Какие шансы у бизнеса электромобилей в россии?

Содержание

Отечественный конкурент

В России существует полноценный аналог Ford E-Transit – GAZelle e-NN, созданный Горьковским автозаводом (ГАЗ). Он стал первым российским коммерческим электромобилем, а его первые предсерийные образцы сошли с конвейера в конце сентября 2020 г.

GAZelle e-NN

CNews писал, серийное производство GAZelle e-NN должно начаться в 2021 г., притом сразу в нескольких версиях кузова. Первые экземпляры будут комплектоваться китайскими моторами и батареями, но со временем производство этих компонентов будет локализовано.

Грузоподъемность бортовых версий автомобиля достигает 2,5 тонны. В движение его приводит синхронный электродвигатель на постоянных магнитах с пиковой мощностью 100 кВт (около 136 л.с). Он может развивать крутящий момент до 310 Нм и разгонять автомобиль максимум до 100 км/ч. Емкость АКБ составляет 48 кВтч, и ее хватит на 120 км пробега, однако опционально возможно увеличение дальности хода до 200 км за счет установки дополнительных блоков батареи. В GAZelle e-NN заявлена ускоренная подзарядка – до 80% за 30 минут.

Что можно купить в России и за сколько

Отсутствие государственной поддержки и недостаточно развитая инфраструктура привели к тому, что в России количество электромобилей заметно уступает даже ближайшим соседям. Так, по состоянию на начало 2019 года в России было зарегистрировано 3,6 тысячи электрических автомобилей.

Для сравнения, на территории Украины на ту же дату их было 12 тысяч, причем количество постоянно увеличивается. Причина – власти полностью обнулили любые платежи при ввозе электромобилей в страну, и покупатель платит только за сам автомобиль и его перевозку.

До недавнего времени в России была нулевая ввозная пошлина для электромобилей, но ее отменили. Теперь потребители должны платить пошлину, акциз, таможенный сбор и утилизационный сбор – все это делает ввозимый автомобиль примерно вдвое дороже.

Да, приобщиться к миру полностью электрических автомобилей в России стоит дорого, а покупатель столкнется потом и с другими проблемами – обслуживанием (мало какой сервис в этом поможет), зарядкой (количество зарядных станций небольшое), а в перспективе и с заменой дорогостоящей батареи, которую придется снова ввозить из-за рубежа.

Поэтому сейчас весь рынок электрокаров в России можно условно поделить на 2 части: это автомобили, ввезенные дилерами новыми и продаваемые за огромные деньги; и импорт из Японии и реже других стран.

Первый вариант подойдет не всем, так как дилерские автомобили стоят очень дорого (они и за границей стоят дороже бензиновых аналогов, плюс ввозные платежи добавляют стоимость). Второй вариант – тоже не для всех, так как у японских автомобилей руль расположен справа.

Итак, в России можно купить несколько моделей электромобилей новыми из салона:

  • Renault Kangoo Z.E. – есть пассажирская версия и фургон. С батареей на 33 кВт*ч обещано 270 километров пробега, и все это за 2 769 000 рублей;
  • Renault Twizy – микроскопический одноместный автомобиль за 949 000 рублей. Пробег до 100 километров, хотя это скорее электрический скутер с кабиной:
  • BMW i3 – авто высокого класса с запасом хода в 180 километров. Цена – от 2 300 000 рублей в России. Дилеры, кстати, даже не пишут его цену на сайте;
  • Jaguar I-Pace – при цене от 7 398 000 рублей за новый экземпляр даже пробег в 480 километров от одного заряда вряд ли поможет модели стать лидером. Аналогичная модель Jaguar F-Pace с бензиновым двигателем обойдется вдвое дешевле, в 3 628 000 рублей.

Кроме этих моделей в официальной продаже в России электромобили не представлены. Даже сверхпопулярный Nissan Leaf, который уже получил одобрение типа транспортного средства (ОТТС), в России пока недоступен.

Все остальные модели – удел вторичного рынка. И здесь есть чуть больше вариантов: например, Nissan Leaf с правым рулем можно найти всего за 320 000 рублей (скорее всего, у него будет проблемная батарея), то за Tesla Model S 2013 года придется выложить минимум 2 600 000 рублей, а за более живые и свежие экземпляры – вдвое больше.

Лидирует на вторичном рынке однозначно Nissan Leaf – из 514 объявлений о продаже электромобилей по всей России, 400 относятся к этой модели. Соответственно, ее уже чуть лучше знают на сервисах и есть какой-то опыт по эксплуатации в российских условиях.

Что касается цен, то Nissan Leaf с правым рулем и сравнительно свежего 2015 года выпуска можно найти за полтора миллиона рублей, столько же стоит свежепригнанный из Японии экземпляр 2018 года выпуска.

Еще один вариант – пригнать авто из-за границы. Скорее всего, это будет снова Nissan Leaf. Растаможка и другие платежи потянут на большую сумму: при цене автомобиля в 10 000 долларов США в эквиваленте и его возрасте от 3 до 5 лет, придется заплатить дополнительно примерно 4 000 долларов, это таможенное оформление, пошлина, акциз, НДС и утилизационный сбор.

Но при самостоятельной покупке с аукциона за границей можно как сэкономить, так и купить «кота в мешке». Применительно к электромобилям это состояние высоковольтной батареи (ВВБ) – если она исправна на 80% или меньше, смысла в покупке немного.

Остается лишь посетовать, что государство не считает электромобили чем-то важным и не обнулит таможенные и налоговые платежи на них.

Самые доступные электромобили в России на 2020 год: список

Крупные европейские города еще несколько лет назад в геометрической прогрессии стали заполняться электромобилями. Одни эксперты составляют списки доступных в России и недорогих электромобилей, другие же объединяют в рейтингах самые популярные и дорогостоящие модели по всему миру.

Электромобили, доступные в России в 2020 году:

  1. Renault Kangoo Z.E. 33. Электромобиль достаточно вместителен, подходит не только для перевозки пассажиров, но и различных грузов. Адаптирован для российских условий. Заряда литий-ионного аккумулятора хватит на 270 км. Время подзарядки от 6 до 17 ч. в зависимости от условий. Стоимость – от 2 млн 600 тыс. руб.
  2. BMW i3. Этот автомобиль представлен в кузове хэтчбек. Заказать его можно напрямую из Германии. Работает на литиевых батареях, которые требуют подзарядки через 260 км пути. Максимально допустимая скорость – 150 км/ч. Имеет возможность заряда от домашней розетки в течение 10 ч. Ценник на такой электромобиль начинается с 3 млн 850 тыс. руб.
  3. Mitsubishi i-MIEV. Практичный городской хэтчбек появился в продаже в 2009 г. Скорость, которую он может развить, достигает 130 км/ч. Этот электромобиль стал официально импортируемым в Россию транспортным средством. Время подзарядки зависит от розетки — от спецустройства за 30 мин., от сети — 7-14 ч. Стоимость электрокара – от 600 тыс. руб.
  4. Citroen Berlingo First Electric. Широко используется во Франции почтовой службой, а также в других странах Европы как служебный транспорт. Емкий фургон может вместить до 500 кг различных грузов. Электросистема этого автомобиля выдерживает температуру до -40°С, поэтому отлично подходит для российских условий. Ценник начинается от 2 млн 600 тыс. руб.
  5. Tesla Model S, X, 3. Самые известные среди электрокаров — модели марки Tesla. Они представлены в трех вариантах — кроссовер, хэтчбек и седан. Кроссовер X имеет запас хода свыше 500 км. Официального представительства Tesla нет в России, но с 2020 г. Moscow Tesla Club реализуют их через «Связной». Цена электромобилей превышает 11 млн. руб.
  6. Nissan Leaf. Электрокары этой марки с пробегом заказываются в Россию с ценником от 500 тыс. руб. Но, к сожалению, официального открытия продаж так и не произошло. Производство Leaf началось в 2010 г. Аккумулятор заряжается от сети за 7-9 ч. Максимально развиваемая скорость – до 140 км/ч. На одном заряде способен проехать 160 км.
  7. Renault Fluence Z.E. Модель выпускалась с 2009 по 2014 г. Кузовная база этого электромобиля больше его бензинового «брата». Скорость передвижения на нем – до 135 км/ч, а запас хода около 184 км. Аккумулятор заряжается от сети приблизительно за 10-13 ч. На 2014 г. новым он стоил от 3 млн руб., сейчас доступно приобретение только с пробегом.
  8. Toyota RAV4 EV. Эта модель прославилась мощнейшим электромотором, который разрабатывался Tesla. Ее максимальная скорость составляет 136 км/ч, а продолжительность пути – около 160 км. Производство завершилось в 2014 г., но в России можно найти электромобили с пробегом от 1 млн руб.
  9. BAIC EC-Series. Достаточно известный хэтчбек, производимый в Китае. Китайские разработчики создали эту модель для езды в черте города, поскольку заряда аккумулятора хватает на 200 км пути. Ценник варьируется от 650 до 750 тыс. руб., в зависимости от комплектации.

Отсутствие загрязняющих атмосферу выхлопов и минимальное количество затрат на обслуживание такого автомобиля — несомненные плюсы, но не все так гладко. Согласно рейтингу, Россия занимает 23 место в списке стран, которые имеют необходимую инфраструктуру для использования транспортных средств этого типа.

Дата выхода электромобиля Zetta

Перспективы отечественного хэтчбека на «батарейках» туманны, поскольку денег по-прежнему нет, непонятно, где их взять. да и 100 миллионов «деревянных» явно дело не спасут. Сроки переносились несколько раз, сначала обещали запустить серийное производство в начале 2020, позже из-за якобы пандемии перенесли их на конец года (с расчетом на кредит в 100 млн рублей), но денег не дали и в сентябре 2020 года представители Zetta Auto сообщили, что в 2020 году новинку ждать не стоит.

Интерьер Zetta City Modul 1, фото drom.ru

С тех пор никаких новостей не было, а уже подходит к концу январь 2021 года. Мы задали вопросы о текущем состоянии проекта по производству первого российского электромобиля через контактную форму на официальном сайте Zetta Auto (больше никаких контактов там нет), но нам ничего не ответили.

Помимо Zetta в России недавно придумали еще один электромобиль — Кама-1. Про него мы тоже сделали подробный репортаж. Вроде бы едет, а что дальше, как и с «Зеттой», пока непонятно. Хочется верить, что у российского бюджетного электротранспорта есть будущее, но, вероятно, не в ближайшей перспективе.

Обновлено: 20 января 2021 года прокуратура Самарской области завела уголовное дело против руководителя компании Zetta Auto по ч. 2 ст. 145 УК РФ (полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы). После вмешательства ведомства долг в 4 миллиона рублей за сентябрь-ноябрь 2020 года перед 59 сотрудниками был полностью погашен.

Кто стоит за российским электромобилем

Стартап ZETTA – это компания ООО «Зетта», зарегистрированная, по данным ЕГРЮЛ, 28 сентября 2016 г. в Тольятти (Самарская область). Денис Щуровский занимает должность генерального директора с самого первого дня, и ему же принадлежат 50% компании при уставном капитале около 68,91 млн руб. У компании два учредителя, второй – Вальдемар Вагнер.

Бизнесу не хватает собственной разработки для прорыва
Бизнес

Вагнер также является владельцем 50-процентной доли в компании ООО «Астин» (Основной вид деятельности – научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие) с уставным капиталом 10 тыс. руб. Организация, зарегистрированная в Тольятти в июле 2011 г., на момент публикации материала находилась в процессе ликвидации.

Денис Щуровский намерен наладить массовое производство City Modul 1

В рамках деятельности ООО «Зетта», как сообщил Щуровский РИА «Новости», развиваются три отдельных направления – электродвигатель, платформа и сам электромобиль. Компания насчитывает 11 видов деятельности, основной среди которых – это производство электродвигателей, электрогенераторов и трансформаторов (код ОКВЭД 27.11). Также, по ЕГРЮЛ, она занимается производством автобусов и троллейбусов (29.10.3), двигателей и турбин, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных двигателей (28.11), автомобилей специального назначения (29.10.5),

Научными исследованиями и разработками в области естественных и технических наук (72.19), розничной торговлей легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами (45.11.3) и др.

По заявлению Щуровского, его компания располагает собственной производственной площадкой в центре Тольятти – журнал «Автоброкер» пишет, что ее площадь составляет 18 тыс. км/2. Проект работает по принципу стартапа, а его инвесторы – это частные лица, имена которых он не назвал.

Гендиректор ZETTA добавил, что поддержку стартапу в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ оказало Минпромторга России. Финансирование подготовки к серийному производству обеспечил Фонд развития моногородов.

В конце мая 2019 г. размер инвестиций в разработку российского электромобиля составлял около 470 млн руб. К середине августа 2020 г., по данным ТАСС, объем вложений вырос до 550 млн. руб., и проект требовал дополнительных 100 млн руб. инвестиций.

Сертификация и производство электромобиля

Помимо внутренних испытаний в зимних и летних условиях Zetta City Modul 1 требуется еще сертификация в НАМИ в Дмитрове. Но чтобы там автомобиль приняли на испытания модель должна быть серийной и собранной на текущем производстве. Также в Zetta планируют провести краш-тест, чтобы оценить потенциальные возможности для будущей сертификации электромобиля как полноценного транспортного средства категории M1.

Но на данный момент Zetta City Modul 1 не сертифицирован даже как квадроцикл (категория L7). По состоянию на конец 2020 года полностью собрано всего несколько электромобилей, один из них презентационный, но у него не работает система охлаждения двигателя и сломан зуб в редукторе. Вот, кстати, этот страдалец:

Zetta City Modul 1, фото drom.ru

На конец 2020 года в Сети появились фотографии производства Zetta City Modul 1, которое выглядит заброшенным.

Власти популяризируют электромобили

Минэкономразвития России запланировало выделить почти полтриллиона рублей на развитие электротранспорта в России. Как пишет «Коммерсант», свои планы ведомство изложило в презентации «Высокоавтоматизированный электротранспорт в городах».

В общей сложности министерство собирается потратить на эту сферу 418 млрд руб., но не сразу, а в течение нескольких лет. Сумма рассчитана на период до 2030 г.

Деньги на реализацию программы будут выделяться неравномерно. Например, до 2024 г. Минэкономразвития собирается потратить на развитие электротранспорта 31,3 млрд руб., то есть приблизительно по 10 млрд руб. в год.

Минэкономразвития хочет пересадить россиян на электротранспорт

Откуда именно будут привлекаться основные средства на реализацию идеи Минэкономразвития, на момент публикации материала информации не было. Известно лишь, что из федерального бюджета и внебюджетных фондов будет выделено 153,5 млрд руб.

Курировать новую программу будет специально созданный для этого национальный консорциум. Какие именно автопроизводители войдут в его состав, неизвестно – упоминается только КамАЗ, и то лишь в качестве руководителя организации. Отметим, что, к примеру, у АвтоВАЗа нет ни одного серийно выпускаемого электромобиля, тогда как у ГАЗ такие машины имеются – в начале осени 2020 г. CNews писал о готовящемся в 2021 г. пуске конвейера по производству электрических «Газелей».

GAZelle e-NN, российский электрофургон

У самого КамАЗа есть крошечный электрокар «Кама-1» размером с «Оку». Как сообщал CNews, его испытания завершились в конце ноября 2020 г., а продажи могут начаться в 2021 г.

«Зетта», что ты такое?

Zetta СМ1 — компактный трехдверный седан, который планируется сделать с электроприводом на два или четыре колеса. Сообщается, что он станет городским электромобилем, предназначенным для непродолжительных поездок на работу или семейных  выездов на пикник.

Злые языки уже шутят на предмет того, что будет весьма интересно посмотреть на чудо российского автопрома в условиях серьезных дорожных заторов Москвы, Санкт-Петербурга и других мегаполисов, однако этот вопрос стоит отложить на потом, дождавшись хотя бы обзора тест-драйва первого опытного образца. Автомобили обещали запустить в производство еще в декабре 2019 года, однако торжественная дата была отложена. А затем начался 2020 год, и всем как-то стало резко не до популяризации электрокаров в России. Оно и понятно, есть более насущные проблемы.

При этом от оголтелой критики хочется воздержаться хотя бы потому, что этот процесс давно стал мейнстримом. Хвалить российский электромобиль марки «Зетта» пока не за что, но и ругать — тоже.

Электромобиль «Зетта» разрабатывается, его характеристики до сих пор не представлены в полном объеме. Сообщается, что городской электрокар будет четырехместным, однако готовые чертежи заставляют в этом усомниться. Если сравнивать зетту со Smart fortwo, окажется, что российский электромобиль всего на тридцать четыре сантиметра длиннее (не будем путать длину с общим комфортом).

Пусть визуально он и кажется больше уже давно завоевавшего рынок смарта, тезис о том, что в «Зетте» смогут разместиться четыре человека, кажется слишком оптимистичным. Хотя судить по чертежам и фотографиям крайне непросто. Кто знает, вдруг инженеры удивят революционным подходом.

О просторном багажнике речи даже не идет, в этом плане «Зетта» пойдет по пути лучших европейских спорткаров. Иными словами, это не тот автомобиль, на котором стоит отправляться на вокзал встречать тетушку из Пскова с полным набором гостинцев.

Есть сомнения и по поводу заявленного запаса хода в 200 километров. Во-первых, речь идет о батареях российского производства, что само по себе вызывает определенный скепсис. Во-вторых, цифра слишком идеальна для автомобилей такого размера. Но опять же, пока мы имеет дело только с объявленными планами, лишь подогревающими интерес к будущей новинке.

Преуспевающие производители электрокаров

Издания EV Sales Blog и EV-volumes.com отслеживают динамику реализации электрокаров в мировом масштабе, в том числе публикуя сведения по производителям и отдельным маркам авто.

В пятерку мировых лидеров по продажам транспорта на электротяге в 2020 году вошли:

  1. Tesla — в пресс-релизах компания сообщает о реализации за год 499 550 авто. По сравнению с 2019 г. прирост составил около 36 %.
  2. Volkswagen Group — компания в 2020 г. показала стремительный скачок продаж BEV и PHEV — на 400 %. По данным пресс-релиза, производитель реализовал 231 600 чистых электромобилей (+214 %) и 190 500 гибридных авто (+175 %).
  3. SAIC Motor — продажи компании также характеризуются стремительным ростом по сравнению с 2019 г. (на 97 %) — продано 272 210 электромобилей. В марте 2021 г. производитель заявил, что уже за первые два месяца текущего года продажи выросли на 596,8 %.
  4. Альянс Renault/Nissan/Mitsubishi — прирост продаж составил 23,8 %, объем реализации — 226 975 электроавто.
  5. BMW Group — автобренд в прошедшем году реализовал по всему миру 195 979 электрокаров BMW, а также своей дочерней фирмы MINI. В пресс-релизе 2021 года компания уже опубликовала будущие «зеленые» цели.

Популярные зарубежные производители

Выше мы указали список популярных моделей электромобилей в России. Теперь будет нелишним немного подробнее рассказать о каждой из моделей.

Nissan Leaf

На сегодняшний день — популярнейший электрический автомобиль не только в мире, но и в России. Пятидверный переднеприводный хэтчбек станет идеальным вариантом для жителей мегаполисов.

Высокотехнологичная «начинка», функциональный салон и агрессивный дизайн — то что нужно для большого города.

По функционалу второе поколение Nissan Leaf радует следующими характеристиками:

  • мощный электромотор в 147 «лошадей» (110 кВт) с крутящим моментом 320 Нм;
  • запас батареи — 40 кВтч, что позволяет обеспечить 235–275 км на одном заряде.

Tesla

Tesla Model X

Версия P100D оснащена двумя моторами (по одному на каждую ось), общая мощность которых составляет 762 «лошадки», или 560 кВт. Разгон до ста км/ч — 3,1 секунды. Запас хода от одной зарядки батареи — на 100 кВтч 542 км.

Вторая версия данной модели — 100D — аналогично имеет два двигателя, но параметры несколько ниже. Суммарная мощность составляет 518 л. с., или 380 кВт, а до сотни разгоняется за 5,2 секунды.

Tesla Model S

Tesla Model S также выпускается в нескольких вариантах.

Версия 75D имеет мощность 518 л. с. при моменте 525 Нм. Батареи мощностью 75 кВтч хватает на 490 км хода.

Версия 100D имеет мощность 518 сил, а момент достигает 660 Нм. Запас хода у этой модели составляет 632 км за счет мощной батареи на 100 кВтч.

Tesla Model S P100D

Самая мощная, и при 762 лошадиных силах выдает 967 Нм крутящего момента. Одна зарядка автомобиля дает запас хода на 613 км.

Renault Twizy

Renault Twizy — небольшой двухместный электромобиль, имеющий маломощный моторчик на 11 лошадиных сил (8 кВт).

Батарея мощностью 6 кВтч позволяет проехать на одной зарядке около 100 км. Зарядить авто можно от обычной розетки менее чем за 4 часа.

Mitsubishi i-MiEV

Электрокар Mitsubishi i-MiEV — это небольшое авто с маленькими колесами и короткой колесной базой.

До 100 км разгоняется за 15,9 секунды, а максимальная скорость — 130 км/ч. Небольшое комфортное авто для размеренной езды в условиях большого города.

LADA Ellada

Созданная на базе «Лада Калина», LADA Ellada имеет под капотом электродвижок от швейцарского бренда MES.

До сотни авто разгоняется за 18 секунд, максимальная скорость — 130 км/ч. Пара батарей общей мощностью 23 кВтч обеспечивают запас хода в 140 км. На зарядку батарей от бытовой электросети уходит порядка 9 часов.

Peugeot Ion

Небольшая малолитражка от Mitsubishi с электромотором мощностью 64 лошадиные силы. Емкость батарей — 16 кВтч, что дает запас хода в 150 километров. Для зарядки батареи понадобится порядка 6 часов.

BMW i3

Мощный электрокар от всемирно известного концерна. Запас хода составляет 200 км. А на станциях зарядки авто заряжается всего за 40 минут. Разгон до сотни — за 7,3 секунды. Мощность электродвигателя составляет 170 «лошадей», крутящий момент — 250 Нм.

Что мы имеем в итоге? В современных российских реалиях электроавтомобили только начинают распространяться, но сколько лет займет этот процесс, покажет только время.

Интересуетесь темой электромобилей более подробно? Тогда на нашем сайте или Telegram-канале вас ждет еще больше интересных статей, посвященных этой тематике.

Особые правила для электромобилей

В «Соллерс» считают, что распространение электрических LCV в крупных городах России нуждается в дополнительной поддержке. Представители компании уверены, что таким автомобилям нужно как минимум разрешить ездить по выделенным полосам и бесплатно перемещаться по платным участкам дорог, а также обеспечить им беспрепятственный доступ в центр города. Почему именно власти должны будут пойти на такие уступки, в «Соллерсе» не уточнили.

Провайдер нового поколения: Сбер дает доступ к своему облачному суперкомпьютеру и искусственному интеллекту
Облака

Еще одной мерой стимулирования распространения электрических фургонов в российских мегаполисах может стать размещение зарядок на стоянках грузового транспорта на въездах в город и вдоль окружных дорог. В «Соллерсе» также предложили включить электромобили программу «Доступная аренда», предусматривающую льготный операционный лизинг с возможностью увеличения скидки на такие машины с 25% до 35%.

Эти и другие идеи «Соллерса», пишет «Коммерсант», в настоящее время внесены в проект Минэкономики России по развитию в стране электротранспорта.

Самые продаваемые новые электрокары

Несмотря на высокие цены на новые электромобили, они начинают активно завоевывать российский рынок. Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выделило несколько наиболее покупаемых машин этого класса.

Jaguar I-Pace

Среди новых электромобилей в РФ выделяется Jaguar I-Pace, на который приходится более 40% всех продаж. Он относится к электрокарам нового поколения, а его технические характеристики полностью соответствуют высокой цене. Это полноприводной кроссовер с суммарной мощностью 2-х двигателей в 300 кВт. Емкость батарей составляет 90 кВтч, что обеспечивает запас хода до 470 км. Зарядку от сети 220 В можно произвести за 10 ч.

Nissan Leaf

Новые электромобили Nissan Leaf являются представителями второго поколения. Они имеют электродвигатель мощностью 110 кВт (147 л.с.) с крутящим моментом 320 Нм. Емкость баратеи – 40 кВт. Запас хода – до 390 км. Новая модель отлично подходит для длительных путешествий.

Tesla

Американская компания предлагает сразу 4 новых модификации электрокара – 70D, 90D, P90D, P100D. На них установлен 16-ти модульный аккумулятор емкостью 90 кВтч, что позволило увеличить запас хода до 430 км. Максимальная скорость достигает 250 км/ч, причем она ограничивается собственной электроникой. Время разгона до 100 км/ч составляет всего 2,5 с. Модельный ряд автомобилей пополнила серия Tesla Model X. Наиболее дешевой считается модель Tesla Model X 75D. Наибольшей мощностью обладает версия P100D. В ней установлены 2 двигателя суммарной мощностью 560 кВт (762 л.с.) и батарея емкостью 100 кВтч. А ее запас хода составляет 540 км.

Renault Twizy

Современный городской малогабаритный электрокар представлен моделью Renault Twizy. Его отличает невысокая цена и высокая маневренность, рассчитанная именно для городских условий. Мощность двигателя составляет всего 8 кВт (11 л.с.). Крутящий момент – 57 Нм. Емкость батареи – 6 кВтч и ее хватает на 100 км. Время зарядки от обычной розетки – 3,5 ч.

Электромобили в России пока считаются редкостью, но уже сейчас принимаются меры по обеспечению их обслуживания и заправки. Россияне могут приобрести подержанные электрокары на вторичном рынке или новые автомобили в автосалоне в зависимости от своих финансовых возможностей. Модели ведущих мировых производителей достаточно широко представлены на российском авторынке.

Главная →

Интересное →

Как было задумано изначально?

В 2019 году генеральный директор компании Zetta Денис Щуровский заявил, что стоимость отечественного электромобиля в базовой комплектации (включающей ту самую батарею с запасом хода на 200 километров, а также передний привод) обойдется покупателю в 450 тысяч рублей. На тот момент это было 7000 тысяч долларов.

Теперь цена на электромобиль Zetta в американской валюте снизилась практически на 900 долларов, но при этом подросла стоимость комплектующих. Кстати, почти все они производятся в России, за исключением китайского аккумулятора производства корпорации GE Power Technology. Логичным кажется вопрос о том, снизилась ли цена на автомобиль Zetta в рублях. Логика подсказывает другой ответ, а в самой компании пока не готовы комментировать ситуацию.

Впрочем, сравнительно низкая итоговая (в теории, важно не забывать об этом) цена автомобиля обусловлена в том числе и внушительной государственной поддержкой. В какой-то момент правительство России пришло к выводу, что для формирования положительного имиджа страны необходимо создать бюджетный электрокар: сначала для внутреннего рынка, а там уже как пойдет

В результате Минпромторг обеспечил финансирование сначала научно-исследовательских, а затем и опытно-конструкторских работ электроавтомобиля Zetta. Далее за дело взялся Фонд развития моногородов, поддержавший данную инициативу по серийному производству солидным капиталовложением в проект. Общая сумма инвестиций в производство бюджетных электрокаров составила 450 миллионов рублей. Недавно в правительстве уже намекнули о том, что было бы неплохо увидеть результат.

Изначально было запланировано выпустить до десяти опытных образцов, дата производства была назначена на декабрь 2019 года. Дальше — больше. В 2020 году (смотрим в календарь) должны были выпустить две тысячи автомобилей, а впоследствии производить не менее пятнадцати тысяч электрокаров в год. И это при том, что мощности производства должны были обеспечиваться сравнительно небольшим штатом человек всего в двести работников.

А ведь разработка «Зетты» стартовала еще в 2016 году. Год спустя был представлен прототип, оснащенный электрической силовой установкой мощностью 98 лошадиных сил и литий-ионными батареями. Началось проектирование конвейера, а в минувшем году начались работы по строительству и оснащению цехов сборки. Производство должно будет происходить в Тольятти, при этом характеристики электромобиля Zetta во многом будут схожи с автомобилями Lada 8 и Lada 10. Собственно, вопрос остается лишь один: когда с конвейера начнут в реальности сходить бюджетные российские электромобили?

Денис Щуровский год назад говорил о том, что подготовка к запуску производства отечественных электромобилей завершена на семьдесят процентов и до конца 2019 года цеха должны были быть полностью готовы. Правда, дальше прозвучала ключевая фраза: «Если не случится финансовых трудностей».

Информация не подтверждена официально, однако, согласно слухам, трудности начались еще в начале зимы прошлого года, а в 2020 году значительно усугубились. При этом еще в октябре 2019 года электромобиль «Зетта» прошел сертификацию, дело застопорилось лишь на валидационных испытаниях. Известно, что серийное производство автомобилей так и не началось. Пока речь идет о том, что это лишь временные трудности.

Ford Motor

Ford объявил в феврале 2021 года о том, что к 2030 году намерен продавать в Европе только электромобили. Компания планирует, что к 2026 году все ее легковые автомобили станут машинами с нулевым уровнем выбросов и будут либо полностью электрическими, либо гибридными. Говоря о коммерческом транспорте, Ford заявила, что его уровень выбросов должен быть сведен к нулю к 2024 году.

Для этих целей компания вкладывает $1 млрд в модернизацию своего завода по производству электромобилей в немецком Кельне. Первые электромобили должны сойти с конвейера в 2023 году.

Ford воспользуется своим партнерством с немецким автопроизводителем Volkswagen. Компания будет разрабатывать свои электрокары на их платформе MEB, которая лежит в основе электромобилей Volkswagen ID.3 и ID.4.

При этом Ford обещает, что его электромобили будут сильно отличаться от Volkswagen.

  • 2021 год — Ford Motor должна начать продажи в Европе электрического кроссовера Mustang — Mach-E;

    Mach-E

    (Фото: Ford Motor Company)

  • 2022 год — «Соллерс Форд», совместное предприятие Ford Motor и российского автоконцерна «Соллерс», запустит в России производство электрофургона Ford Transit;
  • 2023 год — выйдет первый электрокар на платформе MEB от Volkswagen.

Концерн обещает сделать свои электромобили бюджетными. Предполагается, что в будущем они будут стоить от $20 тыс. (₽1,6 млн) до $70 тысяч (₽5,5 млн). На сегодняшний день электрокроссовер Mustang Mach-E оценивается в $42 895 долларов (₽3,4 млн) за базовую версию.

Зеленая экономика

Десять самых доступных и комфортных электромобилей. Фотогалерея

Подведем итоги

Мы стоим на пороге полномасштабного перехода к экологически чистым видам транспорта. Многие мировые компании работают над созданием новых моделей, представляя на общее обозрение свои концепты. Наряду с этим ведутся разработки и водородных топливных элементов.

При этом электрификация касается не только легковых автомобилей, но и автобусов, грузовых машин и спецтехники. Уже сегодня в некоторых крупных городах работают электрический общественный транспорт. В большинстве стран активно развиваются сети электрозаправочных станций, и в целом создаются все условия для полного перехода на электромобили. И вполне возможно, что в обозримом будущем автомобили с двигателями внутреннего сгорания останутся лишь в истории.

Добавить комментарий