температуре. Это не гарантирует удобства. На много приятней, когда прибор с установленным регулятором меняет порог срабатывания в зависимости от температуры внутри камеры холодильника.
Для реализации этой задачи поверх сильфона накручивается пружина. Она спирально обхватывает его, зафиксировав концы на том же месте, что и сильфон. Поэтому натяжение пружины оказывает влияние на порог начала работы чувствительного элемента.
Сегодня существуют модели с одной или несколькими пружинами, использование которых зависит от того где она применяется: в морозильных камерах, непосредственно для холодильника.
Устройство и принцип работы термостата
В самом простом исполнении термостат состоит из следующих основных деталей:
- Корпус.
- Тарельчатый клапан.
- Возвратная пружина.
- Шток клапанов.
- Капсула с термозависимым наполнителем.
В системе охлаждения термостат устанавливается таким образом, чтобы при полностью закрытом положении охлаждающая жидкость циркулировала только по малому контуру, а при его открытии – проходила в большой контур. Термостаты с двумя клапанами устанавливаются так, чтобы при открытии основного клапана охлажденная в радиаторе жидкость поступала в малый контур.
Работает термостат следующим образом. Когда температура охлаждающей жидкости находится в пределах 85-90°C, возвратная пружина прижимает тарельчатый клапан к основанию корпуса. Термостат – закрыт. Жидкость через него не проходит.
Когда температура повышается, наполнитель в капсуле расширяется, увеличиваясь в объеме. За счет этого происходит сдвиг штока, который, преодолевая усилие возвратной пружины, отводит тарельчатый клапан от посадочного места. Термостат – приоткрывается. Жидкость начинает поступать в большой контур к радиатору (либо из него).
При достижении температуры 105°C (для автомобилей ВАЗ) наполнитель в капсуле расширяется максимально, до упора оттягивая (или толкая) шток. В таком режиме термостат открыт полностью, то есть пропускает максимальный объем охлаждающей жидкости.
Соответственно, при понижении температуры охлаждающей жидкости термозависимый наполнитель в капсуле уменьшается в объеме. Благодаря усилию возвратной пружины тарельчатый клапан возвращается в исходное положение прикрывая или полностью перекрывая магистраль. В диапазоне температур от 85°C до 105°C клапан находится в промежуточном положении, плавно изменяя пропускную способность магистрали в большую или меньшую сторону.
Как заменить
Замена термореле не занимает много времени и сил. Монтажные работы выполняются следующим образом:
- удаляют накладку верхней петли двери, вывинчивая расположенные под ней болты;
- снимают дверцу холодильника;
- удаляют заглушку, расположенную в верхней части устройства и удаляют еще 1 винт, имеющий шестигранную резьбу;
- выкручивают фиксаторы и снимают крышку холодильника;
- отсоединяют ручку выбора температурного режима;
- открутив 2 болта, вынимают термостат, деталь заменяют новой;
- холодильник собирают, выполняя вышеуказанные действия в обратном порядке.
Если ремонтные работы выполняются впервые, на каждом этапе делаются фотографии, которые помогут правильно собрать прибор.
Как понять что термостат не работает
Теперь, когда у вас есть представление о том, как работает термостат, вы можете использовать эти знания для исследования проблемы.
- Сначала откройте капот и убедитесь, что двигатель и радиатор холодные.
- Затем найдите термостат. Если вы последуете за верхним шлангом радиатора по направлению к двигателю, вы увидите конец этого шланга, соединяющийся с корпусом этого клапана. Внутри этого корпуса он и расположен. Однако на некоторых моделях автомобилей его корпус соединяется с нижним шлангом радиатора.
- Если вам нужна помощь в поиске этого устройства, обратитесь к руководству по обслуживанию вашего автомобиля. Вы можете купить один в своем местном магазине автозапчастей или онлайн. Вы также можете заказать его онлайн через интернет.
- Найдя термостат, выполните один из двух простых тестов: Если у вас есть доступ к крышке радиатора на вашем автомобиле, используйте следующую процедуру устранения неполадок: Проверка потока охлаждающей жидкости. Если крышка радиатора недоступна или крышка не видна, перейдите к следующей процедуре устранения неполадок: Проверка температуры охлаждающей жидкости.
Некоторые рекомендации перед началом работы:
Даже если ваша крышка радиатора доступна, вы можете фактически выполнить оба теста, поскольку ни один из них не требует снятия термостата с автомобиля, и они оба занимают всего несколько минут.
При перегреве двигателя рекомендуется иметь за рулем помощника для выключения двигателя, если температура во время тестирования достигает опасного уровня.
Если какой-либо из ваших тестов указывает на неисправный термостат, выполните третью процедуру, приведенную ниже, «Как проверить автомобильный термостат», чтобы проверить его вне автомобиля и убедиться, что вам необходимо заменить его.
Если вы выполняете один из этих тестов, потому что ваш двигатель перегревается, неплохо было бы иметь помощника за рулем, чтобы выключить двигатель, если температура во время теста достигает небезопасного уровня.
Способы проверки работоспособности
В системе охлаждения двигателя термостат используется для быстрого прогрева и дальнейшего поддержания рабочей температуры. После холодного запуска клапан термостата перекрывает доступ охлаждающей жидкости к основному радиатору. Двигатель намного быстрее прогревается, так как антифриз циркулирует только в «рубашке» (малый круг циркуляции ОЖ). В корпусе термостата установлен чувствительный элемент, который в процессе нагрева расширяется в объеме, заставляя основной клапан перемещаться и открывать доступ ОЖ к основному радиатору. Антифриз начинает циркулировать по большому кругу, охлаждая тем самым двигатель.
Как проверить основные признаки неисправности термостата?
- По степени нагреву выходного патрубка, идущего к радиатору. До выхода охлаждающей жидкости на температуру открытия, которая на большинстве авто лежит в пределах 80-90 градусов Цельсия (при 95-105ºС клапан открывается полностью), патрубок должен быть холодным. Если он прогревается практически сразу после запуска двигателя, термостат заклинил в открытом положении, а ОЖ постоянно циркулирует по большому кругу. Когда термостат заклинивает в закрытом положении, патрубок будет относительно холодным даже при полностью прогретом моторе. Ситуация крайне опасная, так как вы рискуете потерять крупную сумму, устраняя последствия перегрева двигателя.
- Провести тест с помещением в подогретую жидкость. Ниже мы подробно расскажем, как довольно точно проверить термостат в домашних условиях.
Стоит ли проверять, не снимая с машины?
Преимущество диагностики по степени нагрева патрубка в том, что можно проверить термостат, не снимая с автомобиля. Но в отличие от теста в домашних условиях, метод не позволяет точно оценить температуру открытия и скорость срабатывания.
Контролируя степень нагрева жидкости, вы можете несколько раз подряд сымитировать смену режимов охлаждения и прогрева двигателя. Коварство неисправностей в том, что они могут проявлять себя периодически. Поэтому при серьезных подозрениях на неправильную работу термостата мы рекомендуем проверять его только тестом в домашних условиях.
Способы проверки элемента
Самостоятельно проверить работу термостата можно прямо на автомобиле. В подавляющем большинстве случаев такая диагностика дает достоверный результат. Начинать проверку нужно при полностью остывшем моторе: завести его и периодически ощупывать нижнюю часть радиатора и патрубок, отходящий от него снизу обратно к двигателю.
Исправность термостата определяется по следующим признакам:
- на начальном этапе прогрева радиатор и подходящие к нему патрубки полностью холодные;
- при температуре антифриза 40–60 °С начинает прогреваться верхний подающий шланг, нижний остается холодным;
- когда тосол нагревается до 90–95 °С, горячим становится вся площадь теплообменника и нижний патрубок, что свидетельствует об открытии заслонки и движении жидкости по большому контуру.
Диагностику рекомендуется проводить до момента срабатывания датчика и автоматического включения вентилятора.
Отклонения от нормы интерпретируются так:
- Если сразу теплеет входной и выходной патрубок вместе с радиатором, термостат заклинил в открытом положении. Антифриз изначально идет по большому кругу, отсюда и нагрев.
- При достижении температуры 90 °С низ теплообменника и отходящий шланг остается холодным – заслонка термоэлемента закрыта наглухо, деталь пришла в негодность.
- Когда верх радиатора горячий, а низ – слегка теплый, термостат заклинил в полузакрытом состоянии.
В отличие от первых двух пунктов, последний вывод требует обязательного подтверждения. Довольно сложно поставить четкий диагноз, когда охлаждающая жидкость делится на два потока, движущиеся по разным контурам. Неравномерный прогрев ребер теплообменника, включение вентилятора и скачки температуры – признаки косвенные. Аналогично проявляются симптомы воздушной пробки в охлаждающей системе.
Чтобы четко проверить работоспособность термостата, его придется демонтировать с автомобиля. Разборка и диагностика выполняется в следующем порядке:
- Дайте мотору остыть и слейте антифриз – сначала из блока цилиндров, потом из радиатора. Опорожнять систему удобнее в широкую емкость с невысокими бортами.
- Ослабьте хомуты крепления патрубков к термостату. Отключите их и вытащите элемент.
- Осмотрите деталь на предмет приоткрытой заслонки. Если неисправность обнаружена, дальнейшая проверка бессмысленна – нужно покупать и ставить новую запчасть.
- Нагрейте на кухонной плите кастрюлю с водой. Когда ее температура приблизится к кипению, опустите в емкость термостат и наблюдайте за заслонкой. Она должна открыться без задержек.
- Извлеките деталь из кастрюли. При остывании термоэлемент должен немедленно закрыть проход.
Если в процессе проверки выяснилось, что заслонка не срабатывает либо заклинивает, деталь необходимо заменить, поскольку она не подлежит ремонту. Учитывая большое количество подделок на рынке автозапчастей, новый термостат можно предварительно испытать в магазине. Закройте пальцем выходной патрубок и попытайтесь продуть воздух сквозь входной. Герметично закрытая заслонка не даст этого сделать.
Устройте повторную проверку новой запчасти в домашних условиях, погрузив ее в кастрюлю с кипятком. Если термочувствительный механизм не сработает, сдайте некачественную деталь обратно в магазин либо поменяйте на другую.
Устройство и принцип действия терморегулятора
Термостат — это реле, включающее и отключающее холодильник в зависимости от температуры в камерах. С одной его стороны выходит герметичная сильфонная трубка, заполненная хладагентом, на противоположной стороне расположены клеммы для присоединения проводов. Конец трубки прикрепляется к испарителю.
Терморегулятор холодильника Индезит.
При повышении температуры — давление в трубке повышается за счёт расширения хладагента, что приводит к замыканию контактов, включающих компрессор. После понижения температуры — давление падает, что приводит к размыканию контактов. Значение температуры, при котором переключаются контакты, зависит от натяжения пружины, воздействующей на них. Её усилие регулируется поворотом ручки установки температуры. Таким термостатом оснащён холодильник Ока, Атлант и другие модели с механическими терморегуляторами.
Механический терморегулятор.
На многих современных моделях используется электронное регулирование температуры. Оно состоит из модуля управления и нескольких датчиков, контролирующих температуру в разных зонах, иногда на каждой полке. Для ремонта такой системы потребуются глубокие познания в электронике или вызов мастера.
Как проверить термостат на работоспособность?
Профессиональных автолюбителей по большей степени интересует не то, для чего нужен термостат в автомобиле.
Некоторые не умеют проверять устройство на работоспособность. Существует две методики, помогающие распознать, функционирует прибор правильно или нет. Первый способ не требует снятия устройства, но для работы необходим пирометр. Второй метод проще, но водителю придется снимать деталь.
Проверка без снятия двигателя осуществляется довольно быстро. Корпус прибора соединен со шлангом радиатора, включенного в большой круг циркуляции ОЖ. Получается, что в рабочем состоянии шланг остается холодным, пока не будет выпущена ОЖ. Для проверки прибора без снятия «движка» потребуется пирометр. Некоторые советуют проводить измерения руками. Но мы не советуем так поступать.
Алгоритм проверки:
Пирометр направляют на шланг радиатора (верхний) и запускают «движок». Далее требуется изучить показатели и сделать по ним выводы.
Шланг сначала был холодный не более 3 минут, а затем нагрелся, значит, термостат работает правильно, верно переключая циркуляцию.
Шланг нагревается довольно долго, то это свидетельствует о его «зависании» в открытом положении.
Шланг вообще не стал нагреваться. Термостат сломан.
Во время проверки важно следить за t двигателя, чтобы не допустить перегревания. Иначе возникнет поломка большого количества деталей, что нежелательно для водителей
Перед диагностикой устройство снимают и приносят в дом. Большую кастрюлю наполняют обычной водой. На корпусе прибора будет указана, при какой температуре он переключается. Стоит записать эти данные, а затем подвесить термостат над кастрюлей так, чтобы он не касался стенок, но был погружен в воду.
Следующий шаг заключается в подогревании воды, одновременно с этим нужно замерять ее температуру специальным термометром. Когда вода дойдет до значения, при котором происходит переключение термостата, нужно отследить этот момент. Если термометр показывает правильное значение, значит, устройство работает исправно.
Проверка терморегулятора водонагревателя
Проверить терморегулятор можно, используя мультиметр.
Проверка осуществляется следующим образом:
- Флажок мультиметра нужно повернуть на режим измерения сопротивления.
- Далее следует соединить контакты мультиметра с контактами терморегулятора.
Правильное подключение мультиметра
- Если на дисплее мультиметра появилось бесконечное значение, то терморегулятор придется полностью заменить, ремонту он не подлежит.
- Если же на дисплее появилось сопротивление, то следует поставить флажок на более меньшее значение, а затем прогреть трубу терморегулятора зажигалкой, если он работает исправно, то сопротивление резко увеличится и сработает защитная реакция.
Как правильно выбрать
Можно с уверенностью сказать, что при поломке термостата, будет проще, легче и дешевле купить новый.
Подобрать термостат для водонагревателя конкретной модели можно, учитывая геометрические размеры трубчатого электронагревателя, его мощность, а также опираясь на объём бака водонагревательной конструкции.
Но нужно учесть следующие моменты:
- Отправляясь за покупкой, возьмите с собой технический паспорт водонагревательной конструкции, чтобы показать продавцу. Продавец поможет вам подобрать нужную именно в данном случае модель и не ошибиться.
- Не выбрасывайте реле. Оно может пригодиться при выборе идентичного устройства (ведь на каждом есть своя маркировка).
- Если выбираете прибор самостоятельно, то учитывайте размеры, силу тока и сопротивления, а также рабочие характеристики.
Термостат не только поддерживает водонагреватель в рабочем состоянии, но и делает потребление электричества более экономным
Это одна из главных составных частей водонагревательной конструкции, поэтому стоит ей уделять особое внимание
Как проверить термостат автомобиля
Можно выделить два основных способа проверки термостата автомобиля. Один из них проходит без снятия детали, но требует наличия пирометра, а второй более простой, но элемент потребуется на время проверки снять с двигателя.
Проверка термостата не снимая с двигателя
Как известно, корпус термостата соединяется с верхним шлангом радиатора, который включен в большой круг циркуляции охлаждающей жидкости. Соответственно, при рабочем термостате после пуска мотора верхний шланг радиатора должен оставаться холодным (слегка теплым) некоторое время, до того момента как по нему будет пущен антифриз.
Чтобы проверить термостат не снимая с двигателя, обзаведитесь пирометром (прибор для измерения температуры). Можно встретить мнение, что проверку следует производить и без прибора, замеряя температуру руками, но это довольно опасно, учитывая большое количество подвижных деталей при работе двигателя.
Направьте пирометр на верхний шланг радиатора и запустите мотор (холодный пуск). На протяжении двух-трех минус наблюдайте за показателями прибора. Далее сделайте вывод об исправности термостата по следующим правилам:
- Шланг на протяжении двух-трех минут был холодным (или его температура слегка поднималась), а после быстро нагрелся. Это свидетельствует о том, что термостат исправен, и он переключил циркуляцию охлаждающей жидкости с малого круга на большой после достаточного прогрева мотора;
- Шланг изначально медленно прогревался. В таком случае можно говорить, что термостат заклинил в открытом положении, и антифриз не циркулирует по малому кругу;
- Шланг не начал быстро прогреваться спустя две-три минуты. То есть, термостат неисправен, и он не переключает циркуляцию охлаждающей жидкости с малого круга на большой.
Важно: В процессе проверки термостата следите за температурой двигателя на панели приборов. Если термостат заклинил и не переключит охлаждающую жидкость на большой круг, двигатель начнет перегреваться, что может привести к выходу из строя дорогостоящих деталей
Проверка термостата в кастрюле
Широко распространенный и хорошо известный способ самостоятельной проверки термостата, это с использованием кастрюли. Как несложно догадаться, перед диагностикой потребуется снять термостат с двигателя машины и принести его домой. После этого проделайте следующее:
- Возьмите кастрюли и наполните ее водой;
- Осмотрите корпус термостата и ознакомьтесь на нем с технической информацией, в которой указывается, на какой температуре он должен переключиться;
- Подвесьте в кастрюле термостат таким образом, чтобы он был погружен в воду, но при этом не касался стенок и днища емкости, то есть соприкасался только с водой;
- Начните подогревать воду и положите в нее обычный термометр для замера температуры жидкости;
- Когда вода подойдет к значению переключения термостата из закрытого состояния в открытое, убедитесь, что это происходит. Также сравните показатель термометра, зафиксировав температуру, на которой открывается клапан переключения круга циркуляции охлаждающей жидкости, с идеальными значениями, указанными на корпусе устройства.
Если клапан при нагреве воды открывается, отследите его поведение при охлаждении жидкости, проверив, на какой температуре он вернется в исходное положение. На основании полученных данных сделайте вывод о работоспособности термостата.
Проверить его можно следующим образом. Включаем двигатель и сразу же щупаем верхний и нижний патрубок. Если они в течение минуты стали теплыми, это значит, что клапан закрыт не полностью. При этом двигатель будет долго прогреваться. Это очень вредит мотору – он не может выйти на свой температурный режим. Когда оба патрубка сразу после запуска стали теплыми, можно сделать вывод, что клапан заклинил наполовину. В таком случае требуется замена термостата.
Проверка на работоспособность
В первую очередь осуществить проверку термостата необходимо непосредственно в машине, не снимая его. Прежде всего надо знать, что охлаждающая жидкость циркулирует двумя кругами: малым и большим. В случае малого круга подогревается двигатель. После этого жидкость начинает циркулировать по большому кругу, достигая радиатора.
В начале проверки двигатель должен находиться в охлажденном состоянии. Затем следует его включить в специальном режиме неподвижного автомобиля холостой ход. Через пару минут следует проверить радиатор системы охлаждения. Он должен находиться в состоянии покоя, так как двигатель не должен за такое короткое время прогреться. В этом случае клапан термостата, как и положено должен быть закрыт.
Затем снова через некоторое время, а именно когда температура достигнет 90° С следует опять проверить патрубок. Если он горячий значит клапан открыт и жидкость циркулирует уже по большому кругу. Если патрубок так и остался холодным, значит клапан не сработал и остался закрытым. Это указывает на проблемы с работой термостата. В таком случае он подлежит замене.
Вторая проблема может заключаться в том, что двигатель нагревается раньше времени. Это сигнализирует о том, что клапан остается в открытом состоянии и происходит постоянная циркуляция жидкости по большому кругу. В данном случае потребляется большее количества топлива, что также создает неудобства.
Однако бывают редкие случаи, когда термостат находится в среднем положении. Это влечет за собой длительное время прогрева двигателей, и трудность состоит в том, что данную неполадку довольно сложно определить. Единственный выход – это снять термостат.
Прежде чем снимать термостат следует слить охлаждающую жидкость. Подставьте посудину под сливные бачки или же в случае его отсутствия под патрубок радиатора. Для того, чтобы правильно слить жидкость лучше воспользоваться инструкцией. Сливать жидкость следует аккуратно, так как её можно использовать повторно.
Далее, после всего этого наблюдаем за поведением термостата. При достижении необходимой температуры клапан термостата должен открыться, а после того как достали его из воды, и температура снизилась, он должен закрыться. Если этого не произошло, значит, термостат находится в нерабочем состоянии и подлежит замене.
Способы проверки терморегулятора
Если холодильник перестал включаться, то причин может быть несколько. Для подтверждения неисправности устройства выполните следующие действия:
- отключите холодильник от сети;
- снимите кожух с термостата;
- отсоедините провода, которые входят в устройство;
- замкните их между собой.
В старых агрегатах от клемм термостата отходит 2 провода, а в новых – 4. Различают их по цветам:
- желтый с зеленой полоской – заземляющий;
- коричневый – от розетки;
- красный, оранжевый или черный – от двигателя;
- зеленый, белый или желтый – от сигнального индикатора.
В холодильниках с системой No Frost и электронным реле регулировки температуры замкнуть нужно 2-й и 3-й провод, что даст возможность исключить устройство из схемы включения двигателя. Мотор будет подключен напрямую.
На поломку термостата указывает включение компрессора при таком соединении проводов. Если он не запустился, то причина проблемы кроется в неисправности пускозащитного реле или самого двигателя. Исправить ситуацию может только мастер.
Более надежной проверкой считают метод прозванивания термореле. Выполняют его с помощью мультиметра:
- отключите холодильник;
- снимите термостат;
- на аналоговом мультиметре установите переключатель на минимум, а стрелку зафиксируйте на 0. На цифровом приборе переключатель оставьте в положение «200»;
- конец трубки сильфона на 2 мин. поместите в емкость, заполненную водой со льдом;
- измерьте сопротивление между клеммами.
Если на приборе первого типа стрелка зашкаливает, а на цифровом мультиметре высвечивается цифра 1, то терморегулятор нужно заменить.
Когда двигатель работает без остановки, то проверить терморегулятор холодильника на неисправность можете следующим способом:
- отключите холодильник и освободите его от продуктов;
- ручку управления переведите в режим максимального холода или быстрой заморозки;
- положите термометр на среднюю полку холодильной камеры (выберите прибор, который может показывать и минусовую температуру);
- включите пустой холодильник;
- градусник достаньте через 2 ч.
Если величина температуры не соответствует значению 6-7 0С, то реле вышло из строя.
Можете воспользоваться более простым способом проверки, не требующим извлечения и разборки термостата:
- найдите пластину возле оси, на которой крепится ручка управления температурой;
- постарайтесь подвигать ее.
Если она не поддается, вы не слышите щелчков, то термостат неисправен.
При нарастании наледи на внутренней поверхности агрегата первопричину также ищите в термостате. Ручку управления поверните влево и дождитесь остановки компрессора. Если этого не произошло, то деталь подлежит замене.