Полное руководство по видам и классам тормозной жидкости

Содержание

Замена

Замена тормозной жидкости в современных авто – процесс, который лучше доверить специалистам в сервисе.

В старых машинах гаражные умельцы меняли «тормозуху» самостоятельно, благо, процесс был не особо сложный, требующий минимума инструментов и одного напарника. Особо продвинутые могли провернуть всю операцию в одиночку. Следовало откачать старую жидкость из бачка, снять шланги со штуцеров тормозных цилиндров, слить жидкость, пролить шланги новой жидкостью. После этого осуществить прокачку DOT 4 через систему, избавляясь от излишков воздуха, закрутить штуцеры и долить жидкость в бачок. Выглядит все просто, но надо знать, что в современных машинах тормозная жидкость, помимо своего основного назначения, также оказывает влияние на работу АБС, а также системы стабилизации автомобиля.

Неполадки в любой из систем не приведут ни к чему хорошему. Учитывая невысокую стоимость смены жидкости в сервисе, имеет смысл обратиться туда. Да и времени это займет немного, поэтому лучше обойтись без самодеятельности.

Стандарты тормозных жидкостей

На практике, да и в большинстве случаев, принято пользоваться американским эталоном качества FMVSS №116 (Federal Motor Vehicle Safety Standard), который был разработан Министерством транспорта США (Department of Transporation, а коротко DOT). Так что, зачастую, в современных автомобилях, применяется либо DOT 4 на гликолевой основе, либо же DOT 5.1 (входят гликолевые и силиконовые соединения). А вот в автомобилях выпущенных более 20 лет назад, может использоваться жидкость БСК или DOT 3.

Важно понимать, что жидкость DOT 5 отличается химическим составом от других, поэтому никогда не следует смешивать её с DOT 3 или DOT 4, а также использовать в системах, предназначенных для жидкостей типа DOT 3 или DOT 4, чтобы не повредить тормоза. В стандарте ДОТ четко описываются такие характеристики, как:. В стандарте ДОТ четко описываются такие характеристики, как:

В стандарте ДОТ четко описываются такие характеристики, как:

Тормозная жидкость DOT 4 (соответствующая стандартам: SAE J1703&J1704, FMVSS 116, JIS K2233, ISO 4925)

  • степень вязкости;
  • температура кипения;
  • химическая инертность к материалам (например, резине);
  • коррозионная стойкость;
  • постоянство свойств в пределах рабочих температур;
  • возможность смазывания элементов, работающих в контакте;
  • уровень поглощения влаги из окружающей атмосферы.

В соответствии со стандартом FMVSS №116 варианты тормозной жидкости разделены на пять классов, каждый из которых предназначен для определенного типа работы и даже вида тормозных механизмов – дисковых или барабанных.

Но не стоит думать, что это единые существующие стандарты, ведь в Европе будет — SAE (Society of Automotive Engineers) J1703/1704, ISO(DIN) 4925 — International Organization for Standardization, в поднебесной же, японский — JIS (Japanese Industrial Standard) K2233. А вот России и других странах СНГ единого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей, не существует, поэтому производители работают по своим техническим условиям.

Применение тормозных жидкостей класса DOT

Поскольку во многих случаях все ориентируются именно на американский стандарт ДОТ, то рассмотрим поподробнее все пять его классов:

  1. DOT 3 – предназначен для тихоходных автомобилей с барабанными и дисковыми передними тормозами. Температура закипания 220° С.
  2. DOT 4 – заливают в тормозную систему быстроходных автомобилей у которых установлены дисковые тормоза на обеих осях. Кипение происходит при температуре 240° и 160° С.
  3. DOT 4+, DOT 4 SUPER – модификации DOT 4, их температура кипения 260° С и 180° С.
  4. DOT 5 – силиконовая ТЖ, которая не может заливаться в авто с системой АБС, ведь не поглощает влагу, а позволяет ей собираться в одном месте. Из-за того что температура кипения составляет 280°С и 180° С (для «сухой» и «мокрой» жидкостей) при этом имея низкую вязкость, как правило применяется только в гоночных авто.
  5. DOT 5.1 – для быстрых авто, у которых тормоза часто бывают перегружены. Является более высокотехнологичнее и текучее нежели ДОТ 4, но все равно поглощает влагу. Зачастую рекомендуется для применения в системах с ABS и ESP. Рабочая температура 270°С и 180°С.

Что касается срока службы жидкостей различных классов, то здесь нужно отметить, что тормозные жидкости класса DOT 3 имеют срок службы примерно 1-2 года, в свою очередь DOT 4 — 2-3 года, а DOT 5.1 нужно менять раз в 3-4 года. DOT 5 можно эксплуатировать до 5 лет.

Объем жидкости в тормозной системе

В основном тормозная система вмещает в себя от 0,55 до 1,0 литра жидкости, это зависит как от того, если в автомобиле система АБС, так и от размеров машины. Период замены тормозной жидкости в большинстве автомобилей составляет 2-3 года использования, или же 40-60 тысяч пробега. Чтобы определить более конкретный промежуток нужно смотреть на определенный стандарт жидкости и особенности вождения. К примеру в спорткарах ТЖ меняется каждые 5-10 тыс.

Но поскольку вопросом нужного объема тормозной жидкости в системе и её стандарту задаются лишь владельцы обычных авто, а не премиум или бизнес-класса, то приведем конкретные примеры для популярных в странах СНГ машин.

Какая и сколько тормозной жидкости в некоторых автомобилях

Таблица объема тормозной жидкости нужной для замены
Марка автомобиля Класс DOT Необходимое количество ТЖ, л
Форд Фокус 2 DOT4 1
Форд фокус 3 DOT4 1
Форд Куга DOT4 1
Шевроле Нива DOT4 1
Шевроле Круз DOT4 1
Шевроле Лачетти DOT 4 0,5 а с ABS и ESP 1,0
Киа Сид DOT4 1
Киа Рио 3 DOT4 1
Киа Рио 2 DOT 4 с ABS — 1-1,5 л без – 1 л
Киа Соренто DOT 5.1 1
Киа Спектра DOT3, DOT4 1
Рено Логан DOT 4 с ABS – 1-1,5 л без – 0,7 л
Рено Дастер DOT4 1
Рено Флюенс DOT4 0,5-1
Рено Сандеро DOT4 1
Рено Меган 2 DOT4 1
ВАЗ 2107, 2109 DOT 3 0,55
ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 DOT 4 1
ВАЗ 2108, 2110, 2112 DOT 4 1
Лада Калина DOT 4 1
Лада Приора (ВАЗ 2170) DOT 4 1
Лада Гранта DOT 4 1
Лада Ларгус DOT 4+ 1
Daewoo Matiz DOT 4 1
Митсубиси Паджеро 4 DOT 4 1
Mitsubishi Lancer IX DOT 3, DOT 4 1
Митсубиси Лансер 10 DOT 4 1
Mazda Demio DOT 3, DOT 4 1
Мазда 3 DOT 5.1 1
Мазда сх 5 DOT 4 1
Skoda Superb II с ABS DOT 4 1
SKODA Octavia А5 DOT 4 1
Тойота RAV4 DOT 3, DOT 4 0,5
Тойота Королла DOT 4 1
Тойота Прадо 150 DOT 4, DOT 5.1 1,5-1,6
Фольксваген Поло седан DOT 4 1
Дэу Нексия DOT 4, DOT 5.1 1
Хендай Солярис DOT 4 1
Хендай Акцент DOT 5.1 1-1,5
Volvo XC70 DOT 4+ 1
Ниссан Тиида DOT 4 1
Ниссан Кашкай DOT 4 1
Ниссан Х Трейл DOT 3, DOT 4 1

Сколько тормозной жидкости в системе ваз

Как можно увидеть в таблице объема ТЖ, в автомобилях ВАЗ заливают тормозуху стандарта ДОТ-4, а вот её количество в тормозной системе может быть от 550 мл в классике (ВАЗ 2107), до 1,0 литра в более современных отечественных авто, таких как ВАЗ 2110 или Калина. Но если производить замену ТЖ с промывкой, то стоит взять 1,5 л, а так как такой фасовки нет, то придется покупать две бутылки по литру.

При этом помните, что в открытом состоянии срок годности тормозной жидкости ограничен двумя годами.

Как часто менять тормозную жидкость

Полезные рекомендации как часто менять тормозную жидкость в автомобиле. Регламент периодичности замены тормозной жидкости.

Как прокачать тормоза

Чтобы правильно прокачать тормоза, нужно знать порядок прокачки, который указан производителем автомобиля. При этом нельзя допускать такие ошибки…

Прокачка тормозов без помощника

Иногда прокачать тормоза в одиночку бывает сложной задачей. Но есть простая схема как можно справится и без помощника. Смотрите инструкцию по самостоятельной прокачке тормозов на автомобиле

Лучшие тормозные жидкости DOT 4

Жидкости с пометкой DOT 4 используются в основном в автомобилях с дисковыми тормозами в условиях городского движения. Максимальная температура кипения в них составляет 230 градусов в сухой среде и 155 в увлажненной. Благодаря универсальным свойствам эта категория наиболее распространена среди современных автомобилей. Из десятка претендентов на звание лучших жидкостей этого типа были отобраны только два, которые успешно прошли тестирования на надежность.

Vag Universal DOT-4

Вариант рекомендован для автомобилей концерна Фольцваген. Кинематическая вязкость этой жидкости достаточно высокая, присадки защищают тормозную систему от коррозии и износа, а подойдет материал как для машин с классификацией DOT 3, так и для авто с классом DOT-4. Представлена Vag Universal в небольшой, металлической тубе. Благодаря надежному материалу она защищена от негативных УФ лучей, поэтому имеет достаточно большой срок годности. Производитель предоставляет дополнительные гарантии по качеству продукта, поскольку тормозная система стабильно функционирует даже в неблагоприятных условиях.

Достоинства

  • Хорошая низкотемпературная вязкость;
  • Отличные смазочные свойства;
  • Не воздействует на техническое состояние уплотнений и тормозных шлангов.

Недостатки

  • Производитель не указывает совместимость с abc;
  • Высокая цена.

Несмотря на то, что Vag не подтверждает возможность совмещения средства с системой ABC, благодаря тестированию этот момент удалось выявить.

Castrol Brake Fluid DOT4

Сравнительно дорогая, но хорошая тормозная жидкость дот 4. Кастрол представлена в компактной, непрозрачной бутыли объемом 1 л, упаковка герметична, на этикетках представлены знаки качества. Эта жидкость может смешиваться с другими продуктами категории DOT 3 или DOT4, DOT 5.1 и предназначена для применения в любых тормозных системах, даже с высокими нагрузками. Температурные показатели кипения равны 265 градусов в сухом виде, а в увлажненном достигают 175. Пользователи отмечают, что менять Кастрол нужно раз в два года, при этом характеристики позволяют использовать продукт для быстрой езды.

Достоинства

  • Защищает от коррозии;
  • Подходит для любых легковых автомобилей;
  • Соответствует более жестким стандартам;
  • Доступна в большинстве магазинов.

Недостатки

  • Существует риск нарваться на подделку;
  • Высокая цена.

Покупатели отмечают, что заказывая Brake Fluid DOT4 через интернет или покупая продукт в магазинах розничной сети, есть риск приобрести подделку. Поэтому пользователи рекомендуют проверять наличие сертификатов и гарантий от продавца.

Лучшие воздушные компрессоры

ДОТ 3

В эту категорию попали все тормозные жидкости, температура кипения которых не превышает 200 градусов Цельсия.

Абсолютным лидером в этой группе стала известная ТЖ «Томь 3». Она оказалась представленной в 28 торговых точках города. Официально бренд «Томь» принадлежит Кемеровскому ООО Химпром, но на практике неискушенному автомобилисту довольно сложно бывает понять, где изготовлена именно та «Томь» которую он покупает. К примеру, жидкость с названием «Томъ» (на конце твердый знак) изготавливает другой крупнейший российский . А есть ещё на рынке жидкости с названиями «аТом» с упаковкой очень похожей на бутылочки «Тосол-Синтез», но от другого . Эта торговая марка заняла второе место по популярности среди жидкостей ДОТ3. Она встретилась нам в 13 торговых точках. Впервые появившаяся еще в 70-е, ТЖ «Нева» по прежнему в строю, хотя её популярность в последнее время значительно снизилась. Не исключено, что это связано с тем, что «Неву» в последние годы производили самые разные компании, в некоторых случаях, имеювшие очень далекое представление об автохимии. В итоге имидж бренда, так скажем, «поизносился».

Жидкости ДОТ 3 (Дзержинск) и «Атомъ» поделили третье место. Их нам предлагали взять в 6 точках. Основные характеристики, заявленные . Напоследок скажем о тех, кто остался в хвосте. «Тайга» и «Luxoil» были встречены дважды. «Роса» — только в одной торговой точке. Это при том, что ещё два три года назад, она быал одной из самых популярных ТЖ на рынке.

Общий принцип работы ↑

За безопасность движения, своевременную остановку, в автомобиле отвечает система торможения (далее — СТ). В зависимости от типа транспортного средства, количество может быть 3 или 4:

  • основная, она же главная ТС;
  • ручной тормоз (ручник в народе): система активируется вытягиванием ручника в максимально высокое положение. Рычажный механизм натягивает троса с левой и правой сторон заднего моста, блокируя движение колеса. Ручник устанавливается, функционирует только на заднеприводных механизмах. В любой ситуации водитель может воспользоваться устройством, даже во время движения;
  • дополнительная ТС: используется наравне с основной, только в определённых случаях. К примеру, при перевозке грузов, тяжестей;
  • для большегрузов – дублирующая ТС, на случай, если главная откажет. Полностью функциональный механизм, задействуется при полном отказе вышеперечисленных узлов во время движения.

Чем быстрее будет сжат тормозной диск, тем скорее остановится машина. Сжимается диск специальными колодками с керамическим или иным покрытием. Колодки приводит в действие гидравлическая система с помощью педали ножного тормоза.

Рейтинг тормозной жидкости дот 4

Motul DOT 4

Эта несиликоновая синтетическая жидкость предназначена для гидравлических тормозов и систем сцепления. Она имеет экстремальное термическое сопротивление и стабильность, и очень высокую температуру кипения (312 градусов по Цельсию). Она не имеет срока годности.

Форма бутылки может быть неудобной и может привести к утечке. Кроме того, она дороже, чем некоторые конкурирующие бренды, и вам придется менять эту жидкость чаще из-за характеристик производительности.

Valvoline

ТЖ от известного производителя занимает 2-ое место в нашем рейтинге тормозных жидкостей дот 4. Эта гидравлическая тормозная жидкость на 1000 миллилитров разработана для систем ABS, барабана и дискового тормоза, которым требуется тормозная жидкость DOT 3 или DOT 4. Это универсальный продукт, который можно легко комбинировать с обычными жидкостями, и он имеет высокую температуру кипения – 250 градусов по Цельсию, что сводит к минимуму испарение и отказ тормозов.

Эта жидкость сочетает в себе первоклассные гликоли и гликолевые эфиры для защиты от коррозии. Это формула с низким содержанием влаги, поэтому она имеет превосходную защиту от паровых пробок.

Есть не так много минусов, связанных с этим продуктом. Тем не менее, это может быть нехорошо, если вы используете жидкость на гусеничных транспортных средствах или, сильно и резко тормозите.

Brembo Premium DOT 4

Эта тормозная жидкость имеет очень низкую вязкость и рекомендуется для транспортных средств, которые оснащены современными электронными системами управления торможением и различными функциями, такими как антиблокировочная система тормозов, электронный контроль устойчивости, контроль тяги и электронное распределение тормозного усилия. Тормозные жидкости премиум-класса Brembo имеют более высокие точки кипения и пониженную вязкость для защиты от паровых пробок. Этот продукт отлично дополняет рейтинг тормозных жидкостей для иномарок.

Brembo специализируется на производстве тормозных систем для высокопроизводительных транспортных средств и мотоциклов, поэтому ее продукция высоко ценится в отрасли. В целом, это тормозная жидкость хорошего качества, а низкая вязкость должна улучшать работу систем ABS и устойчивости в холодную погоду. Ваши тормоза могут быть немного более агрессивными после использования этой жидкости. Однако она может не подходить для некоторых автомобилей, поэтому убедитесь, что продукт совместим с вашей маркой и моделью.

ATE

Тормозная жидкость на Приору, какая лучше? Обратите внимание на ATE. АТЕ — всемирно известный производитель автомобильных жидкостей, смазок и масел

Продукт разработан с выдающейся способностью «запирать» воду. Это означает, что он предназначен для предотвращения просачивания воды через пористые шланги тормозной системы и разбавления жидкости. При покупке вы получаете литр жидкость, а цена составляет менее 1500 рублей, что является просто замечательной ценностью для такого высокопроизводительного продукта.

Bosch

Последнее место в нашем топе тормозных жидкостей занимает качественный продукт от великого производителя — Bosch.

С ценой от 500 рублей, вы получите тормозную жидкость, которая обладает превосходными смазывающими свойствами, превосходит все стандарты DOT и может использоваться с DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1. Качество позволяет одновременно сочетать высокую температуру кипения во влажном состоянии и низкую вязкость при работе.

Роль тормозной жидкости

Для начала хотим ещё раз уточнить важность тормозной жидкости в системе автомобиля. Она отвечает за своевременную и быструю остановку автомобиля и очень важно поддерживать её состояние на должном уровне и в случае необходимости совершать полную замену. Некоторые производители прописывают рекомендации о том, с какими сортами можно смешивать их продукт

На деле этого делать не рекомендуется, в первую очередь потому, что не всегда удаётся точно вспомнить, что именно залито в тормозную систему. А рисковать в данном вопросе совсем не стоит

Некоторые производители прописывают рекомендации о том, с какими сортами можно смешивать их продукт. На деле этого делать не рекомендуется, в первую очередь потому, что не всегда удаётся точно вспомнить, что именно залито в тормозную систему. А рисковать в данном вопросе совсем не стоит.

Тормозная жидкость передаёт через гидравлический привод усилие, возникающее от нажатия водителем педали тормоза, к тормозным механизмам колес. Колодки и диски получают импульс, вследствие чего автомобиль останавливается. Навык и привычку проверять состояние и уровень тормозной жидкости (а также моторного масла, антифриза и стеклоочистителя) формируют у воителей ещё в автошколе.

Что касается неприятностей, которые могут приключиться, то тут несколько вариантов событий:

  • Температура кипения некачественной тормозной жидкости недопустимо мала. Если учесть тот факт, что даже хороший продукт со временем теряет свои свойства и показатель снижается до 150-170 градусов. В этой ситуации велик риск закипания, а, следовательно, появление воздушных пробок и отказ тормозной системы.
  • Следующий сценарий следующий. Некачественная жидкость имеет повышенную гигроскопичность. Она довольно быстро накапливает излишнюю влагу и значительно увеличивает низкотемпературную вязкость в зимнее время. Результат всё тот же, что и в предыдущем варианте.

Поэтому к решению вопроса, какую тормозную жидкость заливать, следует подходить очень ответственно

Причём важно не только выбрать качественный продукт, но и не смешивать его со старым, а произвести полную замену

Виды тормозных жидкостей.

При выборе жидкости необходимо, прежде всего, обратить внимание на ее тип (класс). Это позволит вам оптимально подобрать ТЖ для типа, марки и модели нашего автомобиля

Это чрезвычайно важный вопрос, поскольку он гарантирует надежность тормозной системы.

Вот основные типы тормозных жидкостей, доступных на рынке, которые отличаются, прежде всего, точками кипения:

  • DOT 3 — обычно ее основание представляет собой простой эфир гликоля, а ее температура кипения достигает 205 ° С.
  • Тормозная жидкость Dot 4 — в дополнение к гликолевому эфиру, она содержит смесь сложных эфиров бората, благодаря чему ее физические свойства лучше по сравнению с тормозной жидкостью DOT 3, включая повышение температуры кипения до 230 градусов Цельсия. При использовании этой жидкости стоит помнить, что она имеет более высокую и стабильную температуру кипения на начальных этапах использования продукта. В ситуации, когда начинается процесс поглощения воды, температура кипения жидкости DOT 4 обычно падает быстрее, чем по сравнению с жидкостью DOT 3. Если вам нужна лучшая тормозная жидкость дот 4, выбирайте продукт из более высокого ценового диапазона.
  • Тормозная жидкость Dot 5.1 — это не что иное, как жидкость класса DOT 4, отвечающая требованиям жидкостей DOT 5, для которых силикон используется для получения оптимальной вязкости и температуры кипения. Наряду с техническим прогрессом оказалось, что те же характеристики могут быть получены с использованием боратных эфиров. Для тормозных жидкостей 5.1 температура кипения составляет 260 градусов Цельсия.
  • Тормозная жидкость R3 — используется в старых типах автомобилей, оснащенных дисковым и барабанным тормозом. При выборе этого типа продукта вы должны выбрать R3 жидкость, которая может смешиваться с жидкостями DOT 3 и DOT 4.

95% мирового рынка составляют продукты на основе простых эфиров и производных гликоля, поэтому, если мы ищем автомобильные жидкости для BMW, VW, Audi, Peugeot, Opel, Ford или Toyota, мы обычно выбираем жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1. Стоит помнить, что минеральная тормозная жидкость, также существует. В основном она используются для Rolls Royce или Citroen.

Если вы не уверены, какая тормозная жидкость используется в вашем автомобиле, вы можете воспользоваться Интернетом

Тогда нужно помнить, что важно правильно ввести год выпуска автомобиля. Информация о типе тормозной жидкости также находится на крышке расширительного бачка в автомобиле

Назначение и свойства тормозных жидкостей

Назначение тормозной жидкости очевидно – обеспечивать безынерционную (практически мгновенную) передачу усилия с педали тормоза на тормозные механизмы. При этом используется одно из основных качеств жидкости, при нормальных условиях окружающей среды: несжимаемость.

Однако условия эксплуатации часто далеки от нормальных: интенсивное торможение в горной местности или при агрессивной манере езды вызывают перегрев и закипание тормозной жидкости, появление в ней пузырьков газа. Газообразные включения ухудшают несжимаемость, приводят к “проваливанию” педали тормоза и фактическому отказу в работе тормозной системы. Таким образом, температура закипания – пожалуй, важнейшая характеристика тормозной жидкости: чем она выше, тем лучше сохраняются рабочие функции жидкости.

Непосредственное влияние на температуру закипания оказывает наличие в тормозной жидкости влаги, соответственно ещё одним важным свойством является гигроскопичность. Дело том, что тормозная жидкость периодически подвергается в процессе эксплуатации тепловым циклам нагревания и охлаждения, и впитывает в течение этих циклов атмосферную влагу. А это, в свою очередь, снижает температуру кипения и ухудшает её функциональные свойства.

Именно из-за гигроскопичности появились просторечные понятия «сухая» и «увлажнённая» тормозная жидкость, широко используемые в автомобильном сообществе.

Насколько сильно меняются свойства «сухой» жидкости от содержания в ней влаги в процентном отношении? Из графика изменения температуры кипения для различных типов тормозной жидкости (смотрите на рисунке выше) видно, что 3,5% содержания воды уменьшает температуру кипения почти в полтора раза

Вязкость – важная техническая характеристика, которая имеет особое значение для тормозной жидкости при эксплуатации в условиях низких температур: загустевание может привести к ухудшению и даже отказу работы тормозной системы, а слишком текучая жидкость – к образованию течей при повышении рабочей температуры.

Принято (стандарт американского общества инженеров SAE) измерять этот показатель при температурах +100 оС и –40 оС. Контрольные цифры порогового значения вязкости для широко применяемых тормозных жидкостей следующие:

  • при низких температурах – не менее 1800 сСт,
  • при высоких – не более 1,5 сСт.

Как и другие технические жидкости, тормозная влияет на образование очагов коррозии на соприкасающихся металлических поверхностях. Корродирующие внутренние рабочие поверхности тормозных цилиндров затрудняют перемещение поршней, приводят к перепуску рабочей жидкости (следствие – всё то же «проваливание» педали тормоза), способствуют образованию течей в уплотнениях.

Хорошая тормозная жидкость должна иметь высокие антикоррозионные свойства. Для предотвращения коррозии в неё добавляют ингибиторы – вещества, резко замедляющие нежелательный процесс. Насколько эффективно работают ингибиторы, оценивают выдерживанием в «увлажнённой» до 3,5% жидкости образцов металлов тормозной системы в течение 120 часов при температуре 100 оС.

Воздействие на резину (материал уплотнений) также является важным свойством тормозной жидкости. Плохая совместимость с резиновыми уплотнителями может приводить как к набуханию манжет, так и их усадке. В первом случае возрастает риск разрушения уплотнений поршнем, а во втором образования течей.

Количественно эта характеристика оценивается на основании испытаний: выдерживании манжет в тормозной жидкости при температурах +70 оС и +100 оС, и последующих замерах физико-механических свойств образцов испытаний.

Работа тормозных, как и всяких других гидравлических цилиндров, предъявляет определённые требования к смазывающим свойствам рабочей жидкости. Прежде всего, это относится к показателям износостойкости поверхностей самих цилиндров, поршней и уплотнений. Смазывающие свойства оценивают на основании результатов стендовых испытаний, имитирующих работу тормозных цилиндров в тяжелых условиях эксплуатации.

Стабильность сохранения физико-химических характеристик в рабочем диапазоне температур ещё одно немаловажное свойство тормозной жидкости. А диапазон этот достаточно широк – от минус 50 до плюс 150 оС, и внутри него необходимо обеспечить стойкость жидкости к окислению, образованию осадков и отложений, нарушающих однородность структуры

Классификация и состав тормозных жидкостей

Класс тормозных жидкостей Требования по стандарту FMVSS №116 «Тормозные жидкости для автомобилей»
Температура кипения, оС Кинематическая вязкость, мм2/с Цвет
«сухой» тормозной жидкости «увлажненной» жидкости (воды 3,5%) «увлажненной» при температуре 100оС при температуре -40оС
ДОТ 3 205 не менее 140 не менее 1,5 не более 1500 не менее от светло-желтогодо светло-коричневого
ДОТ 4 230 не менее 155 не менее 1,5 не более 180 не менее
ДОТ 5.1 260 не менее 180 не менее 1,5 не более 900 не менее
ДОТ 5 260 не менее 180 не менее 1,5 не более 900 не менее темно-красный

Многообразие выпускаемых тормозных жидкостей в международной практике принято классифицировать по DOT (российское наименование ДОТ) – системе требований к их физико-химическим свойствам. Система была разработана американским институтом – департаментом транспорта США (Department of Transportation – отсюда и название системы) – и получила широкое международное признание.

Тормозные жидкости разделяют на четыре основных класса по ДОТ: 2,3,4 и 5.1. В классе 5.1 дополнительно выделяется ДОТ 5.1/АБС для автомобилей, оборудованных антиблокировочной системой тормозов.

В России иногда встречаются упаковки с маркировкой ДОТ 4+ или ДОТ 4.5, но к общепринятой системе классификации такая маркировка отношения не имеет.

Химический состав основы у жидкостей класса 3, 4 и 5.1 практически одинаковый – это гликоли (двухатомные спирты) и полиэфиры. Различия – в добавлении присадок. Поэтому, если нет возможности заменить тормозную жидкость в системе целиком, то при необходимости допускается добавление одного класса в другой.

Смешивание тормозных жидкостей выполняется при соблюдении правила: жидкость более высокого класса добавляют в жидкость более низкого (но ни в коем случае не наоборот).

У жидкостей класса ДОТ 5 и ДОТ 5.1/АБС в качестве основы используется силикон с добавлением гликолей, поэтому их смешивать с жидкостями других классов недопустимо.

Отличительные особенности основных классов тормозных жидкостей:

ДОТ 3

Состав определяется простыми соединениями гликолей и поэтому – невысокой себестоимостью производства, соответственно и недорогой розничной ценой.

  • Главный недостаток – высокая гигроскопичность и, как следствие, быстрое снижение температуры кипения.
  • Срок службы такой жидкости не более 1,5 лет.
  • Область использования – автомобили с барабанными тормозами, либо передними дисковыми, задними барабанными.

ДОТ 4

В состав помимо гликолей включена борная кислота. За счет этого повышается сопротивляемость жидкости впитыванию атмосферной влаги и увеличивается, таким образом, срок службы.

  • У класса ДОТ 4 самая высокая вязкость среди других классов.
  • Этот класс самый популярный у автолюбителей и используется в основном на автомобилях с дисковыми (передними и задними) тормозами.
  • Средний срок службы тормозной жидкости ДОТ 4 составляет 2 года.

ДОТ 5.1

По составу похож с жидкостями класса ДОТ 4, но за счет присадок имеет самую высокую температуру кипения и самую низкую вязкость среди всех классов.

  • Однако эти достоинства являются причиной главного недостатка: высокой гигроскопичности, соответственно пониженного срока службы (не более года).
  • Жидкость разрабатывалась для спортивных автомобилей, в которых функциональные свойства гораздо важнее показателей долговечности.

ДОТ 5

Тормозная жидкость ДОТ 5 имеет смешанный состав: гликоли и силикон.

  • Достоинства (помимо низкой вязкости и высокой температуры кипения) – низкая гигроскопичность и нейтральность к материалам тормозной системы. В этом смысле жидкость имеет практически идеальные характеристики и служит 4 – 5 лет.
  • Единственный серьёзный недостаток – не абсорбируемая жидкостью влага накапливается в тормозных цилиндрах и при низких температурах серьезно осложняет их работу.
  • Кроме того такой состав характеризуется повышенной аэрацией (насыщением воздуха) и по этой причине запрещен к использованию в автомобилях с АБС.

ДОТ 5.1/АБС

Также имеет в основе гликоли и силикон, но бо́льшую гигроскопичность, чем ДОТ 5. За счёт этого снижается срок службы (до 2 лет), но удаётся (с учетом влияния присадок) избавиться от повышенного насыщения жидкости воздухом.

Объемы тормозной жидкости для полной замены на различных автомобилях

Обычная норма объема тормозной системы от 0,5 до 1 литра. Объем зависит, тормоза с системой АБС или нет, и от класса автомобиля. При замене ТЖ, можно ориентироваться или на срок службы или на прохождение пробега. Некоторые меняют по пробегу до 60 тыс. км. Для высокоскоростных авто — пробег для замены жидкости системы тормозов — до 10 тыс. км.

Сколько ТЖ нужно для полной замены в автомобилях ВАЗ

Для переднеприводных ВАЗ применяют ТЖ ДОТ4, для заднеприводных классических ВАЗ 2101-2107 применяют тормозуху класса DOT 3. Для «классики» нужно чуть больше пол литра ТЖ, а для переднеприводных — около 1 литра.

Применение различных классов тормозных жидкостей:

— DOT 3 – на относительно тихоходных автомобилях с тормозами барабанного типа или передними дисковыми; — DOT 4 – на современных быстроходных автомобилях с дисковыми тормозами на всех колесах; — DOT 5.1 – на спортивных автомобилях, с более значительными тепловыми нагрузками. Жидкости этого класса на обычных автомобилях практически не применяются.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Кроме основных показателей, температура кипения и величина вязкости, к тормозным жидкостям предъявляются и другие, не менее важные требования.

Жидкость не должна вредить резиновым деталям автомобиля.

Между поршнями гидропривода тормозов и цилиндрами есть резиновые манжеты, герметичность которых повышается под воздействием тормозной жидкости. Резиновые соединения при этом увеличиваются в объеме, допускается расширение до 10%. Они не должны слишком набухать, давать усадку, терять в эластичности и прочности.

Тормозная жидкость должна защищать металлы от коррозии.

Металлические узлы гидропривода тормозов могут подвергаться электрохимической коррозии. Чтобы предотвратить этот процесс в тормозную жидкость обязательно добавляют ингибиторы коррозии, призванные защищать стальные, чугунные, алюминиевые, латунные и медные детали.

Смазывание трущихся деталей.

Тормозная жидкость должна обладать смазывающими свойствами, чтобы уменьшить износ рабочих поверхностей тормозных цилиндров, поршней и манжетных уплотнений.

Стабильность при низких и высоких температурах.

Тормозные жидкости работают в интервале температур от -40 до +100°C. В этих температурных пределах жидкость должна сохранять свойства, предусмотренные производителем, с какой-то степенью колебания, противостоять окислительным процессам, расслаиванию, образованию осадков и отложений.

Добавить комментарий