Население калининградской области

Содержание

Население и климат

На территории в 220 квадратных километров проживает около 450 тысячи человек, по официальным данным. На деле же, численность Калининграда перевалила за полмиллиона граждан за счет легальных трудовых мигрантов из республик бывшего Советского Союза.

По национальному составу в Калининграде проживают:

  • Русские
  • Украинцы
  • Белорусы
  • Армяне
  • Татары
  • Литовцы
  • Немцы
  • Поляки.

Следует отметить, что бывшие коренные народности в структуре национально состава Калининграда составляют пол процента – около 2 тысяч человек.

Калининград признавался лучшим по благоустройству городом России и местом, где приятно жить. Уровень безработицы в областном центре не превышает 0, 5 процента, в то время как в регионе этот показатель составил 1 процент от экономически активного населения (по данным на конец 2014 года). Более половины безработных – женщины трудоспособного возраста. 38 процентов от числа безработных калининградцев составляют сельские жители.

На рынке труда переизбыток дипломированных юристов и монтажников электронной аппаратуры. Востребованными на рынке труда остаются медицинские работники и рабочие строительных специальностей.

В Калининграде проживает половина всех пенсионеров региона – более 120 тысяч человек. Средняя зарплата в Калининграде составляет 32 тысячи рублей, что больше, чем в целом по области на 2,5 тысячи рублей. Самые высокие зарплаты – до 45 тысяч рублей – на предприятиях по добыче полезных ископаемых.

Климатические условия проживания в регионе можно назвать благоприятными. На погоду влияет незамерзающее Балтийское море и теплый Гольфстрим. Зима здесь теплее, чем на материковых территориях, весна ранняя и продолжительная. То же можно сказать об осени, начало которой совпадает с календарем. Купальный сезон на Балтике начинается в середине июня – летний период умеренно-прохладный.

Калининградцы любят мягкую прибалтийскую зиму, средняя температура которой в пределах нуля градусов. Нередко январскую погоду омрачают сильные штормы. Крайне низкие январские температуры – скорее исключение. Несмотря на близость моря, влажность воздуха в среднегодовых значениях не превышает 80 процентов.

Основание города

Первое поселение на месте современного Калининграда появилось в середине VI века, согласно легенде, прусский князь Замо основал здесь крепость Твангсте, которая в 1255 году была взята штурмом и сожжена объединенными войсками рыцарей Тевтонского ордена и богемского короля Пржемысла Отакара II. Какая численность населения в Калининграде (Твангсте) была в то время, доподлинно не установлено. Согласно преданию, король и посоветовал магистру Ордена возвести новую крепость на этом месте. В сентябре 1255 года началось строительство крепости Кенигсберг, первым комтуром ( руководителем административной единицы) стал Буркхард фон Хорнхаузен. Местное население (пруссы, древнее балтийское племя, и малолитовцы, прусские литовцы) стало быстро онемечиваться.

Наиболее распространенную версию происхождения названия связывают с королем Отакаром II. По другим легендам, параллель проводят от пруссов или викингов. Считается, что Кенигсберг является искаженной формой “Конунгоберг”, где “конунг” переводится как князь, вождь, а слово “берг” означает “обрывистый, высокий берег” или “гора”. В русских древних летописях почти до конца XVII века город назывался Королевец. Возле рыцарского замка выросли три небольших городка Альтштадт, Кнайпхоф и Лебенихт, которые в 1724 году были объединены в один, названный Кенигсберг.

Современность

В постсоветский период количество жителей продолжило расти за счет большого притока из бывших советских республик. В 1992 году больше всего приехало русских из Прибалтики. Далее начали приезжать представители различных национальностей из других республик, в том числе, немцы из Казахстана, армяне из Азербайджана. В 1999 году численность населения Калининграда составила 427 200 человек. В этом же году в городе открылось автосборочное производство «Автотор».

С 2000 по 2011 гг. число горожан в основном снижалось незначительными темпами. В последние годы население Калининграда вновь начала расти. В 2018 году в городе насчитывалось 475 056 резидентов.

Как менялась численность населения Калининграда на News4Auto.ru.

Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.

Города Калининградской области

Калининград (бывший Кенигсберг) — административный центр области, основанный рыцарями-крестоносцами в 1255 году. Очутившись здесь, попадаешь в Западную Европу — архитектурный облик центральной части города создавался немцами, любящими сдержанную красоту и порядок. Здесь много исторических памятников, музеев, парков. Экономика города представлена крупными предприятиями — вагоностроительным и судостроительным заводами, портами, фабриками по производству изделий из янтаря. Плюсы: развитая инфраструктура, близость к странам ЕС. Минусы: экологические проблемы, криминал. А также — большое неудобство при железнодорожных путешествиях в другие регионы России.

«Пряничные домики» старого Кенигсберга

Советск (бывший Тильзит) — второй по численности город в Калининградской области (44 тыс. чел.). Расположен у самой границы с Литвой, в месте слияния рек Неман и Тыльжа. Волей судьбы, или истории, население города по праву может именовать себя «советскими людьми». Но, несмотря на название, мечте о коммунизме здесь не суждено было осуществиться. Основу промышленности города составляет целлюлозно-бумажное производство, отходы которого сбрасываются во все окрестные водоемы, из-за чего экологическая ситуация в городе очень сложная. Из плюсов можно назвать развитую культурно-образовательную инфраструктуру и обилие зеленых насаждений.

Мост Королевы Луизы в Советске

Черняховск (бывш. Инстербург) — третий по численности (40,4 тыс. чел.) город Калининградской области. Основанный рыцарями Тевтонского ордена в 1336 году, этот небольшой город имеет давнюю историю и помнит Петра I, Наполеона и даже философа Канта, который здесь работал. В советскую эпоху Черняховск развивался как крупный промышленный центр, но сегодня многие предприятия утратили былую славу или стали банкротами. Несмотря на это, в городе сохранилась развитая инфраструктура.

Памятник Петру I – отцу российского флота

Предприятия и работа в Калининграде

Из оставшейся промышленности на плаву после распада СССР остались вагоностроительный и судостроительный . Первое предприятие выпускает саморазгружающиеся вагоны-думпкары, электропогрузчики, контейнеры для перевозки сыпучих и кусковых грузов. Развитая инфраструктура, широкий ассортимент оборудования и грамотные специалисты помогают реализовать любой предлагаемый проект.


Прибалтийский судостроительный

Специализация «Янтаря» — военное и гражданское судостроение, судоремонт, машиностроение и металлообработка. На счету тружеников предприятия — боевые корабли для ВМФ РФ и суда для гражданского мореплавания. Руководство предприятия заботится о том, чтобы его сотрудники вовремя получали зарплату, которая выше средней по городу. Труженики «Янтаря» получают возможность карьерного роста. Две заводские гостиницы примут тех, кто приезжает сюда работать из других мест области, есть малосемейный гостевой дом. Бесплатная диспансеризация, возможность получить путевку в санаторий или детский летний лагерь позволяют сократить текучесть кадров.

ОАО «Лукойл-Калининграднефть» занимается нефтедобычей и производит танк-контейнеры и мобильные буровые установки, строит металлоконструкции и управляет проектами обустройства морских месторождений углеводородов. Квалифицированный персонал всегда имеет возможность пополнить свои знания, имеет заплату достойную. В соцпакет включены различные блага, например стоматологическая помощь осуществляется из бюджета компании. Помогает ОАО и в ипотечном кредитовании сотрудников.

В городе много ТЦ сети «Вестер», «Виктория», «Европа». Продают они продукты и промтовары. В современных зданиях приятно работать. Пообедать, поужинать или позавтракать можно в столовой, к праздникам сотрудникам выдается продуктовый набор.


Торгово-развлекательный

Центральный рынок любят посещать горожане. Он находится в самом сердце города. А для работников созданы хорошие условия: рынок — крытый, с множеством павильонов. Помимо Центрального, в Калининграде работают Балтийский и Московский, Южный и Захаровский рынки. Торговля на них идет в комфортных для продавцов и покупателей условиях.

В поселке Янтарный расположен Калининградский янтарный комбинат. Расстояние до него в 41 км легко преодолимо по хорошей автотрассе. Работа на этом предприятии связана с промышленной добычей солнечного камня, его обработкой и созданием ювелирных украшений, которые пользуются неизменной популярностью. О своих сотрудниках на комбинате заботятся: материальное поощрение тем, у кого есть высшее образование, заочникам и повышающим квалификацию на различных курсах оплачивается учебный отпуск.


Калининградский янтарный комбинат

При желании можно найти работу на Гурьевской птицефабрике. До Гурьевска от Калининграда — рукой подать (7 км). Дороги отменные, курсирует общественный транспорт. Производство мяса птицы, яиц, субпродуктов, бакалейной продукции — направление деятельности предприятии. Работающие на ней снабжаются по льготной цене этой продукцией, имеют достойную зарплату. Здесь в почете специалисты, те, кто хочет получить знания, обучаются на курсах повышения квалификации.

Общая карта[править | править код]

Легенда карты (при наведении на метку отображается реальная численность населения):

Областной центр, 493 256 чел.
от 20 000 до 50 000 чел.
от 10 000 до 20 000 чел.
от 5 000 до 10 000 чел.
от 3 000 до 5 000 чел.
от 1 000 до 3 000 чел.

Польша

Литва

Калининград

Советск

Черняховск

Балтийск

Гусев

Светлый

Гвардейск

Зеленоградск

Гурьевск

Пионерский

Неман

Светлогорск

Мамоново

Полесск

Багратионовск

Янтарный

Озёрск

Васильково

Славск

Нестеров

Правдинск

Знаменск

Краснознаменск

Большое Исаково

Железнодорожный

Ладушкин

Донское

Приморск

Долгоруково

Южный

Озерки

Большаково

Храброво

Корнево

Взморье

Нивенское

Добровольск

Люблино

Колосовка

Ясное

Чернышевское

Илюшино

Залесье

Населенные пункты Калининградской области

Естественное движение населения

Естественный прирост населения в Калининградской области и городе Калининграде находится в русле общероссийских тенденций. Единственное значимое отличие динамики данного показателя от среднероссийского — усугубление депопуляции в 2001—2005 годах, в то время как для городского населения России естественный прирост демонстрировал слабую положительную динамику. В результате естественная убыль населения как в Калининградской области, так и в городе Калининграде, более высока, чем в целом по стране, несмотря на позитивные тенденции демографии в последние годы.

Устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся в области отмечается с 1992 года, разность в 1990-е — 2000-е годы составляла 2-4 тысячи человек в год. В последние годы отмечается снижение естественной убыли населения области с 1455 человек в 2011 году до 443 человек в 2015 году.

Более молодая возрастная структура населения области находит отражение на более высоких уровнях рождаемости и более низком уровне смертности. В 2011 году, благодаря интенсивному притоку мигрантов, общая численность населения области возросла на +0,44 % несмотря на наличие небольшой естественной убыли.

Рождаемость (число родившихся на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
15,6 16,0 15,3 15,6 12,7 8,6 8,0 7,6 8,1
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
7,4 8,0 8,1 9,0 9,3 9,1 8,9 9,3 10,9
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
11,3 11,5 11,4 11,8 12,4 12,5 12,7
Смертность (число умерших на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
6,2 7,2 8,7 9,2 9,8 13,6 13,1 13,1 13,4
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
14,2 15,4 16,3 17,5 18,0 18,1 18,1 16,5 15,4
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
15,3 14,6 14,2 13,3 13,2 13,2 13,3
Естественный прирост населения (на 1000 человек населения, знак (-) означает естественную убыль населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996
9,4 8,8 6,6 6,4 2,9 −5,0 −5,1
1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
−5,5 −5,3 −6,8 −7,4 −8,2 −8,5 −8,7
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
−9,0 −9,2 −7,2 −4,5 −4,0 −3,1 −2,8
2011 2012 2013 2014
−1,5 −0,8 −0,7 −0,6

После 1945 года[править | править код]

Заселение территории новообразованной Калининградской области выходцами из СССР началось после того, как 9 июля 1946 года Совет министров СССР принял постановление № 1522 «О первоочередных мерах по заселению районов и развитию сельского хозяйства в Калининградской области». Документ подписал лично И. В. Сталин. Согласно постановлению, на добровольных началах в Калининградскую область в августе-октябре 1946 года планировалось переселить 12 тысяч семей колхозников из двадцати областей и трёх автономных республик РСФСР, а также из Белорусской ССР и Украинской ССР. Главным условием отбора было наличие в каждой переселенческой семье не менее двух трудоспособных членов. Первая группа из 715 переселенцев прибыла 23 августа 1946 года в новообразованный Гусевский район Калининградской области. Они были выходцами из разрушенных немецко-фашистскими войсками колхозов Брянской области.

Пик эмиграции в Калининградскую область пришёлся на вторую половину 1946 года, когда население области увеличилось почти на 200 тысяч человек — с 84,5 тысячи 1 августа 1946 года до 278 тысяч на 1 января 1947 года. В период с 1948 по 1950 годы в Калининградскую область приехало 311 833 человека, уехало 114 483 человека, а миграционный прирост составил 197 350 человек. РСФСР обеспечила 74,6 % прироста населения, Белорусская ССР — 12,4 %, Украинская ССР — 7,2 %, Литовская ССР — 4,3 %, остальные республики СССР — меньше 1 % каждая.

На 1 января 1950 года в области проживало по одним данным 407,3 тысячи жителей, а по другим 479,3 тысячи жителей, из которых естественный неиммиграционный прирост составил 40 тысяч человек. После 1950 года иммиграция в область резко сокращается: если в 1946—1950 годах официальных заявок на переселение было в среднем по 36,6 тысяч в год, то в последующие 5 лет только по 5 тысяч в год. Одновременно к 1950 году была закончена депортация оставшихся в области 102,5 тысяч немцев.

С середины 1950-х годов роль миграции в росте числа жителей области снизилась, и основным источником увеличения численности населения стал естественный прирост. С середины 1960-х до середины 1980-х годов сальдо миграции в Калининградскую область было близко к нулю. В первой половине 1970-х годов наблюдался даже отток населения. Начиная с 1992 года естественный прирост сократился, превратившись в естественную убыль населения.

Рост населения области вновь обеспечил миграционный прирост, составивший в 1990—1995 годах 84 тысячи человек. В 1992 году положительное сальдо миграции со странами Прибалтики было больше, чем со всеми регионами Российской Федерации. Большой приток населения наблюдался из Казахстана, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Это были в основном русские, а также немцы из Казахстана и Средней Азии и армяне из Азербайджана. Среди 8,8 тысяч беженцев и вынужденных переселенцев, прибывших в область в 1992—1995 годах, русские составили более 60 %, армяне — 22,9 %, среди остальных национальностей преобладали украинцы, белорусы, немцы, татары, азербайджанцы.

ЖКХ, транспорт, дороги и образование в городе

ЖКХ

Только ленивый в Калининграде не вспоминает «не злым, добрым словом» жилищно-коммунальное хозяйство. В городе достаточное количество управляющих компаний, однако поток жалоб жильцов на их работу не прекращается. Ответами на заявления часто бывают банальные отписки, и приходится взывать о помощи, обращаясь к должностным лицам высокого ранга. Жалуются на прохладные радиаторы отопления зимой, отключение горячего водоснабжения в холодную пору. Изношенные теплотрубы, доставшиеся еще от немцев, нужно менять на новые и современные. Однако денег в бюджете города не хватает, поэтому и латают дыры, в основном, когда мороз на дворе. Жильцы отказываются платить за не полученные услуги, УК выставляют долг — и так по замкнутому кругу.

Дороги

Дороги в Калининграде протяженные и разные по состоянию дорожного покрытия. Центральные проспекты постепенно превращаются в подобие европейских. Прокладываются подъездные пути к микрорайонам, где строятся дома. И это радует. Однако в городе достаточно галечного покрытия, доставшегося от немецкой поры. Брусчатка разбивается, образуются ямы и лужи в них, поэтому ездить и ходить по ним проблематично.


Древняя брусчатка по улице Спортивной

Ямочный ремонт не спасает, к тому же его чаще делают с приходом морозов. У горожан есть примета: дорожники с катком появились на проезжей части — значит, наступила зима.

Транспорт

Транспорта в Калининграде много — город в десятке мегаполисов по интенсивности движения. Способствуют образованию пробок (утром и вечером), особенно в сторону спальных районов, неширокие улицы, недостаточное количество транспортных развязок. Особенно напряженно в центре города, на проспектах — Московском, Советском, Ленинском, Калинина и Мира, а также на улицах Дзержинского, Батальной, Киевской, Брамса, др.


Дорога на перекрестке Ленинского проспекта и ул. Шевченко

Общественный транспорт состоит из автобусов, маршруток, троллейбусов и трамваев. Последние постепенно исчезают с улиц, особенно в центре города, вместо них организован переезд на рельсобусах. Пока их в городе два. Однако рельсы мешают движению колесного транспорта.


Калининградский трамвай

Троллейбусы многие стараются игнорировать, слишком медленно они передвигаются. Предпочтение отдается езде на маршрутных такси, но к 2018 г. местные власти хотят их убрать. Может, передумают? Цена 1 поездки на трамвае, в троллейбусе и автобусе равна 15 руб., в маршрутном такси придется заплатить 20 руб. На муниципальный транспорт льготники могут купить проездной, заплатив 150 руб., мэрия доплачивает перевозчикам 400 руб.

Образование

Достаточное количество учебных заведений в городе позволяет сказать, что с образованностью в городе дела обстоят хорошо. Главным вузом является БФУ им. И. Канта. В числе популярных числится КГТУ, который готовит специалистов, в том числе, для рыбного хозяйства. Курсанты обоего пола обучаются в Военно-морском институте им. Ушакова, в Юридическом университете МВД России и в Балтийской государственной академии. Многие выпускники остаются работать в учреждениях и организациях города. А близость стран Евросоюза позволяет попытать счастья в работе за границей.


БФУ им. Канта. Фото by lara461 (https://fotki.yandex.ru/users/lara461/)

К концу 2020 года городские власти обещают обеспечить местами в детсадах всех малышей старше 3 лет. В списке школ также появляются новые, например №56 на ул. Карамзина и №40 — на Сельме. В ближайших планах — строительство школы в новом микрорайоне на ул. Аксакова, а также возведение нового взамен старого здания школы №28 на ул. Суворова.

Миграция[править | править код]

Динамика заселения области в 1946—1958 годах:

Годы Прибыли, чел. Выбыли, чел. Доля выбывших, %
1946 81 566 8 428 10
1947 146 853 39 722 27
1948 153 642 51 873 34
1949 112 743 52 134 46
1950 108 780 63 430 58
1951 95 078 65 304 69
1952 87 022 73 998 85
1953 96 074 63 977 67
1954 95 652 79 907 84
1955 78 644 83 044 106
1956 79 946 76 932 96
1957 74 792 79 530 106
1958 75 591 81 725 108
1946-1958 1 286 383 820 004 64

Миграционная ситуация в Калининградской области, в отличие от соседних Литвы и Польши, характеризуется интенсивным миграционным притоком населения (при миграционном сальдо около +4 чел на 1000 жителей в 2006 году; для сравнения в Литве −5 чел. на 1000 жит., 2009 год).

На фоне активно теряющих население из-за массовой эмиграции стран Прибалтики и Польши, население Калининградской области растет за счёт стабильно высокого миграционного прироста, в том числе и за счёт соседних стран ЕС (Литвы, Латвии, Германии, Польши и Эстонии). Более половины миграционного прироста в область традиционно обеспечивают страны СНГ, лидером среди которых являются Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Украина.

В основном в область мигрируют русские, украинцы и белорусы из Средней Азии и Сибири, прибывают небольшие группы армян и азербайджанцев. Область также привлекает небольшое количество русскоязычных мигрантов из соседних стран Балтии, что объясняется недружественной политикой балтийских правительств по отношению к русскому языку. Согласно переписи 2010 года, только 50,8 % населения Калининградской области родились на территории области.

По данным Калининградстата, в 2009—2013 годах, миграционный прирост области составил 30 800 человек, который на 67,5 % сформировали страны СНГ, жители других регионов России — на 30,9 %, другие страны — на 1,6 %.

Калининградская область заняла 6 место в списке крупнейших центров внутреннего миграционного притяжения за период с 1991 по 2012 год. B 2015 году её коэффициента миграционного прироста составил 8,2 ‰. В 2016 году миграционный прирост области достиг 10 тыс. человек, став абсолютным максимумом с 1998 года. 60 % прироста пришлось на жителей СНГ. Во внутрироссийской миграции область наиболее привлекательна для жителей Сибири и Дальнего Востока. Отдаёт население она традиционно лишь Санкт-Петербургу, Московской области, Крыму и Севастополю.

Немецкая миграцияправить | править код

В начале 1990-х в область начали прибывать первые потоки российских немцев из Казахстана и Сибири, которые, однако, вскоре репатриировались в Германию. По переписи 2002 года в области проживало 8,34 тыс. немцев (0,9 % населения). Но именно после 2000 года наметились перспективы новой миграционной волны немцев, в том числе возвращения части российских немцев из Германии.

Внутриобластная миграцияправить | править код

Миграционный потоки внутри области с начала 90-х годов воспроизводят общероссийскую динамику: для них характерен так называемый «западный дрейф», при котором население области активно мигрирует в Калининград и другие приморские муниципалитеты на западе. К примеру, в Озерске за короткий период 2014—2018 годов миграционные потери составили 11,23 % жителей, что является областным антирекордом.

Транспорт Калининграда

Около 90% взрослого населения Калининграда имеют заграничные паспорта, а также оформленные шенгенские визы. Многие жители имеют карточки малого приграничного передвижения, позволяющие пересекать границы с Польшей на собственном транспортен без препятствий. При этом дополнительную визу открывать нет необходимости. Заграничные паспорта местным жителям оформляются бесплатно, госпошлина не взимается.

Калининград – один из самых автомобильных городов в России. Здесь зарегистрировано более 300 тысяч транспортных средств личного пользования. Доля иномарок составляет более 80%. В Калининграде развито также водное сообщение. Здесь находится единственный незамерзающий порт в России. Сообщение производится с портами Балтии, Швеции, Германии.

Калининград – важный железнодорожный узел. С населенного пункта можно добрать до многих годов России без пересадок.

Прекрасно развит и городской общественный транспорт. Население, не имеющее собственных средств передвижения, своевременно могут добрать до пункта назначения на трамвае, троллейбусе или автобусе.

Добавить комментарий