Стало известно, на каких автомобилях ездил юрий гагарин. фото

Содержание

Две «Волги» ГАЗ-21

Водительские права Гагарин получал, будучи первым космонавтом. Он прекрасно справился с экзаменом и сразу же получил соответствующий документ.

Вскоре у Юрия Алексеевича появилась первая «Волга» с номером «78-78 МОД». По одной из версий автомобиль он приобрел самостоятельно, за деньги от «космической» премии. По другой версии «Волгу» подарил Леонид Ильич Брежнев, курировавший в то время космическую программу.

Это был красивый черный автомобиль. Внутри его салон имел небесно-голубой цвет, а снаружи переливались хромированные детали. Машина имела какой-то дефект, отчего регулярно ломалась.

Юрий Алексеевич терпеливо относился к этому неудобству. Когда представители завода ГАЗ спросили его о «Волге», то космонавт признался, что машина часто бывает неисправной. Специалисты сразу же провели полную диагностику автомобиля и заменили все дефектные детали. В знак благодарности Гагарин ежегодно поздравлял сотрудников завода с профессиональным праздником.

Этот автомобиль вдова космонавта передала в музей.

Вторая «Волга» была бежевой и также имела красивый номерной знак «12-04-юаг». Считается, что этот автомобиль космонавт приобрел самостоятельно. Но его судьба неизвестна. В отличие от других машин Гагарина, неизвестно куда пропала бежевая «Волга».

Память о Гагарине: мемориальный комплекс строится 10 лет, а посол США оставлял букет гвоздик с ленточкой «От американского народа»

Останки Гагарина и Серегина были кремированы, урны с их прахом захоронены у стен Кремля. Руководство СССР объявило общенациональный траур – впервые в истории он не связан со смертью действующего главы государства.

Сначала на месте катастрофы среди сосен и берез появился большой памятный камень: «Здесь будет воздвигнут обелиск памяти героев». Рядом планировалось высадить 34 рябины – возраст Гагарина на момент смерти. На этом настаивал главный архитектор Владимирской области Алексей Акимов, который работал над созданием стелы.

Образовавшаяся после крушения самолета воронка весной наполнялась растаявшим снегом. Мини-озеро ограждал деревянный забор – у него люди оставляли венки и цветы. В этой точке школьники читали клятву и становились пионерами. Когда поисковая операция закончилась, сюда потянулись простые жители. Среди первых – пионеры из лагеря Паньково, которые обвязывали поломанные березы пионерскими галстуками.

Через семь лет после катастрофы на этом месте выросла 16-метровая стела из красного гранита. Мы приехали к ней мартовским утром: пепельное небо, слякоть под кроссовками, жидкий туман. Такая же погода стояла, когда Гагарин и Серегин последний раз поднялись в небо.

Matra-Bonnet Jet VS

Юрий Алексеевич был советским космонавтом, а потому ездил только на моделях отечественного автопрома. Но было в его жизни одно исключение.

Полет человека в космос был событием не только всесоюзного, но и мирового масштаба. Представители зарубежных автомобильных компаний пытались сделать свой комплимент Гагарину

Он отказался от таких подарков, но все же один автомобиль привлек внимание Юрия Алексеевича

Им стало небесно-голубое купе Matra-Bonnet Jet VS. Французский автомобиль космонавт впервые увидел на выставке в Париже. Отличительной чертой автомобиля была удивительная легкость, мощный двигатель и способность разгоняться до 200 км/ч.

С «Матрой» все было не так просто. Когда Гагарин разглядывал необычную машину, его сфотографировал журналист. В статье снимок сопровождал едкий комментарий, где говорилось, что космонавт забыл цель своей поездки. Будто бы красивые автомобили интересовали его больше, чем экспозиции, связанные с авиацией и космосом.

Такой «пиар» не понравился первому лицу государства, и начальству Юрия Алексеевича позвонили, потребовав объяснений. Руководитель сказал, что «Матра» – это подарок французов, которые наслышанны о любви Гагарина к быстрой езде. Министры и послы посоветовали не отказываться от подарка.

Пусть машина все же осталась у Юрия Алексеевича, но пользовался он ею крайне редко.

На «Матре» он ездил незадолго до гибели. И пусть жизнь великого человека оборвалась внезапно и трагически, но память о нем и совершенном подвиге навсегда останется потомкам.

От ГАЗа до Citroen: все автомобили Юрия Гагарина

ГАЗ-69

Сразу же после полета в космос Гагарину вручили его первый автомобиль – внедорожник ГАЗ-69. Поскольку у космонавта не было водительского удостоверения, то к автомобилю приставили и персонального водителя. Возил героя СССР вовсе не сотрудник гаража специального назначения, хотя такие истории ходили, а обычный сержант из авиачасти. Буквально в тот же день, когда Гагарин получил персональный ГАЗ-69, ему сообщили, что личная «Волга» и служебная «Чайка» для него уже одобрены, но нужно немного подождать. За это время Гагарин как раз и получил права.

Matra Djet

Matra Djet, выпускаемый аэрокосмической корпорацией Matra, стал первым серийным среднемоторным спорткаром и отличался довольно передовой для 1860-х конструкцией: хребтовая рама, независимая подвеска, дисковые тормоза и композитный кузов. Двигатель развивал всего 65, в позже 90 л.с., но легкой машине этого было вполне достаточно. Matra Djet V приглянулась Гагарину на авиасалоне в Ле-Бурже и позже в 1965 г. была подарена ему в СССР. Однако он ездил на машине достаточно редко, прежде всего из-за того, что она была слишком заметной.

ЗИЛ-111

Юрий Гагарин в первый месяц после приземления присутствовал на многих официальных встречах. И всюду его возили на шикарном советском лимузине ЗИЛ-111В. Внешне автомобиль был очень похож на «Чайку», но все же отличался от нее технически и имел складной верх. На парады Гагарина привозили именно на этом автомобиле серо-голубого цвета. В те годы ЗИЛ-111 и его модификации все еще был новинкой отечественного автопрома – производство модели запустили в 1959 г., однако сборка была настолько мелкосерийной, что за восемь лет собрали всего 112 таких машин.

Rolls-Royce Silver Cloud

За два года Гагарин посетил три десятка стран. В Польше он махал рукой из открытого Chevrolet, в ходе визита на Кубу – из Oldsmobile. Великобритания встретила космонавта по-королевском: из аэропорта «Хитроу» его вез роскошный кабриолет Rolls-Royce Silver Cloud Drophead с кузовом работы ателье Mulliner. На машину в честь космонавта повесили номерной знак YG-1. Злые языки утверждают, что табличку позаимствовали у певицы Яны Гард. Позже Гагарин пересел на чуть менее роскошный Bentley S2.

Pontiac Tempest

В автомобильном музее в Зеленогорске хранится красный Pontiac Tempest, который якобы был подарен Гагарину во время его визита в США, хотя первый космонавт там не был. По легенде, машина позже принадлежала механику Гагарина, который установил на него авиационные приборы. Tempest первого поколения (1961-1963 гг.), к конструированию которого приложил руку легендарный Джон ДеЛориан, был необычным автомобилем с трансмиссией, отнесенной к задним колесам ради лучшей развесовки.

Citroen DS19

Еще один загадочный автомобиль Юрия Гагарина – Citroen DS19. Сохранилось фото, на котором космонавт изображен за рулем этой машины. По легенде, машина была подарком от Шарля де Голля. Переднеприводный «француз», представленный в 1955 г., выглядел футуристично и был необычен в техническом плане, чего стоила только гидропневматическая подвеска. Машину упоминает Юрий Ельченко: «На следующий день Юрий Алексеевич подъехал в условленное время к зданию ЦК ВЛКСМ на подаренном иностранными поклонниками спортивном «Ситроене». Я в нем не сидел, а полулежал». Хотя возможно, Ельченко перепутал Matra с Citroen.

ГАЗ-12 «ЗИМ»

(а был ли он – первый автомобиль космонавта?) Достаточно странно и необычно для большинства представителей поколения нынешнего, и вполне привычно для современников Гагарина то, что старший лейтенант военной истребительной авиации и член особого отряда космонавтов до космического полета… вообще не имел прав на управление моторизованным наземным транспортом! Тем не менее, по неподтвержденным документально данным, ведомый страстью к автомобилям пилот влез в огромные (по меркам молодого офицера) долги, чтобы приобрести авто своей мечты – представительский ГАЗ-12 «ЗиМ». Однако, кроме самого факта отсутствия водительского удостоверения у будущего космонавта, наличие автомобиля именно данной модели ставят под сомнение также и очевидцы, путаясь в показаниях. Так, кто-то утверждал, что речь шла о ГАЗ-13 (то ли седане, то ли кабриолете). История регистрации данного авто не сохранилась.

Инцидент с французским спорткаром

Однажды на выставке первоклассных автомобилей в столице Франции Гагарину уж очень приглянулся спорткар небесного цвета, купе «Матра Боннет», настоящее чудо на колесах. Конечно, иностранные фирмы и раньше пытались подарить советскому летчику прекрасные модели. Но он, разумеется, отказывался. На этот раз представители посольства посоветовали парижскому гостю презент принять. Однако фото югославского журналиста, на котором Гагарин любуется французской машиной, и язвительная подпись к снимку чуть было не вызвали скандал. За космонавта заступился начальник его отряда Каманин. Он пояснил Суслову, что принять иностранный подарок Юрию посоветовали советские министры.

Всегда дисциплинированный и спокойный, Гагарин обожал скорость и езду с ветерком. Как-то раз, он проехал на красный свет и попал в аварию — изрядно помял проезжающую впереди «Победу». Постовой, разумеется, хотел выгородить столь известную личность, и выписать штраф пострадавшему водителю, а не виновнику аварии. Но честный Гагарин остановил милиционера, признал свою вину и полностью оплатил расходы на ремонт пострадавшего транспортного средства.

Первые служебные «ласточки» и подарки партийцев

Как только летчик и первый покоритель космоса Юрий Гагарин стал человеком первой величины, ему сразу же выделили служебный транспорт. Сначала это был простой советский «козлик» ГАЗ-69, за рулем которого находился водитель. Молодой сержант, который служил в ближайшей военной авиационной части. Гагарин, парень скромный и неунывающий, был рад и такому «железному коню».

Вскоре его автопарк пополнился куда более престижными, по тем временам, машинами. Сам космонавт купил красивую бежевую «Волгу» с эксклюзивными номерами. Ну а еще одну черную, с великолепным салоном приятного голубого цвета, покорителю космических далей вручило советское министерство. Также партия выделила для советского героя шикарную черную «Чайку». Элегантный дизайн которой и лаковый блеск покоряли с первого взгляда. На важные встречи Юрий Алексеевич передвигался чаще всего на престижной «птице».

OlegShakirov › Блог › Matra Bonnet Djet любимый автомобиль Юрия Гагарина

О машинах Юрия Гагарина уже много писали, в том числе и о его любимой спортивной Matra Djet V голубого цвета. Тем не менее, об этой машине еще не все рассказано.

Четырёхколёсные подарки пытались вручить сразу несколько автомобильных компаний. Юрий Алексеевич по понятным причинам отказывался: где это видано, чтобы кумир советского народа ездил на зарубежном автомобиле?

И только одной фирме — французскому авиационно-космическому концерну Mechanique-Aviation-Traction — удалось удивить «небесного первооткрывателя» своей продукцией, компактным купе Matra-Bonnet Jet VS. Заметив неподдельный интерес со стороны знаменитого лётчика («Матру» Гагарин увидел на авиасалоне), французы приняли единственно правильное решение — отправили машину в Москву. В качестве подарка.

И тут случился скандал. Один из югославских журналов опубликовал снимки Гагарина, разглядывающего «Матру», прокомментировав фотографии едким комментарием: «В Париже на авиационно-космической выставке Гагарин занимался больше автомобилями, чем авиацией и космосом». Как только издание попало в руки наших «органов», в рабочем кабинете Николая Каманина, начальника первого отряда космонавтов, раздался звонок. Говорил секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов: «Я ответил Суслову, что с содержанием статьи знаком, статья пасквильная, — вспоминал Каманин. — Французы подарили Гагарину гоночную машину, зная, что он увлекается быстрой ездой.

Принять подарок от французов посоветовали министры Дементьев и Смирнов и наш посол в Париже Зорин». Суслова ответ Каманина устроил, хотя «осадок остался», и выезды космонавта на иномарке можно буквально пересчитать по пальцам.Модель Djet была разработана маленькой французской фирмой Automobiles Rene Bonnet, которая, в свою очередь, была частью компании DB, созданной в тридцатых годах Рене Боннэ и Шарлем Дойчем. А первые буквы их фамилий составили название компании. Партнеры занимались постройкой гоночных и спортивных переднеприводных автомобилей и даже пытались участвовать в Формуле-1 — на болиде с передним приводом и двухцилиндровым воздушником. В начале 60-х между Боннэ и Дойчем возникли разногласия, так как последний не хотел переходить с двигателей Panhard на силовые агрегаты Renault. Так возникает Automobiles Rene Bonnet, которая сперва продолжает выпуск под своей маркой мелкосерийных кабриолетов Le Mans с кузовом из фибергласа, но уже с реношными моторами.

В 1962-м Боннэ представляет спорткар Djet — первый серийный среднемоторный спорткар. Две сотни выпущенных Джетов позволяют считать эту модель серийной. Это был легкий автомобиль с хребтовой рамой и прогрессивными для того времени независимой подвеской и дисковыми тормозами по кругу. Легкий кузов со стекловолоконными панелями на стальном каркасе. Силовой агрегат с развернутой назад коробкой передач располагался за водительским и пассажирским сиденьями.

Машины оснащались мотором от Renault 8, с увеличенной 65-70 л. с. мощностью (Djet I) либо его тюнинговой версией от Амедео Гордини мощностью 80, а позже и 90 л. с. Гоночные версии вооружались литровым высокофорсированным мотором Gordini, развивавшим 80-100 л. с.Стеклопластиковый кузов производила аэрокосмическая компания Матра. Неудивительно, что этот концерн выкупил фирму в 1964 году. После того, как фирма Automobiles Rene Bonnet году стала собственностью «Матры», автомобиль подвергся модернизации. Габариты несколько выросли, но кузов стал более элегантным, с прекрасной аэродинамикой (коэффициент обтекаемости 0,25).

В 1966 году этот автомобиль уже выпускался под названием Matra Bonnet Djet, потом название сократилось до просто Матра Джет. Удивительно, но несмотря на свою собственную команду в Формуле 1 и спортпрототипах, Матра не смогла добиться успеха с этой моделью, слишком дохлые были двигатели для спортивного автомобиля. Очень много таких автомобилей подверглось переделкам, чаще всего двигатели заменяли на Renault Gordini.Всего было изготовлено около 1.5 тыс. автомобилей и сейчас они представляют коллекционную ценность.

Один из таких Джетов недавно нашли в старом гараже в Америке, там он простоял целых 40 лет.

Chevrolet Corvette для первого человека на Луне

Нил Армстронг во время высадки на Луну. Фото: NACA

Американский астронавт Нил Армстронг был первым представителем человечества, ступившим на поверхность Луны (высадка состоялась в июле 1969 года). Двумя годами ранее Армстронг получил от концерна GM в пользование мощный спорткар Chevrolet Corvette Sting Ray (Corvette второго поколения). Автомобиль был укомплектован 7-литровым бензиновым мотором V8 мощностью 390 л.с., работавшим в паре с механической четырехступенчатой коробкой передач.

Chevrolet Corvette Нила Армстронга показывали в одном из эпизодов автомобильного шоу The Grand Tour. В этом ролике — восхищение одного из ведущих шоу Джеймса Мея от прикосновения к частичке автомобильной и космической истории

В 1968 году автомобиль выкупил сотрудник NASA, владевший им до 2012 года. После этого Corvette первого человека на Луне был продан с аукциона, отреставрирован до оригинального состояния, а после даже попал в один из выпусков автомобильного шоу The Grand Tour.

Возвращение легенды

В феврале в СМИ появились новости, что «автомобиль Гагарина» будет выставлен на торги. Мы связались с представителями аукционного дома и выяснили, что уникальный автомобиль действительно стал одним из лотов каталога. Стоимость автомобиля эксперты не уточняют, однако рассчитывают не на один миллион долларов США.

Пресс-служба аукционного дома «Литфонд»:

«ЗИЛ-111В — редкая коллекционная модель. Автомобиль был изготовлен в 1960 году. Сборка осуществлялась вручную по заказу ГОН (Гаража особого назначения. — Прим. ред.

) для проведения торжественных мероприятий. Всего таких автомобилей сделано 12 штук, судьба шести из них неизвестна. Данный экземпляр был вывезен из Армении и растаможен. Он находится в идеальном состоянии и почти не эксплуатировался».

Выставленный на торгах автомобиль представляет интерес для коллекционеров не только благодаря своей истории. Под капотом элегантного кабриолета «не для всех» скрывается начинка из восьмицилиндрового V-образного движка объемом 6 литров и мощностью 200 л.с. (максимальная скорость 170 км/ч. —Прим. ред.

). Даже в XXI веке это достойный показатель, которым может похвастаться далеко не каждая машина. Некоторые атрибуты ЗИЛ «перенял» у американских авто представительского класса середины 1950-х годов. В их числе рамное шасси с независимой пружинной подвеской передних колес, АКПП, гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов, автоматический привод стеклоподъемников, кондиционер.

Новости раздела

  • “Волшебные сказки для взрослых” или новая книга писательницы Жени Кусто

    08 июля 2021 16:45

  • В Музее Модерна рассказали о противостоянии индустрии кино и видеоигр

    06 июля 2021 08:10

  • Скончалась актриса Самарского театра драмы Любовь Альбицкая

    05 июля 2021 16:35

  • В Самаре у ж/д вокзала появился мурал с Юрием Гагариным

    05 июля 2021 15:42

  • В Самаре большим гала-концертом завершился Грушинский фестиваль

    05 июля 2021 11:42

  • На склоне площади Славы в Самаре открылась фотовыставка “Все, что является частью Вселенной”

    02 июля 2021 18:37

  • В августе в селе Борское откроется музей-панорама “Огненная дуга”

    01 июля 2021 18:36

  • В Новокуйбышевске покажут спектакли “Золотой Маски”

    01 июля 2021 12:26

  • Опубликовано расписание концертов Грушинского фестиваля

    01 июля 2021 10:42

  • Рома Ежевичкин расскажет в СОУНБ, “Зачем изобретать велосипед”

    30 июня 2021 11:54

  • В СОУНБ состоится встреча с автором сказок Женей Кусто

    29 июня 2021 20:01

  • Претендентам на гранты президентского фонда культурных инициатив окажут поддержку региональные эксперты

    29 июня 2021 14:16

  • В Самару на гастроли приедет Астраханский театр оперы и балета

    29 июня 2021 13:00

  • В самарском железнодорожном вокзале открылась фотовыставка редких памятных монет

    24 июня 2021 19:24

  • В “Амбаре” выставят работы победителей конкурса детской фотографии

    24 июня 2021 16:40

  • Концерт группы “Руки Вверх” в Самаре отменен

    24 июня 2021 16:38

  • Более чем 300 тыс. человек посетили “Волгафест” в 2021 году

    22 июня 2021 17:58

  • Российская Академия Радио совместно с TikTok запустила конкурс “ВЫБЕРИ РАДИО-TIKTOK`EPA СТРАНЫ”

    22 июня 2021 13:01

  • Австрийский канатоходец не перешел Волгу

    21 июня 2021 14:03

  • В Самаре открылась выставка “Лето 1941”

    19 июня 2021 10:47

  • В Кинель-Черкассах пройдет праздник “Русская березка”

    19 июня 2021 09:31

  • Грушинский фестиваль пройдет в формате городских концертов

    18 июня 2021 20:13

  • 18 июня 2021 09:20

  • Грушинский фестиваль-2021 отменен из-за коронавируса

    18 июня 2021 08:21

  • “ВолгаФест-2021” 19-20 июня: кинетическое искусство, спасение наследия, переход через Волгу

    18 июня 2021 08:14

  • В областной библиотеке расскажут о песнях, которые все считают народными

    17 июня 2021 15:25

  • Артисты Большого и Мариинского театров выступят в Самаре на фестивале Аллы Шелест

    17 июня 2021 14:40

  • В САТОБ пройдет благотворительный спектакль “Принц и нищий”

    16 июня 2021 19:40

  • Спектакль театра-студии “Грань” получил награды сразу двух российских фестивалей

    16 июня 2021 18:01

  • Гроза, бурлаки, опера: как прошла первая неделя “ВолгаФеста-2021”

    15 июня 2021 16:09

  • Фестиваль “Пластилиновый дождь” пройдет 14 и 15 августа в Струковском саду

    15 июня 2021 13:30

  • Астраханский театр оперы и балета покажет спектакли в Самаре

    11 июня 2021 20:52

Все новости

«Я горю, прощайте, товарищи!»

Подготовка и старт первого космонавта, естественно, не обошлись без интересных историй и неожиданных подробностей. Так, легендарная фраза «Поехали!» родилась еще на этапе тренировок. Употреблять ее вместо уставного «Экипаж, взлетаю!» при взлете любил летчик-испытатель Марк Галлай, методист и инструктор первого отряда космонавтов.

Марк Галлай. Фото – Википедия

Галлай, стараясь поддерживать позитивный психологический климат, предпочитал использовать неформальный доклад о готовности к взлету. Именно с его подачи «Поехали!» часто звучало в начале упражнений на тренажере-имитаторе корабля. Сам инструктор в своих записках ссылался на широкую распространенность такой привычки в профессиональной среде летчиков-испытателей и добавлял:

«Неприязнь к шикарной фразе — “Экипаж, взлетаю!” — я почувствовал с тех пор, как однажды услыхал ее из уст летчика, который работал только на легкомоторных самолетах и перед взлетом гордо изрекал ее, адресуясь к “экипажу” в составе… одного человека».

Еще одна фраза, сказанная при полете, несмотря на громкое звучание, известна далеко не так широко. Когда космический корабль «Восток-1» начинал снижение, из динамиков в центре управления вдруг донеслось: «Я горю, прощайте, товарищи!».

Макет космического корабля «Восток» с третьей ступенью ракеты-носителя «Восток». Фото- Википедия

Оказалось, что до Гагарина никто не знал, как будет выглядеть прохождение плотных слоев атмосферы при спуске. Поэтому космонавт, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд развалится. И только после этого случая узнали, что трение жаропрочной обшивки об атмосферу – рабочий момент, который происходит при каждой посадке.

Пламя от трения об атмосферу при посадке космического корабля «Восход-2». Кадр из художественного фильма «Время первых»

Именно при посадке произошли события, максимально не согласующиеся с одиозным заявлением Юрия Лозы, что первый в истории космонавт «просто лежал».

https://youtube.com/watch?v=iAxGqdAKpCk

Лежать Гагарин не мог при всем желании, так как, в отличие от более поздних моделей космических кораблей, приземление осуществлялось не на посадочном модуле, а с помощью классического парашюта – так что, как минимум, космонавту нужно было бы еще и повисеть.

Кадр из художественного фильма «Гагарин. Первый в космосе»

Однако и спокойно повисеть Юрию Алексеевичу не удалось. После катапультирования в герметичном скафандре не сразу открылся вентиляционный клапан, так что Гагарин чуть не задохнулся. Космонавту потребовалось минут шесть (по собственной оценке), чтобы исправить ситуацию. Лишь расстегнув оболочку, с помощью зеркала он вытащил тросик и смог вдохнуть воздух родной планеты.

Также оказалось, что при посадке открылись и основной, и запасной парашюты, что сильно затруднило управление. А когда под ногами замаячила ледяная гладь апрельской Волги, Гагарину пришлось применить все навыки, чтобы избежать крайне неприятного купания. К счастью, предполетная подготовка сделала свое дело — управляя стропами, космонавт увел парашюты и приземлился в 1,5—2 километрах от берега.

Юрий Гагарин вскоре после приземления. Фото – РИА Новости

Тогда же Юрию Гагарину пришлось написать прощальное письмо на случай катастрофы жене Валентине и двум дочерям. В тот раз оно не пригодилось, но именно это письмо вручили семье почти 7 лет спустя, после гибели первого космонавта.

Юрий Гагарин с женой Валентиной и второй дочерью – Галей. Фото – РИА Новости

«Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима»

27 марта 1968 года ничто не предвещало беды. После защиты дипломной работы в академии Жуковского Юрий Гагарин приступил к летной практике — тренировочным полетам на самолете МиГ-15УТИ. В период с 13 по 22 марта 1968 года он совершил 18 полетов. Оставалось еще два.

МиГ-15УТИ. Фото – Википедия

Роковой старт, выполненный в паре с с летчиком-инструктором, Героем Советского Союза Владимиром Серёгиным, также поначалу развивался штатно. Гагарин даже сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь прервалась.

Владимир Серёгин. Фото – Википедия

Начавшиеся вскоре поиски обнаружили примерно в 65 км от аэродрома обломки самолета. Утром следующего дня на месте падения самолета были найдены фрагменты тел Серёгина и Гагарина, опознанные родственниками и сослуживцами.

Отчет государственной комиссии, расследовавшей причины случившегося, был засекречен и до сих пор не обнародован, в 2011-м были рассекречены только выводы, где говорится, что катастрофа произошла из-за резкого маневра, приведшего «к последующему попаданию самолета в закритичный режим полета и сваливанию в условиях усложненной метеорологической обстановки».

Причин этого резкого маневра называлось несколько – от внезапного плохого самочувствия Серёгина, непредусмотренных фигур высшего пилотажа, до столкновения с метерологическим зондом, стаей птиц или попадания в вихревой след другого самолета. Последнюю версию в 2013 году подтвердил коллега Гагарина Алексей Леонов: «Мои рассуждения подтверждены вскрытием рассекреченного конверта с выводом комиссии. Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полетов, но меня огорчает другое: что люди, работавшие в комиссии, знали правду, но делали вид, что это не так».

Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос. Фото – Википедия

Леонов добавлял, что разгласить эту информацию разрешили только с условиям не называть имени пилота, чей истребитель Су-15, нарушив полетное задание, на сверхзвуковой скорости сблизился с самолетом Гагарина и послал Миг-15 в штопор. Невольный виновник гибели первого космонавта якобы был еще жив, хотя и тяжело болен.

Су-15. Фото – Википедия

Это резко отрицал один из членов комиссии Арсений Миронов, утверждавший, что полеты всех Су-15 подотчетны, и на тот момент пересекаться с Гагариным не могли.

Общая атмосфера таинственности породила в народе множество конспирологических теорий. Среди них были:

Конфликт с высшим руководством страны. После этого, по одним версиям, была организована гибель Гагарина, по другим — официально объявленная катастрофа была фальсификацией, а Гагарин был тайно арестован спецслужбами и после пластической операции помещен в одну из провинциальных психиатрических больниц.

Существует также версия о «советском лунном заговоре», говорящая, что Гагарин погиб не в ходе тренировочного полета на учебном самолете, а несколькими днями ранее на отрабатываемом в спешке лунной гонки новом космическом корабле Л1 в полете Зонд-4.

Существует даже версия, что Гагарин сымитировал собственную смерть, после чего еще много лет прожил под чужим именем в поселке в Оренбургской области, где погиб в результате несчастного случая на охоте уже весьма пожилым человеком.

Гибель Юрия Гагарина стала ударом для советских людей. В СССР был объявлен общенациональный траур. Это был первый случай в истории СССР, когда день траура был объявлен в связи со смертью человека, не являвшегося на момент смерти действующим главой государства

Траурная процессия на похоронах Юрия Гагарина и Владимира Серёгина. Фото – РИА Новости

Семья же Гагарина наконец получила его предсмертное письмо, заканчивающееся словами:

«Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда то еще в детстве прочитал слова Валерия Чкалова: “Если быть, то быть первым”. Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке.

Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы.

Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные. Крепко накрепко вас обнимаю и целую, с приветом вам папа и Юра».

Depositphotos

“Я сам виноват…” Как и почему гибли советские космонавты

Добавить комментарий