Как проверить работоспособность автомобильного термостата?

Содержание

Как проверить термостат

Чтобы в полной мере проверить термостат и выявить абсолютно любую из его неисправностей, достаточно знать всего три способа. Два из них позволяют провести диагностику, не сливая охлаждающую жидкость, и ничего не разбирая. С них и начнём.

Проверка термостата голыми руками

Всё, что нужно для проверки термостата этим способом — рабочий указатель температуры двигателя на панели приборов. Наблюдая за его поведением, можно своевременно выявить почти все описанные выше неисправности. Естественно, не обойтись без понимания того, как работает система охлаждения в целом, и термостат в частности.

Алгоритм такой:

  1. Во время прогрева двигателя температура долго не поднимается — термостат либо закрыт не до конца, либо его вообще заклинило в открытом состоянии.
  2. Температура почти никогда не доходит до нормы — термостат либо рано приоткрывается, либо всегда открыт.
  3. Стрелка зашкаливает — очевидно, что термостат не отрабатывает. Его либо заклинило в закрытом состоянии, либо он начинает закрываться слишком рано.

Недостатком этого способа является, конечно же, невысокая точность диагностики. В том числе, нужно помнить, что зашкаливающая температура далеко не всегда свидетельствует о сломанном термостате. Двигатель может перегреваться и по другим причинам. Например, основной радиатор грязный, не срабатывает вентилятор, низкий уровень охлаждающей жидкости или воздух в системе.

Проверка термостата термометрами

Второй способ. Его применение позволяет с высокой точностью проверить термостат, не снимая с машины. Как понятно из названия, понадобятся термометры. Причём такие, которые получится пристроить к системе охлаждения автомобиля. Кроме того, диапазон измерений приборов должен быть хотя бы в пределах до +150°C. Наиболее удобным инструментом для этих целей признан мультиметр с термопарой и соответствующей функцией. Кухонный градусник, если есть, тоже подойдёт.

Алгоритм проверки термостата термометрами такой:

  1. Изначально двигатель должен быть холодным.
  2. Первая термопара крепится к патрубку малого контура системы охлаждения поближе к термостату. Обязательно сделать так, чтобы окружающий воздух не вносил погрешностей. Потому следует примотать термопару изолентой.
  3. Вторая приматывается с другой стороны. То есть, между термостатом и основным радиатором. Поближе к первому.
  4. Запускаем двигатель и смотрим за температурами до, и после термостата.
  5. Делаем соответствующие выводы о его работоспособности, основываясь на представленной выше информации.

Вот пример для наглядности. Допустим, вы прогреваете холодный двигатель, и температура полезла вверх сразу на двух приборах. Это явно указывает на то, что термостат заклинило в открытом положении. Если он исправен, то малый контур должен прогреваться, а большой оставаться почти холодным до выхода мотора на рабочую температуру. При её достижении температура в большом контуре должна начать повышаться, а в малом — колебаться туда-сюда.

Проверка термостата в кипятке

Народный метод, можно сказать. Простой, понятный и точный. Единственный недостаток — термостат для проверки необходимо снять с машины. Кроме этого, понадобится ёмкость с водой, плита и термометр для измерения температуры жидкостей. Собственно говоря, если термостат заклинило в каком-то положении, то вы это поймёте сразу поле разборки. То есть, и проверять ничего в кипятке не надо будет. Если же визуально всё выглядит работоспособным, приступаем к тесту.

Алгоритм такой:

  1. Закрепите термостат в ёмкости с водой так, чтобы он был полностью в неё погружён, но не касался стенок и дна.
  2. Аналогично установите в воду термометр.
  3. Нагревайте воду до тех пор, пока термостат не начнёт приоткрываться.
  4. Зафиксируйте температуру воды.
  5. Грейте до кипения.
  6. Отметьте температуру, при которой термостат открылся полностью.
  7. Полученные цифры сверьте либо с надписями на самом термостате, либо с руководством по эксплуатации вашего автомобиля.

Понятно, что этот способ позволяет точно выявить все неисправности термостата, включая позднее или раннее срабатывание.

Когда менять: признаки выхода из строя термопереключателя

Холодная печь – уже повод проверить термостат по патрубкам радиатора, чтобы выяснить, обеспечивает ли он переключение циркуляции с малого на большой круг и обратно или нет. Это зимой, а весной или осенью щупать шланги необходимо при затянувшемся цикле прогрева мотора. Клин в другом положении особенно заметен в летнюю пору, когда наступает перегрев двигателя в результате отключения радиатора.

Абстрактные симптомы в состоянии указать на характер болезни, которая постигла терморегулятор:

Заклинивание в открытой позиции (охлаждайка постоянно циркулирует через радиатор)

На морозце мотор греется неважно, и на предельных городских скоростях температура охлаждающей жидкости падает. Скажем, на улице -15°C, ОЖ на холостых оборотах разогрелась до 70°C, выезжаем на многополоску, движемся со скоростью 60 км/ч, а стрелка температурного прибора либо стоит на месте, либо идет на снижение

Расход топлива заметно увеличивается (+ 1-2 литра на 100 км).
Клин в закрытом положении (антифриз движется по рубашке и радиатору печки, минуя основной теплообменник). Охлаждения не будет и летом перегрев неминуем. Факт отчетливо проясняет бегущая вверх стрелка термометра при включенном вентиляторе охлаждения. Дополнительно сигнализируют о проблеме «мозги» в виде подсвеченной иконки Check Engine.
Окончательная остановка в промежуточной позиции. Затяжной прогрев + перегрев в жару. Незначительное увеличение аппетита (в пределах 1 л/100 км).

Невозможность плотно закрыть большой круг, при этом шток двигается и полное открытие совершается. Клина нет. Препятствуют отложения, накопленные в результате несвоевременной смены тосола, смешивания ОЖ различных классов (например, на Hyundai Solaris антифриз можно мешать только с G11), использования дешевых или поддельных жидкостей. Выявить факт в теплое время можно только по трубкам. Зимой на загрязнение укажет неохотный рост температуры с 70°C до 90-95°C при езде по трассе, в городе же проблем с прогревом не будет. При виде подобной картины любители закрыть радиаторную решетку картонкой часто склоняют владельца к утеплению передка. В холода это, несомненно, полезно.

Способы проверки исправности термостата

Если водитель обнаружил одну из вышеперечисленных неисправностей, ему придётся проверять исправность термостата. При этом способов проверки этого устройства существует два: со снятием с машины и без снятия. Расскажем о каждом способе подробнее.

Проверка устройства без снятия с машины

Это самый простой вариант, с которым справится каждый автолюбитель. Главное, чтобы мотор перед началом проверки был совершенно холодным.

Мотор запускается и работает на холостом ходу в течение 20 минут

За это время антифриз как следует нагреется, однако в радиатор он пока попадать не будет.
По истечении 20 минут следует осторожно потрогать рукой верхнюю трубку термостата. Если она холодная, значит, антифриз циркулирует по малому кругу (то есть поступает лишь в охлаждающую рубашку мотора и в малый печной радиатор)

То есть термостатный клапан пока что закрыт, и в первые 20 минут работы холодного мотора это нормально.

Прикоснувшись рукой к верхнему патрубку, можно проверить исправность термостата

Если же верхняя трубка нагрелась так, что притронуться к ней невозможно, то клапан, скорее всего, заклинило. Или он утратил герметичность и перестал адекватно реагировать на изменение температуры.

Если верхняя трубка термостата нагревается, но происходит это очень медленно, то это говорит о неполном открытии центрального клапана. Скорее всего, его заклинило в полуоткрытом положении, что в дальнейшем приведёт к затруднённому запуску и очень долгому прогреву мотора.

Проверка устройства со снятием с машины

Иногда проверить исправность термостата вышеуказанным способом не удаётся. Тогда остаётся только один выход: снимать устройство и проверять его отдельно.

  • Сначала нужно дождаться, пока двигатель автомобиля полностью остынет. После этого с машины сливается весь антифриз (лучше всего его сливать в небольшой таз, предварительно полностью выкрутив пробку из расширительного бачка).
  • Термостат держится на трёх патрубках, которые крепятся к нему с помощью стальных хомутов. Эти хомуты ослабляются обычной плоской отвёрткой и патрубки снимаются вручную. После этого термостат извлекается из подкапотного пространства «семёрки».

    Термостат без хомутов извлекается из подкапотного пространства

  • Снятый с машины термостат помещается в кастрюлю с водой. Туда же помещается термометр. Кастрюля ставится на газовую плиту. Вода постепенно нагревается.

    Для проверки термостата подойдёт небольшая кастрюля с водой и бытовой термометр

  • Всё это время нужно следить за показаниями термометра. Когда температура воды достигнет 90°С, клапан термостата должен открыться с характерным щелчком. Если этого не произошло — устройство неисправно и нуждается в замене (ремонту термостаты не подлежат).

Где находится терморегулятор в холодильнике?

Найти его несложно. Он всегда напрямую связан с кнопкой или ручкой регулятора температуры, находится в непосредственной близости от приспособления для выставления режима. Точное расположение зависит от модели и года выпуска холодильника.

Возможные варианты размещения и способы получения доступа к механизму:

  • Внутренняя часть морозильной камеры. Решение актуально для отечественных и некоторых иностранных холодильников, конструкцию которых сегодня можно охарактеризовать словом «устаревшая». Чтобы увидеть корпус температурного реле в этих моделях, достаточно открыть морозильник. На одной из панелей будет располагаться прямоугольная пластиковая коробочка. Внутри неё и находится искомый объект. Для получения доступа к нему снимают ручку терморегулятора и откручивают защитный короб. Последний иногда демонтируется достаточно легко, инструменты могут и не понадобиться. Потребуется лишь нажатие на защёлки.

  • Наружная часть. В современных холодильных агрегатах реле размещено за пределами холодильной камеры, а именно в верхней части холодильника, над колёсиком. Для доступа к устройству понадобится крестообразная отвёртка. При помощи её откручивают саморезы, на которые крепится планка с сигнальной лампой. Но перед использованием инструмента, как и в предыдущем случае, нужно будет вытащить кнопку регулятора температурного режима.

Важно! В современных рефрижераторах возможно и иное размещение терморегулятора. Во время его поисков опирайтесь на расположение ручки терморегулятора

Она точно крепится к панели или обтекаемой коробочке. Снимите их, найдёте искомый объект. Ну а проще всего свериться с документацией на холодильник.

Ремонт заклинившего термостата

Нарушения в работе термостата могут быть вызваны не поломкой его подвижных частей, а попаданием под клапаны мусора, отложение накипи или выход из строя уплотнительного кольца. В этом случае можно обойтись без замены детали, сняв ее с автомобиля и обработав обычным средством для удаления отложений на бытовых водонагревателях, аналогичных «антинакипину», прокипятив его в течение 15 мин. Если устройство заработало, это будет заметно по открывшемуся в кипятке клапану. Перед установкой «реанимированного» термостата производят замену внутреннего уплотнительного кольца и промывку системы охлаждения специальными предназначенными для этого средствами.

Владелец одного достаточно свежего Opel начал жаловаться на то, что печка стала хуже греть. В сервисе человеку сказали, что дело – в подклинивающем термостате. Антифриз в расширительном бачке был уже бурого цвета. То есть, он либо давно не менялся, либо изначально было залито что-то не то. Так что высока вероятность, что термостат вышел из строя именно из-за качества охлаждающей жидкости. За замену термостата попросили почти сто латов.

“Почему так дорого?” – удивился автовладелец. Чтобы ответить на вопрос максимально корректно – мы обратились за консультацией к специалистам одного из рижских дилерских сервисов.

Почему такой дорогой термостат? Все объяснимо: на современных автомобилях все чаще применяются так называемые программируемые термостаты, с датчиком, и со спиралью подогрева (см. фото). Работой такого термостата заведует блок управления двигателем.

В чем суть: как известно, когда двигатель – холодный, антифриз циркулирует по малому кругу, не поступая в радиатор. Когда температура охлаждающей жидкости достигает определенной величины, термостат открывается, и жидкость начинает идти по большому кругу – через радиатор, где она охлаждается. В обычном термостате имеется термоэлемент, который, по-простому говоря, при нагреве деформируется, открывая клапан. При охлаждении он принимает первоначальную форму, соответственно – клапан закрывается. В зависимости от температуры охлаждающей жидкости термостат может открываться полностью, или частично.

Программируемый термостат, в общем-то, работает по тому же принципу, но в нем еще есть спираль для подогрева охлаждающей жидкости. Если блок управления двигателем полагает, что мотору нужно более интенсивное охлаждение, он подает питание на эту спираль. Та дополнительно нагревает охлаждающую жидкость, находящуюся внутри термостата, заставляя его открыться. А обратная связь с блоком управления двигателем осуществляется посредством датчика, который находится внутри термостата. Такой термостат, естественно, стоит дороже. Например, для бензинового 1,6-литрового двигателя Opel Astra оригинальный программируемый термостат может обойтись примерно в 75 латов (см. фото). Плюс – чего-то стоит работа по его замене.

Еще нюанс: программируемый термостат более чувствителен к некачественной охлаждающей жидкости. Как известно, езда на старом антифризе приводит к образованию накипи. Эта накипь нарушает работу не только термоэлемента, но и датчика программируемого термостата, а также – его спирали. Соответственно, блок управления двигателем уже не может с ним нормально взаимодействовать. Так что, вот очередной пример, как, казалось бы, такая мелочь, как антифриз, может привести к внеплановому недешевому ремонту.

Еще одна причина, почему в машине холодно

Кстати, не факт, что замена термостата решит проблему обогрева салона – ведь накипь откладывается и в радиаторе салонного отопителя, ухудшая его теплоотдачу. Иногда помогает промывка системы охлаждения, но в самом запущенном случае упомянутый радиатор приходится менять. Чтобы до него добраться – надо снимать торпедо. А эта процедура занимает минимум день работы, и вполне может обойтись в 200…300 латов.

Артур ОЗОЛС, R?ga автомобильная

Правила эксплуатации

Снизить вероятность возникновения неисправностей, связанных с некорректным функционированием терморегулятора, позволяет соблюдение правил эксплуатации оборудования. К основным правилам относятся следующие:

  1. Нельзя оставлять в камере горячие блюда. В противном случае компрессор будет функционировать без остановки на протяжении длительного времени, и это скажется на работоспособности температурного датчика.
  2. Холодильник не должен вплотную стоять к стенке. Плотное размещение приводит к снижению мощности, перегреву мотора-компрессора, ускоренному износу деталей.
  3. Если оборудование требует периодической разморозки, не стоит пренебрегать этим требованием.

Расшифровка значков на одежде Тест на чистоту в вашем доме Калькулятор веса белья для стирки

Поделиться ссылкой:

Как проверить новый термостат перед установкой

Температура жидкости в системе охлаждения авто колеблется в широких пределах. Для ограничения колебаний на автомобиле используется специальное механическое устройство – термостат. Элемент решает 2 задачи – обеспечивает быстрый выход мотора на рабочий режим и не допускает перегрева силового агрегата. Но рано или поздно деталь выходит из строя в результате износа, что чревато последствиями для двигателя. Чтобы своевременно уловить данный момент, нужно уметь проверить термостат, не снимая с машины. В случае обнаружения характерных признаков поломки его можно демонтировать и провести дополнительные испытания.

О принципе работы термостата

Деталь представляет собой термочувствительный элемент, открывающий заслонку при нагревании до определенной температуры (от 87 до 93 °С). Исполнительный механизм срабатывает от расширения рабочего тела – специальной жидкости, реагирующей на изменение температуры окружающей среды (в данном случае – антифриза).

Термостат с герметично закрывающейся заслонкой обычно помещен в собственный корпус и является отдельной деталью. Но существуют и бескорпусные изделия, устанавливаемые внутрь предусмотренного канала в двигателе. Алгоритм работы у всех моделей одинаков:

  1. После запуска холодного мотора охлаждающая жидкость течет по малому кругу – через водяную рубашку силового агрегата и малый теплообменник печки. Проход к основному радиатору перекрыт заслонкой, благодаря чему прогрев двигателя ускоряется.
  2. При достижении установленного порога температуры заслонка начинает открываться, пропуская часть антифриза охлаждаться в главном радиаторе.
  3. Когда мотор прогревается до рабочей температуры (свыше 90 °С), проход открывается полностью и весь тосол движется по большому контуру циркуляции.

Первичные признаки неисправности термостата сводятся к двум симптомам: постоянное «кипение» либо невозможность прогреть силовой агрегат, особенно в зимний период.

Симптомы и причины неисправности

Существует 3 разновидности поломки термочувствительного элемента:

  • проход тосола к основному радиатору не открывается при нагреве;
  • заслонка заклинивает в полузакрытом положении;
  • то же, в полностью открытом состоянии.

Примечание. Указанные неполадки возникают по двум причинам: естественный износ либо низкое качество охлаждающей жидкости, выделяющей налет на внутренних стенках труб и деталях системы. Аналогичный эффект дает заливка дистиллированной и простой воды.

В первом случае нагретый антифриз не может попасть в основной радиатор и охлаждается только в салонном отопителе. В результате двигатель начинает перегреваться, а жидкость – кипеть в расширительном бачке. Неисправность сопровождается выделением пара из клапана пробки, тихим шипением и критическими показаниями термометра на панели приборов.

Сложнее всего определить неисправность термостата, когда заслонка частично открылась и заклинила в таком положении. Холодный двигатель прогревается вяло, а в рабочем режиме часто включается электрический вентилятор, принудительно охлаждающий радиатор. Неполадка четко определяется в период летней жары, когда половина тосола циркулирует по малому контуру. Электровентилятор практически не выключается, хотя перегрева не наблюдается.

Важно! Идентичные признаки с повышением температуры могут быть вызваны и другой причиной – образованием воздушной пробки в системе охлаждения автомобиля. Поэтому термостат нужно тщательно проверить перед заменой

В третьем случае мотор нагревается до рабочей температуры только летом, поскольку антифриз постоянно движется по большому кругу и эффективно остужается радиатором. Зимой ездить невозможно – печка абсолютно не греет.

Способы проверки элемента

Самостоятельно проверить работу термостата можно прямо на автомобиле. В подавляющем большинстве случаев такая диагностика дает достоверный результат. Начинать проверку нужно при полностью остывшем моторе: завести его и периодически ощупывать нижнюю часть радиатора и патрубок, отходящий от него снизу обратно к двигателю.

Исправность термостата определяется по следующим признакам:

  • на начальном этапе прогрева радиатор и подходящие к нему патрубки полностью холодные;
  • при температуре антифриза 40–60 °С начинает прогреваться верхний подающий шланг, нижний остается холодным;
  • когда тосол нагревается до 90–95 °С, горячим становится вся площадь теплообменника и нижний патрубок, что свидетельствует об открытии заслонки и движении жидкости по большому контуру.

Какие признаки поломки термостата

Как уже говорилось выше, термостат открывает один круг теплообмена и перекрывает второй. Если этот элемент выходит из строя, то возможны два варианта:

  • термостат все время перекрывает большой круг циркуляции охлаждающей жидкости. Это приводит к перегреву мотора, что будет заметно на приборной панели. Перегрев в свою очередь влечет массу негативных последствий: деформация и разрушение отдельных узлов, заклинивание;
  • Термостат заклинило в открытом положении. То есть, охладитель циркулирует все время через радиатор. В теплое время года никаких проблем может не возникать. Но на холоде и, тем более, на морозе двигатель не будет прогреваться до рабочей температуры (около 90 градусов по Цельсию). Это приводит к существенному перерасходу топлива, не работает внутрисалонный отопитель (печка) и т.д;

Если есть признаки неполадок, то можно проверить термостат, не снимая его и не загоняя машину в автосервис.

В домашних условиях: как проверить термостат непосредственно при покупке в магазине и перед тем, как ставить

Брака, особенно среди российских терморегуляторов для ВАЗ, предостаточно. К сожалению, удобного способа полноценно опробовать узел непосредственно в торговой сети нет. Держа в руках термоприбор, максимум, что можно сделать – подуть в штуцер, открывающий доступ к радиатору. Если воздух идти не будет, то большой круг закрыт, что и надо при комнатной температуре.

Переместится ли клапан в противоположную позицию, в которой поток движется через теплообменник, при покупке в магазине никто не скажет и термостат придется проверить в домашних условиях. Смысл в этом есть: если брак будет выявлен до постановки на автомобиль, лишний раз сливать «охлаждайку» и крутить гайки не придется. Диагностика происходит в кастрюле, предварительно заполненной холодной водой:

  • Погрузить терморегулятор в воду так, чтобы он не соприкасался со стенками емкости (подвесить на проволоке, противоположный конец которой закрепить на перекладине).
  • Опустить в кастрюлю термометр, градуированный до 100°C.
  • Включить конфорку.
  • Проследить, начинает ли открываться клапан при приближении к температуре срабатывания термостата (вынимать пассатижами из кипятка или поднимать за палочку и смотреть, течет ли вода из выхода).
  • Удостовериться, полностью ли термопереключатель переходит к циркуляции на большой круг (вода прекращает литься из другого патрубка).

Внимание! Не опускать холодную деталь в горячую воду – металл даст трещины. Это универсальная технология оценки работоспособности терморегулятора

Иногда конструкция узла позволяет воспользоваться ухищрениями, физическая сторона которых знакома каждому со школьных лет. К примеру, на ВАЗ 2110 и первых Приорах процедуру диагностики можно упростить:

Это универсальная технология оценки работоспособности терморегулятора. Иногда конструкция узла позволяет воспользоваться ухищрениями, физическая сторона которых знакома каждому со школьных лет. К примеру, на ВАЗ 2110 и первых Приорах процедуру диагностики можно упростить:

  • Повернуть деталь так, чтобы торец нижнего патрубка смотрел вниз (горизонтальное положение), и опустить в воду.
  • Развернуть терморегулятор в воде на 90° так, чтобы он стал вертикально, а штуцер к нижнему шлангу, идущему от радиатора, был внизу. Перед клапаном останется воздух.
  • Закрепить прибор на перекладине.
  • Нагревать воду. Клапан, начиная приоткрываться, выпустит воздух в виде пузырей в кастрюле.
  • Подливая водичку в верхний патрубок (идет к верхнему штуцеру радиатора), следить за тем, когда ее уровень прекратит понижаться. Это свидетельство того, что деталь полностью перешла на большой круг.

К сведению. Точки начала открытия циркуляции через основной теплообменник и полного закрытия малого круга отслеживаются по термометру и сравниваются с паспортными данными.

Устанавливая новый узел, рекомендуется менять хомуты и шланги. Присоединив трубки, туго затяните хомуты, чтобы потом не консультироваться, почему уходит антифриз из расширительного бачка и как бороться с течью.

Местоположение терморегулятора

Регулятор температурного режима всегда связан с ручкой, переключающей температурные режимы. В моделях поколений прошлых лет термореле находится под пластиковой крышкой внутри холодильной камеры. Для его замены нужно плоской отверткой подцепить переключатель режимов, снять его, затем демонтировать пластиковую крышку.

В моделях последних лет из прилагаемой инструкции (схема холодильника) можно узнать, где находится терморегулятор в холодильнике. Чаще всего его размещают над дверцей. Чтобы до него добраться, нужно демонтировать переключатель режимов и пластиковую конструкцию, закрывающую термореле.

Меняем термостат на классике – объяснение этапов замены

  • Сливаем тосол, как это правильно сделать, мы обсуждали в статье, как поменять охлаждающую жидкость на ВАЗ. В нашем случае, можно кран салонного отопителя закрыть, чтобы не слить жидкость из печки.
  • Снимаем клеммы с аккумулятора и вытягиваем его из автомобиля.

Это нужно сделать, чтобы облегчить доступ к термостату при его замене.

Дополнительно освободить пространство для работы на моделях с инжекторным двигателем поможет демонтаж бачка омывателя. Для этого сдергиваем клеммы проводов моторчика, запомнив их расположение, сдвигаем бачок вверх по кронштейну и ставим его в коробку воздухоприемника. Длины гибкой трубки, идущей к форсункам лобового стекла, хватает, поэтому можно обойтись без ее отсоединения и слива омывающей жидкости.

Реклама:

Откручиваем крепления хомутов и снимаем их.

Желательно их заменить новыми. Потому что, со временем они растягиваются, при повторном обжатии шланг они могут пропускать или самостоятельно отвинчиваться. В идеале стоит использовать вместо ленточных или червячных хомутов пружинные, применяемые на современных автомобилях

При установке таких соединительных элементов крайне важно правильно подобрать их диаметр

Демонтируем термостат и меняем его на новый.

Лучше всего сначала освободить деталь от самого короткого патрубка, ведущего к блоку цилиндров, потянув узел на себя. После этого снять верхний, присоединенный к ГБЦ, и боковой (к радиатору) шланги не составит труда.

Реклама:

Параллельно проводим диагностику шлангов на предмет эластичности и отсутствия разрывов и трещин. В противном случае их меняем. Желательно осмотреть патрубки еще до проведения работы, чтобы при необходимости заранее приобрести новую запчасть.

Advertisement

Перед установкой нового термостата, его нужно осмотреть.

Проводим визуальный осмотр. Если на патрубках, в местах крепления шланг, есть заусенцы или дефекты литья, то их следует обработать наждачной бумагой или напильником. Проверяем, чтобы внутренности термостата были целыми, клапана не заклинившими в открытом положении.

Видео, как проверить работоспособность нового термостата перед его заменой:

Монтируем новый термостат на место.

Шланги одеваем на патрубки и притягиваем их хомутами.

Заливаем охлаждающую жидкость в систему. Вытесняем воздух и проверяем наличие течей в местах крепления термостата шлангами. При необходимости, подтягиваем хомуты. Как правильно залить новый тосол и не завоздушить систему, я подробно описывал в предыдущих статьях, ссылка указана в начале обзора.

Это интересно: Автомобильные амортизаторы – защита от неровной дороги

Основные симптомы неисправности регулятора температуры

Стрелка указателя температуры хорошего мотора после прогрева должна уверенно находиться всегда на одном и том же делении шкалы, отклоняясь лишь в пределах погрешности зрения водителя. Только на старых или изношенных двигателях она может слегка гулять по шкале, в зависимости от текущей нагрузки и забортной температуры. Можно выделить четыре типичных случая, когда термостат начинает внушать подозрения:

  • двигатель перегревается в относительно безобидных ситуациях, вентилятор охлаждения долго не выключается;
  • процесс прогрева идёт намного дольше привычного времени, вплоть до невозможности выйти на рабочую температуру в холодное время года;
  • одновременно с этим снижается эффективность работы салонного отопителя;
  • температура радиатора в жаркую погоду на ощупь заметно отличается от температуры самого двигателя.


Термостат выполняет важную функцию по поддержанию постоянной температуры

О последствиях и их причинах

Если термостат откажет в закрытом состоянии, то жидкость будет циркулировать по так называемому малому кругу, не попадая в радиатор и не охлаждаясь. Температура при движении с нагрузкой очень быстро вырастет до критической, жидкость начнёт кипеть. Сработает защитный клапан в пробке расширительного бачка и антифриз с паром будет выброшен наружу. Оставшись без охлаждающей жидкости, мотор начнёт разогреваться ещё быстрее, в результате чего его крупные детали, блок цилиндров и головку поведёт, деформация станет необратимой, крупного ремонта уже не избежать. В конечном счёте разгерметизируется прокладка головки, перегрев достигнет такой величины, что поршни заклинит в цилиндрах и двигатель надолго заглохнет.

В постоянно открытом состоянии термостат нанесёт куда меньший ущерб. Но износ деталей мотора сильно возрастёт, расход топлива увеличится, а пассажиры будут мёрзнуть, если это произойдёт зимой. Жидкость будет постоянно путешествовать по большому кругу, через основной радиатор, его обдув холодным наружным воздухом не даст деталям работать в штатном тепловом режиме. Быстро выйдут из строя свечи зажигания, могут постепенно закоксоваться поршневые кольца из-за перерасхода масла. Процессы будут идти медленнее, чем при перегреве, но ничем хорошим это тоже не закончится.

Добавить комментарий