Время реакции водителя

Содержание

Тормозной путь автомобиля при скорости 60 км/ч

 Деформация кузова при столкновении на скорости 60 км/ч

Длина остановочного пути также зависит не только от водителя, но и от других сопутствующих факторов: от качества дороги, скорости движения, погодных условий, состояния тормозной системы, устройства тормозной системы, шин автомобиля и многих других.

Обратите внимание, что вес легкового автомобиля не влияет на длину тормозного пути. Это связано с тем, что вес автомобиля увеличивает инертность автомобиля при выполнении торможения, препятствуя при этом торможению, но увеличивает сцепление шин с дорогой благодаря увеличенной массе авто

Эти физические свойства компенсируют друг друга, при этом практически не оказывая влияние на длину тормозного пути.

Скорость торможения напрямую зависит от способа торможения. Резкий тормоз до упора, приведет к заносу или движению машины юзом (если машина не оборудована системой ABS).

Постепенное нажатие на педаль применяется когда на дороге хорошая видимость и спокойная обстановка, оно не подходит для экстренных ситуаций. При прерывистом нажатии можно потерять управляемость, но зато быстро остановиться. Также возможно ступенчатое нажатие (схоже по эффекту с системой АБС).

Тормозной путь на сухом асфальте

Формула тормозного пути

Вспоминаем уроки физики, где ? – это коэффициент трения, g – ускорение свободного падения, а v – скорость движения машины в метрах в секунду.

Ситуация следующая: едет водитель на автомобиле Lada скорость которого 60 км/час. Буквально в 70 метрах идет женщина преклонного возраста, которая забыв о правилах безопасности спешно догоняет маршрутное такси (стандартная ситуация для России).

Воспользуемся этой самой формулой: 60 км/ч = 16,7 м/сек. У сухого асфальта коэффициент трения равняется 0,7, g – 9,8 м/с. На самом деле, в зависимости от состава асфальта, он равен от 0.5 до 0.8, но всё же возьмем усредненное значение.

Полученный по формуле результат 20,25 метров. Естественно, что данное значение уместно лишь для идеальных условий, когда на машину установлена качественная резина и тормозные колодки, тормозная система исправна, при торможении вы не уходите в юз и не теряете управление, от множества других идеализированных факторов, которые не встречаются в природе.

Также для перепроверки результата, существует еще одна формула определения тормозного пути:

S = Кэ * V * V / (254 * Фс), где Кэ – тормозной коэффициент, для легковых авто он равняется единице; Фс – коэффициент сцепления с покрытием 0,7 (для асфальта).

Подставляем скорость движения транспортного средства в км/ч.

Получается, что тормозной путь 20 метров для скорости 60 км/ч, (для идеальных условий), в том случае если торможение будет резким и без юза.

Тормозной путь на покрытии: снег, лед, мокрый асфальт

 Автомобили BMW на испытаниях

Коэффициент сцепления помогает обозначить длину остановочного пути при разных дорожных условиях. Коэффициенты для разных дорожных покрытий:

  • Сухой асфальт – 0,7
  • Мокрый асфальт – 0,4
  • Укатанный снег – 0,2

Попробуем подставить эти значения в формулы, и найдем значения длины тормозного пути для дорожного покрытия в разное время года и при разных погодных условиях:

  • Мокрый асфальт – 35,4 метра
  • Укатанный снег – 70,8 метра
  • Лед – 141,6 метра

Получается, что на льду длина тормозного пути практически в семь раз выше, относительно сухого асфальта (так же как и подставляемый коэффициент). На длину тормозного пути влияет качество зимней резины, физические свойства.

Тестирование показало, что с системой АБС остановочный путь существенно снижается, но все же при гололеде и снеге АБС не влияет, а наоборот ухудшает эффективность торможения, если ее сравнивать с тормозной системой без ABS. Тем не менее, в АБС по большей мере все зависит от настроек и наличия системы распределения тормозного усилия (ЕБД).

Преимущество АБС в зимнее время – полный контроль над управлением автомобиля, что сводит к минимуму возникновения неуправляемого заноса при выполнении торможения. Принцип работы АБС схож с выполнением ступенчатого торможения на автомобилях без АБС.

Система АБС уменьшает тормозной путь на: сухом и мокром асфальте, укатанном гравии, разметке

На льду и укатанном снеге использование АБС увеличивает тормозной путь на 15 – 30 метров, но позволяет сохранить контроль над машиной, без увода машины в занос. Этот факт следует учитывать.

Какие факторы влияют на торможение и тормозной путь?

Выше мы уже писали, что на длину тормозного пути влияют множество факторов. Предлагаем рассмотреть их подробнее.

Скорость

Это ключевой фактор. При этом имеется в виду не только скорость езды машины, но и скорость реакции водителя. Считается, что реакция у всех примерно одинаковая, но это не совсем так. Играет роль опыт вождения, состояние здоровья человека, употребление им медикаментов и т.д. Также, многие «лихачи» пренебрегают законом и отвлекаются на смартфоны за рулем, что, в итоге, может привести к катастрофическим последствиям.

Помните еще один важный момент. Если скорость автомобиля увеличивается в два раза, длина его тормозного пути растет в 4 раза! Здесь пропорция 1:1 не работает.

Дорожные обстоятельства

Несомненно, на длину тормозной линии влияет состояние дорожного покрытия. На обледенелой или мокрой трассе она может вырасти в разы. Но это далеко не все факторы. Следует также опасаться опавших листьев, на которых шины прекрасно скользят, трещин на покрытии, ям и так далее.

Шины

Качество и состояние резины сильно влияют на длину тормозной линии. Зачастую, более дорогие шины обеспечивают лучшее сцепление авто с дорожным покрытием

Обратите внимание, если глубина протектора стерлась больше допустимого значения, то резина утрачивает способность отводить достаточное количество воды при движении по мокрой дороге. В итоге, вы можете столкнуться с такой неприятной штукой, как аквапланирование — когда машина теряет сцепление с дорогой и становится полностью неуправляемой. 

Чтобы сократить тормозной путь, рекомендуется поддерживать в покрышках оптимальное давление. Какое именно — на этот вопрос вам ответит автопроизводитель. Если значение будет отклоняться в большую или меньшую сторону, линия торможения будет увеличиваться. 

В зависимости от коэффициента сцепления покрышек с дорожным покрытием этот показатель будет разным. Вот сравнительная таблица зависимости тормозного пути от качества дорожного покрытия (легковой автомобиль, покрышки которого имеют средний коэффициент сцепления):

  60км/ч. 80 км/ч. 90 км/ч.
Сухой асфальт, м. 20,2 35,9 45,5
Мокрый асфальт, м. 35,4 62,9 79,7
Заснеженная дорога, м. 70,8 125,9 159,4
Гололед, м. 141,7 251,9 318,8

Конечно, эти показатели относительны, но они ярко иллюстрируют, насколько важно следить за состоянием автомобильной резины

Техническое состояние машины

Автомобиль может выезжать на дорогу только в исправном состоянии — это аксиома, не требующая доказательств. Для этого проводите плановую диагностику своего авто, своевременно делайте ремонт и меняйте тормозную жидкость.

Помните, что стертые тормозные диски могут в два раза увеличить линию торможения.

Отвлечение внимания на дороге

Во время движения автомобиля водитель не имеет права отвлекаться от управления ТС и контроля над дорожной ситуацией. От этого зависит не только его безопасность, но жизни и здоровье пассажиров, а также других участников движения.

Вот что происходит в мозгу водителя при возникновении экстренной ситуации:

  • оценка дорожной ситуации;
  • принятие решения – тормозить или маневрировать;
  • реагирование на ситуацию.

В зависимости от врожденных способностей водителя средняя скорость реакции составляет от 0,8 до 1,0 секунды. Этот параметр касается экстренной ситуации, а не почти автоматического процесса при замедлении на знакомом участке дороги.

Многим этот временной отрезок кажется незначительным, чтобы на него обращать внимание, однако игнорирование опасности может привести к фатальным последствиям. Вот таблица зависимости реакции водителя и пройденного автомобилем пути:

Скорость автомобиля, км/ч. Расстояние до момента нажатия на тормоз (время остается одинаковым – 1 сек.), м.
60 17
80 22
100 28

Как видно, даже кажущаяся незначительной секунда промедления может привести к печальным последствиям. Вот почему каждому автомобилисту никогда нельзя нарушать правило: «Не отвлекайся и придерживайся скоростного режима!».

Отвлекать водителя от управления могут разные факторы:

  • мобильный телефон – даже просто посмотреть, кто звонит (при разговоре по телефону реакция водителя идентична реакции человека в состоянии легкого алкогольного опьянения);
  • рассматривание рядом проезжающего автомобиля или наслаждение красивыми пейзажами;
  • пристегивание ремня безопасности;
  • употребление пищи за рулем;
  • падение незакрепленного видеорегистратора или мобильного телефона;
  • выяснение отношений водителя и пассажира.

На самом деле невозможно составить полный список всех факторов, которые могут отвлечь водителя от управления. Ввиду этого каждому следует быть внимательным к дороге, а пассажирам будет полезна привычка не отвлекать водителя от управления.

Безопасная дистанция между автомобилями

Согласно п. 13.1 Правил дорожного движения, водителю необходимо держаться от впереди идущего транспортного средства на достаточном расстоянии, которое позволит ему вовремя затормозить.

Несоблюдение дистанции является одной из главных причин транспортных аварий.

При резкой остановке впереди идущего транспорта у водителя автомобиля, вплотную следующего за ним, нет времени для торможения. В результате происходит столкновение двух, а иногда и более транспортных средств.

Для определения безопасного расстояния между машинами во время движения рекомендуется брать целое числовое значение скорости. Например, скорость автомобиля – 60 км/час. Значит, дистанция между ним и впереди идущим транспортным средством должна быть равна 60 метрам.

Экстренное торможение

Экстренным (аварийным) торможением пользуются при возникновении опасности наезда или столкновения.

Не следует слишком резко и сильно нажимать на тормоз – в этом случае блокируются колеса, машина теряет управление, начинается ее скольжение по трассе «юзом».

Симптомы заблокированных колес во время торможения:

  • появление вибрации колес;
  • уменьшение торможения автомобиля;
  • появление скребущего или визжащего звука от покрышек;
  • у машины возник занос, она не реагирует на движения руля.

ВАЖНО: Если есть возможность, необходимо сделать предупреждающее торможение (полсекунды) для машин, следующих сзади, на мгновенье отпустить педаль тормоза и тут же начать экстренное торможение

Типы экстренного торможения

1. Прерывистое торможение – нажать на тормоз (не допуская блокировки колес) и полностью отпустить. Так повторять до полной остановки машины.

В момент отпускания педали тормоза нужно выравнивать направление движения, чтобы избежать заноса.

Прерывистым торможением также пользуются при езде по скользкой или неровной дороге, торможении перед ямками или ледяными участками.

2. Ступенчатое торможение – нажать на тормоз до появления блокировки одного из колес, затем сразу ослабить давление на педаль. Повторять так до полного прекращения движения машины.

В момент ослабления нажатия на педаль тормоза нужно выравнивать рулем направление движения, чтобы избежать заноса.

3. Торможение двигателем на автомобилях с механической коробкой передач – нажать на сцепление, перейти на более низкую передачу, снова на сцепление и т. д., поочередно понижая до самой низшей.

В особых случаях можно понижать передачу не по порядку, а сразу на несколько.

4. Торможение при наличии ABS: если легковой автомобиль имеет автоматическую коробку передач, при экстренном торможении необходимо с максимальной силой нажимать на тормоз до полной остановки, а на машинах с механической коробкой передач – одновременно сильно давят на педали тормоза и сцепления.

При срабатывании системы ABS будет подергиваться педаль тормоза и появится хрустящий звук. Это нормально, необходимо продолжать изо всех сил давить на педаль, пока автомобиль не остановится.

ЗАПРЕЩЕНО: Во время экстренного торможения пользоваться стояночным тормозом – это приведет к развороту автомобиля и неконтролируемому заносу из-за полной блокировки колёс машины.

Время реакции водителя это промежуток времени между возникновением дорожной ситуации и реакцией органов чувств шофера на нее.

Объяснение простое, не так ли? Но между тем, оно практически не раскрывает особенности водительской реакции, периода, потраченного на нее в самых разных условиях. Все это следует знать, дабы минимизировать вероятность ДТП. Знание — сила.

Полная схема получаемого автомобилистом сигнала выглядит примерно так. Изменение ситуации на дороге воспринимается, как правило, зрением автомобилиста. Сигнал опасности поступает в его нервную систему, где формируется решение чем действовать: рулем, тормозом и пр. Но организм каждого человека очень сложная система, и сиюминутное получение сигнала о грядущей опасности почти невозможно.

Мозгу, на то, чтобы обработать информации, необходимо 0,8 сек. Но реальность сильно отличается от теории. В идеальном положении для торможения автомобилисту нужно только перекинуть ноги с педали акселератора на тормоз, это займет примерно полсекунды. Если нужно будет объехать препятствия, то управление несколько усложнится и, конечно же, времени потребуется больше.

Пол

Автомобилисты мужского пола на опасность реагируют скорее женщин на целых 0,05 сек. Но машиной дамы управляют лучше мужчин.

Возраст

Улавливание сигнала и фильтрация информации у молодых происходит быстрее. Однако пожилые люди на принятие необходимых решений затрачивают меньше времени, да реакция их намного стабильнее.

Стаж

Знания это очень хорошо, но они не способны заменить жизненный опыт. Автолюбители со стажем ведут себя на дороге спокойно и уверенно. Приобретенный за годы опыт позволяет водителю предугадывать дорожную ситуацию.

Тренированность

Занятие спортом оздоровливающе сказывается на человеческом организме, а потому, физически здоровые автомобилисты быстрее способны среагировать на появившуюся опасную ситуацию.

Условия работы

Езда по городу — частое изменение ситуации на дороге. Именно поэтому автомобилист загодя себя на такое настраивает и быстрее реагирует на внезапно возникшую на трассе опасную ситуацию.

Время суток

В темноте у автомобилиста притупляется почти в пять раз бдительность. Для автомобилиста самое коварное время суток — сумерки и рассвет.

Плохая погода

Все, что мешает обзору – дождь, снег или туман – притупляет реакцию водителя. Слабое сцепление колес автомобиля с дорогой, может самую безобидную ситуацию превратить в аварийную.

Алкоголь

Спиртные напитки тормозят реакцию автомобилиста и совсем не важно, какую дозу он принял «на грудь». Даже незначительное количество алкоголя может сделать из автомобилиста преступника

Сотовый телефон

Мобильник не меньше, нежели алкоголь, вреден для водителя.

Медикаменты

После приема некоторых лекарств управлять ТС противопоказано, особенно если это психотропные препараты. Разнообразные стимуляторы так же очень опасны, ибо после их приема кратковременное возбуждение переходит в резкий спад.

Переутомление

Уставшему водителю не следует садиться за руль. Автомобилистам-дальнобойщикам необходимо учесть, что 14-16-часовое вождение сильно снижает реакцию.

Водительское место

С хорошей эргономикой автомобилист лучше успевает реагировать на дорожную ситуацию. Кресло по росту, хорошо вентилируемая кабина и отсутствие помех — обязательное условие безаварийной езды.

Музыка

Прослушивание аудиозаписей снижают усталость. Но это более всего относится к междугородным трассам, поскольку при езде по городу, музыка сильно отвлекает.

Ароматы

Запахи на водителя воздействую не хуже музыки. Ароматы бывают всякими: одни действуют расслабляюще, а другие бодрят

Удачно подобранный запах повысит внимание

Шоферская «доля» одна из самых рискованных. Она от водителя требует понимания всех нюансов того, как человеческий организм реагирует на все происходящее на дороге и что влияет на его реакцию.

Проголосуйте, понравилась ли вам статья?

Время реакции водителя

В ходе многочисленных исследований было установлено, что среднее время реакции водителей колеблется в интервале 0,3 – 1,5 с. Разброс временных значений, равный 1,2 с, выраженный в разности дистанций тормозного пути составляет 20 м (при скорости 60 км/ч и нормальном сухом дорожном покрытии). Именно эти 20 м (а в некоторых случаях достаточно и более короткого расстояния) могут стать причиной совершения ДТП. Однако следует учесть, что значение реакции не является постоянной величиной для человека. На ее конечное значение влияет множество факторов, некоторые из которых человек способен скорректировать в сторону улучшения, а другие являются индивидуальными характеристиками организма.

Термин «время реакции» определяется как промежуток времени, прошедший с начала возникновения раздражителя (аварийной ситуации) до момента совершения действия направленного на его устранение. Условно этот промежуток времени можно разделить на два интервала – сенсорный и моторный. Сенсорный интервал имеет значение времени, затрачиваемого на восприятие сложившейся опасной дорожной ситуации, выделение создающего опасность объекта и принятие решения для предотвращения ДТП. Моторный интервал имеет значение времени, затрачиваемого на выполнение действий по управлению автомобилем для предотвращения ДТП. В исследованиях было определено, что длительность моторного интервала практически стабильна у каждого человека.

Среди основных факторов, влияющих на продолжительность реакции, можно выделить трудность в принятии решения (зависит от степени нетипичности аварийной обстановки), пол, возраст, стаж вождения (опыт), состояние организма (здоров, болен, эмоционально напряжен, утомлен и др.), концентрацию внимания на опасных факторах и индивидуальные психологические особенности личности водителя, а также климатические факторы и время суток.

Пол и возраст водителя оказывают влияние на зрительно-моторную реакцию. До 25 лет она составляет в среднем 0,17 с для простой и 1,54 с для сложной реакции, а к 60 годам достигает 0,26 с для простой и 2,04 с для сложной реакции. Такое различие вызвано тем, что для сложной реакции характерен выбор правильного решения из множества вариантов. Именно на этот показатель сильно влияет опыт вождения.

Время простой реакции у женщин и мужчин не сильно отличаются, для сложной же реакции женщинам требуется в среднем 2,82 с, в то время как у мужчин этот показатель составляет 1,82 с. Также выявлена зависимость между временем реакции и типом высшей нервной деятельности водителя. Так у холериков этот показатель на 25 – 30 % ниже, чем у флегматиков, однако количество ошибочных действий у них было больше.

Такой фактор, как эмоции, изменяет время реакции водителя в зависимости от личностных характеристик. Так в лабораторных условиях среднее время реакции испытуемых составляло 0,5 с, а в реальных условиях время реакции на неожиданное появление пешехода на проселочной дороге составило 1 с («секунда страха»). Это объясняется психологической неготовностью водителя, выражающейся через ощущение растерянности и шока. Наибольшее влияние эмоции оказывают на продолжительность сложной реакции.

Суточная зависимость времени реакции является результатом преобладания тормозящих процессов в коре головного мозга в ночной период. Поэтому ночью время реакции увеличивается на 20 – 25 % по сравнению с оптимальным, наблюдаемым с 7 часов до 13 часов.

Сколько можно выпить водителю

Согласно закону, максимально допустимое содержание алкоголя в воздухе при проверке должно быть не более 0.35 промилле. При выдыхании, когда диафрагма расслаблена, этот показатель  должен составлять  0.16 мг. Необходимо учитывать погрешность прибора – 0.05 промилле.

Если значение меньше указанного показателя, прибор не отреагирует. Дело в том, что некоторые продукты содержат спирт. К ним относят квас, кефир, кисломолочные продукты. У людей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта или сахарным диабетом, показатель содержания спирта колеблется между отметкой 0 и 0,3 промилле.

Введение допустимого содержания алкоголя на уровне законодательства позволяет исключить несправедливое обвинение водителя в употреблении спиртного, лишение прав или наложение штрафа.

Существенное влияние на скорость выведения этанола имеет качество спиртного. Углекислота, которая содержится в игристых винах, ускоряет процесс всасывания. Такой же эффект происходит при потреблении коктейлей на основе газированных напитков.

Факторы формирования реакции водителя

Реакция водителя – это не только своевременное торможение при возникновении затора, резком торможении впереди идущего автомобиля, но и сложные механизмы по оцениванию дорожной обстановки. На дороге порой дело заключается в доле секунд, которых как раз может и не хватить.

Реакция водителя в отношении автомобиля рассматривается с научной точки зрения как то время, через которое водитель предпринял меры по избеганию ДТП от того момента, когда заметил опасность

На возможность своевременно обратить внимание на подобные обстоятельства влияет ряд факторов. В таком случае время реагирования разделяют на 2 фазы: первая – это комплекс реакций организма, направленных на выявление опасности и передачу сигнала головному мозгу для того, чтобы начать действовать. Вторая фаза моторная – это непосредственно действия водителя для остановки автомобиля

Первая фаза может занимать разное время у человека, вторая практически у всех одинакова

Вторая фаза моторная – это непосредственно действия водителя для остановки автомобиля. Первая фаза может занимать разное время у человека, вторая практически у всех одинакова.

Даже короткое время реагирования не всегда является гарантией того, что удастся избежать аварии, поскольку опасность может возникнуть неожиданно, и тормозной путь может оказаться больше, чем расстояние до предмета на дороге. Непосредственно на тормозной путь в свою очередь влияет скорость движения, время года, дорожное покрытие, уровень влажности дорожного покрытия.

Некоторые люди от природы обладают  медлительностью, и это может обозначать повышенную угрозу на дороге. Это может иметь отношение к типу характера человека: сангвиники и холерики быстрее реагируют на происходящее, флегматики и меланхолики медленнее. Компенсировать медлительность может увеличение внимания при управлении транспортным средством.

Время реакции зависит от обладания человеком необходимых:

  • Знаний;
  • Умений;
  • Ннавыков.

Реакция человека замедляется в случае усталости, недосыпания, в ходе стресса, нахождения в депрессии, в случае приема определенных лекарственных препаратов.

Можно ли садиться за руль просто выпившим?

Водить автомобиль в нетрезвом состоянии категорически запрещается, так как алкоголь влияет на время реакции водителя. Даже небольшое его количество искажает восприятие действительности. Достаточно 50 г, чтобы реакция снизилась. При этом человек не будет пьяным.

Были зафиксированы случаи серьезного превышения скорости именно выпившими людьми. Увидев пешехода, они не спешат тормозить, так как неправильно оценивают реальное расстояние. Им кажется, что человек находится далеко, а на самом деле пешеход может находиться в нескольких десятках метров. Такая же ситуация и с другими автомобилями. При небольших дозах алкоголя у некоторых людей, помимо рассеянности, проявляется агрессивное состояние. Не контролируя свое поведение, водители часто выезжают на встречную полосу, провоцируя лобовые столкновения. Часто случаются аварии с участием сразу нескольких автомобилей. В таких случаях число жертв возрастает в разы.

Вождение автомобиля – это ответственный процесс. Тысячи аварий ежедневно происходят по вине пьяных водителей. Всего одна рюмка может стать причиной трагедии. Роковые ошибки совершают даже водители с многолетним стажем. Не стоит садиться за руль, будучи даже немного выпившим. Также опасно становиться пассажиром автомобиля, водитель которого выпил. После застолья должны пройти минимум сутки, чтобы реакции восстановились, а большая часть продуктов распада этанола вывелась из организма. Нужно быть ответственными и думать о собственной безопасности и безопасности окружающих. Только так можно уменьшить число аварий и сохранить человеческие жизни.

Какие факторы влияют на время реакции

На время реакции водителя влияет множество факторов: от возраста до психофизического здоровья

Важно помнить, что некоторые факторы автомобилист создает сам. В машине не должно быть хаотичного беспорядка, слишком громкой музыки, а пассажирам не следует отвлекать водителя

От чего зависит

На время реакции влияют несколько факторов, а не только личные особенности человека. У всех людей разное время реакции. Оно зависит от:

Возраста. У молодых людей скорость реакции быстрее. Однако, пожилые и граждане среднего возраста тратят меньше времени на раздумья и принятие верного решения — проще говоря, они не мечутся, а сразу делают. Поэтому время реакции у них стабильнее.
Опыта и водительского стажа. Даже идеальное знание ПДД не может заменить опыт и «набитые шишки». Чем больше стаж, тем лучше и быстрее реакция на дорожную опасность. С годами автомобилисты обретают способность предугадывать ситуацию на дороге, что значительно сокращает время реакции водителя со стажем.
Времени суток и погодных условий. В темноте или условиях плохой видимости из-за погоды время реакции увеличивается. Кроме того, ночью бдительность человека притупляется. Вероятность ДТП в дождь или снег повышается, так как увеличивается скоростной путь автомобиля и ухудшается контроль над средствами управления.
Условий вождения. Люди, которые регулярно ездят по городу, а не только по загородной трассе, быстрее реагируют на опасность. Это обусловлено тем, что в городе более высокая интенсивность движения и чаще приходится совершать маневры, смотреть на знаки, разметку и светофоры.
Тренированности. Физическая активность улучшает реакцию. Водитель, который регулярно играет в футбол, например, среагирует лучше, чем любитель посидеть на диване.
Факторов утомления. Усталость снижает реакцию, поэтому водить машину, будучи сонным или уставшим нежелательно.
Принятия медикаментов

Некоторые медицинские препараты снижают внимание и реакцию — об этом пишут в инструкции. Во время лечения лекарствами, которые влияют на способность безопасного вождения, лучше воздержаться от поездок за рулем.
Алкоголя и наркотиков

Всем известно, что в нетрезвом состоянии нельзя водить машину. Несмотря на этот запрет, некоторые водители все же пренебрегают этим правилом. Алкоголь значительно снижает время реакции и повышает вероятность ДТП.
Отвлекающих деталей. Таковой является мобильный телефон. Будучи за рулем не стоит переписываться или говорить по телефону.
Радио и музыки. Голос диктора или громкая музыка отвлекают от вождения. Если же водитель утомился и включил медленную спокойную музыку, то возникает риск заснуть за рулем. Если избежать вождения в состоянии утомления нельзя, то лучше включить что-то энергичное, а не расслабляющее.

Этапы процесса реакции на ситуацию

Реагирование на опасность происходит в несколько этапов, каждый из которых занимает какое-то время.

  1. Психическая реакция, то есть осознание, что надвигается опасность. Это мыслительный процесс, который должен занять короткий временной промежуток и увенчаться выбором правильного решения.
  2. Принятие действий по избеганию опасности, то есть непосредственная реакция. На этом этапе водитель поворачивает руль (при необходимости), жмет на педаль тормоза или совершает другие действия для ухода от аварии. Нужно учитывать, что момент переноса ноги на педаль тормоза тоже занимает несколько долей секунды.

ВАЖНО! За время психической реакции человек не предпринимает никаких реальных действий. Проще говоря — он ничего не делает физически

Среднее значение

Время реакции водителя варьируется от 0,3 до 1,7 секунды. Средним значением считается 1 секунда. Этот показатель был получен после многочисленных экспериментов. При судебно-медицинской экспертизе ДТП используется понятие нормативного времени восприятия сложной ситуации. В среднем оно составляется 0,8 секунды.

Влияние фактора утомления

Утомление сильно притупляет реакцию. Факторами, указывающими на то, что водителю необходимо отдохнуть, являются:

  • усталость. Уставший водитель совершает больше резких и необдуманных действий за рулем;
  • сонливость и вялость;
  • притупление внимания;
  • притупление зрения и слуха. Органы чувств находятся будто в затуманенном состоянии;
  • мыслительная деятельность замедляется.

Управление транспортным средством в утомленном состоянии запрещено, так как оно может привести к аварии. Кроме того, в сонном состоянии легче получить травму, так как мышцы расслаблены.

ВАЖНО! Наибольший риск засыпания за рулем — с полуночи до 06:00 (особенно в 04:00) и примерно через половину суток — с 13:00 до 16:00

Путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя

В точке № 1 (рис. 53) водитель увидел препятствие, осознал, что надо останавливаться, и начал переносить правую ногу с педали газа на педаль тормоза.

Рис. 53. Составляющие остановочного пути:
Sр. – путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя
Sср.т. – путь, пройденный автомобилем за время срабатывания тормозной системы
Sт. – тормозной путь автомобиля
Sост. – остановочный путь автомобиля

Время с момента обнаружения водителем опасности для движения до начала принятия им активных мер по избежании этой опасности именуется – временем реакции.

А расстояние, которое машина проходит за это время, называется – путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя.

Что же получается? Водитель прекрасно видит препятствие, понимает, что необходимо остановиться, а его машина практически без изменения скорости продолжает движение на это препятствие?!

“А сколько она проедет? Дайте цифры!” – должны были бы воскликнуть заинтересованные читатели.

Вынужден напомнить, что автор очень жаден до цифр. Ну, давайте подумаем вместе. Один водитель по своему характеру близок к личности летчика испытателя, другой – “валенок вареный”. Кто-то прекрасно выспался ночью, в то время как другой всю ночь ругался с тещей. Вчера человек был здоров и весел, а сегодня он простужен и печален

А кое-кто еще и неважно чувствует себя после вчерашней вечеринки.

Поскольку время реакции водителя напрямую зависит от его физического и эмоционального состояния, то никто не сможет сказать, какова у Вас в данный момент реакция, в каких величинах она выражается и насколько она отличается от того, что было час тому назад. Давайте лучше сделаем еще один важный обобщающий вывод:

Ну а тем, кто без цифр обойтись не может, предлагаю заняться арифметикой. Перевод величины скорости из км/ч в м/с прост – надо разделить скорость выраженную в км/час на 3.6 (1000 метров за 3600 секунд), поэтому, например, за одну секунду на скорости 60 км/ч автомобиль проходит около 17 метров (табл. 1). Время реакции водителя составляет от 0,5 до 1,5 сек. в зависимости от… массы факторов.

Теперь экспериментальным путем надо определить время Вашей реакции и можно будет высчитать расстояние, которое пройдет Ваш автомобиль за этот отрезок времени.

А дальше-то что? Как Вы собираетесь на практике использовать полученный результат вычислений? Выбежать вперед машины и померить расстояние рулеткой?

Таблица 1. Путь, который проходит машина за одну секунду

Скорость, км/ч Путь за 1 сек., м
30 8,3
40 11,1
50 13,9
60 16,7
70 19,4
80 22,2
90 25,0
100 27,8
110 30,6
120 33,3

Думаю, будет лучше, если каждый водитель научится ощущать расстояние, причем не в метрах и в сантиметрах, а в количестве пространства как таковом, необходимом для каждого конкретного случая. Поверьте, с опытом это ощущение приходит к каждому.

В результате неких экспериментов может выясниться, что кто-то из вас обладает недостаточной реакцией. Что тогда делать?

Во-первых, не стоит расстраиваться и считать себя “ущербным”. Есть водители, флегматики по своему характеру, которые вилку ко рту подносят по полчаса, но при этом отлично водят свой автомобиль, значительно лучше некоторых своих коллег-холериков.

А во-вторых, любой водитель, независимо от своего темперамента, пола и возраста, должен уметь прогнозировать развитие дорожной ситуации. Если предполагаемая опасность на дороге заранее спрогнозирована, то она не будет для Вас неожиданной, и супербыстрая реакция тогда не потребуется.

Давайте прочитаем мысли грамотного водителя, который приближается к сложному участку дороги: “Ага, как я и думал, из той “мертвой” невидимой зоны все же появился пешеход (велосипедист, грузовик и т.п.). Ну так, а я к этому был готов. Недаром я заранее (за несколько секунд до того) разработал четкий поэтапный план действий ногами, руками и головой именно на этот случай”.

У такого водителя время, потраченное на реагирование на конкретную опасность и соответственно путь, пройденный автомобилем за это время, всегда будут минимальными!

Тем не менее, следует констатировать тот факт, что наш автомобиль все еще продолжает двигаться. Причем без активного снижения скорости он будет двигаться до тех пор, пока не начнет работать тормозная система. Ведь на данный момент мы всего лишь успели увидеть опасность, среагировать на нее и перенести правую ногу с педали газа на педаль тормоза.

Добавить комментарий