Синий мост в санкт-петербурге

    4
    0

    Содержание

    История моста

    В начале XVIII века тот участок, на котором сейчас расположена
    Исаакиевская площадь, был «землёй при
    Адмиралтействе»
    , частью Адмиралтейского луга, выполняя
    функцию гласиса. Берега реки Мойки начали застраиваться жилыми
    домами уже в петровское время. При потере в 1730-х годах
    Адмиралтейством значения как крепости, началась активная застройка
    освободившегося пространства. В 1736—1737 годах были проведены
    работы по углублению дна реки, а берега укреплены деревянными
    щитами. В том же 1737 году мастером Г. ван Болесом на этом
    месте был построен деревянный подъёмный разводной мост. Этот мост с
    20 апреля 1738 года был назван Синим. В 1738 году произошли
    пожары в Морской слободе, и Комиссия о Санкт-Петербургском строении
    предлагала устроить здесь торговую площадь на месте Исаакиевской. У
    Синего моста предполагалось устройство
    пристани.


    Blue Bridge — sftrajan @ Flickr

    В 1755 году у моста снова предполагалось устройство пристани, на
    ней намеревались разгружать соль
    .

    В середине XVIII века мост перестроили, он стал трёхпролётным на
    каменных опорах с деревянным пролётным строением. В конце XVIII
    века площадь у Синего моста была своеобразной «биржей труда». В
    поисках работы на этом месте собирался работный люд для поиска
    нанимателей: на площади можно было найти артели плотников,
    каменщиков. Работников на рынке можно было не только нанять, но и
    купить. Это место имело народное название «рабий рынок». Этот рынок
    просуществовал до 1861 года.

    Типовой чугунный мост

    В 1805 году мост был перестроен по типовому проекту
    однопролётных тюбинговых чугунных арочных мостов на опорах бутовой
    кладки с гранитной облицовкой архитектора и инженера
    В. И. Гесте. Проект был адаптирован к местности в 1807
    году, его реализация была закончена в 1818 году открытием
    однопролётного чугунного моста на каменных опорах. Чугунные
    конструкции были изготовлены на
    Олонецком казённом чугунолитейном заводе. Тот Синий мост был
    значительно более узкий, чем существующий сейчас (ширина моста
    образца 1818 года — 41 метр) и освещался фонарями на гранитных
    обелисках.

    В 1842-1844 годах в связи с постройкой
    Мариинского дворца мост значительно расширили до створа
    переулка Антоненко. Работы выполняли инженеры Е. А. Адам,
    А. Д. Готман, И. С. Завадовский. В ходе
    выполнения работ гранитные обелиски заменены на чугунные
    фонари.

    Ремонтные работы в XX веке

    В 1920-х годах в низовой (расположенной ближе к устью Невы,
    восточной) части переправы обнаружились сквозные трещины. В связи с
    угрозой обрушения моста, в 1929-1930 годах была проведена
    реконструкция несущих конструкций моста: часть чугунных конструкций
    западной половины моста были заменены железобетонным бесшарнирным
    сводом. Работы выполнены по проекту инженеров
    В. В. Чеботарева, О. Е. Бугаевой. В ходе работ
    фонари и декор низовой части были утрачены, при этом тюбинги 1818
    года производства завода Берда были уничтожены.

    В 1938 году на мосту был проведён капитальный ремонт дорожного
    покрытия. Каменное мощение было заменено асфальтобетоном.


    010320121209 — Oleg Kuznetsov @ Flickr

    В 2001 году специалистами ГУП «Мостотрест» было проведено
    диагностическое обследование сооружения. Выводы были
    неутешительны:

    • Разрушение верховой части моста достигло критической
      отметки,
    • Появились глубокие трещины,
    • значительное количество скрепляющих болтов отсутствует.

    Специалисты городского Комитета по благоустройству и дорожному
    хозяйству пришли к выводу, что причина — в колоссальных
    динамических перегрузках от потока движущегося транспорта, которые
    накладываются на статические усилия, возникающие от веса стоящего
    на мосту автотранспорта.

    В 2002 году были проведены работы по капитальному ремонту моста
    и реставрации декора. Проект выполнен инженером
    Т. Ю. Кузнецовой и архитектором
    О. А. Кузевановым.

    Мосты через Канал Грибоедова

    Театральный мост

    Театральный мост и Мало-Конюшенный мост образуют единый Тройной мост в месте слияния реки Мойки и канала Грибоедова.
    Пешеходный Тройной мост соединяет три острова: Казанский, Спасский и 1-й Адмиралтейский.

    Рядом с Тройным мостом находятся Главные Императорские конюшни.

    Театральный мост (слева)Театральный мостТройной мост

    Ново-Конюшенный мост

    Ново-Конюшенный мост соединяет Конюшенную площадь с Царицынским проездом рядом с собором Спас на Крови.

    Ново-Конюшенный мост

    Итальянский мост

    Пешеходный Итальянский мост является продолжением Итальянской улицы и соединяет Казанский и Спасский острова рядом с Русским музеем.

    Итальянский мост

    Казанский мост

    Невский проспект пересекает канал Грибоедова по Казанскому мосту рядом с Казанским собором и домом Книги в здании компании Зингер.

    Ширина Казанского моста в 5 раз больше его длины, а высоты недостаточно для прохода под ним катеров.

    Казанский мостКазанский мост

    Банковский мост

    Банковский мост с Грифонами с золотыми крыльями является одним из символов Санкт-Петербурга.
    Пешеходный мост ведёт с Казанского острова прямо ко входу в Государственный банк Российской империи на Спасском острове.

    Банковский мостБанковский мост с ГрифонамиБанковский мост

    Мучной мост

    Пешеходный Мучной мост сокращает путь жителям Казанского и Спасского островов рядом с Мучным переулком.

    Мучной мост

    Гороховая улица пересекает канал Грибоедова по Каменному мосту.

    Каменный мост

    Переулок Гривцова (бывший Демидов) пересекает канал Грибоедова по Демидову мосту.

    Демидов мостДемидов мост

    Пешеходный Сенной мост сокращает путь жителям Казанского острова к Сенной площади.

    Сенной мост

    Кокушкин мост соединяет Столярный переулок с Кокушкиным переулком, в котором жил купец Кокушкин.

    Кокушкин мост

    Вознесенский проспект пересекает канал Грибоедова по Вознесенскому мосту.

    Вознесенский мост

    Подьяческий мост соединяет Фонарный переулок с Большой Подьяческой улицей.

    Подьяческий мост

    Львиный мост

    Львиный мост является одним из символов Санкт-Петербурга.
    Пешеходный мост соединяет Малую Подьяческую улицу с Львиным переулком.

    Львиный мостЛьвиный мост

    Харламов мост

    Проспект Римского-Корсакова пересекает канал Грибоедова по Харламову мосту рядом с
    домом старухи-процентщицы из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

    Харламов мост и дом старухи-процентщицы из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

    Ново-Никольский мост

    Никольский переулок пересекает канал Грибоедова по Ново-Никольскому мосту рядом с Никольским Морским собором.

    Ново-Никольский мост

    Красногвардейский мост

    Пешеходный Красногвардейский сокращает путь жителям Спасского острова к Никольскому Морскому собору.
    Красногвардейский мост находится в самом живописном месте Санкт-Петербурга — Семимостье, где из одной точки видно сразу 7 мостов:
    Ново-Никольский, Старо-Никольский, Смежный, Красногвардейский, Пикалов, Могилёвский и Кашин.

    Красногвардейский мостКрасногвардейский мост

    Пикалов мост

    Пикалов мост соединяет Коломенский остров с Покровским островом. Мост назван в честь строительного подрядчика — Пикалова.

    Пикалов мост

    Могилёвский мост

    Лермонтовский проспект пересекает канал Грибоедова по Могилёвскому мосту (раньше этот участок проспекта назывался Могилёвской улицей)
    рядом с Исидоровской церковью.

    Могилевский мост

    Аларчин мост

    Английский проспект пересекает канал Грибоедова по Аларчину мосту.
    Мост назван в честь галерного мастера — Алатчанинова Андрея Игнатьевича.

    Аларчин мост

    Коломенский мост

    Коломенский мост — единственный в России цельносварной алюминиевый мост.
    Пешеходный Коломенский мост соединяет Коломенский остров с Покровским в Коломне, историческом районе Петербурга.

    Коломенский мост

    Мало-Калинкин мост

    Мало-Калинкин мост расположен в месте впадения канала Грибоедова в реку Фонтанку.
    До основания Петербурга здесь находилась Калинкина деревня.

    Мало-Калиникин мост

    Лучшие виды на разводку мостов

    Хотя мосты обычно открываются с апреля по ноябрь, насладиться ими со всей их магией в полной гармонии с белыми ночами можно будет только с конца мая до первой половины июля.

    Вы можете увидеть разводку двух главных мостов города двумя способами:

    1. Пешком
    2. В ночном круизе

    Чтобы насладиться впечатлением по максимуму, важно взять с собой теплую одежду, чтобы накинуть на себя, если станет холодно (даже если это лето). Вы также должны быть осторожны с таксистами, которые предлагают свои услуги после того, как открытие мостов закончилось, что может взимать повышенные тарифы

    Остерегайтесь также карманников, особенно в людных местах

    Вы также должны быть осторожны с таксистами, которые предлагают свои услуги после того, как открытие мостов закончилось, что может взимать повышенные тарифы. Остерегайтесь также карманников, особенно в людных местах.

    Пешком

    Двумя самыми центральными и популярными разводными мостами являются Дворцовый мост и Троицкий мост.

    Большинство посетителей толпятся на Дворцовой набережной или Адмиралтейской набережной, чтобы получить лучший вид на подъем Дворцового моста в 1:10. После открытия этого моста многие люди перебегают, чтобы увидеть открытие Троицкого моста вблизи (в 1:20), хотя большинство из них не попадают туда, потому что расстояние между одним мостом и другим составляет более 1 километра.

    Лучший вариант избежать скопления людей — увидеть открытие двух мостов с места, равноудаленного от обоих (около Дворцовой набережной 28).

    В круизе

    Но если вы хотите разводку этих двух мостов близко, то лучшим и наиболее комфортным вариантом будет сделать это во время ночного круиза.

    Кроме того, во время круиза очень приятно увидеть ночные огни городских памятников и соборов: Петропавловской крепости, Эрмитажа и Михайловского замка.

    Экскурсии, включающие в себя ночную прогулку на теплоходе:

    • Экскурсия «Тайны ночного Петербурга«
    • Экскурсия «На автобусе и теплоходе по ночному Петербургу«
    • Экскурсия «Разводные мосты глазами петербуржца«

    Нажимая на экскурсию, вы сможете узнать отзывы туристов, программу, актуальные цены и забронировать понравившуюся онлайн.

    Мосты через Карповку

    Все мосты через Карповку соединяют Аптекарский остров с Петроградским.

    Аптекарский мост

    Аптекарский мост соединяет улицу Чапаева с Гренадерским мостом и тремя набережными: Аптекарской набережной, Петроградской набережной и
    набережной реки Карповки.

    Ширина Аптекарского моста равна 96 метрам — это второй по ширине мост в Петербурге после Синего моста.

    Аптекарский мост

    Петропавловский мост

    Петропавловский мост соединяет Большой проспект Петроградской стороны с проспектом Медиков на Аптекарском острове.

    Петропавловский мост унаследовал своё название от другого Петропавловского моста, который находился
    поблизости — в створе Петропавловской улицы, которая в свою очередь получила своё название от Петропавловской больницы,
    на территории которой находилась церковь Петра и Павла.

    Петропавловский мост

    Силин мост

    Каменноостровский проспект пересекает реку Карповку по Силину мосту.

    Название моста происходит от фамилии купца Фёдора Силыча Силина.

    Силин мост

    Геслеровский мост

    Геслеровский мост соединяет Чкаловский проспект с набережной реки Карповки.

    Название моста происходит от фамилии Ивана Васильевича Геслера, служившего гардеробмейстером Павла I.

    Геслеровский мост

    Карповский мост построен в 1950 году рядом с Иоанновским монастырём.

    Карповский мост

    Барочная улица пересекает реку Карповку по Барочному мосту.

    Барочный мост

    Молодежный мост

    Песочная набережная пересекает реку Карповку по Молодёжному мосту в месте впадения Карповки в Малую Невку.

    Название Молодёжный мост получил от Ленинградского дворца молодёжи, расположенного неподалёку.

    Молодежный мостСкульптура молодёжи на Молодежном мосту

    Мосты через Неву

    Финляндский железнодорожный мост

    Мост Императора Александра I построен в 1913 году для соединения Финляндской железной дороги с другими железными дорогами страны.

    Финляндский железнодорожный разводной мост закрыт для пешеходов.

    Финляндский железнодорожный мост

    Мост Александра Невского

    Старо-Невский мост построен в 1965 году.

    Рядом с мостом на левом берегу Невы расположена Александро-Невская Лавра.
    Разводной мост Александра Невского соединяет Невский проспект с Заневским проспектом.

    Мост Александра Невского

    Большеохтинский мост

    Мост Императора Петра Великого построен в 1911 году.
    Большеохтинский разводной мост соединяет Безымянный остров с районом Охта.
    Рядом с Большеохтинским мостом на левом берегу Невы находится Смольный институт и Смольный собор, а на правом берегу 
    — Охтинский мыс, с раскопками крепости Ниеншанц.

    Большеохтинский мостБольшой Охтенский мостПодсветка Большеохтинского мостаМост Императора Петра Великого

    Литейный мост

    Мост Императора Александра III построен в 1849 году.

    Разводной Литейный мост соединяет Безымянный остров с Выборгской стороной.
    Рядом с Литейным мостом на правом берегу Невы находится Финляндский вокзал.
    За Литейным мостом из Невы направо вытекает река Большая Невка.

    Литейный мостРазведенный Литейный мостРазведенный Литейный мост

    Троицкий мост

    Троицкий мост построен в 1803 году.

    Разводной Троицкий мост соединяет 1-й Адмиралтейский остров с Петроградским островом.
    Рядом с Троицким мостом на правом берегу Невы на Заячьем острове расположена Петропавловская крепость,
    а на левом берегу — Марсово поле и Летний сад.

    Троицкий мостРазведенный Троицкий мостРазведенный Троицкий мостРазведенный Троицкий мостКрейсер Аврора плывёт под Троицким мостом

    Примечания

    1. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 116. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
    2. . Энциклопедия Санкт-Петербурга.
    3. ↑ . СПб ГБУ «Мостотрест».
    4. ↑ , с. 305.
    5. , с. 143, 146.
    6. . КГИОП (27 февраля 2018). Дата обращения: 25 февраля 2020.
    7. , с. 69.
    8. ↑ . ЗАО «Институт «Стройпроект».
    9. 5-455-П-АР Книга 5 Проект воссоздания торшеров-фонарей // Капитальный ремонт объекта: «Синий мост через р. Мойку». — ЗАО «Институт «Стройпроект», 2009. — Т. 3.
    10. . Водитель Петербурга (1 сентября 2014).

    Адрес и как добраться

    Тем, кто захочет воочию полюбоваться этим прекрасным сооружением архитектуры, стоит в первую очередь добраться до Исаакиевской площади. Ближайшая станция метро – «Адмиралтейская». После выхода повернуть направо. И двигаться прямо по Кирпичному переулку до набережной реки Мойки.

    Примерно через 700 метров она выведет к Синему мосту. Основной ориентир в этом месте будет знаменитый памятник Николаю I. Он находится прямо напротив Синего моста.

    Для тех, кто не любит пешие прогулки, можно воспользоваться автобусными маршрутами под номерами 3, 22, 27, или троллейбусом № 5

    Синий мост на карте:

    Первые мосты через Неву

    Именно первые мосты через Неву стали значительным прорывом в мостостроении Петербурга. В 1850 году отстроили Благовещенский мост, возглавивший этот список и соединивший Второй Адмиралтейский и Васильевский острова.

    Его рекорды:

    1. Самый масштабный сварной экземпляр на период довоенных лет в мире (применялась электросварка без заклепок).
    2. Длина 0,3 км. В Европе таких аналогов на то время представлено не было.
    3. Поворотная разводка, которая до этого не использовалась на территории нашей страны. То есть один пролет (у правобережья) разводился параллельно реке без поднятия вверх.

    Благовещенский мост

    Именно с этого времени начинается активное строительство масштабных переездов через Неву. Вторым сооружением данного типа стал в 79 году Литейный мост, связав центр с Выборгской стороной. А в 1803 году открыли Троицкий, который соединил два острова: Первый Адмиралтейский и Петроградский. Они оба имели поворотный характер разводки. И лишь следующий Большеохтинский, имел вертикально разводные крылья. Он был открыт более чем через столетие в 1911 году.

    В итоге город приобрел 21 трансформер с разводными пролетами, которые позволяли беспрепятственно проходить различным судам. На данный момент функционирует в качестве разводных только 13.

    Легенда о создании Певческого моста

    Существует одна интересная петербургская легенда по поводу создания Певческого моста. На этом месте, до 1834 года, находился лодочный перевоз. В то время, на левом берегу Мойки, в одном из домов жил граф Юрий Александрович Головкин, который приходился дальним родственником царствующей фамилии Романовых.

    Как гласит предание, однажды граф, направляясь на приём к императору, попытался сесть в лодку, но оступился, упал и искупался в реке. На следующий день Николай I посетил графа с высочайшим визитом. Государь пожелал графу здоровья и объявил свою волю:

    Данная история получила огласку благодаря секретарю и переводчику графа Головкина — господину Михайлову который её и поведал миру. По его словам, вследствие огромного роста Головкину удалось не погрузиться в воду полностью.

    Когда Юрий Александрович вернулся домой, вскоре к нему в комнату вошёл сам император, озабоченный здоровьем графа. На другой день царь вместе с супругой пожаловали на обед к Головкину. Тогда то Николай I и решил, что на том месте, где чуть было не утонул граф, должен быть возведён мост, во избежание подобных случаев в будущем.

    Вот, по какой причине, якобы, и был построен Певческий мост. Хотя этот рассказ, возможно, всего лишь — ещё одна красивая легенда Санкт-Петербурга, ведь историческими фактами она не подтверждается. 

    История петербургского Синего моста

    Название данное сооружение получило в 1738 году в соответствии с цветом, в который оно было окрашено. Его построили в 1737 году под руководством архитектора Г. ван Болеса. В XVIII веке он, наряду с Зеленым, Красным и Желтым мостами, соединял берега реки Мойка. Он был построен из дерева, имел небольшую ширину и служил переправой для жителей города. Выкрасили сооружения в столь сочные цвета для того, чтобы люди не путали их друг с другом.

    Строение часто подвергалось реконструкции, менялись размеры, функции в соответствии с эпохой. В 1818 году дерево заменили камнем. В 1842 мост значительно расширили, в это время он приобрел те размеры, которые есть сейчас.

    Куда пойти: левый и правый берег Невы

    Если вы находитесь на левом берегу:

    • Можно посмотреть на всю красоту развода мостов можно на Невском проспекте.
    • Отличное место, где все видно — это набережная у Эрмитажа, памятник «Медный всадник». Красивый вид на Дворцовый и Благовещенский мосты.

    Правый берег реки Невы: это Петроградская сторона, район Озерки, Черная речка. Но с этой стороны и с этих районов трудно добраться назад, так что подумайте об этом заранее.

    Красивый вид на Дворцовый и Троицкий мосты — на стрелке Васильевского острова, там меньше толпа и хорошо все видно.

    • Также для просмотра развода мостов и прогулки по набережной возьмите в прокат велосипеды и прокатитесь с ветерком по набережной.
    • Красивый вид на мосты можно посмотреть у ресторана «Летучий Голландец», а потом сходить туда поужинать, устроить свидание со второй половинкой.
    • На Троицкий мост можно посмотреть у Петропавловской крепости.

    Если вы находитесь на Васильевском острове:

    Красивый вид на мосты открывается со Стрелки — на Троицкий, Дворцовый, Благовещенский мосты. Но, есть небольшой недостаток этого варианта просмотра, сложно после доехать до дома.

    Мосты уже разведены: как добраться домой в Питере ночью.

    Прежде собираться домой, посмотрите на расписание развода мостов. Может уже что-то «развелось», а что-то еще нет, и вы успеваете добраться до дома.

    Из центра города вы можете добраться на общественном транспорте (маршрутки, автобусы, троллейбусы). Периодичность их каждые 30 минут. Ходят до 6.00.

    Большой Обуховский мост — он всегда открыт и по нему ночью ходит общественный транспорт.

    Смотрите маршрут ночных автобусов на карте ниже.

    • Ст. Метро Спортивная. Время работы с 1.00 до 2.40 часов.
    • Ст. Метро Адмиралтейская. Время работы с 0.48 до 2.28 часов.

    Куда можно пойти ночью после развода мостов.

    — Если у вас есть компания, можно сходить в ночной клуб.

    — Посмотреть на красоту Большеохтинского моста, но до него нужно доехать в другой район.

    — Также можно купить билеты на ночную автобусную экскурсию.

    — Устроить романтик своей второй половинке, прокатиться по Неве на катере. Или прокатиться на авто.

    Развод мостов поистине красивое зрелище, на это стоит хоть раз в жизни приехать и посмотреть. А чтоб ваш приезд в Санкт-Петербург прошел хорошо — предлагаем вам остановиться в наших уютных апарт-отелях Сокрома. Все наши апарты находятся в самом центре Питера. Вам не придется подстраиваться под расписание общественного транспорта. Вы можете спокойно, не торопясь, прогуляться по набережной, посмотреть на развод мостов, а может и сходить на ночную экскурсию. И потом после всех мероприятий спокойно вернуться в наши уютные апарты.

    Достопримечательности рядом, экскурсии

    Синий мост находится в очень интересном месте — с него видны знаменитые достопримечательности Санкт-Петербурга. С одной стороны площади возвышается грандиозный Исаакиевский собор, а перед ним конная статуя Николая I. Справа от храма видна старейшая гостиница «Астория». С противоположной стороны взору открывается Мариинский дворец. Сегодня в нем работает Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

    С левой стороны в низовой части моста установлена «шкала Нептуна». Этот гранитный столб, увенчанный трезубцем, придумал архитектор В. А. Петров в 1971 году. На нем отмечены уровни воды во время самых крупных наводнений.

    «Шкала Нептуна» у Синего моста на панораме:

    Поездка под Синим мостом на теплоходе-кабриолете давно превратилась в отдельный аттракцион. Туристы словно ныряют в глубокую темную пещеру и видят лишь узкую полосу света впереди.

    Синий мост часто посещают в составе обзорных экскурсий. Гиды любят рассказывать городскую байку о том, что переправа вместе с Мариинским дворцом впали в немилость императоров, ведь статуи Николая I и Петра I (Медный всадник) повернуты к ним спиной.

    Еще один миф о Синем мосте связан с его шириной. Якобы реально она составляет 99,9 метра, о чем написано в некоторых учебниках по истории. Но это скорее досадная опечатка.

    ТОП-5 фактов о петербургских мостах

    Рекордсмен по части мостов

    Синий мост, 2012 год. artemis-spb.ru

    Точное количество мостов в Санкт-Петербурге до сих пор неизвестно, но наш город — признанный мировой рекордсмен по количеству переправ. Всего их более 800 (в два раза больше чем в Венеции), из них исключительно пешеходных – 218.

    Не всегда точно удается вести реестр утраченных и вновь построенных мостов, так как часть городской территории находится в труднодоступных промышленных зонах или на территории закрытых режимных предприятий. Достоверно известно, что разводных мостов 21, из них в период навигации используется только 13.

    Петербург единственный город в мире, который использует открыточные виды разводных мостов в качестве своего символа, а из рутинной повседневной разводки-сводки мостов в период навигации и белых ночей Петербург умудрился сделать оригинальное шоу, съезжаться на которое готовы туристы со всего мира.

    История мостов

    Дворцовый мост и Адмиралтейская набережная. Санкт-Петербург. 1890-е

    Во времена основания и строительства Петербурга мостов не было вообще, были переправы. Запретом на строительство мостов Петр I намеревался приучить горожан к морскому делу. В первые десятилетия XVIII века сообщение между берегами Невы поддерживалось только на лодках, а зимой — по льду.

    Строительство мостов было сопряжено с большими техническими трудностями – тогдашние инженеры не располагали необходимыми знаниями и технологиями, который бы позволили им возвести постоянные переправы. Кроме того, и сам Петр I полагал, что мосты будут мешать судоходству.

    Однако по мере роста города необходимость их постройки через Неву стала ощущаться все более остро. Наконец, в 1727 году, уже после смерти Петра, соорудили первый наплавной деревянный мост на плашкоутах, соединивший берега Невы напротив Исаакиевской площади.

    Первые разводные мосты

    Первые три постоянно действующих разводных моста и по сей день остаются инженерной гордостью отечественного мостостроения. Благовещенский мост постройки 1850 года, Литейный мост, построенный к 1879 году, и Троицкий мост, открытие которого было приурочено к празднованию двухсотлетия Петербурга.

    16 мая 1903 года мост был открыт в торжественной обстановке в присутствии Николая II и членов императорской фамилии. Это единственный мост, с середины которого видно шесть других разводных мостов через Неву. Если стать лицом к Васильевскому острову, то откроется вид на Дворцовый, Благовещенский, Биржевой и Тучков мосты.

    Повернувшись на другую сторону, можно увидеть Литейный и Сампсониевский мосты. Истории строительства каждого из этих мостов посвящены десятки книг и научных монографий, а сооружались они силами не только отечественных, но и зарубежных специалистов с применением самых передовых на то время технологий.

    Современные мосты

    Современные мостостроители продолжили лучшие традиции своих предшественников. Последний по времени сооружения мост через Неву – Большой Обуховский также во многих отношениях является уникальным. Это первый мост через судоходную Неву, который не разводится.

    Особенным его можно назвать потому, что это навесной мост, предназначенный для постоянного автомобильного сообщения. Это один из самых длинных мостов России. Фактически — это два одинаковых моста с противоположным направлением движения по ним, один — для езды в восточном направлении, второй — для передвижения в западном направлении.

    Полная длина мостового перехода составляет 2824 метра, включая судоходный пролет в 382 метра и съезды с моста. Высота пролетной части над поверхностью воды (подмостовой габарит) равна 30 метрам, что дает крупным судам свободно проходить под мостом. Петербург остро нуждается в строительстве новых переправ через Неву, но реализация программы постоянно откладывается. Достоверно неизвестно, когда в ближайшее время будет завершено строительство новых мостов.

    Сохранение мостов

    К сожалению, на сегодняшний день не существует целевой программы сохранения мостов как исторического наследия Петербурга. Множество мостов охраняется государством как исторические памятники.

    История моста

    С 1737 года здесь существовал деревянный подъемный мост, который получил свое наименование по цвету его окраски. Позднее его перестроили в трехпролетный с деревянным пролетным строением на каменных опорах по типу моста Крюкова канала.

    В 1818 году по проекту В.И. Гесте мост был перестроен в однопролетный чугунный арочный. Пролетное строение представляло собой двухшарнирную арку, по конструкции – сплошной свод.

    Строительство выпало на долю последователя В.И. Гесте – мостостроителя П.П. Базена. Пролетное строение смонтировано из чугунных секций, соединенных между собой болтами. Чугунные конструкции изготавливались на Олонецком чугунолитейном заводе. Устои Синего моста массивные каменные, на свайном основании, облицованы гранитом. На мосту установлены чугунные решетки.

    Тротуар был отделен от проезжей части чугунными перилами простого рисунка с чугунными тумбами. На фасадах пролетного строения имелось несколько орнаментов. Покрытие на мосту – каменное мощение. Первоначально был более узким, его ширина составляла 41 метр.

    В 1842-1843 годах, в связи с постройкой Мариинского дворца и перепланировкой Исаакиевской площади, был расширен вверх по течению в сторону Красного моста до 97,3 метра. Пролетное строение было сооружено из чугунных тюбингов, соединенных между собой болтами. С 1925 года в чугунных коробках свода с низовой стороны, построенного в 1818 году, появились трещины.

    В 1929-1930 годах чугунные арки с низовой стороны были заменены на железобетонные, а устои моста сохранены старые. Пролетное строение представляет собой двухшарнирную арку. Чугунная часть, построенная в 1842 году, сохранилась до настоящего времени.

    В 1938 году каменное мощение на мосту было заменено асфальтобетонным.

    Мост в XIX-XX веках неоднократно был реконструирован, изменялись его размеры, конструктивные особенности. Несмотря на это его облик не изменился, и внешний облик переправы дошёл до нас практически в первоначальном виде. К мосту, как и к находящемуся рядом с ним Мариинскому дворцу, применимо высказывание, что два императора от него отвернулись: положение конных статуй (Медный всадник и памятник Николаю I) направлено от моста.

    Простой по архитектурному решению Синий мост органически вписан в ансамбль гранитных набережных Мойки. Рядом с ним расположены Мариинский дворец, Исаакиевская площадь с памятником Николаю I, Исаакиевский собор, здания Всероссийского Института Растениеводства им. Н. И. Вавилова и его библиотеки, поблизости – Дом Композитора. Также с моста можно увидеть здание Адмиралтейства.

    Первоначально, по проекту Гесте, в качестве светильников использовались гранитные обелиски. Фонари, копирующие светильники на мосту Александра III в Париже, были установлены в конце XIX века. Эти светильники долго сохранялись на мосту в первоначальном виде. Существующие торшеры были восстановлены в ходе реконструкции 2013–2014 гг. по образцу торшеров Балтийского вокзала.

    В 1971 году на набережной  Мойки у низовой части Синего моста по проекту архитектора В. А. Петрова установили гранитный столб-футшток, украшенный трезубцем Нептуна. На столбе нанесены отметки по уровню воды самых крупных петербургских наводнений: 1824, 1903, 1924, 1955, 1967.  Петербуржцы прозвали его «шкалой Нептуна».

    С апреля 2013 года по сентябрь 2014 года проводился капитальный ремонт моста. Железобетонный свод был усилен дополнительным армированием, произведено сооружение железобетонного разгружающего свода над чугунной частью, реставрация перильного ограждения и чугунного металлодекора. Также воссозданы силовое ограждение и торшеры, проведен ремонт опор, гранитной облицовки стенок сопряжения опор с набережной, ремонт чугунных тюбингов. Дно реки укреплено бетонными матами. На мосту появились островки безопасности.

    Литейный мост

    Литейный мост имеет самое длинное в мире разводное крыло – 55,4 метра. Он расположен в створе Литейного проспекта и улицы Лебедева. Это был второй постоянный мост в Санкт- Петербурге. При его строительстве были использованы многие инженерные новшества того времени: для освещения пролетов использовано электричество, для несущих конструкций применили сталь вместо чугуна. Проект был разработан инженер — полковником А.Е. Струве вместе с военным инженером А.А. Вейсом.

    30 августа 1875 года был заложен первый камень сооружения, а 30 сентября 1879 года состоялось торжественное открытие моста, названного тогда Александровским. Строительство было сопряжено с большими трудностями и человеческими жертвами, в этом месте Нева имеет самую большую глубину до 24 метров и дно покрыто толстым слоем илистой глины.  


    Мосты Петербурга: истории и легенды Северной столицы 20

    Перильные чугунные ограждения моста представляют собой высокохудожественное литье и выполнены по рисунку архитектора К.К. Рахау. В центре секции решетки изображен картуш (щит с гербом Петербурга) – перекрещенный скипетр, морской и речной якоря в руках двух русалок, а их хвосты вплетены в растительный орнамент. Перильное ограждение является памятником истории и культуры и находится под охраной.

    С Литейного моста открываются впечатляющие виды на Петропавловскую крепость и акваторию Невы. В пешей доступности от моста расположены такие достопримечательности Петербурга, как крейсер Аврора, площадь Ленина, Летний сад, Таврический дворец и сад.

    Любопытно, что Литейный мост получил мистическую славу из-за необъяснимых происшествий, которые одновременно и отпугивают и притягивают и сегодня. По словам историков на месте моста ранее находился Древний Атакан – огромный камень, который омывали кровью пленных, захваченных обитавшими в устье Невы племенами.


    Мосты Петербурга: истории и легенды Северной столицы 21

    Говорят, что во время лунного затмения на Литейном проспекте, рядом с мостом появляется мост — двойник, и под ним в водоворотах пропадают корабли. По статистике, наибольшее количество самоубийств происходит именно на Литейном мосту, якобы во времена правления Анны Иоанновны в стену моста заживо замуровали ведьму, смех которой слышен после очередного самоубийства. Но эти истории только привлекают к себе туристов и горожан. 

    Развод Литейного моста в сезон навигации осуществляется ежедневно с 1:40 до 4:45. Это один из самых продолжительных по времени развод мостов. Добраться до моста очень легко: в пешей доступности находится станция метро « Площадь Ленина». Через Литейный мост следуют маршруты троллейбусов 3 и 8, маршрутные такси 90, 107, 177, 212.

    Мосты Санкт-Петербурга являются одной из его визитных карточек. Полюбоваться величественными мостами днем обязан каждый, посещающий город. Причем, летом на воде идет жизнь, не меньшая чем на суше. Речные трамвайчики идут сплошным караваном с утра до ночи. Стоя у парапета можно услышать от проплывающих мимо экскурсоводов половину истории Санкт-Петербурга. А развод мостов ночью является удивительным зрелищем, которое стоит увидеть своими глазами!

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ