Рисунок протектора: основные виды

    25
    0

    Преимущества и недостатки процедуры

    Существуют определенные плюсы и минусы использования данной процедуры, на которые обязательно стоит обратить внимание. Среди основных полюсов можно выделить следующие

    Среди основных полюсов можно выделить следующие.

    Достаточно значительное увеличение срока службы. В некоторых случаях в связи с неправильным выполнением процедуры могут возникнуть определенные проблемы. По этой причине нужно строго следовать правилам, которые будут представлены далее.
    Значительное снижение расхода топлива

    При исправной покрышке возможно сэкономить до четверти используемого топлива, что, безусловно, очень важно. Глубину и ширину протектора необходимо подбирать в индивидуальном порядке.

    Основные минусы.

    Минус, по сути, всего один. Это достаточно опасное передвижение на таком автомобиле. Колеса с дорожным покрытием должны быть выполнены особенно качественно. В особенности это касается грузовых автомобилей.

    Виды протектора в зависимости от типа шины

    Легковые

    Как уже упоминалось выше, важно правильно подбирать рисунок протектора. Тут нужно учитывать, что они делятся на несколько групп и разновидностей

    В первую очередь речь идет о разделении на зимние и летние, это происходит в связи с особенностями дорожного покрытия в разные сезоны.

    Летние покрышки предназначены для использования при температурах свыше +5°, соответственно происходит это в определенных условиях. Такие покрышки отлично приспособлены к самым разным ситуациям, которые могут возникнуть в летнее время. Разберем основные варианты для такой резины.

    Для зимней резины также имеется несколько разновидностей протектора. Это дает возможность эффективно подобрать шины для конкретных условий эксплуатации.

    Иногда в отдельный вид протектора относят «шиповку», но на самом деле шипы устанавливают в скандинавский рисунок. Поэтому, отдельно рассматривать шипованные шины тут не стоит. Такой вид протектора шин обеспечивает достаточный уровень безопасности при движении.

    Грузовые

    Разновидностей грузовых шин много. Это обусловлено особенностями эксплуатации таких покрышек. Делят протекторы по области применения, а также по возможности установки на конкретную ось. Разберем основные нюансы покрышек для грузового транспорта.

    Стоит учитывать, что у грузовых автомобилей выделяют и дорожный протектор. Он может подходить для любых осей, является универсальным. Основным отличием является прямой рисунок с крупными блоками, а также прямыми или зигзагообразным.

    Еще при выборе рассматривают магистральные и региональные покрышки. Они отличаются, в том числе и протектором. Магистральные шины отличаются меньшей глубиной нарезов. Региональные зачастую предназначены для разных дорожных условий, поэтому имеют более крупный рисунок, позволяющий отводить воду из пятна контакта.

    Имеются и карьерные покрышки. Их можно отнести к спец.шинам. Протектор должен обеспечиваться надежное сцепление с дорожным покрытием, причем в первую очередь с сыпучими материалами. Визуально напоминает «елочку», в таком виде размещены крупные элементы рисунка. Это обеспечивает высокую проходимость автомобиля.

    Для спецтехники

    Для спецтехники применяется несколько разновидностей протектора. В зависимости от того, какую нагрузку должно выдерживать колесо, могут применяться разные рисунки. Разберем наиболее часто встречающиеся.

    Классификация рисунков протекторов

    Если бы все автомобили эксплуатировались только по новым дорогам с твердым покрытием в сухое и теплое время года, то проблем с покрышками не существовало бы в принципе — вполне достаточно было бы использовать гладкие шины без рисунка.

    Однако такие идеальные условия практически нереализуемы, поэтому сегодня существует большое количество типов, видов и разновидностей рисунков протекторов.

    Существующие сегодня рисунки протекторов можно классифицировать по следующим признакам:

    • По типу дорожного покрытия, на котором эксплуатируется транспортное средство;
    • По ориентации рисунка относительно транспортного средства и типу рисунка беговой дорожки;
    • По сезону, климатическим и погодным условиям эксплуатации;
    • По скоростным характеристикам.

    По типу дорожного покрытия рисунки протектора делятся на четыре основных категории:

    • Дорожный рисунок (шоссейный, англ. Highway, H/T, H/P) — наиболее распространенный на легковых автомобилях тип покрышек, предназначенный для эксплуатации по дорогам с твердым покрытием;
    • Повышенной проходимости (M/T — Mud Terrain) — покрышки для автомобилей, эксплуатируемых по дорогам с покрытием низкого качества и по бездорожью. Данный рисунок характеризуется наличием высоких грунтозацепов, разделенных примерно равными с ними по размерам промежутками;
    • Универсальный рисунок (A/T — All Terrain) — в данных покрышках протектор в центральной части имеет дорожный рисунок, а по краевым частям выполнены грунтозацепы. Шины этого типа широко используются на легковых автомобилях повышенной проходимости и внедорожниках;
    • Карьерный рисунок — характерен для шин карьерной техники, грузовиков, тракторов и различных машин, эксплуатируемых на дорогах с каменистым покрытием. Грунтозацепы в протекторе с карьерным рисунком расположены относительно далеко друг от друга, что предотвращает застревание между ними камней.

    Выделяют четыре тип рисунка протектора, которые отличаются ориентацией относительно автомобиля и симметрией:

    • Симметричный ненаправленный рисунок. Бюджетные шины, в которых рисунок имеет продольную симметрию (на правой и левой половинах одинаковый), и для него не имеет значение направление вращения колеса. Шины с данным типом рисунка можно устанавливать на любую ось и любой стороной. Шины этого типа недороги, просты по конструкции, обеспечивают невысокий уровень шума и универсальны в применении;
    • Ассиметричный ненаправленный рисунок. Более дорогие шины, для которых имеет значение правильная ориентация относительно автомобиля. У них есть внешняя и внутренняя сторона, внутренняя должна быть обращена в сторону колесной арки, внешняя — наружу. Данный тип шин обеспечивает хорошую устойчивость и управляемость автомобиля, особенно при активном маневрировании;
    • Симметричный направленный рисунок. Рисунок имеет зеркальную симметрию и должен располагаться определенным образом относительно направления движения автомобиля, поэтому колеса с таким рисунком имеют маркировку направления вращения (стрелка). Данный тип шин хорошо противостоит аквапланированию и обеспечивает хорошую устойчивость автомобиля на различных типах дорожного покрытия;
    • Ассиметричный направленный рисунок. Более редкая разновидность шин, для них имеет значение не только ориентация относительно направления движения автомобиля, но и расположение сторон протектора (то есть, в них предусмотрены внешняя и внутренняя стороны). Данный рисунок обеспечивает хорошее сцепление с дорогой и управляемость, он предотвращает аквапланирование и иные негативные явления.

    По сезонности все шины делятся на три группы:

    • Летние;
    • Зимние;
    • Всесезонные.

    На летних шинах рисунок протектора обеспечивает надежный отвод воды, но при этом имеет достаточную жесткость для сцепления с твердым дорожным покрытием. На зимних покрышках рисунок протектора обеспечивает установку шипов, либо имеет ламели — эластичные элементы протектора, которые создают эффект «прилипания» шины к скользкому дорожному покрытию. Рисунок протектора всесезонных покрышек сочетает в себе особенности летних и зимних покрышек.

    Наконец, рисунок протектора может иметь особенности, учитывающие скоростные характеристики шины. На шинах, предназначенных для использования на высоких скоростях, рисунок протектора обычно менее глубокий, что снижает их шумность и обеспечивает наилучшие характеристики на дорогах с ровным твердым покрытием.

    Сегодня производители покрышек предлагают множество вариантов рисунков протекторов, которые обладают той или иной эффективностью. Однако для них справедливы одинаковые правила эксплуатации и рекомендации по обеспечению их долговечности.

    О равномерности истирания

    Один из распространенных дефектов бывшей в употреблении резины – неравномерный износ, зачастую наблюдаемый невооруженным глазом. Например, индикатор износа протектора показывает запас 3–4 мм, а по бокам «шашечки» практически вытерлись.

    Неравномерное истирание рабочей поверхности выявляется и на вполне благополучных с виду покрышках. Вот почему необходимо измерять глубину канавок в 6–10 точках – визуально подобные дефекты не обнаруживаются. По результатам замеров делаются следующие выводы:

    1. Края ската потерты, а в центре высота почти как у новой зимней шины. Предыдущий владелец не озабочивался своевременной подкачкой баллонов, отчего центральная часть протектора «проседала» в процессе езды. Если износ не затронул боковины, резина допускается к дальнейшей эксплуатации, но учтите: при нормальном давлении в баллоне середина колеса быстро сотрется.
    2. Обратная картина: по центру «шашечки» ниже, чем с краю. Налицо признак езды с перекачанными колесами и повышенной нагрузкой на каркас изделия. Невзирая на презентабельный внешний вид, покупать шины не стоит – разрыв корда может случиться в любой момент.
    3. Левый либо правый край заметно истерт по сравнению с остальной рабочей поверхностью. Это результат эксплуатации с неправильными углами развала – схождения передних колес. Резину можно покупать, если разница высот невелика. Остаточная глубина рисунка протектора шин определяется по более низкому краю, поскольку на исправном автомобиле скат довольно быстро выровняется.
    4. Если высокие и низкие «шашки» расположены хаотично по всей поверхности, покрышка стояла на автомобиле водителя – экстремала. Стертый в разных местах узор свидетельствует о многочисленных резких торможениях и динамичных разгонах с пробуксовками. Подобная резина непредсказуема при дальнейшей эксплуатации.
    5. Потертость представляет собой одно широкое пятно – результат хронического дисбаланса колес. Владелец редко посещал шиномонтажные мастерские и не балансировал скаты. Такую покрышку следует отправить в утиль.

    Невзирая на вполне допустимый износ шин с указанными дефектами, эксплуатировать их дальше рискованно. В лучшем случае резина быстро придет в негодность, в худшем – лопнет на ходу.

    Как измерить глубину протектора – описание народных способов

    Существует несколько способов. Рассмотрим каждый из них подробно.

    По индикатору износа

    На всех шинах есть специальные выступы, отливы в канавках, между рисунками протектора. Их высота составляет 1,6 мм, что является критическим значением износа покрышки.

    Если протектор стерся до этих выступов, значит, покрышку уже нельзя эксплуатировать, как по соображениям безопасности, так и по правилам ПДД. Можно визуально оценить расстояние до индикаторов износа или потрогать рукой разницу между высотой рисунка шины и этими метками. В случае если эта высота одинаковая – пора менять колесо.

    Не всегда можно найти эти индикатора на резине, особенно если это заднее колесо, которое не возможно выкрутить в сторону. Для этого производители ставят специальные маркеры сбоку покрышки в виде надписи «TWI» или треугольника. Напротив этих обозначений нужно искать индикаторы износа.

    По цифрам, нанесенным на пятно контакта

    В случае если нет подобных отливов в канавках шины, некоторых производители выжигают на рабочей поверхности покрышки цифры разной глубины. Они означают глубину протектора до его основания.

    Допустим, на пятне контакта шины нанесены цифры «8, 7, 6, 5 …». Они значат:
    8 – расстояние от поверхности протектора до его основания 8 мм
    7 – остаточная глубина 7 мм
    И так далее. Самой глубокой будет цифра «2» – значит, протектора осталось 2 мм.

    По мере износа покрышки эти цифры будут стираться. Самой первой сотрется «8». Если ее не будет видно, значит, остаточная толщина рисунка стала меньше 8 мм. Стерлась «7» – менее 7 мм и так до последней цифры.

    Между цифрами могут нарисовать «капельку». Если она стирается, а циферки еще не все затерлись, это значит, что колесо еще пригодно к эксплуатации, в нем есть минимально допустимая глубина протектора, но оно будет в большей степени подвержено аквапланированию. То есть ламели не будут в достаточной степени выталкивать воду из-под колеса, будет образовываться водяной клин между ним и дорожным покрытием. А чем опасно аквапланирование – рассказывал выше в этой статье.

    На видео понятным языком объяснено, как определить износ покрышки по индикаторам износа и маркировочным цифрам на шине:

    При помощи штангенциркуля

    Для более точного замера возьмем штангенциркуль с глубиномером. Все просто, измеряем глубину, как это делаем в обычной жизни. Он покажет остаточное значение в миллиметрах.

    Видео, как замерить глубину рисунка протектора покрышки при помощи штангенциркуля:

    Специальный измеритель для шин

    В сети можно заказать специальный глубинный измеритель износа шин. На АлиЭкспресс его стоимость варьируется от 45 до 50 и выше рублей. Он оснащен выдвижным глубиномером и шкалой, указывающей остаточное значение глубины протектора покрышки.

    Пользоваться им просто. Выдвигаем «язычок» и упираем его в основание протектора. Нажимаем на прибор сверху. Линейка двигается по шкале значений, и корпус прибора упирается в верхнюю часть рисунка. Смотрим на школу, линией отмечено, сколько осталось покрышки до полного износа.

    Как пользоваться измерителем глубины протектора покрышки, купленного на АлиЭкспресс:

    https://vk.com/video_ext.php

    Им удобно пользоваться. Потому что на шкале нанесены не только цифры, показывающие глубину, но и минимальные допустимые значения по ПДД и рекомендациям производителей. То есть, красной чертой отмечено 1,6 мм – полный износ. Также обозначены критичные показатели для зимних и летних шин.

    При помощи монеты

    Этот способ определения остаточной глубины больше подходит для жителей Украины. Для этого берем монету номиналом в 10 копеек. Находим на покрышке индикатор износа и упираем монету в него.

    Смотрим на надписи на монетке, которые видны из протектора. Если не видим слово «копеек», значит глубина 5 мм. Если протектор перекрывает веночек на монете – 1,5-2 мм. На новой шине рисунок протектора перекрывает слово «копеек».

    На видео наглядно показано, как применять этот способ:

    Чтобы не обидеть жителей России, научимся измерять глубину рисунка 2-х рублевой монетой. Делаем все так же, как показано на видео выше и смотрим на скриншот ниже.

    1. Если в протекторе скрылась только начало венка – покрышка на выброс, ее глубина 2 мм,
    2. Видна только надпись «рубля» — еще ездить можно, износ 4 мм,
    3. Из глубины протектора выглядывает только цифра 2 номинал монеты – покрышка как новая, глубина 6 мм.

    Остаточная глубина протектора шин

    Автомобильные шины, имеющие определенный пробег, имеют важную величину (техническую характеристику), которая называется остаточной глубиной протектора. Несложно догадаться, что она показывает степень износа покрышек и указывает на возможность дальнейшей эксплуатации. В случае отсутствия специальных индикаторов износа покрышек остаточная высота (глубина) протекторного рисунка не должна быть ниже следующих допустимых значений:

    • для мотоциклетной техники (категория L) – 0.8 мм;
    • для грузовых автомобилей и прицепов (категории О3, О4, N2, N3) – 1 мм;
    • для легковых автомобилей и прицепов, а также ТС с максимальной массой до 3.5 т (категории О1, О2, М1, N1) – 1.6 мм;
    • для автобусов (количество мест более 8, категории М2, М3) – 2 мм.

    Величина остаточной глубины для зимних шин с различным протекторным рисунком при использовании на определенных типах дорожного покрытия должна быть не более 4 мм. Такие автопокрышки предназначены для езды по заснеженным и обледеневшим трассам. Они маркируются большими латинскими буквами «M» и «S», а также имеют рисунок горной вершины с расположенной внутри снежинкой.

    Маркировка зимних шин с различным протекторным рисунком

    Допустимая глубина протектора зимних шин

    К зимней резине предъявляются повышенные требования (в отличие от летних шин, так как от качества и высоты протекторного рисунка зависит качество езды, торможения на заснеженной или обледенелой дороге, а также безопасность водителя и членов экипажа).

    Новая зимняя шина имеет более глубокие канавки и ламели на протекторе, что обеспечивает максимальное сцепление с дорожным полотном и отведение снежной каши из контактного пятна. Резина для езды холодную пору года бывает трех типов:

    • шипованной;
    • фрикционной;
    • «скандинавской».

    Первый тип зимних шин предназначен для езды по льду и снегу. Имеющиеся на автопокрышке шипы разбивают их, тем самым обеспечивают хорошее сцепление с поверхностью дорожного полотна

    Обратите внимание, что при прохождении асфальтированных участков создается достаточно большой шумовой фон. Не рекомендуется резко тормозить, поскольку можно деформировать резину и повредить шипы

    Фрикционные автопокрышки предназначены для езды по слякоти, грязи и неглубокому снегу. В сравнении с летними шинами, высота протектора зимних автопокрышек должна быть выше хотя бы на 3 мм. Фрикционная резина имеет большое количество нешироких прорезей, а также грунтозацепы специальной формы, которые существенно увеличивают устойчивость машины на мокром дорожном покрытии. Все шины этого типа в обязательном порядке снабжаются симметричным рисунком.

    Что касается «скандинавской» резины, то такой тип автопокрышек предназначен для езды в условиях минусовых температур и сильного снегопада. Глубина протектора подобных шин должна быть не менее 8 мм. «Скандинавские» шины оснащаются асимметричным рисунком, где четко просматриваются широкие чашки с ламелями, которые необходимы для эффективного воздействия на снег и лед, а также их отведения из контактной области.

    Допустимая глубина протектора летних шин

    Глубина протектора летних автопокрышек напрямую влияет на качество сцепления колес с дорожным полотном и способствует водоотведению из контактной зоны, поэтому ее размер колеблется в диапазоне 6-8 мм

    Обратите внимание, что допустимый уровень износа не должен быть менее половины начальной высоты протектора. Минимальная глубина протекторного рисунка, при котором разрешена эксплуатация покрышек, должна составлять не менее 1.6 мм

    Чтобы летнюю резину можно было использовать, обязательным условием является наличие четко обозначенного протекторного рисунка, в противном случае существенно ухудшается сцепление с дорогой и отведение воды (усиливается эффект аквапланирования). На новых шинах размер глубины может варьироваться в зависимости от типа автомобилей. К примеру, на спортивных и гоночных авто высота рисунка шины может находиться в значении 12-17 мм, в то время как на внедорожниках этот показатель может быть больше.

    Назначение протектора на шинах

    Уже на заре автомобилестроения стало понятно, что колеса автомобиля очень важны для устойчивости автомобиля и его управления

    Однако пока скорости были малы, а сами автомобили были больше средством развлечения, покрышкам придавали не слишком большое внимание, и чаще всего они не имели протектора

    С ростом скоростей и расширением условий эксплуатации автомобилей, они стали оснащаться более сложными шинами с протекторами. Сегодня же шины с гладкой поверхностью запрещены к эксплуатации и даже могут стать причиной штрафа (точнее, такие покрышки находят применение только в некоторых видах автоспорта).

    Протектор на шинах появился не из любви автомобилистов к прекрасному, а чисто из практических целей. Протектор выполняет несколько основных функций:

    • Защита покрышки и камеры (если она есть) — данная функция заложена в названии протектора (protect — защищать), благодаря протектору шина защищена от механических повреждений острыми камнями, битым стеклом и т.д.;
    • Формирование пятна контакта шины с дорогой;
    • Удаление воды из-под пятна контакта — протектор имеет такой рисунок, который обеспечивает эффективное удаление воды из-под шины, снижая вероятность ее неуправляемого скольжения на тонком слое воды («аквапланирование»);
    • Обеспечение необходимых ходовых характеристик на дорогах с различным покрытием в различных погодных условиях.

    Таким образом, рисунок протектора — это не прихоть дизайнера, а необходимость, продиктованная суровой реальностью. Причем сегодня существует огромное разнообразие типов рисунков протекторов, которые помогают решать самый широкий круг задач при эксплуатации транспортных средств и колесной техники в любых условиях.

    Измерение высоты протектора

    Исходя из того, что измерение глубины протектора проводится в миллиметрах, визуально определить, сколько осталось, довольно сложно. Для этого используют специальный измеритель глубины протектора. Как правило, пользуются им профессиональные автомобилисты. Прибор для измерения глубины протектора шин может быть механическим, но более точные показатели демонстрирует электронный глубиномер. Обычные водители предпочитают использовать различные подручные средства, например, монетки.

    Известно, что можно измерить высоту протектора шины монетой номиналом 10 копеек. Если вставить ее в одну из канавок, и слово «копеек» будет не видно, то резина еще послужит. Следует приобрести новый комплект, если скрывается только ее ободок.

    Важно также определить место измерения. При полностью исправной подвеске резина будет снашиваться одинаково на четырех колесах и по всей их плоскости

    Однако это скорее идеальный вариант, чем обыденный.

    Как правило, в середине глубина протектора всегда больше, чем по бокам покрышки

    При этом важно, чтобы износ с обеих сторон был максимально симметричным. . Регулярно измерять высоту протектора шины следует еще и потому, что это один из методов контроля исправности ходовой части авто

    Регулярно измерять высоту протектора шины следует еще и потому, что это один из методов контроля исправности ходовой части авто.

    Многие современные компании наносят на шины специальный цветной слой резины или метки. По ним можно определить, износились ли покрышки и уже наступила допустимая глубина или еще можно эксплуатировать покрышки.

    Специалисты рекомендуют проводить визуальный контроль

    При этом важно не столько учитывать степень износа, сколько контролировать его равномерность. Этот параметр напрямую зависит от стиля езды

    Водители, эксплуатирующие авто активно, чаще меняют колеса – это закономерность.

    Виды рисунка протектора

    Для обеспечения управляемости в разных условиях могут использоваться различные покрышки. Чтобы достичь подобного имеются разные виды протектора летних шин.

    • Симметричный. Наиболее простой вариант летнего протектора. Обе половины профиля одинаковы. Используется при изготовлении самых дешевых покрышек. В целом универсален. Может использоваться на любых видах покрытий, проигрывает по ряду технических показателей другим разновидностям.
    • Симметричный направленный. В отличие от предыдущего протектора имеют направленные канавки, что позволяет легче отводить воду от резины, по краям резина менее жесткая. Необходимо строго следить за направлением при установке шины на автомобиль. Оптимально подходят для мокрого асфальта. Часто такой протектор имеют дождевые покрышки.
    • Ассиметричный. Тут одна половина ската имеет рисунок больше подходящий для дождя, другая половина лучше будет чувствовать себя на сухом асфальте. Такой подход дает возможность без каких-либо проблем управлять автомобилем в любых условиях. Стоит помнить, о необходимости правильной установке резины в соответствии с метками.
    • Ассиметричный направленный. Это, наверное, один из лучших вариантов для скоростных автомобилей. Благодаря направленному и ассиметричному рисунку удается добиться оптимального сцепления с любой дорогой и при любой скорости.

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ