Как срабатывают подушки безопасности автомобиля?
Содержание
Устройство и принцип работы подушек безопасности
Тайна мгновенного наполнения воздухом подушек безопасности на самом деле кроется не столько в самих подушках, сколько в специальном устройстве – газогенераторе. Это самая технически сложная деталь во всей системе Airbag. Газогенераторы, которые используются в подушках безопасности, способны надуть её примерно в три раза быстрее, чем вы успеете моргнуть. В конце статьи смотрите видео о том, как устроена подушка безопасности, и через какие этапы производства ей приходится пройти перед установкой на авто.
Принцип работы подушек безопасности достаточно прост. Они срабатывают при ударе, когда скорость автомобиля превышает 20 км/ч.
- В случае столкновения машины с препятствием, срабатывает один или несколько специальных датчиков. Эти датчики могут быть установлены спереди, сзади и по бокам автомобиля.
- Сигналы от датчиков обрабатываются электронным блоком управления (ЭБУ), контролирующим работу системы Airbag. При определенных условиях (например, сильный лобовой или косой удар, наезд на высокий бордюр, жесткое падение после прыжка и т.д.) ЭБУ дает команду на срабатывание подушек безопасности.
- На основании запрограммированного алгоритма, блок управления принимает решение о необходимости срабатывания подушек и передает электрический сигнал на исполнение.
- Этот сигнал поступает в газогенератор подушки безопасности, и в нём срабатывает пиротехнический заряд (выстреливает пиропатрон).
- В результате срабатывания пиропатрона, заключённая в газогенераторе натриевая кислота сгорает, выделяя значительное количество газа (азота), который поступает в Airbag и мгновенно раскрывает его.
Подушки безопасности изготавливаются из нейлоновой ткани похожей на парашютную. В ней есть отверстия, через которые газ после надувания подушки покидает её всего за 0,3 секунды. Быстрое сдутие необходимо, поскольку, когда из подушки безопасности выходит воздух, она становится мягче.
К каждой подушке безопасности в процессе производства прикрепляется газогенератор, после чего она сворачивается в компактный сверток (достаточно маленький для того, чтобы поместиться в руле или в передней панели со стороны пассажира). При этом генератор газа для водительской подушки безопасности дополнительно помещают в резиновое кольцо, в котором он исполняет роль балансировочного груза.
Где хранить подушку безопасности
Рассмотрим три самых подходящих «места» для вашей подушки.
На картах с процентом на остаток
Это самый популярный и удобный вариант. Такие карты есть, например, в Тинькофф.
Я лично пользуюсь дебетовой карточкой Тинькофф Блэк. Ссылка ведет на нашу обзорную статью, где подробно разбираются все плюсы и минусы карты, почитайте. По ней мне поступают ежемесячные начисления на деньги, которые там лежат.
Максимальная сумма, на которую начисляется процент – 300 000 рублей. То есть если у меня есть 250 000, я могу положить на карту еще 50 и процент моего дохода вырастет. А если я к 300 тысячам прибавлю еще хоть миллион – он не изменится ни на йоту, потому что максимальный объем денег уже набран.
Чем так хороши карты? С них можно сразу «забрать» деньги. Пришли в банкомат, вставили карту, указали нужную сумму, обналичили.
Еще момент. Этих карт у вас может быть несколько от разных банков. Например, решили вы сделать крупную подушку безопасности тысяч на 600. Половину этой суммы можно положить на карту от Тинькофф, а вторую половину – на карту Альфа-банка.
На банковском счете
Счет должен быть такой, чтобы вы могли снять с него деньги по первому требованию. Есть счета, в которых деньги нельзя обналичивать в течение какого-то периода – это плохое решение.
Финансовая подушка вам может понадобиться «немедленно», как подушка безопасности при аварии в автомобиле.
Дома под матрасом
Вы можете спокойно хранить отложенные деньги дома. Но тут есть две проблемы.
Во-первых, вы должны быть уверены, что деньги в сохранности. Что их никто не возьмет кроме вас. И что их не украдут. Ну, например, залезли воры в квартиру и выкрали все, пока вас не было дома. А если у вас подушка безопасности, скажем, на полгода, в ней может быть немалая сумма.
Карты в этом плане не так рискованны, потому что я, например, постоянно ношу карту с собой.
Вторая проблема. Если деньги лежат дома, на них не начисляется вообще никакой процент. Следовательно, их понемногу подъедает инфляция. На картах или счетах какой-никакой процент в любом случае будет, так что дополнительная защита от обесценивания денег обеспечена.
Особенности перевозки детей
Если в машине рабочие пневмоподушки, то при перевозке малышей следует быть очень осторожным. Если передняя фронтальная не отключается, то перевозить детей до года впереди категорически запрещено. В более старшем возрасте это возможно только в хорошо зафиксированном детском автокресле при максимально отодвинутом переднем сидении. Ведь, помня о скорости раскрытия airbag после срабатывания, вы должны понимать, что она может достаточно сильно травмировать ребёнка. Вообще, наиболее безопасной, при наличии подушек и без них, считается перевозка детей в зафиксированных автокреслах на сидении позади водителя.
Снятие подушки безопасности Nissan Qashqai
Рассмотрим, как снимается водительская ПБ на автомобиле Nissan Qashqai первого поколения, выпускавшегося с 2006 по 2013 год. Также в первую очередь отсоединяем аккумулятор, рекомендуется скинуть плюсовую клемму. После отсоединения питания выжидаем 5 минут, начинаем разборку:
- берем отвертку, с внутренней стороны руля ею нащупываем скобу сначала с одной стороны;
- одной рукой нажимаем отверткой, другой рукой тянем на себя подушку безопасности;
- сойдя с обеих сторон со скоб, подушка все равно остается держаться на направляющей;
- установив руль в исходное положение, беремся снизу за направляющую подушки и аккуратно тянем на себя;
- подушка безопасности должна отщелкнуться и сойти со своего места;
- теперь осталось отсоединить два разъема с проводами, на этом снятие ПБ считается законченным.
Как ремонтируются эти элементы конструкции?
О том, что делать, если сработали подушки безопасности, а также как произвести их восстановление, замену и ремонт, можно узнать ниже.
Меры предосторожности
На пассажирском сидении, если на нем установлена ПБ, нельзя устанавливать детское кресло.
Устанавливая блок, важно отключить зажигание и откинуть клемму массы с отрицательного полюса АКБ. После этого — с положительного
Блок нельзя оставлять без присмотра.
Отрицательный полюс лучше всего покрыть изолентой, чтобы не было случайного контакта.
Блок должен быть изолирован от любых жидкостей и защищен от посторонних, так как включает в себя взрывоопасное вещество.
При поездке с таким устройством в салоне необходимо пристегиваться ремнями во избежание травм.
Между человеком и изделием не должно быть посторонних предметов. Это убережет от болезнетворных травм.
Процедура демонтажа подушки с руля своими силами
- Для начала необходимо опустить и вытянуть руль.
- После этого отвернуть его в сторону, и с обратной стороны найти небольшое отверстие с защелкой.
- В этом отверстии при помощи отвертки приподнять крепление.
- Повторить это действие необходимо с каждой из сторон.
- После этого устройство вытянуть вперед и отключить контакты на руле. Приспособление снято и его замену можно произвести в обратном порядке.
Лучше всего произвести замену, чем перенастроить изделие, потому что лишь замена всех деталей гарантирует безопасную езду. Как понять, сработает ли подушка при восстановлении можно узнать в видео от канала Учимся водить машину.
Реанимация подушки
Несмотря на то, что изделие не рассчитано на многократное использование, а после срабатывания системы нужно заменить блок, а не работать с устаревшим пиропатроном, способ реанимации все же есть. Все восстановительные работы с заменой кожуха ПБ и припаиванием шлейфа должны быть аккуратными. В случае с этим действием, лампочка, которая сигнализирует о неисправности, больше не понадобится, ведь система нарушена. При подобных манипуляциях с системой безопасности нужно быть всегда начеку, ведь все «глюки» будут на совести автолюбителя.
Как ремонтируется шлейф?
Если возникла неисправность в шлейфе, нужно действовать таким образом:
Отключить клемму массы с АКБ.
Снять устройство, обеспечивающее безопасность, как сказано в инструкции чуть ниже.
Разъединить контакты и снять руль.
Снять с руля накладку, при этом отвернув крепления и защелки.
После этого потянуть за язычок, вытащить блок вместе со шлейфом.
В блоке снять крышку, и визуально исследовать, как в разобранном виде выглядит шлейф
Обращать внимание нужно на подозрительные изгибы и заломы шлейфа.
Отыскав место разрыва нужно снять шлейф
Деталь эту нужно заменить новой, и лишь в крайнем случае спаять место разрыва, соблюдая все меры предосторожности.
Собрать всю конструкцию в обратном порядке.
Инструкция по замене подушки
Если изделие находится за торпедой, с его заменой могут возникнуть проблемы. Зачастую придется снимать торпеду целиком, и начинать демонтаж с руля. Для начала нужно снять пластиковую накладку с руля и открутить ПБ, после чего найти крепежной болт руля и, открутив его, снять рулевое колесо. После этого нужно над педалями открутить болты под кожухом руля и защелки, находящиеся по периметру. Теперь можно добраться до консоли и до торпеды.
Если при срабатывании ПБ повредила торпеду, придется заменить панель. В данном случае речь пойдет только о ПБ. Нужно аккуратно снять панель. Это может занять больше времени, если есть много крепежей и защелок. После снятия торпеды можно заняться изделиями безопасности. При разъеме проводов нужно запомнить местонахождение каждого из них. После этого снять ПБ и заменить ее новой. Каждый из контактов при сборке подключается ровно в том порядке, как осуществлялось снятие.
Конструкционные трудности и их решения.
Реализация идеи «развертываемого» мешка потребовала неимоверных усилий. Составляющие современной подушки безопасности: пиропатрон, надувной колокол, набор датчиков и электронного блока управления – все это надо было изобретать с нуля.
Необходимый показатель времени срабатывания – 30-50 миллисекунд достигался только при пиротехническом принципе наполнения подушки безопасности. Поэтому его сразу взяли на вооружение. Но открытым остался вопрос, чем начинять пиропатрон? При выборе наполнителя доходило дело до курьезов, конструкторы пытались применять даже ракетное топливо. Зачастую такие эксперименты приводили к разрушению автомобиля. Помимо того, патрон должен быть компактным, а продукты сгорания не представлять опасности для человека.
подушки безопасности
Раскрытие подушки безопасности сопровождается резким скачком давления в автомобильном салоне и громким хлопком (порядка 140 дБ), это может привести к повреждению барабанных перепонок. Для подтверждения безопасности конструкторы прибегли к старому методу – они поместили в салон клетки с пятнадцатью канарейками. Эти «хрупкие» на акустическое воздействие птички отлично прошли эксперимент и даже сохранили свои певческие способности.
Плотная ткань из которой изготавливалась основная часть подушки (колокол) была слишком толстой, к тому же она пропускала часть газа. Со временем конструкторы пришли к мнению, что оптимальным материалом для этого элемента является тонкий и прочный нейлон (толщина около 0,5 мм) с герметичным покрытием.
Механизма, который просто способен безопасно и быстро раскрывать подушку безопасности, было недостаточно. Необходимо было заставить его вовремя раскрываться и только в критический момент. Самопроизвольное срабатывание подушки на ходу очень опасно для водителя. Также человек должен удариться об уже раскрывшуюся, но еще не начавшую сдуваться подушку. Использование подушки безопасности, которая срабатывает не вовремя, приносит одни неудобства и, в некоторых случаях, даже увечья (ведь скорость раскрывающейся подушки безопасности порядка 300-от км/ч).
Для конструирования такой умной системы потребовалась помощь опытных людей. Концерн Bosh с его огромным опытом в сфере электроники и электрики как раз подходил на эту роль. Система управления совместно с датчиками должна была передать сигнал пиропатрону за несколько миллисекунд, не реагируя на слабые воздействия и сохраняя свою работоспособность независимо от эксплуатационных условий.
На выполнение всех этих условий, компании потребовалось свыше десяти лет работы, более двухсот краш-тестов на серийных автомобилях и около 2500 – на макетах, затратив на это свыше 7 млн. километров испытательных пробегов. Интересен тот факт, что около 600 опытных автомобилей, проходили реальные испытания с сотрудниками за рулем. Излишне говорить, что это была весьма рискованная затея.
К декабрю 1980 года, через 13 лет после начала работ, был выпущен первый серийный автомобиль, оснащенный подушкой безопасности. Данная опция была мало кому по карману, но было ясно, что будущее за подушками безопасности.
Эффект от внедрения новой системы безопасности был очевиден. В течение 80х годов количество смертельных исходов и случаев получения тяжелых травм сократилось на 5%, а в 90-х годах, когда использование подушки безопасности стало обязательным требованием, — значительно уменьшилось. Подушки безопасности, показав свою эффективность на деле, стали неотъемлемой частью комплектации большинства автомобилей.
Удаление из блока SRS сведений о ДТП
На автомобилях с системами пассивной безопасности Airbag, SRS в энергонезависимой памяти EEPROM электронного блока управления регистрируется факт срабатывания подушек, преднатяжителей ремней безопасности (crash data). В итоге даже после замены лампочка на панели приборов не потухнет.
Не стоит путать crash data с регистрацией блоком ошибки в цепи управления. К примеру, если вы отсоедините разъем модуля подушки безопасности, а затем включите зажигание, в памяти ЭБУ сохранится соответствующая ошибка. Зачастую прочитать код ошибки и стереть ее, чтобы потушить лампочку Airbag, можно мультимарочным сканером через диагностический разъем Obd II. На автомобилях с простейшим устройством системы безопасности лампочка неисправности Airbag потухнет сразу после подключения подушки или установки обманки.
Для удаления краш дата потребуется не только программатор и программное обеспечение, но и достаточный объем знаний в чип-тюнинге. Тем не менее для многих автомобилей на профильных информационных ресурсах достаточно информации, позволяющей своими руками очистить память блока Airbag после замены подушек.
Виды подушек безопасности
Давайте рассмотрим, какие бывают разновидности этих средств защиты в авто.
Фронтальные
Из названия можно понять, что это приспособление находится спереди и предназначено для того, чтобы защитить находящихся в автомобиле людей. Когда машина ударяется капотом о препятствие, срабатывает датчик и фронтальные подушки безопасности тут же выскакивают. Они уменьшают риск удара, предупреждают переломы и серьезные травмы внутренних органов.
Они расположены с водительской и пассажирской стороны и имеют разные размеры. Руль с подушкой безопасности находится значительно ближе, чем панель, из которой возникает подушка со стороны водителя. Она имеет кнопку, которой пользуются в том случае, если впереди сидит ребенок.
Кроме этого, нужно соблюдать правила, иначе она навредит. Человек, сидящий на пассажирском сидении, не должен держать в руках предметы, а также упираться коленями в место, где расположено устройство.
Рулевое колесо со спустившимся мешком
Передние боковые
Они не так популярны, как предыдущие и преимущественно устанавливаются на дорогие автомобили. Назначение данных подушек элементарно: они защищают плечи, бока и тазовые кости при боковом ударе машины. Они устанавливаются по обеим сторонам от передних кресел
Боковые подушки также имеют некоторые меры предосторожности: например, не следует держать в карманах острые, громоздкие предметы. При раскрытии они могут навредить человеку
Шторки
Этот вид предназначен для защиты головы водителя и пассажиров в случае бокового столкновения.
Шторки безопасности могут быть двух видов:
- для передних кресел;
- для передних и задних кресел.
Шторки устанавливаются в боковой части крыши автомобиля, над окнами и в боковых стойках. Они раскрываются так, чтобы закрыть собой боковые стекла и предупредить ранения осколками и травмы твердыми предметами.
Коленные
Этот вид предназначен для защиты ног и, в частности, коленных чашечек при столкновении капота машины с препятствием. Она находится в нижней части приборной панели под рулевым колесом. В случае раскрытия коленной подушки необходимо просчитать регулировку водительского сидения, ведь ноги должны находиться не менее чем в 10 см от нижней части приборной панели.
Коленные подушки в салоне
Задние боковые
Этот вид предназначен для задних пассажиров, и защищает плечи, тазовые кости и бока. Они преимущественно размещены в нижней части боковой обшивки салона. Такие приспособления для безопасности не особо популярны и выпускаются в малом количестве.
Где находятся подушки безопасности в автомобиле и как они устроены
Перед тем как проверить наличие и состояние устройств защиты в конкретной машине, нужно выяснить их месторасположение. В зависимости от марки и модели автомобиля их конструкция и количество могут различаться, но в абсолютном большинстве машин можно выделить основные места установки. Наиболее часто устанавливаемое устройство защиты находится в руле — оно предназначается для водителя. В недорогих комплектациях она также может являться единственной. Другое распространённое месторасположение — верхняя часть торпедо, для пассажира на переднем сидении. Эти два устройства объединяются в классификацию «фронтальные».
Далее идут варианты расположения, которые встречаются в более дорогих либо современных автомобилях. К ним относятся боковые подушки безопасности, расположенные справа и слева в салоне — они называются боковыми. Их функция заключается в снижении риска получения травмы таза, брюшной полости и грудной клетки при столкновении. Такой тип защиты обычно устанавливается в спинках передних сидений либо сбоку, со стороны двери.
Следующий тип подушек безопасности — шторки. Они предназначены для защиты головы при ударе сбоку. Впервые появились в конце прошлого века. В зависимости от производителя головные устройства (или «шторки безопасности») устанавливаются между стойками в передней и задней части крыши.
Коленные подушки безопасности — система, которая снижает или исключает повреждения ног водителя и переднего пассажира. Они устанавливаются в нижней части торпедо — под рулём и «бардачком» соответственно.
В наиболее продвинутых автомобилях также можно встретить центральные подушки безопасности. Они могут располагаться в одном из подлокотников переднего ряда сидений, а также в средней части заднего. Назначение этой системы — снижение последствий вторичных повреждений.
Для того чтобы найти системы защиты в конкретном автомобиле, нужно осмотреть распространённые места установки. В них должна быть пометка Airbag или SRS — это запатентованные технологии, которыми обозначаются подушки безопасности. Наиболее отчётливо заметна эта надпись на руле. Именно эту систему рекомендуется осматривать в первую очередь. Открутив крышку, нужно проверить наличие системы и целостность проводки, а также состояние пиропатрона.
Подушки безопасности состоят из нескольких элементов:
- система управления, которая передаёт сигнал при столкновении и провоцирует раскрытие;
- эластичная оболочка (чаще всего нейлоновая), которая наполняется газом или воздухом;
- система газогенератора, которая представляет собой пиропатрон и заряд для него, обеспечивающие быстрое раскрытие.
Системы защиты делятся на 2 вида в зависимости от газогенератора. Первые наполняются воздухом, вторые — специальным газом. Чаще всего это азот или аргон. Существуют и гибридные системы. Раскрытие происходит благодаря реакции воспламенённого топлива — нитрата калия, азида натрия или диоксида кремния.
Подушки безопасности являются одноразовыми устройствами. После срабатывания они сдуваются и разрываются, нуждаясь в замене. Именно поэтому необходимо контролировать их состояние в подержанной машине.
А что если не сработает?
В начале 2014 года американское автомобильное издание Automotive Information провело собственное исследование федеральной базы данных ДТП и сделало вывод: ежегодно в США около 3 400 человек гибнет во фронтальных столкновениях из-за того, что подушка безопасности не срабатывает. Как мы уже говорили, однозначных выводов здесь быть не может, однако факт остается фактом: подушки могут не сработать.
В числе распространенных причин указываются ошибки блока управления, повреждение проводки, старость самих подушек (банально от возраста может слежаться сам мешок), а также. недостаток мощности! В частности, исследователям удалось доказать 12 случаев, когда подушка не раскрылась из-за неполадки в системе зажигания Chevrolet Cobalt и соплатформенного с ним Saturn Ion. Обе эти модели попали под отзывную кампанию. Россиянам на этот счет можно не беспокоиться: наш Chevrolet Cobalt с американским не имеет ничего общего, кроме названия.
Когда подушка безопасности может стать врагом?
В начале нынешнего года исследование портала Automotive Information показало, что каждый год в США приблизительно 3,4 тыс. человек погибают из-за несработавшей подушки безопасности. Распространенными причинами произошедшего являются неисправная проводка, старость «аэрбегов», недостаток мощности и пр.
Как уже показала историческая практика, подушки не сумели заменить ремни безопасности. И все же находятся несознательные водители, предпочитающие ездить, не пристегиваясь ремнями, наивно полагая, что в случае ДТП их спасет подушка. Многие даже не догадываются, что, не пристегнувшись, водители приобретают себе смертельно опасного врага в лице «аэрбега». Все дело в том, что при ДТП подушка выстреливает со скоростью 200-300 км/ч. Если водитель или пассажир не пристегнули ремни безопасности, то они рискуют удариться лицом о еще нераскрытую подушку и сила этого столкновения больше, нежели удар о рулевое колесо или панель приборов. Расстояние между человеком и местом, откуда выстреливает подушка должно составлять не меньше 25 см, а потому пристегнутые ремни являются жизненной необходимостью.
Следует знать, что подушка – вещь исключительно одноразовая. Если она сработала, то потребуется замена всего модуля, в том числе мешка и блока наполнения. При этом замена обойдется вам в довольно круглую сумму. Так, например, стоимость модуля водительского «аэрбега» для Ford Focus второй генерации составляет 21 тыс. руб., а для Opel Astra H – 44 тыс. руб.
А потому не вызывает удивления тот факт, что когда продают пострадавшее в результате аварии авто, то вместо «аэрбегов» устанавливают внешние заглушки и делают перепрошивку блока управления, чтобы при компьютерной диагностике не выбивалась ошибка
Стопроцентно выявить срабатывала ли подушка нельзя, а потому, приобретая подержанный автомобиль, всегда обращайте внимание на другие признаки участия в ДТП, например, ржавчину, перекрашенные кузовные детали и пр
Если в вашем авто установлены боковые подушки, то следует знать, что надетый на сиденье «неправильный» чехол может свести эффект от подушек к нулю. Необходимо использовать только чехлы, имеющие сертификат испытаний. Ведь какой смысл выкладывать немалые деньги на приобретение автомобиля с прогрессивной системой пассивной безопасности и при этом экономить на покупке аксессуаров.
За последнее тридцатилетие «аэрбеги» из экзотического аксессуара премиальных авто стали стандартным атрибутом современных машин, в т.ч. и в РФ (за редким исключением). Как «аэрбеги» будут модифицироваться со временем, можно только предполагать. Вероятнее всего, их просто ожидает более массовое использование, т.к. технология их выпуска постепенно будет удешевляться. И настанет день, когда автопроизводители будут оснащать бюджетные машины полным набором подушек в т.ч. коленной и «шторками». Не исключено, что инженеры также больше побеспокоятся о безопасности пассажиров задних рядов, а разработанная специалистами Volvo технология для защиты пешеходов начнет применяться более широко.
Колодийчук Андрей, специально для ByCars.ru
Ремонт и возможные риски
Как уже говорилось, недостаточно просто поставить другую подушку. Она не будет функционировать. Для должной работы потребуются следующие мероприятия.
- Замена датчиков удара.
- Перепрошивка или установка нового электронного блока SRS.
- Проверка и возможная замена всей проводки блока.
- Замена подушек безопасности, которые сработали при ударе.
Если нет возможности подобрать оригинальные комплектующие, то отчаиваться не стоит. Практически каждый автосервис сможет подогнать под автомобиль элементы доступных производителей. Но лучше оригинала нет ничего.
Если возникли поломки электронного модуля, то при покупке заменителей нужно учитывать количество подушек безопасности в автомобиле и блоке. Они должны полностью совпадать.
Риски
Снятие и установка подушек безопасности травмоопасное занятие
Важно соблюдать все меры предосторожности. Что может случиться? Все дело в срабатывании пиропатрона
Что нужно сделать, чтобы обезопасить себя?
Отключить питание блока от аккумулятора, чтобы он случайно не подал сигнал активации.
Подождать 5-10 минут – за это время внутренний запас энергии исчерпается.
Отключить и снять блок.
Максимально осторожно произвести снятие и установку подушек.
Никогда не держите голову перед рулем, а соответственно, и подушкой.
По возможности следует минимизировать использование металлических инструментов, во избежание замыканий и срабатывания. Не менее осторожным нужно быть и при работе с пиропатроном. По сути, это небольшая взрывчатка. Смешивание элементов приводит к созданию тепловой реакции и взрыва.
Замена неисправных подушек безопасности
Первое, с чего нужно начать – стирание Crash Data из памяти. Производители предполагают замену на новый электронный блок, но цена его достаточно велика и не всем по карману.
Второй вариант – обратиться в сервисный центр. Многие из них проводят стирание памяти. Эта процедура возможна почти всегда, но встречаются случаи, когда необходима только полная замена.
Завершает ремонт подушек безопасности их замена. После этого можно проверять систему. При включении зажигания должна загореться лампочка SRS. Прогорев 5-10 секунд, она выключается. Если этого не произошло, то потребуется проверка электронного блока на его полную исправность. На этом, в основном, и заканчивается действие – восстановление подушек безопасности завершено.
Рекомендуем: Когда менять, согласно законодательству, летнюю резину на зимнюю в 2021?
От слов к делу
Как снять подушку безопасности? Если трудности не отпугивают, то давайте рассмотрим процедуру монтажа/демонтажа подушки с руля своими силами.
Порядок действий следующий.
- Отрегулировать руль для удобной работы. Опустить его максимально вниз и вытянуть.
- Повернуть рулевое колесо в левую/правую сторону. С обратной стороны руля можно будет заметить отверстие, в котором располагается защелка.
- Просунуть отвертку в это отверстие и приподнять крепление.
- Повторить процедуру для второй стороны.
- Отсоединившуюся подушку слегка вытянуть вперед. Отсоединить провода на рулевом колесе.
Все. Установку новых элементов проводят в обратном порядке.
Примечание
Для полного восстановления безопасности потребуются сделать еще кое-какие манипуляции.
- Заменить торпеду – деформация и осколки после удара могут повлиять на срабатывания.
- Заменить пружину рулевого переключателя.
- Заменить натяжители ремней.
В заключение хочется добавить несколько советов. Первый – замена надежнее перенастройки. Только полная замена всех активных компонентов гарантирует правильную работу системы. Второй – восстановление после удара не делается наполовину. От этого может снизиться вероятность срабатывания в экстренных ситуациях и безопасность. Третий – при покупке аналогов нужно полностью убедиться в полном соответствии с определенным автомобилем.
Активные моменты пассивной безопасности по-американски
Раньше на многих моделях для североамериканского рынка, двухточечный ремень был дополнительно соединен с дверью и двигался по передней стойке
, нужно было лишь сесть в кресло и закрыть дверь, но и это заокеанским водителям казалось слишком сложным.
После первых проб Америку охватила эйфория по поводу новомодного изобретения, даже законодатели не остались в стороне, обязав оснащать подушками безопасности все новые автомобили.
Однако мало того, что с технической точки зрения новая идея была плохо отработана, сразу же возникли сложности и с самим применением. Вообще-то, в США считали так: либо ремень — либо подушка
, а это уже изначально таило в себе определенные подводные камни не только не повышая уровень безопасности, но снижая его.
Аирбег раскрывается со скоростью 300 м/с (начальная скорость полета пули пистолета Макарова — 318 м/с). Скорость срабатывания всей системы при аварии была 30-50 м/с, а водитель и пассажир во время фронтального удара за счет инерции (во время аварийного торможения, например), могли приблизится к раскрывающейся подушке практически вплотную и получить нокаутирующий удар. А если водитель в очках?
Основные виды пневмоподушек и их характеристики
Устройство и конструкция всех современных моделей легковых автомобилей предусматривают возможность установки подушек безопасности. Базовые комплектации авто, как правило, исключают этот компонент из перечня своего оборудования из-за значительного удорожания модели. В настоящее время различают пять основных видов пневмоподушек. В основе данной классификации лежит принцип локализации – места ее расположения в салоне автомобиля. В зависимости от этого специалисты выделяют фронтальную, боковую, головную, коленную и центральную подушки безопасности. Фронтальные подушки безопасности предназначены для защиты головы и шейного отдела лиц, находящихся на передних сидениях автомобиля. В зависимости от объекта назначения выделяются:
- подушка безопасности водителя;
- подушка безопасности пассажира.
Пневмоподушка водителя размещается внутри рулевого колеса, а пассажира – в верхней части панели («торпедо»). Как правило, подушка водителя значительно меньше по размерам, чем пассажирская. Это объясняется существенной разницей дистанций между водителем и рулевым колесом, с одной стороны, и между пассажиром и панелью приборов, с другой. В последнее время фронтальные модули используют многоступенчатое (двухступенчатое и более) срабатывание при авариях различной степени тяжести. Это — так называемые адаптивные фронтальные пневмоподушки. Боковые подушки безопасности выполняют функцию защиты грудной клетки, брюшной полости и таза человека. Они так же, как и фронтальные, представлены пневмоподушками водителя и пассажира, которые чаще всего находятся в полостях передних сидений. Некоторые модели авто предусматривают боковые пневмоподушки и в задних сидениях — для защиты пассажиров, сидящих сзади. Головные пневмоподушки (или «шторки») – это фактически боковые модули, но они являются их самостоятельным и автономным вариантом и предназначаются для предохранения головы от ранений при боковом столкновении и ударе. Как правило, шторки размещаются под салонной обшивкой крыши (в районе дверей и центральной стойки). Головные пневмоподушки могут быть представлены:
- подушкой безопасности водителя;
- подушкой безопасности пассажира (или пассажиров).
Водительская и пассажирская коленные пневмоподушки – это особый вариант фронтальных подушек, призванных защищать коленные суставы человека от повреждений и травм. Они располагаются либо под рулем (водительская), либо в подпанельном пространстве – под «бардачком» (пассажирская).
С недавнего времени в обиход стала входить центральная подушка безопасности, предусматривающая возможность снижения вторичных повреждений водителя и пассажиров при аварии. Она устроена в подлокотнике водительского сидения («барчике») и центральной секции заднего сидения.
Таким образом, современное устройство и схема размещения пневмоподушек позволяет минимизировать опасность получения людьми серьезных травм при ДТП.