Виды, устройство и принцип работы автомобильного аккумулятора

Содержание

Лучшие свинцово-кислотные АКБ 2022

Если хотите купить аккумулятор для легкового или грузового авто с кислотой и свинцом, ориентируйтесь на данный рейтинг.

Мульту Кальциум Сильвер 60

Мульту Кальциум Сильвер 60
Мне нравитсяНе нравится1

Компания Mutlu который год удерживает лидерские позиции в сегменте. Элементы питания имеют емкость 60 Ампер в час, идут с легированием серебром. На производстве реализована технология непрерывного литья, которая обеспечивает максимальную однородность готовых изделий, позволяет получать решетки усовершенствованной структуры.

Плюсы и минусы

высокая токоотдача
доступ к банкам
внушительная масса

малая резервная емкость
средний эксплуатационный ресурс

Цена – около 5000 рублей.

Варта D59 Блу Динамик

Варта D59 Блу Динамик
Мне нравится2Не нравится

Удивительно живучие АКБ, которые не умирают даже простояв в полузаряженном виде в течение нескольких месяцев или лет. Поведение зависит от модели – некоторые выдают огромные амперы при стандартных циклах, другие тухнут за секунды.

Плюсы и минусы

внушительный ресурс
большая резервная емкость
хороший пускоток

высокая цена
наличие подделок в продаже

Стоимость около 5200 рублей.

Тюмень Premium 6СТ-60

Тюмень Premium 6СТ-60
Мне нравится2Не нравится1

Достойный продукт российского завода. Резерв не самый большой (это недостаток), зато АКБ имеет высокую массу и отличную надежность. Если ищете достойный вариант по разумной цене, можно остановиться именно на этом аккумуляторе.

Плюсы и минусы

в холодных регионах батарея показывает себя отлично
прочность, надежность
высокий пусковой ток

немалая цена
иногда в течение гарантийного срока характеристики резко снижаются

Цена – в районе 3500 рублей.

Topla Energy 60

Отличный аккумулятор Topla Energy 60
Мне нравитсяНе нравится

Отличный аккумулятор по средней цене. Он имеет внушительный стартерный ток, правда быстро садится. Зимние испытания переносит АКБ нормально, то есть его можно считать надежным долговечным выбором. В рейтинге АКБ для авто позиции у батареи не самые высокие, что объясняется именно ее скорострельностью.

Плюсы и минусы

долговечность
надежность в работе
большой ресурс

быстрое ослабевание на морозе
ограниченное число попыток запуска.

Цена – 4800 рублей.

Exide Excell EB602

Exide Excell EB602
Мне нравится1Не нравится

Декоративную крышку модели можно снимать, пробки выворачивать и заливать новый электролит. Пусковой ток низкий, что является недостатком решения.

Плюсы и минусы

морозоустойчивость средняя
саморазряды низкие
срок службы внушительный

на морозе АКБ показывает себя средне (за эти же деньги можно найти более надежный вариант)
пусковой ток низкий

Цена около 4500 рублей.

Какие могут быть отличия в конструкции

Перед покупкой аккумулятора надо четко представлять, какой именно аккумулятор нужен для конкретного автомобиля. Помимо технологии производства и основных электрических параметров, у АКБ имеются различия по конструктивному исполнению. Если ошибиться в этом плане, установить батарею под капот будет проблематично, а то и невозможно. Также могут возникнуть проблемы при эксплуатации.

Размеры

Размеры батарей различаются даже в рамках одной технологии. Физику обмануть сложно, и, например, увеличение емкости аккумулятора всегда вызовет увеличение габаритов. Также надо понимать, что АКБ на 24 вольта будет всегда по размерам больше 12-вольтовой батареи. У каждого производителя существует линейка габаритов аккумуляторов. Поэтому для автовладельца будет правильным перед покупкой замерить размеры установочного места для АКБ, а также определить максимально возможную высоту. Измеренные данные можно где-нибудь записать, в будущем пригодятся (хотя обычно АКБ покупается не каждый год). Это избавит от сомнений и от просьб продавцу разрешить примерить аккумулятор по месту установки – он вправе отказать.

Полярность

Полярностью аккумулятора называют расположение плюсовой и минусовой клемм. В легковых автомобилях отечественного производства устанавливаются аккумуляторы так называемой «прямой» полярности – если смотреть со стороны выводов, то слева находится плюс батареи, справа – минус. Других батарей промышленность не выпускала, выбор АКБ по этому параметру был излишним.

Батарея «прямой» полярности.

Но с массовым появлением иномарок, особенно разработки европейских фирм, на рынок батарей вышли аккумуляторы «обратной» полярности – у них плюсовая и минусовая клеммы (и провода к электрооборудованию автомобиля) располагаются зеркально.

У аккумуляторных батарей для грузовых автомобилей прямая и обратная полярность определяется по-другому. Если смотреть с лицевой стороны, при прямой полярности плюсовая клемма будет ближайшей, при обратной – наоборот.

Полярность АКБ для грузовых авто.

На эксплуатационные качества батареи расположение выводов не влияет никак, но подключить АКБ другой конструкции очень проблематично. Длины силовых проводов для перекрестного подключения в большинстве случаев не хватит, а их наращивание – не самое разумное решение. Дополнительный контакт в высокотоковой цепи надежность работы электрооборудования не повысит. А переполюсовка АКБ приведет к серьезным проблемам, начиная с неработоспособности многих устройств, заканчивая высокой вероятностью выхода из строя дорогостоящей бортовой электроники и самого источника питания.

Поэтому перед установкой надо убедиться, что полярность батареи соответствует конструкции автомобиля. Маркировка клемм и батарей приведена в таблицах.

Возможное обозначение полярности аккумулятора в документации или на шильдике
Прямая П.п. Российская, азиатская 1 L
Обратная О.п. Европейская R
Возможное обозначение полярности клемм
Плюс + Pos P
Минус Neg N

Также некоторые производители делают диаметр клемм различным – плюсовой вывод несколько больше. Но если есть сомнения или обозначение отсутствует, самый надежный способ – проверка мультиметром. Если общий провод тестера в режиме вольтметра подключить к минусу АКБ, а измерительный к плюсу, напряжение на дисплее будет индицироваться со знаком «+», если наоборот — со знаком «-».

Мультиметр выставить на 20 вольт постоянного тока.

Что такое АКБ для автомобиля, предназначение

То, что аккумулятор отвечает за всё электрооборудование в машине, было указано выше, но тут не всё так просто и однозначно. Главная задача батареи обеспечить запуск силового агрегата.

Когда двигатель запущен вся бортовая сеть запитывается от генератора. В середине 20-го века и даже ближе к его концу были двигатели внутреннего сгорания без аккумуляторов, например, моторы мотоциклов. В них запуск осуществлялся за счёт мускульной силы, а дальше все системы работали уже от генератора.

Однако в последнее время, с насыщением автомобилей различными электроприборами, мультимедийными центрами или климатическими системами, генераторы не всегда справляются с обеспечением их энергией. В этом случае подпитка идёт от АКБ.

Но вернёмся к основному предназначению батареи. Как бы там не было главная задача по-прежнему остаётся это обеспечение электроэнергией стартера двигателя.

При запуске, особенно в холодное время года, батарея серьёзно разряжается. Однако генератор кроме питания электроэнергией бортовой сети машины ещё и обеспечивает зарядку батареи.

Поэтому если генератор вышел из строя, то АКБ очень быстро разряжается. Новой заряженной батареи хватает не более чем на 100 км пробега. Во всех остальных случаях машина с неисправным генератором пройдёт ещё меньше.

Какой вид аккумулятора достоин внимания при выборе

По электрическим параметрам модель надо выбирать по максимуму – запас по емкости и токоотдаче еще никому не мешал, особенно в период зимней эксплуатации. Ограничениями могут выступать конструктивные особенности, описанные выше, а также бюджет покупки – источники с высокими характеристиками стоят дороже. Также надо понимать, какие лимиты накладывает технология производства различных видов автомобильных аккумуляторов. Например, модные гелевые батареи имеют пониженную токоотдачу, и желание избежать дополнительных усилий при обслуживании могут привести к проблемам с пуском зимой.

Надежность, качество батарей определяется репутацией производителя

Из отечественных брендов можно обратить внимание на АКБ изготовителей:

  1. АкТех.
  2. «Тюменские аккумуляторы».
  3. Алькор.
  4. «Электроисточник».
  5. Tungstone.

Также в продаже присутствуют и другие отечественные изделия неплохого качества.

АКБ производства «Тюменские аккумуляторы» (Tyumen Battery).

Из зарубежных производителей хорошую репутацию имеют торговые марки, принадлежащие различным компаниям:

  1. Varta.
  2. Bosch.
  3. Mutlu.
  4. Atlas.
  5. Hyunday.

Это не полный список, на рынке автомобильной электрики предлагаются также другие бренды. В среднем импортные батареи дороже отечественных.

Выбор типа АКБ несложен, но к нему надо подходить ответственно. Бездумная покупка не добавит комфорта при эксплуатации машины, а привести к проблемам может легко.

Как расшифровать тип аккумулятора по маркировке

Тип аккумулятора и его характеристики можно узнать по его маркировке. Есть проблема – в разных странах и регионах приняты различные системы обозначения параметров батарей. Часть характеристик может быть нанесена прямым текстом, но чтобы определить тип полностью, иногда надо знать систему обозначений, наносимых на шильдик АКБ.

Россия

У батарей российских производителей принята маркировка из 4 символов (групп символов) 1234, где каждый символ означает:

  • 1 – количество банок, по которому можно определить напряжение из расчета, что одна банка выдает 2 вольта;
  • 2 – назначение АКБ (Ст – стартерная);
  • 3 – емкость (А*ч);
  • 4 – исполнение.

Исполнение может быть обозначено:

  • А – с общей крышкой;
  • З – необслуживаемая;
  • Н – несухозаряженная;
  • П – сепаратор-конверт (технология EFB)
  • другим символом.

Например, батарея 6Ст-55АП3 означает стартерную батарею из 6 элементов (12 вольт) емкостью 55 А*ч необслуживаемую с общей крышкой, изготовлен по технологии EFB. Очевидно, что в такой маркировке отсутствует важный параметр – наибольшая токоотдача. Обычно ее наносят текстом.

Пример маркировки по Российским нормам.

Европа

В Европе применяются два стандарта:

  • DIN- 5 цифровых символов;
  • ETN – 9 цифр.

Стандарт DIN первыми тремя цифрами маркирует емкость батареи – из указанной цифры надо вычесть 500. Оставшиеся два символа обозначают исполнение аккумулятора.

Стандарт ETN более прост, нагляден, информативен:

  • первый символ означает диапазон емкости батареи (для 12 вольтового аккумулятора цифра 5 означает наибольшее значение в 99 А*ч, 6 – 100..199 А*ч, 7 – до 299 а*ч);
  • вторая и третья позиции – емкость;
  • символы на позиции 4,5,6 – исполнение АКБ;
  • оставшиеся цифры (7,8,9) – наибольшую токоотдачу.

Так, маркировка 555065042 означает 12-вольтовый аккумулятор емкостью до 99 А*ч (следующие цифры уточняют – 55 А*ч), с током прокрутки 420 ампер (042).

Европейская маркировка по стандарту ETN.

Азия

В Азии принята маркировка из 6 символов ABCDEF, где:

  • AB – емкость (в неизвестных единицах);
  • С – форм-фактор АКБ;
  • DE – длина или другой размер корпуса в см;
  • F – R или L – полярность батареи.

Чтобы определить параметры по маркировке, надо иметь поправочные таблицы. Так, цифра 55 на позициях AB означает емкость 44 А*ч.

Примеры азиатской маркировки.

Северная Америка

Здесь существует несколько систем маркировки. Самая распространенная – пятисимвольная:

  • первая цифра обозначает назначение батареи (А – автомобильная);
  • вторая, третья – форм-фактор;
  • остальные позиции – токоотдача в амперах.

Остальные параметры на корпус наносятся текстом.

Североамериканское обозначение АКБ.

Из видео узнаете как узнать дату производства аккумуляторов EDCON, VARTA, BOSCH, EXIDE, BAREN, FIAMM.

Какой аккумулятор лучше для зимы: ТОП АКБ

При экстремальных условиях вылезают все болячки автомобиля. АКБ обычно подает сигнал о помощи в числе первых. С понижением температуры воздуха среды, резко падает способность аккумулятора без сбоев запускать двигатель. Этот момент нужно учитывать при выборе аккумулятора, а старые изношенные батареи до начала зимнего сезона просто заменять.

MEDALIST STANDARD

MEDALIST STANDARD
Мне нравитсяНе нравится

Южнокорейская модель с кальциевыми пластинами без сурьмы. Сопротивление решеток снижено за счет наличия серебра. Эксперты называют модель достойным середнячком.

Плюсы и минусы

технические параметры сбалансированы
изделие легкое, удобное в эксплуатации
степень восстановления емкости показывают индикаторы
универсальность в применении

уровень электролита с течением времени снижается
цена

Цена около 6000 рублей.

4 ЗВЕРЬ 6СТ-60

Российский зимний АКБ 4 ЗВЕРЬ 6СТ-60
Мне нравитсяНе нравится

Российский зимний АКБ за 4500 рублей. Пусковой ток отличный, обеспечивает быстрый старт двигателя в суровые морозы

Резервная емкость батареи отличная, что немаловажно при эксплуатации в городских условиях. Технология производства гибридная, с усилением диоксидом кремния

Плюсы и минусы

прочный корпус
привлекательный дизайн
высокая резервная емкость
быстрый запуск

немало отрицательных отзывов
срок службы около 3 лет

Цена – 4500 руб.

Итоговая таблица рейтинга

Варта Блу Динамик D24
2

A-Mega 6СТ-74
2

Варта D59 Блу Динамик
2

EXIDE EQUIPMENT GEL
1

Тюмень Premium 6СТ-60
1

Exide Excell EB602
1

VARTA D52 Silver Dynamic AGM
1

MEDALIST STANDARD

3 DELTA GX 12-60

Tudor AGM

Bosch AGM S5 A05

АТ 64A3-L, AT 77A3-R, АТ 74АЗ

6CT-77LA, 6CT-66LA, 6CT-55LA

MUTLU Calcium Silver

Topla Energy 60

62 Ah/12V FORTIS

Solite R Japan

4 ЗВЕРЬ 6СТ-60

Мульту Кальциум Сильвер 60
-1

Из чего сделан и что внутри аккумулятора

Не смотря, на весь технический прогресс, до сих пор, в автомобилях, используются аккумуляторные батареи, изобретённые в середине 19-го века.

Изобретателем АКБ считается Гастон Планте, которые изобрёл его в 1860 году. Ну а современный вид батареи приобрели в 1878 году, после того как его усовершенствовал Камилл Фор.

С этого времени батареи принципиально не менялись, все изменения были только косметическими, касающиеся их внешнего вида и качества изготовления элементов конструкции.

Данные аккумуляторы называются свинцово-кислотными, и в названии заключается описание принципа действия этих устройств.

Рисунок 19 века, на котором показан один из первых аккумуляторов в разрезе.

Итак, аккумулятор состоит из следующих основных частей:

  • Корпуса;
  • Крышки;
  • Отрицательных электродов;
  • Положительных электродов;
  • Положительной клемы;
  • Отрицательной клемы;
  • Соединительных перемычек;
  • Заливных пробок;
  • Электролита

Далее рассмотрим каждый элемент конструкции.

Итак, корпус и крышка батареи состоит из нейтрального к кислоте пластика.

Отрицательные пластины, впрочем, как и положительные состоят из металлического свинца и выполнены в виде решётки.

В отрицательной пластине, промежутки свинцовой решётки заполнены металлическим свинцом, в виде спрессованного порошка. В положительной – спрессованным порошком диоксида свинца (PbO2).

В промежутке между пластинами располагаются сепараторы, которые представляют собой микропористые пластины, сделанные из эбонита или ревертекса. Оба материала можно считать неким вариантом резины, и делаются они из каучука.

Задача сепараторов заключается в том, чтобы разделять положительные и отрицательные электроды и препятствовать их короткому замыканию, которое может произойти в результате вибраций двигателя и всего автомобиля.

Обе клеммы сделаны из металлического свинца и через них происходит подсоединение батареи к бортовой сети машины.

Соединительные перемычки, так же выполнены из свинца и служат для объединения разных банок в единую батарею.

Для чего нужна заливная пробка, легко догадаться из названия этой детали. Она служит для заливки электролита в банки АКБ.

Ну и последняя в списке, но при этом одна из самых главных деталей аккумулятора является электролит. Он состоит из 30 % раствора серной кислоты (H2SO4) и дистиллированной воды.

Типы автомобильных аккумуляторов

Видов АКБ несколько — автолюбителям есть из чего выбрать:

  • Обслуживаемые модели. У батареи предусмотрены заливные отверстия, через которые возможно выполнить доливку электролита. При правильной эксплуатации этот аккумулятор для авто имеет большой ресурс, но небезопасны из‐за сильного газовыделения.
  • Малосурьмяные (малообслуживаемые). Такие аккумуляторные батареи не нуждаются в частом уходе, не требовательны к параметрам бортовой сети и имеют низкую цену.
  • Кальциевые (необслуживаемые). Отличаются низким уровнем саморазряда, не требуют постоянного ухода. Недопустим глубокий разряд.
  • Гибридные (необслуживаемые). Имеют высокий стартовый ток, устойчивы к перепадам напряжения благодаря комбинированию пластин с примесью сурьмы и кальция.
  • AGM (для машин, оборудованных системой старт-стоп). Не содержат жидкого электролита, безопасны, имеют большой ресурс.
  • GEL. Аккумулятор отличается увеличенным сроком службы — до 10 лет. Не требуют обслуживания и ухода, но чувствительны к погоде.
  • EFB (необслуживаемые). Достоинства — малое время заряда, увеличенный пусковой ток, широкий диапазон рабочих температур.

Чтобы правильно выбрать аккумулятор, учтите: замена изделия AGM на обычное недопустима. Это приведет к быстрому выходу новой АКБ из строя по причине перегрузки, возникающей из‐за частых запусков двигателя.

Аккумулятор для авто: принцип работы и назначение

На наземных ТС стоят, как правило, свинцово‐кислотные аккумуляторы — какие лучше, нам предстоит разобраться вместе. Автомобильный аккумулятор является вспомогательным источником тока на машинах, снабженных ДВС, и выполняет такие функции, как:

  • Питание бортовой сети при выключенном двигателе.
  • Запуск силовой установки.
  • Обеспечение работы потребителей совместно с генератором (при значительных нагрузках).

Используемые повсеместно АКБ соответствуют стандарту ГОСТ Р 53165-2008 и относятся к категории стартерных. Аккумулятор выглядит как батарея из шести последовательно соединенных секций, напряжение в каждой из которых составляет 2 В. Элементы размещаются в одном корпусе, разделенном на изолированные отсеки. В них – пакеты из электродов (сепараторов) и разделительных пластин. В каждую секцию заливается водный раствор серной кислоты (электролита).

Сепаратор — это свинцовая решетка, в которую запрессовывается порошковый наполнитель двух видов: диоксид свинца для анодов и металлический свинец для катодов. Они разделены пористыми пластинами, изготовленными из материала, не подверженного воздействию электролита.

В аккумуляторной батарее происходят электрохимические реакции двух типов: окисление металлического свинца до сульфата свинца на аноде и восстановление диоксида на катоде. Описанные процессы происходят при разряде АКБ, при этом возникает электрический ток. При заряде батареи проистекают обратные химические реакции. При разряде плотность электролита падает, при заряде — наоборот увеличивается.

Какие аккумуляторы бывают и какие выбрать?

К самому распространенному, классическому типу можно отнести свинцово-кислотные аккумуляторы, которые могут быть:

Малосурьмянистыми. В составе свинцовых пластин таких АКБ содержится менее 5% сурьмы, основным эксплуатационным достоинством данного типа аккумуляторов является отсутствие необходимости постоянного контроля уровня электролита. Применяются они, как правило, в простых легковых автомобилях, которые не перегружены электроникой, и различными опциями;

Что касается срока службы свинцово-кислотных, то в среднем они работают 3-5 лет.

Совет эксперта

Евгений Семёнович Адулаев
Эксперт по тестированию автомобильных аксессуаров, специалист по подбору автозапчастей.

Если Вы хотите приобрести необслуживаемый АКБ, то рекомендуем выбирать модели только известных брендов, которые давно на рынке, имейте в виду, что купив некачественное изделие, скорее всего от него придется просто, избавится. Как правило, такие аккумуляторы стоят дороже, к этому нужно быть готовым, кроме того, стоит понимать, что: такой тип АКБ хуже переносит сильные морозы (постепенно снижается способность принимать заряд); его работоспособность в значительной степени зависит от исправности самого автомобиля (необходимо следить за состоянием генератора, а также чистотой клемм АКБ).

К числу современных типов АКБ относятся:

  • Гелевые. Этот тип батарей обладает одной ключевой особенностью – электролит в нем находится в гелеобразном состоянии (загущенная кремниевыми соединениями кислота). Одним из главных достоинств рассматриваемого аккумулятора является безопасность использования – исключена вероятность вытекания электролита, а значит, не будет нарушена целостность его корпуса, а также остальных систем автомобиля. Модели такого типа, как правило, имеют очень высокую стоимость, используются в тюнингованных авто, к примеру, для обеспечения питания сложных аудиосистем.
  • AGM. Автомобильные аккумуляторы AGM являются своего рода комбинацией классических свинцово-кислотных моделей и гелевых. В данных батареях используется жидкий наполнитель, пропитывающий находящееся между пластин стекловолокно. Из основных плюсов таких АКБ можно выделить – высокий уровень виброустойчивости и очень низкую скорость саморазряда. Также их особенностью является низкое внутреннее сопротивление, поэтому они способны отдавать более высокие значения пусковых токов. Предназначены в первую очередь для новых машин, с большим числом опций (к примеру, современные автомобили с режимом «Старт-Стоп»).

Также стоит упомянуть, что есть аккумуляторы, в которых в качестве электролита используется щелочь. Существует два типа щелочных автомобильных аккумуляторов, которые могут применяться в качестве стартерных, к ним относятся: никель-кадмиевые и никель-железные. К эксплуатационным достоинствам таких АКБ можно отнести:

  • Морозостойкость;
  • Большую емкость;
  • Долго хранятся в разряженном состоянии.

Но есть и недостатки:

Большие габариты и высокая цена.

Как правило, используется такой вид АКБ на грузовых автомобилях.

Диаметр клемм

Единого стандарта для аккумуляторных клемм нет

При подборе батареи для авто надо уделить внимание и этому элементу конструкции

Под зажим

Если в автомобиле для подключения АКБ предусмотрены зажимные терминалы, то существует два варианта клемм:

  • стандарт А (европейский);
  • стандарт B (азиатский).


Размеры клемм стандарта A и B.

В обоих стандартах плюсовой вывод выполнен с увеличенным диаметром. Это позволяет снизить вероятность ошибки при подключении. В России выпускаются АКБ, соответствующие стандарту А.

Резьбовые крепления

Если конструкция автомобиля предусматривает болтовое крепление выводов (что менее удобно, но более надежно), то здесь также существует несколько разновидностей коннекторов:

  • стандарты F и G (применяются в машинах североамериканской разработки) – штырь или отверстие с резьбой соответственно;
  • стандарт Т (российский) – отверстие с резьбой под болт.


Стандарты резьбовых терминалов.

Также существуют менее распространенные стандарты для автомобилей, а также системы подключения для мотоциклов, промышленных систем и т.п.

Тип крепления

Также батареи различаются по типам крепления при установке на штатное место. Отечественные машины и авто азиатских разработчиков крепятся скобой, которая обхватывает корпус АКБ сверху. Конструкции европейских разработчиков автомобилей предусматривают крепление батареи снизу.

Некоторые автомобилисты вообще не обращают внимание на крепление аккумулятора и ездят с незакрепленным. Так делать не следует, так как это может привести к повышенной восприимчивости к толчкам и вибрации при езде

Это может сократить срок службы батареи. К тому же незакрепленный источник питания может послужить поводом к проблемам при прохождении техосмотра машины.

Типы крепления АКБ.

Типы автомобильных аккумуляторов

Новые аккумуляторы для автомобиля выбирают по причине износа или полного отказа работы старых. Регулярно демонтировать батарею по утрам для подзарядки, поскольку она за ночь успела cесть, мало кому понравится. В ходе доработок авто, также устанавливают дополнительный элемент питания, либо заменяют старый штатный на модель с улучшенными характеристиками.

В рейтинге аккумуляторов представлены такие элементы питания:

  1. Свинцово-кислотные – старый привычный тип. В состав емкости входит набор из 6 банок, свинцовые пластины погружены в кислотный раствор серы. Цена низкая, есть возможность заменять электролит, что позволяет реанимировать АКБ в большинстве случаев. Есть необслуживаемые АКБ – в них пробки банок выворачивать нельзя. Элементы питания стойко выдерживают перезаряды, при глубоких разрядках могут терять емкость, либо переставать набирать разряд.

Свинцово-кислотные тип АКБ

2. Гелевые – модели вместо электролита, имеющего жидкую форму, содержат загущенную с применением кремниевых включений кислоту. Они герметичные, работают стабильно независимо от угла наклона. Поддерживают полную работоспособность отлично, в том числе при полных разрядках, к зарядам требования высокие, элементы имеют внушительную цену.

Гелевые АКБ

3. AGM – лучшие автомобильные аккумуляторы, они сочетают преимущества и свойства стандартных, а также гелевых батарей. Главная рабочая среда – электролит. Работают АКБ при разных наклонных углах, положениях, вибраций не боятся, поскольку наполнитель эффективно препятствует разрушению пластинчатых элементов. В отличие от других типов, AGM чувствительны к перезарядам и глубоким разрядкам.

AGM – лучшие автомобильные аккумуляторы

Гелевые элементы питания дорогие, поэтому их чаще всего применяют в рамках комплексного автомобильного тюнинга. Они имеют высокую отдачу тока, нормально переносят сильные разряды, поэтому эффективно запитывают мощные системы воспроизведения звука (штатный АКБ будет отвечать за обеспечение основных типов электрики).

Обязательно учитывать полярность аккумуляторных элементов – порядок размещения на корпусе клемм. Большая часть моделей идет с неудобно расположенными силовыми проводками, поэтому ставить на них модели «неправильного» типа нельзя. Если изменить положение клемм и выставить их на себя, у батареи с прямым типом полярности, плюс будет слева, а с обратным – с правой стороны.

Особенности конструкции современных АКБ

Не смотря на то что, принципиально, аккумуляторы, за более чем 150 лет, не изменились, современность внесла серьёзные изменения в технологию их изготовления и в материалы, из которых они делаются.

Рассмотрим их по отдельности:

Пластины

Сегодня на наиболее качественных батареях небольшие изменения претерпел материал пластин. Теперь пластины делают не из чистого свинца, а из его сплава с серебром. При этом появилась возможность снизить массу батареи на треть, а срок её службы увеличить на 20 %.

Кроме этого, изменилась сама технология их изготовления. Если первые пластины производились путём их литья, то сегодня их делают из тонкого свинцового листа, путём штамповки. Такой метод дешевле и при этом пластины получаются прочнее и тоньше.

Сепараторы

Одной из причин выхода АКБ из строя является короткое замыкание положительных и отрицательных пластин.

Замыкание происходит из-за того, что из пластин осыпается активная зона и внизу банок она замыкает. Во избежание этого сепараторы делают в виде конвертов, запаянных снизу, под пластинами. Таким образом, когда активная зона осыпается она остаётся внутри конверта и не замыкает.

В материал же самих сепараторов сегодня добавляется стекловолокно. Это так же позволяет делать их тоньше и прочнее.

Электролит

Как было указано выше, электролит представляет собой раствор серной кислоты и воды. Под действием низких температур, как известно вода замерзает, однако с электролитом этого не происходит.

Но он всё равно заметно загустевает и теряет свои свойства, из-за чего ёмкость батареи заметно снижается. Что бы избежать этого, сегодня, в электролит добавляют разнообразные присадки.

Гелевые электролиты

Аккумуляторы с гелиевыми электролитами можно считать вершиной эволюции кислотных батарей и именно поэтому для них, отведен отдельный раздел. Такие АКБ называются попросту, гелевыми. В этих устройствах электролит модифицирован настолько, что представляет собой нечто наподобие желе.

Такая модификация, в комплексе с другими вышеописанными инновациями дала поистине волшебные результаты. Батареи стали практически вечными, невосприимчивыми к переворачиванию, практически не теряющими свои свойства зимой и при этом на много легче по массе.

Правда цена по сравнению с аккумуляторами старого поколения возросла от 5 до 10 раз. Но это того стоит. И всё равно стоят они не запредельные деньги, где-то в пределах 100 – 200 условных единиц.

Виды и характеристики автомобильных аккумуляторов

В зависимости от назначения и ценовой категории, аккумуляторы относятся к различным типам. Внутри типа они также могут иметь различные электрические и механические характеристики.

Типы необслуживаемых АКБ

Обычные аккумуляторы, выпускаемые много лет, требуют контроля состояния электролита. В первую очередь это его количество (уровень) и плотность. Современные технологии позволяют выпускать батареи, заправленные электролитом на весь срок службы, и отслеживать его параметры (а также их корректировать) не надо. К таким изделиям относятся:

  1. Кальциевые батареи. Пластины выполняются с добавлением кальция, что в итоге позволило резко снизить склонность батареи к образованию газов (кислорода и водорода) и сократить расход воды. В результате такая АКБ заправляется электролитом на вес срок службы.
  2. AGM. Электролитом пропитывается разделительный сепаратор. Газы при разложении воды не успевают покинуть активную зону и регенерируют.
  3. Гелевые батареи. Электролит загущен до состояния геля, что способствует полной рекомбинации водорода и кислорода.
  4. EFB. Промежуточная конструкция между AGM и обычными батареями.

Надо понимать, что полная необслуживаемость пока недостижима, и этот термин относится только к электролиту. В остальном батареи требуют к себе обычного внимания – контроль уровня заряда, недопущение перезаряда и глубокого разряда, предохранение от саморазряда и т.д.

Плюсы и минусы таких АКБ в этом видео.

Основные технические параметры

Вид характеристик Описание
Напряжение Самый важный параметр источника питания. Обычно, для легковых автомобилей выпускаются стартерные АКБ на 12 вольт, тяговые — 24 вольта (у некоторых грузовиков бортсеть рассчитана также на это напряжение), для мототехники – 6 вольт.
Емкость Важная характеристика, определяющая время непрерывной работы без подзарядки. В зимнее время от емкости зависит число холодных пусков.
Токоотдача Этот параметр еще называют током холодной прокрутки. Определяет наибольший ток, который может отдать АКБ. От него зависит вращающий момент стартера. Чем он выше, тем с более густым маслом может провернуться вал двигателя при пуске.
Назначение Для автотехники выпускаются стартерные и тяговые модели. Стартерные имеют большую разовую токоотдачу.
Габариты Еще называются форм-фактором, но этот термин включает в себя, помимо размеров, другие характеристики, включая массу, способ крепления и т.д.

Видеоролик о технологиях аккумуляторов: Sb (сурьма), Ca/Ca (кальциевый), Ca/Sb (Гибридный), EFB, AGM, Гелевый.

Как выбрать аккумулятор для автомобиля: основные критерии

Если заказываешь АКБ через интернет, рискуешь получить некачественное изделие. Чтобы выбрать хорошую АКБ, нужно подойти к этому ответственно. Важный критерий — интенсивность пусковых токов при низких температурах. Они должны быть достаточно высокими, если машина ездит в суровых климатических условиях.

Сейчас можно выбрать аккумулятор по марке автомобиля — с минимальным риском ошибиться. Приложение обеспечивает подбор АКБ с учетом типа, размеров и характеристик. Если же у вас нет возможности выбора по каталогу, то смотрите на следующие критерии.

Объем двигателя

Выбирать аккумулятор для авто следует исходя из типа и технических характеристик силового агрегата. Для запуска дизельного двигателя с большим объемом нужна батарея большей емкости, чем для бензиновой малолитражки. В руководстве по эксплуатации машины вы найдете рекомендованные производителем параметры АКБ, что существенно упростит ее поиск.

Сила пускового тока

Аккумуляторы имеют маркировку вида 6СТ-60 или 6СТ-55, в которой указана номинальная емкость в ампер-часах – соответственно 60 и 55 Ач при условии, что заряд полный. Для оценки емкости АКБ используется еще один показатель. Это период времени, в течение которого батарея способна отдавать ток в 25 А при температуре окружающей среды в 27⁰C. Для упомянутых выше изделий разряд в ноль происходит в течение 100–105 минут.

При запуске машины для работы стартера требуется большой ток, который обеспечивает аккумулятор. При -18⁰C его мощность падает больше, чем на 60%. Соответственно, для нормальной эксплуатации машины на севере стартовый ток батареи должен быть вдвое выше, чем у тех машин, что используют в условиях умеренного или теплого климата

Тип клемм и полярность

Есть батареи 2 видов для автомобилей европейского и азиатского производства. Плюсовые и минусовые клеммы на них размещены с точностью до наоборот. На японских батареях плюсовая — слева, минусовая — справа, часто такие АКБ не подходят для машин, сделанных в ЕС и США

Это важно, ведь несоблюдение полярности при подключении батареи приводит к выходу из строя электроники

Различны у АКБ также и размеры клемм: у аккумуляторов, изготовленных по европейским стандартам, «плюсовые» имеют диаметр 19.5 мм, «минусовые» — 17.9 мм. У азиатских Type 3 12.7 и 11.1 мм соответственно. Для подключения агрегата с тонкими клеммами используют переходники‐колпачки.

Габариты АКБ автомобиля

Правильно выбрать аккумулятор для конкретного автомобиля можно, если известны точные размеры старой АКБ. Плотность компоновки оборудования в моторном отсеке очень высокая, и установить большую батарею на место меньшей по габаритам просто не удастся. Перед визитом в магазин обмерьте старый агрегат, чтобы исходить из этих размеров.

Дата выпуска аккумулятора авто

На рынке много батарей, произведенных несколько лет назад. Максимальный срок службы будет существенно меньшим, нежели у тех, что только сошли с конвейера. Дата выпуска АКБ должна быть указана на корпусе и этикетке, которая наклеивается на изделие. Если этикетка отсутствует и вид батареи вызывает сомнения, откажитесь от покупки. Лучше покупать аккумулятор для авто, изготовленный как можно ближе к дате приобретения. Тогда можно рассчитывать на долгую работу АКБ.

Какой фирмы аккумулятор приобрести?

Выбирая, какие аккумуляторы приобретать для автомобиля, исходите из собственных финансовых возможностей. Для установки на машину с большим пробегом есть смысл купить российский агрегат, который по надежности мало уступает импортному, но значительно его дешевле. Слишком низкая цена аккумулятора должна насторожить. В магазинах много контрафактных изделий, которые ломаются спустя несколько месяцев.

Добавить комментарий