2 варианта регулировки зазоров клапанов двигателя автомобиля

    15
    0

    Регулировка зазоров клапанов

    Процесс регулировки проводится посредством нескольких этапов

    Особое внимание уделяется подготовительным работам, направленным на подготовку помещения и автомобиля. Каждый процесс стоит рассмотреть более подробно

    Подготовка

    Перед тем как приступить к регулировочным работам, требуется тщательно очистить и отмыть кузов транспортного средства

    Важно полностью удалить пыль и грязь из подкапотного пространства. Это необходимо для того, чтобы в мотор не попало ничего лишнего после того, как крышка головки блока цилиндров будет снята. После этого автомобиль устанавливается на максимально ровную поверхность, тщательно затянуть стояночный тормоз и обязательно под колеса подложить специальные упоры

    Желательно позаботиться о том, чтобы в помещении, где проводятся работы, было обеспечено равномерное и в меру яркое освещение

    После этого автомобиль устанавливается на максимально ровную поверхность, тщательно затянуть стояночный тормоз и обязательно под колеса подложить специальные упоры. Желательно позаботиться о том, чтобы в помещении, где проводятся работы, было обеспечено равномерное и в меру яркое освещение.

    Не менее важно подготовить необходимые для регулировки инструменты:

    • набор гаечных ключей;
    • отвёртки;
    • специальный измерительный щуп;
    • пинцет;
    • микрометр;
    • набор регулировочных шайб;
    • прибор для регулировки клапанов.

    Ещё одним важным критерием подготовительных работ является обязательное снятие головки блока цилиндра. В процессе установки ГБЦ на авто и при протяжке есть вероятность смещения зазоров в сторону плюса или минуса. Именно по этой причине нужно перестраховаться и лишний раз провести перепроверку.

    Регулировка с применением щупа

    Данный метод изменения показателей зазора осуществляется с использованием щупа. На современных авто для подобной процедуры задействуются регулировочные шайбы клапанов. Последовательность действий здесь следующая:

    1. Требуется отцепить клапанны трубки и крышки, а также тросики, которые ведут к приводам заслонок, и провести демонтаж корпуса воздушного фильтра. Можно выкрутить свечи, чтобы коленвал прокручивался легче.
    2. Откручиваются две гайки, снимается крышка, а с верхней части убираются остатки автомобильного масла.
    3. Снимается кожух ремня ГРМ.
    4. Поршень цилиндра, откуда начнётся процесс регулирования, выставляется в верхнюю точку сжатия. Для получения более точных результатов можно будет ориентироваться на метки, нанесённые производителем.
    5. Проворачивается коленвал по звёздочке и строго по часовой стрелке. Чтобы регулировка была проведена максимально правильно, нужно проследить за тем, чтобы риски на корпусе подшипников и на коленвале полностью совпадали.
    6. На винте, который используется для установки зазора, следует отжать контргайку. Зазор при этом выставляется так, чтобы плоский щуп был максимумом подворота болта. Как только контргайка затягивается, нужно проверить правильность показателей, так как при сильном затягивании они могут сдвинуться.

    Данный процесс проводится со всеми остальными клапанами.

    Регулирование при помощи рейки и индикатора

    Для регулировки автомобильного теплового зазора довольно часто используется специальная рейка, одновременно с индикатором. Данные приспособления позволяют добиться максимальной точности, чего нельзя получить при описанном выше методе. Порядок работ здесь установлен следующий:

    • после проведения подготовительных работ и снятия крышек клапанов мотор нужно прокрутить до совпадения меток на шестерне распределительного вала и метки на корпусе;
    • маркером на обратной стороне встроенной шестерни нужно проставить свои значки. Делать это нужно каждые 90 градусов, относительно установленной производителем метки;
    • при помощи трёх болтов нужно зафиксировать рейку на выступе блока установленных подшипников;
    • в специальное гнездо на планке требуется проставить стрелочный индикатор. При этом шкала должна быть установлена на нулевой отметке;
    • при помощи специального устройства берётся кулачок и немного тянется вверх. При нормальном раскладе стрелка индикатора сместится примерно на 50 — 52 деления.

    Если в результате проведённых мероприятий полученные параметры несколько отличаются, потребуется провести регулировку по описанному выше методу.

    По окончании регулировочного процесса, связанного с установкой зазоров в клапанном механизме, нужно запустить двигатель и прослушать, как он осуществляет свою работу в разных режимах. Если манипуляция проводилась после восстановления головки, требуется проследить за тем, чтобы клапаны были правильно притёрты.

    Последствия не регулированных клапанов

    Не отрегулированные клапана могут быть причиной мелких или очень серьезных поломок двигателя. Как правило, это существенно меняет тепловой зазор. В случае, если зазор меньше нормы – клапан не полностью закрывается, что приводит к отсутствию герметизации камеры сгорания, попадания топлива и отработанных газов в выпускной или впускной тракт двигателя. Хуже всего это сказывает для отработанных газов, на цилиндрах и клапанах образовывается нагар, что ведет к дальнейшему ремонту деталей.

    Увеличение теплового зазора так же не на пользу двигателю. Это приводит к дополнительным ударам распредвала на механизм клапанов, соответственно ресурс клапана быстро уменьшается. Клапан несвоевременно и плохо открывается, нарушается подача топлива в цилиндры, нарушаются фазы газораспределения. В результате упадет мощность двигателя, он не будет тянуть и соответственно расход топлива увеличится.

    Специфика выполнения работ

    Существует категория водителей, которые стремятся все работы по обслуживанию и ремонту своего автомобиля делать самостоятельно.

    Особенно это свойственно для владельцев отечественных машин, и это похвально.

    Но таким водителям нужно осознать, что ряд работ, особенно, которые касаются регулировок, требуют не только теоритических знаний и опыта, но и своеобразной «чуйки», которая приходит со временем, путем проб и ошибок.

    Особенно к таким работам относятся все регулировки, проводимые на карбюраторе, а также регулировка клапанов и еще ряд других регулировок.

    Поэтому, если Вы это делаете в первый раз, то позовите человека, который, как минимум 3-5 раз проделывал такие работы на своем автомобиле, и желательно на такой же модели, как и у Вас.

    Также перед проведением работ проверьте натяжение ремня ГРМ

    Это важно

    Если Вы только приехали в гараж и хотите в этот же день проводить регулировку клапанов, то нужно около 5-6 часов, чтобы двигатель остыл.

    Можно сразу приступить к снятию крышки клапанов и других деталей, это позволит сократить время остывания двигателя до 1-2 часов, так как увеличиться теплообмен между горячим мотором и окружающей средой.

    А лучше исходить из принципа: вечером приехал – утром проводи работы.

    Кстати, не забудьте про прокладку под крышкой клапанов, в 90 % случаев ее приходится менять, поэтому новая прокладка должна быть у Вас под рукой.

    Отсчет цилиндров и клапанов.

    Отсчет клапанов ведется следующим образом. Встаньте слева от автомобиля по ходу его движения, возле двигателя. Повернитесь лицом к двигателю.

    Сейчас читают

    Угорание масла в двигателе или как уменьшить «масложор» мотора

    1.5k

    Что будет если перелить масло в двигатель

    3.3k

    Отсчет цилиндров и клапанов ведется слева на право от цепи ГРМ.

    Последними будут 4-й цилиндр и 7,8 клапана, но регулировка начинается с клапанов № 6 и 8.

    Материальная сторона вопроса

    Каков порядок регулировки клапанов ВАЗ-2101 производимый своими руками?

    1. Необходимо снять с воздухоочистителя крышку и вынуть ваш воздушный фильтр. Четыре гайки откручиваются ключом на 8, после этого следует поснимать подходящие к воздушному фильтру большую нижнюю и маленькую, тянущуюся от карбюратора, шланги.
    2. После снимается воздухоочистительный корпус.
    3. С помощью отвертки и ключа на 8 отключается подсосный трос.
    4. Сняв пружину вместе с шайбой, нужно отключить газовую тягу.
    5. Клапанная крышка крепится восемью гайками, которые откручиваются с помощью торцового ключа на 10.
    6. Дальше осуществляется подъем крышки.
    7. Приготовьте два рожковых ключа (на 17 и 13), заранее приготовленный щуп или специальное приспособление. Дальше нужно осуществить операцию, связанную с поворотом движка. Повторять ее нужно до момента, пока метки на коленном валу не совпадут с метками, изображенными на валу распределительном, в виде звездочек.

    Добившись подобного положения, вам нужно будет в шестом и восьмом кулачке проверить зазоры.

    Регулировка клапанов двигателя.

    Регулировка зазоров клапанов во всех двигателях внутреннего сгорания происходит по одному и тому же принципу. Независящему от. конструктивных особенностей системы ГРМ. Четырех тактные двигатели как бензиновые так и дизельные имеют одну и туже общую конструкцию. Зная общий принцип можно регулировать клапана на любом двигателе автомобиля.

    Порядок работы цилиндров 4 цилиндрового двигателя.

    Если сработал один цилиндр. за ним в работу вступает следующий. Какой именно. зависит от конструкции двигателя. Если двигатель имеет рядное расположение цилиндров. Коленвал имеет такое строение

    Сработал первый цилиндр следующий будет либо 2 либо 3

    За 2 будет 4, за 3 – либо 4 либо 3

    Поэтому порядок работы цилиндров 4 х цилиндрового рядного двигателя будет таким

    1-2-4-3

    Или таким

    1-3-4-2

    Другие конструкции двигателей имеют другой порядок работы цилиндров

    Важно знать порядок работы цилиндров для каждого двигателя. Чтобы регулировать клапана именно того цилиндра который находится в ВМТ именно в момент сжатия

    Если мы имеем порядок работы 1-3-4-2, это значит, что сначала регулируем первый цилиндр затем 3 затем 4 затем 2

    Как определить вмт поршня в первом цилиндре

    Почему положение именно 1 цилиндра. Чтобы не путаться. Первый всегда первый, согласно схемы работы цилиндров. Но можно начать и со 2 и с 3 и с 4.

    Выглядеть это будет следующим образом.

    2-1-3-4 или если начать с3 то 3-4-2-1

    Поэтому чтобы не забивать себе голову лишними подсчетами всегда регулируем с 1, согласно схемы работы двигателя.

    Поршень первого цилиндра необходимо выставить таким образом. Чтобы он находился в ВМТ в момент сжатия. Все метки на шкиву коленвала, на маховике, на любом двигателе показывают положение первого цилиндра в ВМТ.

    Для того чтобы начать регулировку этого мало. Интересует не только положение поршня в вмт но и ещё чтобы он находился в момент сжатия. Когда поршень совершает сжатие топлива. В этот момент впускной и выпускной клапаны закрыты.

    За весь цикл работы двигателя от 1 до 4 цилиндра распредвал совершает один оборот а коленвал 2 оборота. То ест поршень дважды приходит в ВМТ 1 цилиндра за один оборот распредвала. Интересует только одно положение.

    Способов определить это положение много. Самый простой и верный , это заткнуть бумажной пробкой отверстие свечи первого цилиндра. И проворачивать коленвал. Клапана первого цилиндра закроются, Создастся компрессия. И пробка выстрелит. Потом останется просто довести метку. Это и будет наше положение поршня первого цилиндра.

    Можно сориентироваться по положению бегунка трамблера. Если он начинает подходить к контакту высоковольтного провода первого цилиндра, необходимо в этот момент подвести метку на шкиве или коленвале.

    Коромысла клапанов указывают на положения первого цилиндра в момент сжатия. Впускной и выпускной клапан будут неподвижны при подходе поршня первого цилиндра в момент сжатия. Останется только совместить метку. В другом положении поршня первого цилиндра в ВМТ выпускной клапан будет закрываться. После прохождения ВМТ впускной начнёт открываться. Это будет не правильное положение поршня для регулировки клапанов. Главное следить за клапанами при вращении коленвала.

    После того как правильно установлен поршень первого цилиндра можно начинать регулировку клапанов. По окончании необходимо проворачивать коленвал по часовой стрелке до достижения следующим поршнем положения ВМТ согласно схемы работы.

    Способы регулировки и зазоры клапанов у разных двигателей отличаются. Здесь уже необходимо опирать на руководство по эксплуатации. Но это скорее технические вопросы чем принципиальные.

    Зазоры клапанов не только компенсируют тепловое расширение деталей. Но и дают определенный диапазон использования двигателя до следующего технического обслуживания.

    Порядок регулировки клапанов ВАЗ 2101-2107

    Сначала подготавливаем автомобиль:

    • подождать пока двигатель остынет, если он работал;
    • поставить машину на ровное место;

    Порядок регулировки клапанов:

    1. Снять крышку воздушного фильтра и сам фильтр.

    Отсоединить трубки крепления фильтра и демонтировать крепление.

    Снимаем тросик управления воздушной заслонки (подсос).
    Снять тягу дроссельной заслонки.
    Выкручиваем гайки крепления клапанной крышки и снимаем ее.
    Перед регулировкой клапанов, сразу проверяем как натянута цепь. Если натяжка не нормальная, придется проводить работы заново.
    Снимаем крышку трамблера (распределителя).
    Устанавливаем в 4-м цилиндре поршень в верхнюю мертвую точку (ВМТ). ВМТ устанавливаются с помощью меток на шкиве коленвала ДВС и крышке привода распределительного вала, также метки нанесены на шестерни распредвала и крышки распредвала.Метку выставляют специальным ключом для болта шкива коленвала ДВС. Если нет ключа, можно выставить 4-й поршень в ВМТ вращая одно из задних колес. Поднять одну сторону домкратом, рычаг переключения скоростей поставить на 4-ю передачу, чтобы было легче крутить и медленно крутить колесо. При выставлении меток без ключа, потребуется помощник, который будет смотреть на метки.
    Когда метки на распредвале и на крышке распредвала совместились, проверяем, чтобы метки на коленвале также совпали. Также можно проверить, совпали ли метки на бегунке трамблера. Контактный вывод должен быть направлен на вывод провода высокого напряжения четвертого цилиндра. Как определять, раннее или позднее зажигание, мы уже разбирала в другой статье.
    После совпадения меток приступаем к настройке зазоров клапанов.

    Правильный порядок регулировки клапанного механизма ВАЗ «Классика» 2101-2107.
    Угол проворота коленчатого вала Регулируемые клапана
    8 и 6
    180 4 и 7
    360 1 и 3
    540 5 и 2

    Из таблицы мы видим, что, если 4-й поршень выставить в верхнюю мертвую точку, то измеряем и регулируем 6-й и 8-й клапана.

    Находим 8-й клапан. Отсчет идет со стороны бампера, восьмой будет первым от салона.
    Между рокером и кулачком распредвала вставляем щуп. Нормальный зазор — это проход щупа с небольшим ощутимым сопротивлением. Если пластинчатый специальный щуп толщиной 0,15 проходит легко или с большим усилием, то надо регулировать.
    На рокере сбоку есть гайка, закрученная на болт с головкой на 13 мм. Этим болтом выставляется зазор, а гайка защищает от самовыкручивания. Чтобы увеличивать или уменьшать зазор, ослабляем гайку под ключ на 17, одновременно удерживая болт. Когда болт ослаблен, вращаем его и изменяем зазор.Когда выставили нужный зазор, приступаем к затяжке. После затяжки надо проверить заново, возможно болт чуток крутнулся и изменил зазор.
    Далее, проделываем то же самое с 6-м клапаном.
    Когда пару клапанов 8 и 6 отрегулировали. Приступаем, согласно таблице, к выставлению зазоров 4-го и 7-го клапанов. Но, перед тем, как приступить к настройке 4 и 7 клапанов, надо провернуть коленвал на 180 градусов. После поворота коленчатого вала ДВС на 180 градусов, уже поршень 3-го цилиндра выставится в ВМТ. Угол поворота при выставлении третьего поршня в верхнее мертвое положение неудобно выставлять. Для удобства используем маркер или фломастер. Если коленвал ДВС повернется на 180 градусов, то бегунок трамблера повернется на 90 градусов. Значит, можно использовать трамблер и бегунок для выставления 3 поршня в ВМТ, сделав метки маркером на корпусе: отмечаем где сейчас контакт, и отмечаем где он должен быть строго через 90 градусов.
    После регулировки клапанов 3-го цилиндра автомобилей Ваз классических моделей, с помощью трамблера выставляем поршень 1-го цилиндра поворотом коленвала еще на 180 градусов, регулируем клапаны 1 и 3, аналогично. Затем, также выставляем поршень 2-го цилиндра в ВМТ и регулируем последние клапана 5 и 2.

    Как отрегулировать клапана

    Все процедуры необходимо проводить только на холодном двигателе. Это делается для того, чтобы результаты нстройки остались стандартными: именно так поступают на заводах-изготовителях. Стоит отметить, что порядок регулировки клапанов на каждой машине свой: узнать его можно из инструкции к автомобилю или соответствующей литературы. Процесс осуществляется посредством вкручивания или выкручивания специальных регулировочных винтов, либо подбором плоских шайб. Каждый из этих вариантов рассматривается отдельно.

    Использование специальных инструментов

    Регулировка клапанов двигателя производится с помощью набора щупов или посредством специальной рейки и индикатора. Оба способа достаточно широко распространены: первый отличается простотой, доступностью и требует минимальных финансовых и временных затрат. Чтобы применить второй метод, придется купить прибор и специальное приспособление.

    Регулировка с помощью щупа и контргаек

    Подобный способ настройки ГРМ характерен для российских заднеприводных авто («классика»). Алгоритм действий:

    • Демонтируйте корпус воздушного фильтра и от клапанной крышки отсоедините все трубки, тросики и рычажки. Для облегченного проворачивания коленвала двигателя выверните свечи зажигания.
    • Снимите клапанную крышку и передний кожух ремня ГРМ (если он есть – может быть и цепь).
    • Выставите поршень цилиндра, с которого начнется процедура (например, в жигулевской «классике» он 4-й) в положение верхней мертвой точки: клапаны окажутся в закрытом положении.
    • Наблюдая за меткой-углублением на шкиве вала двигателя, проворачивайте его до совпадения с риской на нижней передней крышке БЦ . Точка-углубление на звездочке вала ГРМ тоже должна совпасть с меткой на его «постели» (корпусе).
    • Рожковым ключом удерживайте регулировочный метиз и одновременно ослабьте контргайку. Далее нужно пользоваться набором щупов для регулировки клапанов. Выберете нужную тонкую пластину, вставьте ее между коромыслом и стержнем клапана. Щуп при нормальной настройке будет проходить с небольшим трением. Значение зазора необходимо отрегулировать по таблице, которая для каждой машины своя (для ВАЗ2101-07 – 0,15 мм). Теперь затяните контргайку и еще раз проверьте зазор. При необходимости операцию повторите. Соблюдайте порядок регулировки клапанов: например, для «классики» ВАЗ: 8-6, 4-7, 1-3, 5-2.

    Регулировка с помощью шайб

    Подобная настройка ГРМ больше характерна для переднеприводных автомобилей. Чтобы ее произвести, необходимо:

    1. Снять крышку клапанов.
    2. Найти метки на блоке мотора, шкиве ремня ГРМ и, проворачивая коленвал по часовой стрелке, добиться их совпадения. В итоге первый поршень окажется в положении ВМТ.
    3. Определите зазор между регулировочной шайбой и кулачком распределительного вала (они – первые, если смотреть со стороны шкива).
    4. При большем или меньшим зазоре подберите другую шайбу (на каждой есть соответствующая маркировка, если нет – воспользуйтесь штангенциркулем, а лучше — микрометром).
    5. После установки шайбы снова проверьте зазор: допустимое отклонение – не более 0,05 мм в обе стороны.
    6. Не забывайте, что величина зазора для впускного и выпускного клапанов разная – данный параметр необходимо выяснить из инструкции по эксплуатации конкретного авто.

    Регулировка с помощью индикатора и рейки

    Этот метод считается более точным и был особенно популярен во времена ССССР. Подобный способ регулировки хорош для двигателей, находящихся в эксплуатации длительное время, т. к. прибор и рейка при измерении учитывают выработки на поверхностях деталей. Ход процедуры:

    1. Снимите клапанную крышку, предварительно отсоединив от нее рычаги и тросики.
    2. Прокрутите вал двигателя до совпадения меток, точно так же, как при регулировке клапанов с помощью щупа.
    3. Возьмите рейку и зафиксируйте ее на головке блока цилиндров (крепление осуществляется к шпилькам корпуса «постели») распредвала. Есть небольшой нюанс: не нужно вкручивать полностью все 3 гайки крепления рейки, иначе она будет болтаться. Прежде всего заверните крайние метизы, далее начинайте откручивать средний болт, пока рейка не станет неподвижной.
    4. Возьмите стрелочный индикатор и закрепите его на рейке, а лапку прибора поставьте на край кулачка клапана.
    5. Захватом, входящим в комплект, уцепите кулачок и потяните его вверх: стрелка индикатора должна пройти 52 деления (при температуре воздуха +20 градусов). Если это не так, то нужно регулировать клапан одним из двух вышеописанных способов.

    Регулировка зазоров

    Подготовительные работы перед проведением регулировки сводятся к демонтажу всех элементов двигателя для получения доступа к клапанному механизму (крышку ГБЦ необходимо тоже снять). Регулировку нужно проводить на остывшем двигателе. Также перед началом работы необходимо снять клемму с АКБ. Как только все будет готово, можно приступать. Ниже приведена пошаговая инструкция регулировки клапанов ВАЗ 2101-07. Итак, приступим!

    Регулировка клапанов двигателя

    Шаг 1. Поднимите капот и демонтируйте клапанную крышку.

    Снятие крышки клапанного механизма

    Шаг 2. Установите рейку с индикатором. Регулировка с ее помощью будет более эффективной при сравнении со щупами.

    Установка рейки с индикатором

    Шаг 3. Заводская регулировка производится в 4 приема, через каждые 180° по коленчатому валу. Так как распредвал вращается медленнее коленвала, то он за это время совершает лишь один оборот.

    Регулировка клапанов через каждые 180° по коленвалу

    Шаг 4. Сделайте метки на звездочке распредвала каждые 90°. Начинать регулировку следует с нулевого положения. В таком положении регулируются зазоры на 6 и 8 клапане.

    Метки на звездочке распредвала

    Шаг 5. Произведите замер реального зазора. В идеале зазор должен составлять 0,14 м или 48 единиц по индикатору (при температуре двигателя 7,5°C).

    Замер реального зазора 6 клапана

    Шаг 6. Увеличьте зазор до необходимых 48 единиц при помощи гаечного ключа. Если зазор был больше нормы, тогда уменьшите его таким же способом.

    Увеличение зазора до необходимых 48 единиц

    Шаг 7. После настройки произведите замер величины зазора повторно. Сильно давить на вилку не нужно. Достаточно резким движением равномерно поднять рокер до касания с распредвалом.

    Повторный замер величины зазора

    Шаг 8

    Затяните контргайку, обращая внимание на показания индикатора

    Затягивание контргайки

    Шаг 9. Все те же операции проведите и на 8 клапане. При необходимости увеличьте или уменьшите зазор до получения 48 делений.

    Регулировка зазора 8 клапана

    Шаг 10. Поверните коленвал на 180°, что соответствует повороту распредвала на 90°.

    Проворачивание коленвала на 180°

    Шаг 11. В таком положении отрегулируйте 4 и 7 клапан

    Какой из них регулировать первым – неважно. Главное отрегулировать оба клапана и желательно одинаково. Процесс регулировки идентичен

    Процесс регулировки идентичен.

    Регулировка 4 и 7 клапана

    Шаг 12. После затяжки контргайки и контроля зазора проверните коленвал в положение 360°.

    Проворачивание коленвала в положение 360°

    Шаг 13. В данном положении коленвала настройте тепловые зазоры 1 и 3 клапана абсолютно так же, как и предыдущие.

    Регулировка тепловых зазоров 1 и 3 клапана

    Шаг 14. Затяните контргайки регулировочных болтов и проведите контрольный замер зазоров.

    Контрольный замер теплового зазора

    Шаг 15. Поверните коленвал до положения в 540°. При этом распредвал повернется еще на 90°.

    Проворачивание коленвала до положения в 540°

    Шаг 16. Приступите к регулировке 2 и 5 клапана. Как и было ранее, последовательность настройки этих двух клапанов не имеет значения.

    Регулировка зазоров 2 и 5 клапана

    Шаг 17

    Когда все клапана будут отрегулированы, обратите внимание на рокера. Все они должны находиться примерно на одном уровне. Это обеспечит одинаковые фазы открытия и закрытия клапанов

    Это обеспечит одинаковые фазы открытия и закрытия клапанов.

    Рокера расположены примерно на одном уровне

    Шаг 18. После настройки не забудьте снять саму рейку с двигателя.

    Снятие рейки с двигателя

    Шаг 19. Установите новую прокладку клапанной крышки. Ее желательно каждый раз использовать новую. Деталь стоит небольших денег, а двигатель при этом не будет заляпан маслом.

    Установка прокладки клапанной крышки

    Шаг 20. После сборки запустите двигатель для оценки работы клапанного механизма. После прогревания проверьте двигатель на наличие посторонних звуков. На этом с регулировкой зазоров клапанов покончено.

    Запуск двигателя после настройки зазоров клапанов

    Проверка и регулировка тепловых зазоров клапанов на автомобилях ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107

    Перед проверкой и регулировкой тепловых зазоров клапанов необходимо снять крышку трамблера и клапанную крышку двигателя автомобиля, отрегулировать натяжение цепи (двигатели 2101, 21011, 2103, 2106) или ремня (двигатель 2105). Проверку и регулировку следует проводить на холодном двигателе.

    На двигателях заднеприводных автомобилей ВАЗ 2101, 21011, 2103, 2105, 2106 измеряется тепловой зазор между задней частью кулачка распредвала и рабочей поверхностью рычага клапана. Он составляет 0,14-0,17 мм для впускных и выпускных клапанов.

    Порядок проведения проверки и регулировки тепловых зазоров клапанов на двигателях автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106

    — Проверяем и регулируем зазор у 8-го и 6-го клапанов

    Поворачиваем коленчатый вал за храповик специальным ключом по часовой стрелке до момента совпадения установочной метки на звездочке (шкиве) распредвала с выступом-меткой на корпусе подшипников распредвала. Контакт «бегунка» трамблера смотрит на гнездо высоковольтного провода четвертого цилиндра в его крышке (для определения расположения нужного гнезда при снятой крышке трамблера ориентируемся на винты с четырех сторон корпуса трамблера, они совпадают с расположением гнезд).

    При совпадении меток в четвертом цилиндре происходит такт сжатия, в третьем впуска. Соответственно 8-й выпускной клапан в четвертом и 6-й впускной в третьем цилиндрах будут закрыты, между рабочей поверхностью их рычагов и тыльной стороной кулачков распредвала будет определенный зазор. Его-то и следует проверять и регулировать.

    Проверяем тепловой зазор – вставляем щуп между кулачком и рычагом, он должен входить с легким защемлением и не «закусываться».

    Если зазор слишком маленький или слишком большой, ослабляем ключом на 17 контргайку регулировочного болта, придерживаем ее им от проворачивания, другим ключом на 13, вращаем регулировочный болт, уменьшая или увеличивая зазор. Проверяем зазор щупом и если он соответствует норме, затягиваем контргайку, удерживая регулировочный болт ключом на 13.

    — Проверяем и регулируем тепловой зазор у 4-го и 7-го клапанов

    Для этого поворачиваем коленчатый вал на 180º за храповик. Контакт «бегунка» при этом поворачивается на 90º и смотрит на второй цилиндр. Проверяем и если необходимо регулируем тепловой зазор.

    — Проверяем и регулируем тепловые зазоры у 1-го и 3-го клапанов

    Опять поворачиваем коленчатый вал на 180º за храповик. Контакт поворачивается еще на 90º и смотрит на 1-й цилиндр.

    — Проверяем и регулируем тепловой зазор у 5-го и 2-го клапанов

    Снова поворачиваем коленчатый вал на 180º за храповик. Контакт поворачивается еще на 90º и смотрит на 3-й цилиндр. Аналогично проводим проверку и регулировку.

    Все проверка и регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя завершена. Возможно, после ее проведения придется несколько подкорректировать обороты холостого хода двигателя регулировочными винтами карбюратора.

    Таблица последовательности регулировки тепловых зазоров клапанов двигателей 2101, 21011, 2103, 2105, 2106, 2107

    Примечания и дополнения

    — Тепловые зазоры в приводе клапанов необходимы для компенсации теплового расширения его элементов в процессе прогрева и работы двигателя. Если зазоры маленькие или вообще отсутствуют – клапана неплотно прикрываются, обгорают их кромки, процесс горения топливной смеси в камерах сгорания нарушается, соответственно снижается мощность и приемистость двигателя. Повышается расход топлива. Если, наоборот. Зазоры слишком велики, слышен металлический цокот под клапанной крышкой на холостом ходу, клапана приоткрываются недостаточно, наполнение камер сгорания и последующая их вентиляция нарушается. Опять же это приводит к падению мощности и приемистости двигателя, повышению расхода топлива, неравномерной его работе на холостом ходу.

    Еще статьи по двигателям автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107

    Источник

    Регулировка тепловых зазоров

    После того как сняли толкатели, смотрим их номинал (желательно удостоверится, что номинал совпадает с реальным размером при помощи микрометра, на практике половина совпала, а половина имела фактический размер меньше на 1 сотку), и так всегда… Записываем полученные значения, моем руки, пьем кофе и вбиваем в Microsoft Exel недостающие значения.

    В связи с плохим охлаждением ГБЦ по углам, крайние клапана просаживаются сильнее. Все это доказывает практика.Зазор выпускных клапанов решил выставить такой:45 42 — 41 40 — 40 41 — 42 45Если Вы не используете газ в качестве моторного топлива – выставляйте зазоры на выпуске 31. Так рекомендует завод изготовитель.

    Есть еще один лайфхак – как опустить рабочую температуру двигателя со 108 до 98 градусов на этих моторах, но об этом расскажу в другой раз.

    — В моем случае минимально требуемый размер толкателя получился 2.85 мм (-15) Такого размера не существует в продаже, минимальный который, Вы сможете приобрести это 3.04.Поэтому есть два варианта точить поверхность стакана снаружи, или точить наплыв изнутри.Толщина донышка у всех стаканов 2,25 мм. А толщина наплыва на этом донышке остальные 0,79-1,35 в зависимости от номинального размера толкателя.Стачивать донышко стакана снаружи, не стоит это ослабит его конструкцию, лучше всего точить наплыв изнутри, для этого понадобится дремель, с маленькой абразивной насадкой, и одетой на этот дремель кусок трубки подходящего размера. Трубка подтачивается напильником и тем самым глубина утопленности абразива в трубке сокращается.

    Дремель

    Да приборчик не промышленный, он быстро перегревается и поэтому за 4 подхода минут по 15-20 с перерывами минут по 30 необходимые размеры были получены.

    — Чистыми руками устанавливаем толкатели в соответствии с получившейся таблицей, предварительно смазав внешние стенки стаканов свежим маслом. Проверяем, чтобы каждый стаканчик в своем колодце двигался очень плавно.Не допускается закусывания толкателя в колодце — это приведет к риску, что клапан в нужный момент просто не закроется.

    Регулировка клапанов

    • Смазываем маслом постели распредвалов и ставим распредвалы по своим местам и в правильном положении, так чтобы прорези на задних торцах были выше центра распредвалов;
    • Смазав рабочую поверхность, устанавливаем крышки подшипников распредвалов по местам, наживляем болты и равномерно прижимаем крышки таким образом, чтобы распредвал прижимался без перекосов;
    • Затягиваем крышки подшипников распредвалов моментом 8 Нм;
    • — устанавливаем новые сальники;
    • Очищаем бугель, обезжириваем посадочное место, наносим герметик без фанатизма;
    • Ставим бугель на место, затягиваем желательно в два этапа, чтобы бугель надежно сел без перекосов;
    • Одеваем шестерни, наживляем болты, чтобы муфты на валах могли свободно проворачиваться;
    • Одеваем на них ремень;
    • Устанавливаем КМ6628. Из всего набора необходима лишь верхняя планка и две пластиковые вставки.

    КМ6628

    — Проверяем не сместилась ли метка на коленвале;— Удостоверяемся, что метки которые мы выставили на ремне совпадают со звездами и метки звезд смотрят друг на друга;Если все правильно продолжаем.

    Момент по книжке шедевральный 65Нм + 120° + 15°. Лучше так не делать. Эта схема предполагает, что болты будут установлены новые, определенной твердости. Лучше всего использовать стрелочный диноключ. Именно стрелка показывает, происходит ли увеличение момента по мере затяжки. Если же стрелка замерла, скажем, на 60нм и при затяжке момент не возрастает — значит болт тянется и его нужно заменить пока не поздно.

    • Равномерно закручиваем шестерни трещоткой чтобы просто хорошо прихватить. При этом нужно очень хорошо держать ключом распредвал. Теперь распредвалы не провернуться;
    • Вытаскиваем КМ6628 и дотягиваем шестерни динамометрическим ключом до момента 80-100нм;
    • Устанавливаем пробки шестерен распредвалов, лучше это делать гайковертом;
    • Крышки ремня грм затягивается с моментом 6 нм, то есть ее можно затягивать отверткой;
    • Крышка головки цилиндров на головке цилиндров 8Нм;
    • Модуль зажигания на головке цилиндров 8Нм.

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ