Расчет остановочного и тормозного пути автомобиля

Содержание

Какие факторы влияют на время реакции

На время реакции водителя влияет множество факторов: от возраста до психофизического здоровья

Важно помнить, что некоторые факторы автомобилист создает сам. В машине не должно быть хаотичного беспорядка, слишком громкой музыки, а пассажирам не следует отвлекать водителя

От чего зависит

На время реакции влияют несколько факторов, а не только личные особенности человека. У всех людей разное время реакции. Оно зависит от:

Возраста. У молодых людей скорость реакции быстрее. Однако, пожилые и граждане среднего возраста тратят меньше времени на раздумья и принятие верного решения — проще говоря, они не мечутся, а сразу делают. Поэтому время реакции у них стабильнее.
Опыта и водительского стажа. Даже идеальное знание ПДД не может заменить опыт и «набитые шишки». Чем больше стаж, тем лучше и быстрее реакция на дорожную опасность. С годами автомобилисты обретают способность предугадывать ситуацию на дороге, что значительно сокращает время реакции водителя со стажем.
Времени суток и погодных условий. В темноте или условиях плохой видимости из-за погоды время реакции увеличивается. Кроме того, ночью бдительность человека притупляется. Вероятность ДТП в дождь или снег повышается, так как увеличивается скоростной путь автомобиля и ухудшается контроль над средствами управления.
Условий вождения. Люди, которые регулярно ездят по городу, а не только по загородной трассе, быстрее реагируют на опасность. Это обусловлено тем, что в городе более высокая интенсивность движения и чаще приходится совершать маневры, смотреть на знаки, разметку и светофоры.
Тренированности. Физическая активность улучшает реакцию. Водитель, который регулярно играет в футбол, например, среагирует лучше, чем любитель посидеть на диване.
Факторов утомления. Усталость снижает реакцию, поэтому водить машину, будучи сонным или уставшим нежелательно.
Принятия медикаментов

Некоторые медицинские препараты снижают внимание и реакцию — об этом пишут в инструкции. Во время лечения лекарствами, которые влияют на способность безопасного вождения, лучше воздержаться от поездок за рулем.
Алкоголя и наркотиков

Всем известно, что в нетрезвом состоянии нельзя водить машину. Несмотря на этот запрет, некоторые водители все же пренебрегают этим правилом. Алкоголь значительно снижает время реакции и повышает вероятность ДТП.
Отвлекающих деталей. Таковой является мобильный телефон. Будучи за рулем не стоит переписываться или говорить по телефону.
Радио и музыки. Голос диктора или громкая музыка отвлекают от вождения. Если же водитель утомился и включил медленную спокойную музыку, то возникает риск заснуть за рулем. Если избежать вождения в состоянии утомления нельзя, то лучше включить что-то энергичное, а не расслабляющее.

Этапы процесса реакции на ситуацию

Реагирование на опасность происходит в несколько этапов, каждый из которых занимает какое-то время.

  1. Психическая реакция, то есть осознание, что надвигается опасность. Это мыслительный процесс, который должен занять короткий временной промежуток и увенчаться выбором правильного решения.
  2. Принятие действий по избеганию опасности, то есть непосредственная реакция. На этом этапе водитель поворачивает руль (при необходимости), жмет на педаль тормоза или совершает другие действия для ухода от аварии. Нужно учитывать, что момент переноса ноги на педаль тормоза тоже занимает несколько долей секунды.

ВАЖНО! За время психической реакции человек не предпринимает никаких реальных действий. Проще говоря — он ничего не делает физически

Среднее значение

Время реакции водителя варьируется от 0,3 до 1,7 секунды. Средним значением считается 1 секунда. Этот показатель был получен после многочисленных экспериментов. При судебно-медицинской экспертизе ДТП используется понятие нормативного времени восприятия сложной ситуации. В среднем оно составляется 0,8 секунды.

Влияние фактора утомления

Утомление сильно притупляет реакцию. Факторами, указывающими на то, что водителю необходимо отдохнуть, являются:

  • усталость. Уставший водитель совершает больше резких и необдуманных действий за рулем;
  • сонливость и вялость;
  • притупление внимания;
  • притупление зрения и слуха. Органы чувств находятся будто в затуманенном состоянии;
  • мыслительная деятельность замедляется.

Управление транспортным средством в утомленном состоянии запрещено, так как оно может привести к аварии. Кроме того, в сонном состоянии легче получить травму, так как мышцы расслаблены.

ВАЖНО! Наибольший риск засыпания за рулем — с полуночи до 06:00 (особенно в 04:00) и примерно через половину суток — с 13:00 до 16:00

Какие факторы влияют на торможение и тормозной путь?

Выше мы уже писали, что на длину тормозного пути влияют множество факторов. Предлагаем рассмотреть их подробнее.

Скорость

Это ключевой фактор. При этом имеется в виду не только скорость езды машины, но и скорость реакции водителя. Считается, что реакция у всех примерно одинаковая, но это не совсем так. Играет роль опыт вождения, состояние здоровья человека, употребление им медикаментов и т.д. Также, многие «лихачи» пренебрегают законом и отвлекаются на смартфоны за рулем, что, в итоге, может привести к катастрофическим последствиям.

Помните еще один важный момент. Если скорость автомобиля увеличивается в два раза, длина его тормозного пути растет в 4 раза! Здесь пропорция 1:1 не работает.

Дорожные обстоятельства

Несомненно, на длину тормозной линии влияет состояние дорожного покрытия. На обледенелой или мокрой трассе она может вырасти в разы. Но это далеко не все факторы. Следует также опасаться опавших листьев, на которых шины прекрасно скользят, трещин на покрытии, ям и так далее.

Шины

Качество и состояние резины сильно влияют на длину тормозной линии. Зачастую, более дорогие шины обеспечивают лучшее сцепление авто с дорожным покрытием

Обратите внимание, если глубина протектора стерлась больше допустимого значения, то резина утрачивает способность отводить достаточное количество воды при движении по мокрой дороге. В итоге, вы можете столкнуться с такой неприятной штукой, как аквапланирование — когда машина теряет сцепление с дорогой и становится полностью неуправляемой. 

Чтобы сократить тормозной путь, рекомендуется поддерживать в покрышках оптимальное давление. Какое именно — на этот вопрос вам ответит автопроизводитель. Если значение будет отклоняться в большую или меньшую сторону, линия торможения будет увеличиваться. 

В зависимости от коэффициента сцепления покрышек с дорожным покрытием этот показатель будет разным. Вот сравнительная таблица зависимости тормозного пути от качества дорожного покрытия (легковой автомобиль, покрышки которого имеют средний коэффициент сцепления):

  60км/ч. 80 км/ч. 90 км/ч.
Сухой асфальт, м. 20,2 35,9 45,5
Мокрый асфальт, м. 35,4 62,9 79,7
Заснеженная дорога, м. 70,8 125,9 159,4
Гололед, м. 141,7 251,9 318,8

Конечно, эти показатели относительны, но они ярко иллюстрируют, насколько важно следить за состоянием автомобильной резины

Техническое состояние машины

Автомобиль может выезжать на дорогу только в исправном состоянии — это аксиома, не требующая доказательств. Для этого проводите плановую диагностику своего авто, своевременно делайте ремонт и меняйте тормозную жидкость.

Помните, что стертые тормозные диски могут в два раза увеличить линию торможения.

Отвлечение внимания на дороге

Во время движения автомобиля водитель не имеет права отвлекаться от управления ТС и контроля над дорожной ситуацией. От этого зависит не только его безопасность, но жизни и здоровье пассажиров, а также других участников движения.

Вот что происходит в мозгу водителя при возникновении экстренной ситуации:

  • оценка дорожной ситуации;
  • принятие решения – тормозить или маневрировать;
  • реагирование на ситуацию.

В зависимости от врожденных способностей водителя средняя скорость реакции составляет от 0,8 до 1,0 секунды. Этот параметр касается экстренной ситуации, а не почти автоматического процесса при замедлении на знакомом участке дороги.

Многим этот временной отрезок кажется незначительным, чтобы на него обращать внимание, однако игнорирование опасности может привести к фатальным последствиям. Вот таблица зависимости реакции водителя и пройденного автомобилем пути:

Скорость автомобиля, км/ч. Расстояние до момента нажатия на тормоз (время остается одинаковым – 1 сек.), м.
60 17
80 22
100 28

Как видно, даже кажущаяся незначительной секунда промедления может привести к печальным последствиям. Вот почему каждому автомобилисту никогда нельзя нарушать правило: «Не отвлекайся и придерживайся скоростного режима!».

Отвлекать водителя от управления могут разные факторы:

  • мобильный телефон – даже просто посмотреть, кто звонит (при разговоре по телефону реакция водителя идентична реакции человека в состоянии легкого алкогольного опьянения);
  • рассматривание рядом проезжающего автомобиля или наслаждение красивыми пейзажами;
  • пристегивание ремня безопасности;
  • употребление пищи за рулем;
  • падение незакрепленного видеорегистратора или мобильного телефона;
  • выяснение отношений водителя и пассажира.

На самом деле невозможно составить полный список всех факторов, которые могут отвлечь водителя от управления. Ввиду этого каждому следует быть внимательным к дороге, а пассажирам будет полезна привычка не отвлекать водителя от управления.

AUTO.RIA – Тормозной путь: что это, значение, принцип работы

Тормозной путь автомобиля — это дистанция до полной остановки, которую успевает преодолеть машина с того момента, как водитель нажал педаль тормоза

Важно понимать, что остановочный путь всегда больше, чем тормозной. Ведь он включает еще и расстояние, пройденное с того момента, как водитель обнаружил опасность и нажал на тормоза

Как рассчитать тормозной путь

Длина пути рассчитывается по следующей формуле:

l = V2/(2µg), где

  • l — путь,пройденный автомобилем;
  • V — скорость авто;
  • µ — коэффициент, определяющий силу трения
  • g — ускорение свободного падения (9,8м/с2).

Скорость легко определяется по показаниям спидометра, а коэффициент трения покрышек на сухом асфальте колеблется в диапазоне 0,5-0,8.

Для приблизительных расчетов используется µ=0,7.

Для скорости 60 км/час (по системе СИ — 16,7 м/с) тормозной путь равен:

16,72/(2*0,7*9,8)=20,24 метров.

Столько проедет серийная машина с момента начала торможения.

Однако такое значение актуально лишь для условий, приближенных к идеальным. При неравномерном срабатывании тормозов (цилиндров и колодок на каждом колесе) машина может потерять управляемость. Для восстановления контроля придется ослабить нажатие на тормоз. В этом случае тормозной путь будет значительно длиннее.

При расчете пройденного расстояния учитывается квадрат скорости. То есть, с ростом скорости тормозной путь резко удлиняется. При 80 км/час он составит уже 36 м, а на 120 км/час — 81 метр.

От чего зависит длина тормозного пути

Как видим, на тормозной путь влияют два параметра: скорость и коэффициент трения. Если скорость полностью зависит от действий водителя, то с трением все значительно сложнее. Давайте разберемся, какие факторы на расстояние, необходимое машине для остановки.

Состояние шин

Коэффициент сцепления (µ) зависит от следующих параметров:

  • высота протектора;
  • температура резины и асфальта.

Изношенный протектор сильно ухудшает торможение на мокрой, заснеженной или даже грязной дороге. Зато зависимость тормозного пути от температуры нелинейна.

При низких температурах резина теряет эластичность и коэффициент трения уменьшается. Поэтому в холодное время года нужно использовать зимние шины независимо от того, как успешно дорожные службы справляются с уборкой снега. Зимой даже на чистом асфальте тормозной путь на зимней резине будет намного короче, чем на летней.

При высоких температурах резина становится слишком мягкой. При этом она интенсивно изнашивается и начинает легче скользит по асфальту. Поэтому летом быстрее остановиться получится на летней резине, которая сохраняет эластичность, но не «течет» подобно пластилину.

Дорожное покрытие

Коэффициент трения, который на сухом асфальте равен 0.7, меняется в зависимости от погодных условий:

  • 0,1 — гололед;
  • 0,2 — снежный накат;
  • 0,4 — мокрый асфальт.

В летнее время нужно остерегаться больших луж и грязи. Лужи могут вызвать эффект аквапланирования, при котором сцепление с дорогой будет даже хуже, чем на укатанном снегу. Не менее опасна и грязь: тонкий слой мокрой глины, практически невидимый глазом, делает асфальт таким скользким, что на нем становится сложно просто устоять на ногах.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Для чего нужен карданный вал

Антиблокировочная система

Как известно из школьного курса физики, сила трения скольжения всегда ниже, чем трения покоя. То есть, при торможении «юзом» тормозной путь больше. Этот эффект давно известен опытным водителями. Чтобы быстрее остановиться и не потерять управление на скользкой дороге, они используют «прерывистое» торможение. Метод заключается в том, что при блокировке колес водитель на мгновение отпускает педаль тормоза и тут же нажимает ее снова.

На большинстве современных серийных авто устанавливается электронная антиблокировочная система. Она контролирует вращение каждого колеса и снижает давление в тормозной магистрали при блокировке. В отличие от «прерывистого торможения», ABS контролирует каждый тормозной цилиндр в отдельности и ослабляет торможение только для заблокированных колес. За счет этого удается достичь минимального тормозного пути на сухом асфальте, гололеде и мокрой дороге.

Однако антиблокировочная система не всегда позволяет остановить авто быстрее, чем торможение «юзом». На снегу и грязи она не позволяет протектору поглубже «зарыться» в дорогу. Особенно заметен эффект при использовании шипованной резины. Поэтому если вы хотите, чтобы шипы эффективно тормозили, «вгрызаясь» в снег, лед или грязь, ABS стоит отключить.

Факторы, влияющие на тормозной путь

Существует две группы причин, влияющих на величину тормозного пути транспортного средства. Первая включает в себя причины, возникновение которых не зависит от лица, управляющего автомобилем. Это состояние дорожного покрытия и погодные условия. Не имея возможности в какой-либо степени воздействовать на них, водитель обязан их учитывать, когда выбирает скорость движения и дистанцию.

Вторая группа причин зависит от водителя машины. К ним стоит отнестись внимательнее.

Скорость

Влияние скоростного режима на остановочный и тормозной путь так велико, что правилами дорожного движения установлены жесткие ограничения, касающиеся передвижения транспортных средств в населенных пунктах, жилых зонах и т.п. Экспериментальным путем определены средние значения тормозного пути машины на определенной скорости. Данные значения в таблице верны для наиболее благоприятных условий движения: технически исправное транспортное средство, оптимальные погодные условия, хорошее дорожное покрытие.

Скорость транспортного средства, км/ч Тормозной путь автомобиля, движущегося с указанной скоростью, в случае экстренного торможения, м
50 16,3
60 23,5
70 32,1
80 42,0
90 53,0
100 65,5

Как видно из таблицы происходит существенное увеличение тормозного пути транспортного средства в зависимости от скорости его движения.

Выбирая скорость движения, учитывайте еще один важный аспект. Это – скорость реакции водителя. И если время, затраченное на принятие решения у подавляющего большинства водителей примерно равно, то тормозной путь будет тем больше, чем выше скорость.

Погодные и дорожные условия

Изменение погодных условий способно существенно увеличить время торможения.

Пример №2: Автомобиль, движущийся по трассе с сухим дорожным покрытием со скоростью 80 км/ч, входит в полосу сильного дождя. На мокрой дороге снижается показатель коэффициента сцепления с 0,7 до 0,4. Применяя известную формулу, получаем: S = (1/ (254 • 0,4)) • 802. Длина тормозного пути составила 62,99 метра, то есть увеличилась в полтора раза.

Техническое состояние автомобиля

К участию в дорожном движении допускаются технически исправные автомобили, что оговорено пунктом 11 ПДД. Разработан перечень неисправностей, которые препятствует участию транспортного средства в дорожном движении. И тормозная система занимает в этом перечне одно из ключевых мест. Узлы и агрегаты данной системы принимают самое непосредственное участие в остановке автомобиля. Изношенные тормозные накладки и колодки, деформированные и выработанные тормозные барабаны (диски), отработанная тормозная жидкость в силу потери части своих физических и эксплуатационных характеристик существенно увеличивают длину остановочного пути.

Не менее важна роль шин, поскольку они обеспечивают сцепление автомобиля и дорожного полотна. Давление в шинах, отличающееся от значений, рекомендованных производителем, увеличивает тормозной путь. Равно как и изношенная, «лысая покрышка». Недостаточная глубина протектора препятствует эффективному отводу воды и создаёт водяную пленку между колесом автомобиля и дорожным покрытием, создавая эффект аквапланирования.

В результате транспортное средство «плывет», теряя управление.

Грязные стекла и осветительные приборы снижают обзорность, увеличивая время для принятия решения, что отрицательно отражается на времени полной остановки.

Конструктивные особенности автомобиля

К возможному огорчению адептов теории о меньшем тормозном пути автомобиля с АБС (антиблокировочной системой), мнение экспертов на этот счет противоположно. В таблице приведены результаты тестирования легкового автомобиля, двигавшегося со скоростью 50 км/ч в различных дорожных условиях.

Состояние дорожного покрытия Величина тормозного пути, м
с АБС без АБС
гололед 19,0 12,0
снежная каша, лед, неровности 25,0
рыхлый снег 23,0
асфальт (сухой) 7,5 10,0
асфальт (мокрый) 11,0 9,0

Состояние дорожного покрытия

Наличие АБС сокращает остановочный путь лишь на сухом асфальтированном покрытии. Его ключевое преимущество заключается в другом: в полном сохранении контроля над авто в течение всего тормозного пути. У водителя нет необходимости в расчете силы давления на тормозную педаль. Система самостоятельно выбирает оптимальный режим остановки в зависимости от условий.

Одна масса мешает, другая — помогает. Что победит?

В итоге, инертная масса увеличивает инерцию машины, а гравитационная масса улучшает сцепление шин с дорогой и тормозной потенциал машины. Одно удлиняет тормозной путь, а другое пытается укоротить его. Что же победит?

Нам поможет Закон сохранения энергии

На языке физики процесс торможения выглядит как закон сохранения энергии:

mи v2/2 = Fтр s

т.е. кинетическая энергия машины с инертной массой mи и скоростью v при торможении переходит в тепло за счет работы силы трения Fтр, которая затрачивается на замедление машины на участке пути длиной s (собственно, тормозной путь).

Машина тормозит не тормозами, а шинами

Как я уже писал выше, сила трения Fтр равна kmг g – произведение коэффициента трения k, гравитационной массы mг и ускорения свободного падения g. И сразу вопрос: о какой силе трения идет речь? О силе трения колодок о тормозной диск? Или о силе трения шины о дорогу, о «держаке»? Вообще, первопричина торможения – сила трения колодок о диски. Но она не может превышать силу трения между шиной и дорогой: в этом случае шины начинают скользить, и, либо включается АБС, либо машина идет в «юз». После чего любое усиление нажатия на тормоз не дает выигрыша в торможении, и машина продолжает тормозить за счет трения шин о дорогу. Поэтому для случая экстренного торможения нужно считать, что сила трения колодок о диски равна силе сцепления шин с дорогой. И тогда k — коэффициент сцепления шин с дорогой, если шины на грани скольжения, или это коэффициент скольжения шин о дорогу, если колеса заблокированы, и машина тормозит юзом.

Тогда подставим значения силы сцепления Fтр = k mг g в закон сохранения энергии:

mи v2/2 = k mг g S

Инертная и гравитационная массы противодействуют друг другу в равной степени

А теперь ключевой момент! Еще Ньютон доказал, а Эйнштейн в свое время постулировал, что инертная и гравитационные массы равны! На сегодняшний день это проверено многократными экспериментами с высокой степенью точности. Эти массы имеют абсолютно разный физический смысл, но в килограммах это всегда одно и то же!

И тогда заменяем инертную и гравитационную массы на «просто массу»:

m v2/2 = k m g S

Теперь массы можно успешно сократить, и останется:

v2/2 = k g S

Отсюда получаем тормозной путь, не зависящий от массы:

S = v2/(2 k g)

где v – скорость движения машины до начала торможения, k – коэффициент сцепления шин с дорогой, g – ускорение свободного падения.

Еще раз смысл: с одной стороны, масса увеличивает инертность машины и создает препятствие тормозам. С другой стороны, масса увеличивает сцепление шин с дорогой и помогает тормозам. Эти два эффекта компенсируют друг друга в равной степени, и, в конечном итоге, масса не влияет на длину тормозного пути.

Скорость зависит только от водителя, g – постоянна, а коэффициент сцепления k зависит от состава резины протектора шины и от качества дорожного покрытия. Выходит, тормозной путь зависит от скорости, качества шины и качества дороги. При этом под качеством шины понимается именно состав резины. А от ширины профиля шины и площади пятна контакта сила сцепления шины с дорогой не зависит, как и не зависит тормозной путь.

Определение скорости движения автомобиля

Сегодня рассмотрим простые способы определения скорости автомобиля.

Иногда в жизни случается так, что вам необходимо определить скорость своего автомобиля не учитывая то, что показывает ваша панель приборов. Для этого могут быть совершенно разные причины, отказ панели в работе, кроме того, очень часто спидометры немного привирают скорость.

Достаточно часто происходит так, что вы, наблюдая за своей панелью приборов, видите на спидометре одну скорость, а по факту она оказывается совершенна другая. И это хорошо, когда на самом деле она будет меньше, чем вам показано. Потому что если ее показатели больше даже на каких-то пять километров, то вы можете получить штраф от сотрудника ГИБДД за превышение скорости, хотя на самом деле, думаете что едите в пределах допустимой нормы.

Именно по этим причинам определение скорости движения автомобиля необходимо уметь делать несколькими способами.

Все мы привыкли следить за скоростью своего автомобиля по спидометру, но иногда случается так, что он в самый неподходящий момент выходит из строя и тогда определение скорости движения автомобиля предложенным сейчас способом может прийти вам на помощь. Да и как уже говорилось выше, все спидометры могут врать. Поэтому проверив его заранее, вы будете знать настоящую скорость движения вашего автомобиля.

Для тог чтобы определить реальную скорость вашего автомобиля или понять насколько врет ваш спидометр автомобиля, необходимо разогнать автомобиль и поддерживать одинаковую скорость. Другими словами, вы можете выехать за город для того чтобы у вас была возможность ехать с постоянной скоростью девяносто километров в час. В том случае, если на вашем автомобиле установлена функция круиз-контроль, следует ее включить. Теперь, когда автомобиль движется с постоянной скоростью, можно приступать к определению реальной скорости вашего движения.

Отличным помощником в этом вам станет Навител. Дело в том, что Наветел ведет посредством программы ваш автомобиль вместе со спутником, а это значит, что он замеряет реальную скорость автомобиля, так как практически не может врать.

Включив программу Навител, в верхнем углу экрана вы увидите реальную скорость своего автомобиля, потому что все данные, которые он выдает, он сверяет со спутником. Таким образом, если Навител покажет вашу скорость 85-86 километров в час, а на спидометре у вас будет показывать 90 километров в час, то это значит только то, что ваш спидометр завышает реальную скорость автомобиля на 4-5 километров.

Определение скорости встречного автомобиля

Чаще всего мы следим за скоростью своего собственного автомобиля, поэтому скорость попутного автомобиля определить гораздо легче, чем скорость встречного авто. Однако стоит отметить, что вопрос про определение скорости встречного автомобиля сегодня волнует все больше автомобилистов. Потому что и от этого фактора во множестве зависит безопасность их маневров, таких как обгон, поворот на главную или второстепенную дорогу, разворот, а также для полной оценки ситуации на дороге для того чтобы своевременно среагировать в сложившейся ситуации.

При этом следует отметить, что достоверно ответить на вопрос про определение скорости встречного автомобиля просто невозможно. Ведь расчет данных показателей зависит не только от погодных условий, дорожного покрытия и технического состояния транспорта, но и от того, каковы действия будут у водителя, который непосредственно находится за рулем данного встречного транспортного средства.

Если говорить о каких-то расчетах, то скорость встречного автомобиля можно просто предположить.

Например, когда вам навстречу движется фура, большой автобус или груженый легковой автомобиль с прицепом, то вряд ли скорость такого транспорта будет превышать более девяноста километров в час.

Ну а в том случае, когда вам навстречу едет современный легковой автомобиль или микроавтобус, то тут и предположить возможную скорость тяжело. Потому что, имея отличные технические характеристики такие автомобили, могут буквально за несколько секунд существенно увеличить скорость своего движения.

Помните о том, что все приходит с опытом. Поэтому водители, которые находятся за рулем уже не один год, могут зрительно определить приблизительную скорость встречного транспорта. Но даже несмотря на это, никогда нельзя быть уверенным при совершении маневра в скорости встречного автомобиля. Если же вы научитесь определять скорость встречного транспорта, то со временем сможете установить рекорд скорости на автомобиле среди тех, чью скорость вы отмечали.Предыдущая статья: Тюнинг салона: как подобрать лучшую ткань для перетяжки? Следующая статья: Оформление автомобиля при покупке

Как рассчитать полное время остановки и итоговый тормозной путь?

Как мы уже сказали, чтобы рассчитать весь тормозной путь, нужно учитывать потерю времени при принятии водителем решения о торможении (то есть время реакции водителя). Для этого нужно использовать другую формулу, которая обеспечивает более точный приблизительный расчет тормозного расстояния, которое проедет автомобиль в момент принятия решения о необходимости остановки. Вот эта формула:

(Скорость в км/ч : 10) x 3 = путь реакции в метрах

В итоге, сделав вычисление по вышеуказанным формулам, вы можете вычислить приблизительный итоговый тормозной путь вашего автомобиля при любой скорости движения. Вот пример. Если вы управляете своим автомобилем со скоростью 50 км/ч, то с помощью приведенных формул вычислите следующие значения:

Тормозной путь при принятии решения о торможении на этой скорости (реакция на дорожную ситуацию + принятие решения о торможении + время, необходимое для перемещения ноги с педали газа на педаль тормоза, а также время отклика тормозной системы на нажатую педаль тормоза) составит где-то (50/10) х 3 = 15 метров. То есть пока вы будете принимать решение о торможении при скорости в 50 км/ч, ваша машина проедет 15 метров. 

Тормозной путь при нормальном торможении (с момента нажатия педали тормоза до момента остановки машины) составит около (50/10) х (50/10) = 25 метров. 

При экстренном торможении тормозной путь, как мы уже отметили, сокращается примерно в два раза. Соответственно, расчет тормозного расстояния автомобиля, который движется со скоростью 50 км/ч, будет выглядеть следующим образом: (50/10) x (50/10) / 2 = 12,5 метров.

В результате теперь мы можем вычислить реальный итоговый тормозной путь автомобиля. Так, при нормальном (не резком, а обычном) торможении итоговый тормозной путь составит около 40 метров. При экстренном торможении – не менее 28 метров. 

Примечание: Обратите внимание, что если скорость автомобиля будет выше всего в два раза, его итоговый тормозной путь увеличится в четыре раза!!!

То есть мнение о том, что при увеличении скорости автомобиля в два раза тормозной путь увеличивается только в два раза, – это чистый воды миф среди многих автолюбителей. Так что имейте это в виду, когда садитесь за руль. Самое удивительное, что об этом не знают даже многие опытные водители. 

Пример расчета тормозных и остановочных расстояний

Скорость, в км / ч

Путь, пройденный автомобилем

во время реакции водителя, в метрах

Тормозное расстояние, в метрах

(с момента нажатия педали тормоза

до полной остановки машины)

Итоговый тормозной путь, в метрах

25

7,5

6,25

13,75

50

15

25

40

100

30

100

130

150

45

225

265

200

60

400

460

Добавить комментарий