Усть-кут
Содержание
Экономика
Экономика Усть-Кута основана на добыче природных ресурсов, лесном хозяйстве и деятельности предприятий транспортного узла «железная дорога — порт».
Основные предприятия:
• в нефтегазовом комплексе — ООО «УКНГ» (Ранее ОАО “УстьКутНефтегаз” — дочернее предприятие ООО «Иркутская нефтяная компания»; нефтебаза
• в транспортном комплексе — Осетровский речной порт, Верхне-Ленское речное пароходство, ОАО «Алроса-Терминал», предприятия ВСЖД;
• в лесном комплексе — ООО «Микура», ООО «Леналессервис», ЗАО «Велес», ЗАО «Ленаэкспортлес», ОИК-5.
Основные отрасли промышленного производства в порядке уменьшения объёмов — добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, теплоэнергетика. Бо́льшая часть добываемых природных ресурсов экспортируется в другие регионы России и в Китай. Ассортимент конечной продукции, выпускаемой в городе, очень мал — преимущественно это пиломатериалы и изделия из дерева. Кроме того, для нужд города выпускают продукцию предприятия пищевой промышленности — хлебозавод, частные пекарни, молокозавод.
Транспортная доступность
Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири. Здесь пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.
Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири.
Здесь благоприятно пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Имеется аэропорт, способный принимать крупные транспортные самолёты. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.
Железнодорожный транспорт
Усть-Кут находится на Восточно-Сибирской железной дороге. Основная железнодорожная станция — Лена. Кроме неё, в городе расположены:
грузопассажирские станции: Усть-Кут, Якурим, Лена-Восточная;
исключительно грузовые станции: Лена-Перевалка, Портовая, Якурим-Перевалка. (В едином технологическом процессе с портом Осетрово.)
До конца 1990-х годов на западной окраине города функционировала станция Паниха. Многие предприятия имеют собственные подъездные пути.
Существуют проекты по строительству железнодорожных веток на север (Лена — Непа — Ленск) и юг (Иркутск — Жигалово — Лена).
Пассажирское сообщение. Постоянное пассажирское сообщение поездами дальнего следования:
• в западном направлении — Москва, Красноярск, Иркутск, Кисловодск. В летнее время — Адлер, Анапа, Новосибирск.
• в восточном направлении — Северобайкальск, Тында.
Пригородные поезда следуют до станций: Вихоревка, Ручей (на запад), Киренга (на восток).
Первый поезд на станцию Лена пришёл в 1951 — тогда Усть-Кут был конечной точкой строящейся Тайшето-Ленской железной дороги (ныне это участок ВСЖД, называемый Западным БАМом.) В постоянную эксплуатацию дорога была сдана в 1958. В 1974 Усть-Кут стал отправной точкой возобновлённого строительства Байкало-Амурской магистрали, здесь располагался штаб Западного участка. В 1975 сдан железнодорожный мост через Лену, единственный на сегодня.
Воздушный транспорт
Аэропорт Усть-Кут расположен в 10 км к северу от города. Регулярные авиарейсы выполняются до Иркутска. Транспортное сообщение между аэропортом и городом по состоянию на конец 2010 года возможно только на такси и личных автомобилях. Для обслуживания аэропорта предусмотрен также маршрут № 101 «ст. Лена — аэропорт», однако в течение 2010 года он не действовал. Поднимается вопрос о его восстановлении.
Речной транспорт
Крупный речной порт Осетрово на реке Лене (занимается, в том числе, обслуживанием северного завоза).
Пассажирское сообщение вверх по Лене до посёлка Жигалова, вниз — до Пеледуя. Осуществляется теплоходами типа «Заря» и «Полесье».
Автомобильный транспорт
Дорожная сеть, связывающая Усть-Кут с другими населёнными пунктами, слабо развита. Город связан с федеральной сетью автодорог посредством региональной трассы Р419 (выход на автодорогу «Байкал» через Братск в Тулуне).
В 2007 автодорога Р419 была передана в федеральную собственность и стала частью строящейся автодороги «Вилюй».
На восток от Усть-Кута параллельно БАМу проходит автодорога до Звёздного и — формально — до Северобайкальска (фактически сквозное движение по автодороги невозможно для большинства автомобилей ввиду её плохого состояния).
Автозимники. Зимой из Усть-Кута на север через Мирный проходит автомобильный зимник, соединяющий с федеральной сетью автодорог труднодоступные районы Иркутской области и Якутии. Широко используются и другие зимники.
Городская улично-дорожная сеть. Центральные улицы имеют асфальтовое покрытие, часть периферийных — бетонное. Остальные без покрытия. Имеется объездная автомобильная дорога для транспорта, следующего транзитом.
Автобусное сообщение
В Усть-Куте создано 12 городских маршрутов. Существует сеть пригородных маршрутов — до дач «Ветеран» (села Турука), аэропорта, посёлков Казарки, Верхнемарково, Ния. Работает один междугородный маршрут — до Иркутска. В летнее время также выполняются перевозки в направлении дачных посёлков, круглогодично до Киренска частными микроавтобусами. Автовокзала нет.
Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:
• по железной дороге — 1385 км (по линии Усть-Кут — Тайшет — Иркутск);
• по автомобильным дорогам — 973 км (Усть-Кут — Братск — Тулун — Иркутск);
• прямым воздушным путём — 520 км.
Ближайшие города: Братск — 320 км, Железногорск-Илимский — 107 км на запад, Киренск — 300 км на северо-восток вниз по течению Лены).
[править] Центральная часть города
- мкр-н Холбос
- мкр-н Лена
- мкр-н Железнодорожник-1 («Карабах»), Железнодорожник-2
- мкр-н Квадрат
- мкр-н Речники-1 — микрорайон, расположенный между линией железной дороги и рекой Леной, ограниченный с запада районом городского рынка, с востока — судоверфью и Восточным портом. Дважды перестраивался в связи со сносом деревянных построек и переносом железнодорожной линии. Включает улицы Речников, Белобородова, Гайдара, Пролетарскую, Дубровского, Железнодорожную, частично улицу Горького (чётная сторона) и улицу Дзержинского, переулки Спортивный, Молодёжный, Профсоюзный.
-
мкр-н Речники-2 — микрорайон новой застройки к северу от железнодорожной линии, примыкающий с северо-востока к микрорайону Речники-1, на склоне сопки. В микрорайоне находятся органы муниципальной власти района и города. Застраивался на рубеже 1980-х и 1990-х гг., в связи с чем часть жилых зданий недостроена, уличная сеть слабо сформирована. Включает улицы Володарского (нечётная сторона от дома № 69), Халтурина (чётная сторона от дома № 44), Пушкина (нечётная от дома № 93, чётная от дома № 64), Российскую, Судостроителей. Кроме ул. Пушкина, сплошных улиц со сквозным движением нет, здания связаны с ул. Пушкина внутриквартальными проездами. Нумерация домов проводилась по воображаемым линиям, намеченным направлением внутриквартальных проездов и начальных отрезков улиц, и не везде упорядочена (например, дома № 113 и 115 по ул. Пушкина находятся между домами № 103 и 107). Для удобства при указании конкретного местоположения микрорайон Речники-2 в свою очередь делят на составные части (по названиям автобусных остановок):
- мкр-н ВСЭМ
- мкр-н Солнечный
Топонимика
Усть-Кут нередко называют городом с тремя названиями, так как с ним отождествлено три топонима: Усть-Кут (город и аэропорт), Лена (железнодорожная станция), Осетрово (порт).
Поселение было основано в устье реки Куты (от эвенк. кута — заболоченное место). Отсюда название — Усть-Кутский (в старом написании — Усть-Куцкой) острог, позже село Усть-Кутское. Постепенно в широкий обиход вошло укороченное название села, закрепившееся при смене статусов поселения, — Усть-Кут. При склонении названия ударение не сохраняется и переходит к окончанию: в Усть-Куте́, из Усть-Кута́ и т. п.
Этнохороним — устькутя́не (формы мужского и женского рода: устькутя́нин, устькутя́нка). Форма устьку́тцы, нередко используемая центральными и региональными СМИ, считается неверной.
Станция Лена названа по имени реки Лены, восходящему к эвенк. елю эне («большая река»).
Порт Осетрово назван по имени рабочего посёлка, включённого в состав Усть-Кута в 1954.
Рекомендации
Источники
- Законодательная Собрание Иркутательной области. Постановление №9 / 5-ЗС от 15 апреля 2009 г. «Устав Иркутской области», в ред. Закона №2-У от 14 декабря 2017 г. «О поправках к Уставу Иркутской области». Вступил в силу по истечении десяти дней после официального опубликования. Опубликован: “Областная”, №45, 24 апреля 2009 г. (Законодательное собрание Иркутской области. Постановление № 9/5-ЗС от 15 апреля 2009 г. Устав Иркутской области с изменениями, внесенными Законом № 2-У от 14 декабря 2017 г. « О внесении изменений в Устав Иркутской области . дня, следующего за десятидневным периодом после дня официального опубликования.).
- Законодательная Собрание Иркутательной области. Закон №49-ОЗ от 21 июня 2010 г. «Об административно-территориальном устройстве Иркутской области», в ред. Закона №12-ОЗ от 23 марта 2017 г. «О внесении изменений в статье 25 и 33 Закона Иркутской области” Об административно-территориальном устройстве Иркутской области “и Закон Иркутской области” О внесении изменений географического объекта и (или) о переименовании географических объектов “». Вступил в силу после официального дня опубликования. Опубликован: “Областная”, №71, 25 июня 2010 г. (Законодательное собрание Иркутской области. Закон от 21 июня 2010 г. № 49-ОЗ « Об административно-территориальном устройстве Иркутской области» с изменениями, внесенными Законом от 23 марта 2017 г. № 12-ОЗ « О внесении изменений в статьи 25 и 33 Закона»). Иркутской области «Об административно-территориальном устройстве Иркутской области» и Закон Иркутской области «О порядке рассмотрения присвоения наименований географическим объектам и (или) переименования географических объектов» . Действует со дня официальное издание.).
- Законодательная Собрание Иркутательной области. Закон №93-оз от 16 декабря 2004 г. «О статусе и границах муниципальных образований Усть-Кутского района Иркутской области», в ред. Закона №63-ОЗ от 7 июля 2015 г. «О распространении действия Закона Иркутской области» О статусе и границах муниципальных образований Черемховского района Иркутской области на территории нового субъекта Российской Федерации – Иркутской области и внесении изменений в отдельные законы Иркутской области ». Вступил в силу с 31 декабря 2004 г., но не ранее чем через 10 дней со дня официального дня опубликования. Опубликован: “Восточно-Сибирская правда”, №254–255, 20 декабря 2004 г. (Законодательное Собрание Иркутской области. Закон № 93-оз от 16 декабря 2004 года О статусе и границах муниципальных образований Усть-Кутского района Иркутской области , с изменениями , внесенными Законом № 63-ОЗ от 7 июля 2015 On Распространение действия Закона Иркутской области «О статусе и границах муниципальных образований Черемховского района Иркутской области» на всю территорию нового субъекта Российской Федерации – Иркутской области и о внесении изменений в некоторые законы Иркутска. Область ( Действует с 31 декабря 2004 г., но не ранее чем через 10 дней после даты официального опубликования).
Геральдика
Герб у Усть-Кута впервые появился в 1974 (официально не являлся гербом, имел статус знака). Он представлял собой изумрудный щит с изображениями куницы, якоря и надписью «1631 г.» на фоне стилизованного изображения устья реки.
10 февраля 2009 был принят новый герб. На щите зелёного цвета изображены золотые соболь, якорь и башня, символизирующая острог. Геральдическое описание: «В зелёном поле серебряная повышенная левая перевязь, однократно волнисто изогнутая (справа выгнутая), соединенная слева внизу с правой перевязью того же металла, также однократно волнисто изогнутой (справа вогнутой). Перевязи сопровождены вверху золотой идущим и обернувшимся соболем, внизу якорем (наподобие морского), также золотым, а слева – бревенчатой башней того же металла, имеющей остроконечную кровлю и арку без порога, причем меньшая перевязь проходит поверх правой опоры арки и позади низа левой опоры».
Флаг города, принятый также 10 февраля 2009, повторяет рисунок герба.
Религия
Со времени основания Усть-Кутский острог входил в границы Тобольской епархии.
В “Описной книге” – годов имеется упоминание об острожной Спасской церкви . В течение двух веков храм несколько раз перестраивался.
С декабря года Усть-Кут находился в пределах самостоятельной Иркутской епархии.
Народ в Усть-Кутском крае был мало религиозен. Об этом говорится в отчёте о состоянии Иркутской епархии за год:
“Жизнь нравственно-религиозная, видимо, давно замерла в Ленских просторах и пока ничего не предпринимается, чтобы оживить её. Религиозно-нравственных чтений и бесед с народом не ведётся“.
В отчёте о состоянии Иркутской епархии за год сказано, что “в Киренском, например, уезде, в следствие, отказа прихожан от содержания храма и причта, Усть-Кутский приход призакрыт“.
В советское время оба Усть-Кутских храма были уничтожены.
К началу 1990-х годов в Усть-Куте была основана община православных христиан – около 20 человек. Община собиралась в половине двухквартирного списанного дома по улице Котовского. Старостой общины была Витковская Ксения Тарасовна.
В году на праздник Крещения Господня впервые после долгого перерыва был совершен крестный ход на реку Лена, в районе старого Усть-Кута.
С по год в местной газете “Парус” действовала еженедельная рубрика “Мир православия”. За это время было издано более 40 статей.
5 октября года город вошел в состав Братской епархии.
[править] Западная часть города
-
мкр-н Кирзавод — расположен на западной оконечности города, в долине реки Куты. Ранее здесь располагался Панихинский кирпичный завод. В составе микрорайона:
- пос. Кирзавод — основан как жилой посёлок при Панихинском кирпичном заводе. Включает улицу Ковпака, переулок Цветочный, частично улицы Полевую (начальная половина), Трудовую (дома №№ 17, 19, 22, 24).
- пос. АЛГЭ — посёлок Ангаро-Ленской геофизической экспедиции. Включает улицы Геофизиков, 2-ю Геофизиков, Герцена, Гоголя, Трудовую, Заводскую, Донскую, Декабристов, Волгоградскую, Фадеева.
- пос. Северная Экспедиция — посёлок Северной геологоразведочной экспедиции (сейчас ООО «Севергео»). Включает улицы Мира, Монтажную, Первооткрывателей, Первопроходцев, 40 лет Победы, Ангарстроевскую, Буровиков.
- пос. Колонково — посёлок экспедиции колонкового бурения, ныне не действующей. Включает улицу Кравченко. В посёлке находились пожарная часть и санаторий-профилакторий, ныне также не действующие.
- пос. СМП-158 — посёлок строительно-монтажного поезда № 158. Застраивался временными зданиями барачного типа. После расформирования головной организации почти полностью разрушен, жители переселены в посёлок Курорт. Включает улицы Южную, Энтузиастов, Берёзовую, Монтажную, частично улицу Полевую (конечная половина).
- путейский посёлок — посёлок железнодорожников при станции Паниха (ныне расформированной). Включает улицу Береговую.
- пос. Карпово — в прошлом деревня, присоединённая к Усть-Куту в середине XX века. Включает улицы Ангарскую, Совхозную, Панихинскую, Олимпийскую, Сибирскую.
- «посёлок на поле» — коттеджный посёлок, застраивающийся с 1990-х. Включает улицы Вишнёвую, Зимнюю, Центральную, Благодатную, переулок Сиреневый.
- пос. Курорт — посёлок при санатории «Усть-Кут». Исторически ему предшествовала Усольская деревня при Усть-Кутском солеваренном заводе. Не имеет уличной планировки, адресация производится по номеру дома в посёлке (напр., «пос. Курорт, 1»).
- мкр-н Старый Усть-Кут — историческая часть города, бывшее село Усть-Кут.
- пос. Закута — посёлок на правом берегу Куты, примыкающий к её устью. Наполовину состоит из дач.
История
Острог был поставлен для сбора ясака, но в середине XVII века являлся только важной ленской пристанью, где сосредотачивались грузы, шедшие с Илима и Верхней Лены. Это был важный транзитный пункт по дороге в Якутск, где строились суда для сплава вниз по Лене
Сюда стекалось много торговых людей, ежегодно в середине мая устраивалась ярмарка.
В 1630-х годах важную роль в освоении Приленья сыграл землепроходец Ерофей Хабаров. Он построил Усть-Кутский солеваренный завод, впервые завел на Лене пашни, организовал ямскую гоньбу.
В году в деревнях Усть-Кутской волости было 55 дворов и 408 человек. В году в самом Усть-Куте находилось 10 дворов и проживало 53 человек, в том числе 10 служилых людей и 36 судовых плотников.
В 1720-е годы острог был перестроен. По описанию года “Усть-Кутский острог стоит над Кутою рекою… длиннику 17 сажень с аршином (35,5 м), поперешнеку 15 сажень с аршином (31 м) кругом всего острогу 54 сажени (109 м)“.
С XVIII века в окрестностях Усть-Кута начали добычу меди.
В XIX веке основу экономической жизни Усть-Кута составляли хлебопашество, пушной и рыбный промыслы, добыча соли.
В конце XIX – нач. XX века село входило в состав Киренского уезда Иркутской губернии.
По описанию года Усть-Кут представлял собой “большое бойкое село, имеющее около сотни домов; вдоль берега тянутся пароходные пристани, где днем и ночью кипит жизнь; пароходы доставляют сюда почту, грузы, массу пассажиров, особенно осенью при возвращении приисковых рабочих с Бодайбо, отсюда, при мелководье верховьев Лены, передвижение начинается в лодках бечевником до Жигалово” .
С года – рабочий поселок.
К году в Усть-Куте была проложена железная дорога.
В году в результате слияния поселков Усть-Кут и Осетрово возник город Усть-Кут. В году был утвержден герб города.
В году открыта пристань “Осетрово” с речным вокзалом. Практически вся жизнь города связана с обслуживанием порта.
В году Усть-Кут стал отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Роль города возросла в связи с организацией Верхоленского ТПК.
На начало XXI века основными отраслями экономики города являются промышленное производство, транспорт и связь, лесоперерабатывающая отрасль, строительство и предприятия малого бизнеса. В городе работает 10 школ, лицей, школа искусств, профессиональное училище, филиал ФГОУ ВПО “НГАВТ”, Осетровское речное училище, филиалы ВУЗов. В Усть-Куте работают городской исторический музей, Дома культуры, 10 библиотек, действует спортивно-оздоровительный комплекс, плавательный бассейн. В 3 км от Усть-Кута находится одноимённый бальнеогрязевый курорт, основанный в году.
Облик города
Усть-Кут вытянут узкой полосой вдоль берегов Лены и Куты более чем на 30 км. Ширина его застройки — около 1 км (максимальная — около 3 км).Основное занятие жителей Усть-Кута — работа на предприятиях железнодорожного и водного транспорта, в лесоперерабатывающей промышленности и бюджетных учреждениях города.
Столь необычная планировка Усть-Кута создает у приезжих образ «города с одной улицей». Но это не совсем так. Большинство микрорайонов связывает вторая, объездная дорога, расположенная чуть выше городской застройки. Да и реку Лену, основной водный путь Усть-Кута, тоже можно условно назвать главной транспортной улицей города, как и железную дорогу.
Хотя город расположен по обоим берегам Лены и Куты, основная его часть находится на левых берегах этих рек. На правом берегу разместились всего два микрорайона. Обе части города соединены двумя арочными металлическими мостами — автомобильным и железнодорожным.
Административно город не разделен, хотя в действительности состоит из отдельных, во многом самостоятельных микрорайонов, связанных единой дорогой-улицей. Жилые кварталы перемежаются с территориями промышленного назначения и брошенными временными поселками.
Ядром Усть-Кута являются два микрорайона — Лена и Речники. Они застроены современными каменными многоэтажными и полностью благоустроенными домами. Здесь проживает основная часть населения Усть-Кута, размещены важнейшие социально-культурные объекты. Городским центром считается сквер между железнодорожным и речным вокзалами. Остальные микрорайоны и поселки находятся от центра ниже и выше по течению Лены. Старая часть города (бывшее село Усть-Кут) располагается в устье реки Куты. Здесь же находится остров Домашний — любимое место отдыха горожан. На окраинах и в старой части преобладают деревянные одноэтажные дома, построенные в начале и середине прошлого века. Сохранились исторические здания. Сравнительно недавно в состав города включены два отдаленных поселка – Минган (в 1995 г.) и Турука (в 2004 г.).
Усть-Кут окружен горами и тайгой. Некоторые горные склоны образуют скалистые утесы, имеющие названия и овеянные городскими легендами (например, скала Любви, Чертова скала, Бубнов камень, Мир и др.).
Своих гостей город встречает разными названиями (Усть-Кут известен как город трех имен): пассажиров поезда — станция Лена, прибывших водным транспортом — порт Осетрово и только прилетающих самолетом — аэропорт Усть-Кут.
Население
Динамика численности населения Усть-Кута
1875 |
1959 |
1960 |
1967 |
1970 |
1979 |
1980 |
1982 |
1986 |
1987 |
278 |
21 343 |
23 400 |
29 000 |
33 197 |
49 647 |
50 800 |
53 000 |
57 000 |
58 000 |
1989 |
1990 |
1992 |
1996 |
1998 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2005 |
61 165 |
61 400 |
61 800 |
62 400 |
59 600 |
57 100 |
56 200 |
49 951 |
50 000 |
47 600 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
46 600 |
45 800 |
45 300 |
44 832 |
45 375 |
45 290 |
44 805 |
44 301 |
43 552 |
42 971 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||||
42 498 |
42 272 |
41 689 |
41 149 |
40 783 |
Демографическая ситуация
До середины XX века Усть-Кут оставался крупным селом с преимущественно крестьянским населением, включая семьи осевших здесь ссыльных. Переломными стали 1940-е годы, когда началось строительство Осетровского речного порта и Ленской железной дороги, на строительство которых стекались рабочие из близлежащих поселений и других регионов СССР. В 1943 Усть-Кут приобретает статус рабочего посёлка, в 1954 становится городом при численности населения около 20 тысяч человек, преимущественно рабочих. С возобновлением строительства БАМа в 1970-х город переживает вторую волну миграции — здесь селятся тысячи молодых специалистов, в большом числе из Ставропольского и Краснодарского краёв, шефствовавших над станцией Лена. Вслед за строителями в Усть-Кут прибывают геологи в составе нескольких геологических экспедиций.
Номинальная численность населения города продолжала расти до 1996, когда достигла исторического пика 62,4 тыс. человек. (Эти данные, однако, не отражают реальную динамику естественного прироста и миграции: в 1996 в состав города был включён рабочий посёлок Якурим.) С этого времени отмечается массовый отток населения, в 2001 – 2003 достигший максимальной величины: за два года населённость Усть-Кута сократилась на 6,2 тыс. человек (более 10% населения). С 2010 по 2020 численность населения Усть-Кута сократилась почти на 5 тысяч человек.
Большинство жителей города работают на предприятиях водного и железнодорожного транспорта, в государственных и бюджетных организациях города, торговле, а также в лесоперерабатывающей промышленности.
Перспективы
Перспективы на ближайшее время можно во многом связать с добычей и переработкой углеводорода. Возможно расширение лесохимической и деревообрабатывающей промышленности и базы речного флота. Судоходство региона осуществляется в бассейне Верхней Лены, укрепляя, таким образом, позиции города в качестве основного водно-железнодорожного перевалочного узла. Особую роль в жизни города может сыграть возрождение местного аэропорта и увеличение количества авиаперевозок. Благоприятно может сказаться и продвижение населенного пункта как курортного города с высоким качеством обслуживания в местных санаториях. Кроме того, в городе возможно организация базы обслуживания нефтепровода. ОАО «Иркутскэнерго» на данный момент рассматривает возможность создания в районе Киренска и Усть-Кута нескольких генерирующих мощностей, на которых мог бы использоваться газ здешнего месторождения.
Понять[править]
Усть-Кут | |
Усть-Кут с высоты птичьего полёта | |
Полезная информация | |
Население | 45375 (2010) |
Телефонный код | 39565 |
Часовой пояс |
UTC+8:00 |
Путешественнику Усть-Кут интересен прежде всего как транспортный узел и «ворота Севера» — это единственное место на Лене, сообщающееся с железной дорогой, крупнейший речной порт России Осетрово и станция Лена — отправная точка комсомольской «стройки века» — Байкало-Амурской магистрали 1974 года. Зимой отсюда выходит крупнейший автозимник в Якутию.
В остальном город с точки зрения традиционного туризма малопривлекателен, наиболее развит лечебный туризм: в черте города находится одноимённый санаторий с уникальными лечебными грязями, по своим свойствам не уступающим кавказским лечебницам.
Возможен экологический туризм: со всех сторон город окружён тайгой, а земли южной части района практически неосвоены. Однако операторов, обслуживающих экотуристов, здесь нет, и поездку можно совершить только «дикарём».
Историяправить
Усть-Кут — второй по старшинству из ныне существующих городов Иркутской области. История города начинается с Усть-Кутского острога, основанного в 1631 году у слияния рек Лены и Куты. Во времена освоения Сибири острог стал важным пунктом перевалки: здесь проходили маршруты многих первооткрывателей и исследователей, в том числе Северные экспедиции Витуса Беринга, для которой в Усть-Куте строились суда-дощаники.
До XX века село было местом ссылки политических заключённых, в 1900 году здесь отбывал ссылку Лев Троцкий. Во время гражданской войны здесь разворачивались крупные партизанские бои за выход к золотым приискам Лены. Во время Второй мировой войны через Усть-Кут проходила трасса АлСиб, о чём сейчас напоминают останки двух самолётов, разбившихся в окрестностях села. А тридцать лет спустя, в 1974 году, Усть-Кут, 20 лет до этого ставший городом, был объявлен отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали — знаменитой «стройки веки».
Карта
Усть-Кут: карты |
Усть-Кут: фото из космоса (Google Maps)Усть-Кут: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)
Усть-Кут. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо) | |||
1 | Железногорск-Илимский | 101 (136) | З |
2 | Новая Игирма | 117 (186) | З |
3 | Магистральный | 124 (198) | ЮВ |
4 | Казачинское | 125 (213) | ЮВ |
5 | Улькан | 160 (241) | ЮВ |
6 | Киренск | 180 (268) | СВ |
7 | Железнодорожный | 217 () | СЗ |
8 | Жигалово | 221 (688) | Ю |
9 | Усть-Илимск | 222 (336) | СЗ |
10 | Северобайкальск | 254 (364) | ЮВ |
11 | Нижнеангарск (Республика Бурятия) | 260 (389) | ЮВ |
12 | Братск | 262 (353) | З |
13 | Вихоревка | 290 (383) | З |
14 | Качуг | 314 (553) | Ю |
Краткая характеристика
Расположен на севере Лено-Ангарского плато, у впадения р. Кут в Лену, в 610 км от Иркутска (воздушным путём). Речной порт (на Лене). Ж.д. станция. Пункт перевалки речных и ж.д. грузов.
Климат резко континентальный. Средняя температура января -25С, июля +17С. Осадков 350 мм в год, главным образом летом.
В 3 км от Усть-Кута находится одноимённый бальнеогрязевый курорт. Санаторий, водогрязелчебница. Минеральные источники открыты в 17 в. русским землепроходцем Е.П. Хабаровым. Используются в лечебных целях с 1908 г. Курорт основан в 1925 г.
Территория (кв. км): 56
Исторический очерк
В 1628 г. десятник Василий Бугор построил близ устья реки Кут зимовье. В 1631 г. русские землепроходцы во главе с атаманом Иваном Галкиным основали близ устья р. Кут Усть-Кутский острог. Гидроним Кута связан с характером долины реки: эвенкийское кута – “торфяное болото, топкое место, трясина”.
В 1639 г. служилые люди Е.П. Хабарова неподалёку от “острожка” открыли солеварни.
В середине 17 в
острог, утратив своё военное значение, стал важной пристанью, где сосредотачивались грузы, шедшие с Ишима и Верхней Лены.. Рабочий посёлок Усть-Кут с 1943 г
Город с 1954 г. Образован слиянием посёлков Усть-Кут и Осетрово (ПГТ с 1938 г., 3.3 тыс. жит., 1939).
Рабочий посёлок Усть-Кут с 1943 г. Город с 1954 г. Образован слиянием посёлков Усть-Кут и Осетрово (ПГТ с 1938 г., 3.3 тыс. жит., 1939).
Судоверфь, предприятия лесной промышленности, молочный завод.
Основные предприятия
Культура, наука, образование
Речное училище.
Краеведческий музей.
Памятники: партизанам, павшим за Усть-Кут (1957), партизанскому командарму Гражданской войны Д.Е. Звереву (1969) и др.
ВУЗы города
Осетровский филиал Новосибирской государственной академии водного транспорта (в г. Усть-Куте)
Архитектура, достопримечательности
Усть-Кут вытянут вдоль реки Лена на 30 км и состоит из отдельных микрорайонов, связанных единой дорогой-улицей.
Численность населения по годам (тыс. жит) | |||||||
1939 | 4.0 | 1992 | 61.8 | 2007 | 45.8 | 2016 | 42.5 |
1959 | 21.3 | 1996 | 62.4 | 2008 | 45.3 | 2017 | 42.3 |
1967 | 29 | 1998 | 59.6 | 2010 | 44.5 | 2018 | 41.7 |
1970 | 33.2 | 2000 | 57.1 | 2011 | 45.4 | 2019 | 41.1 |
1979 | 49.6 | 2001 | 56.2 | 2012 | 44.8 | 2020 | 40.8 |
1982 | 53 | 2003 | 50.0 | 2013 | 44.3 | 2021 | 40.3 |
1986 | 57 | 2005 | 47.6 | 2014 | 43.6 | ||
1989 | 61.2 | 2006 | 46.6 | 2015 | 43.0 |
Литература
- Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Около 5000 единиц. М.: Русские словари, ООО “Изд-во Астрель”, ООО “Изд-во АСТ”, 2001. стр. 435
- Гл. ред. Горкин А.П. География России: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. стр. 624
- Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 496