Газ-22 «волга»: описание, технические характеристики
Содержание
ГАЗ-21 «Волга» 1-я серия (1956-1959 гг.)
В начале 50-х годов на заводе ГАЗ под руководством конструктора А.А. Липгарта началось
проектирование нового автомобиля на смену ГАЗ-М-20 “Победа”. Новая модель ГАЗа должна была называться ГАЗ-М-21 “Победа”,
но проект позднее был переименован в “Волгу”. За годы проектирования 21-ой модели дизайн внешнего вида менялся. Внешний вид не заимствован
у зарубежных автомобилей, но американские веяния повлияли на внешний вид новой модели. Так же присутствовали аэрокосмические темы.
Задние крылья, похожие на хвост ракеты, обтекаемость кузова…
ГАЗ М21, как и все её предшественники должна была получить одобрение в Кремле. Принимал автомобиль Маршал Победы
Г.К. Жуков. Ему не понравился внешний вид решетки радиатора, напоминающей “акулью пасть”. Так вертикальные прорези в решетке были заменены на
три горизонтальных хромированных бруса, а вцентре, поместили круглый медальон со вписанной в него звездой.
На фото ГАЗ 21 Волга первого выпуска 1956-1959 года. Всего было три условных выпуска этой модели.
Разработка[править]
С 1952 года велась параллельная работа над двумя независимыми проектами ГАЗ-М-21 — «Звезда» (Д. Вильямс) и «Волга» (Л. Еремеев). К 1953 году были готовы макеты обеих машин. Более перспективным был проект Вильямса (футуристичный фастбэк с панорамными стёклами и двумя большими плавниками на корме), но «Волга» Еремеева была ближе к производственным реалиям и выглядела более традиционно, и, в конечном итоге, работа была продолжена именно над ней. С 1953 года генеральным конструктором назначен А. Невзоров.
В ходе проектирования был широко использован опыт зарубежных производителей, преимущественно американских. Закупались и исследовались образцы автомобилей, таких, как Ford Mainline, Plymouth Savoy или Chevrolet Styline Deluxe, некоторые их черты легко читаются в «Волге», особенно в конструкции кузова, дизайне и оборудовании салона. Но, при этом, неверно утверждать, что «Волга» имела какой-либо конкретный зарубежный прототип. Дизайн же «Волги» определённо разрабатывался независимо, причем был на 1953 год передовым — отдельные аналогичные решения появились на американских моделях лишь 1955-57 модельных годов (’55 Chevrolet Bel Air), а основная масса автомобилей 1953-54 годов имела более архаичный дизайн, напоминающий ЗиМ (’54 Chevrolet Bel Air). Для машины разрабатывался совершенно новый двигатель — верхнеклапанный, с полусферическими камерами сгорания и цепным приводом распредвала (позднее его так и не смогли довести до должного уровня надёжности). Впервые в практике отечественного автомобилестроения использовалась автоматическая коробка передач (коробку с ручным переключением от «Победы» на первом этапе хотели оставить только на такси). На основе передовых конструкторских решений ЗиМа разрабатывался современный бесшумный гипоидный задний мост, карданная передача с промежуточной опорой и т. д. Оригинальным техническим решением была ЦСС — централизованная система смазки узлов шасси — специальная система трубок, при помощи которой водитель смазывал все трущиеся пары путём нажатия на педальку в салоне, а не шприцевания в яме — аналогичная система применялась на довоенных дорогих автомобилях «Татра» и БМВ. Однако, довести эту систему до ума специалисты ГАЗа так и не смогли, и с конца 1950х годов ставить ее перестали.
В 1955 году были готовы ходовые прототипы. Три «Волги» были отправлены на всесторонние испытания совместно с автомобилями иностранного производства — синяя, белая и красная. Одна из испытываемых машин была с механической коробкой передач.
На этот момент «Волга» имела решетку радиатора в виде штампованного листа с различным количеством (от 10 до 16) вертикальных прорезей, и выглядела в целом аналогично «второй серии». Однако, в серию машина пошла (в 1956 году) в другом, более традиционном, варианте оформления — решётка радиатора состояла, как на «Победе», из трех горизонтальных пухлых брусьев, на краях нижнего располагались поворотники, в его центре находилась звезда в круглом медальоне. Существует легенда, что подобное оформление возникло из-за того, что исходный вариант не понравился на просмотре в Кремле после испытаний маршалу Жукову (по другой версии легенды — Председателю Совета Министров СССР Булганину), и машине, чтобы начать её серийный выпуск, решили за счёт звезды на решётке радиатора придать ярко выраженную партийную ориентацию, разные версии этой легенды тиражируются многими СМИ, однако, внятных доказательств ее достоверности не имеется.
Описание «Волги» универсал
Несмотря на то что переднее сиденье рассчитывалось на двух человек, там с легкостью мог уместиться и еще один пассажир. Педали машины аналогичны ГАЗ-21 третьей серии, в которой отсутствовала ножная кнопка насоса центральной смазки, стоявшая на первой и второй серии, зато ее место заняла «лягушка», включающая стеклоомыватель. Не обошлось, конечно, и без фирменного прозрачного спидометра, выполненного в виде сферы.
Часть автомобилей ГАЗ-22 «Волга» уходили с завода без традиционных радиоприемников, тем не менее, место под него предусматривалось, и чтобы не портить общий вид, его закрывали специальной вставкой, изготовленной из пластмассы.
«Запаска» вместе с нишей для хранения инструментов была спрятана под полом отделения для перевозки багажа.
Откидывающаяся спинка заднего дивана в поднятом положении закреплялась специальными резиновыми фиксаторами.
В общем, если не считать видоизмененной формы кузова и связанных с этим небольших конструкторских особенностей, узлы и агрегаты ГАЗ-22 были идентичны базовому «двадцать первому» седану.
«Волги» 1-3 серии, в чем разница?
«Волги» первой серии выпускались с октября 1956 по ноябрь 1958 года, отличить их от последующих моделей можно было по передней части, выполненной в стиле Ford Mainline: решетка радиатора представляла собой три хромированных горизонтальных бруса, в центральной части которой находился медальон с пятиконечной звездой.
В 1958 году свет увидела «Волга» второй серии, в которой немного изменились бампера, передние поворотники, а задние фонари дополнили катафотами. Радиатор теперь прикрывала хромированная решетка с шестнадцатью вертикальными отверстиями.
В 1962 горьковчане подготовили к серийному выпуску третью серию ГАЗ-21. Несмотря на то что кузов у новой машины остался прежним, в ее внешнем облике появилась заметная легкость.
С бамперов совсем убрали клыки, и теперь хромировалась только верхняя их часть, а нижняя окрашивалась в цвет кузова.
Отверстия в решетке радиатора сузили, но теперь их стало больше – 32. С задних фонарей убрали металлическую, декоративную окантовку, теперь их полностью, включая катафот, отливали из пластика. Новая «Волга» лишилась своего брендового отличия: с капота убрали оленя, но зато подсветка заднего номерного знака приобрела форму парящей чайки.
Выставки
OldCarFest выставка раритетных советских машин. На такой выставке возможно встретить любую модификацию «Волга 22». Для того, чтобы привезти такую «ласточку» на выставку, владельцы делают усовершенствование как под капотом, так и дизайн салона. После модернизации технические характеристики превосходят сами себя. В салон может устанавливаться радио (тоже раритетное) с колонками в дверях. Меняется обивка на очень дорогой материал.
Кресла могут остаться «родные» но кожаные. Как и решетка радиатора «родная», но отчищенная и отполированная до такого блеска «что больно смотреть». Покраска производится по тому же принципу, что и на заводе, но тон автомобиля в основном идет с добавлением металлика или, наоборот, матовый (мягкий). Коллекционеры раритетных автомобилей за такую «красавицу» могут выложить сумму денег, сравнимую с новейшей BMW.
Статья в прессе про ГАЗ-22
Как известно, модель экспортировалась. Популярный в Англии автомобильный журнал The Motor даже напечатал статью об этой “Волге”. Журналист очень хвалил высокую проходимость, грузоподъемность и долговечность. Также отмечалась достаточная конструктивная прочность. Отметили и недостатки, но они малозначительны. Это устаревший дизайн и слабая динамика.
Машина была ничем иным, как спутником 21 «Волги». Выпускать универсал перестали сразу же, как закончилось производство автомобиля ГАЗ-21. Это было в июне 1970 года. Сегодня можно отыскать модели на ходу, но на дорогах их очень мало. Для тех, кто желает заняться тюнингом автомобиля ГАЗ-22, запчасти лучше приобретать только оригинальные. Их еще можно найти.
Характеристика ГАЗ-22
В сравнении с базовым седаном универсал получился очень вместительной грузопассажирской машиной. Багажный отсек можно было увеличить благодаря складывающейся спинке заднего дивана.
Чтобы поднять общую грузоподъемность машины, на ГАЗ-22 были установлены более жесткие рессоры и новые шины увеличенного размера (7.10-15 дюймов). Такая модификация давала возможность одновременно перевозить водителя, одного пассажира и 400 кг груза либо пять человек и 176 кг багажа.
Задние двери – двустворчатые: одна часть (со стеклом) открывалась вверх, другая вниз, составляя при этом продолжение грузовой платформы.
На машинах, выпускавшихся с 1965 года, были усилены лонжероны, удлинены очистители стекол, а в ступицы колес установлены улучшенные подшипники.
История появления «Волги» универсала
Можно сказать, что Горьковский автозавод вынудили разработать и наладить производство грузопассажирского ГАЗ-22, и инициатором этого выступило Министерство здравоохранения. Дело в том, что до начала шестидесятых годов в качестве автомобиля скорой помощи использовался ГАЗ-12Б, но его горьковчане уже готовились снять с конвейера. В связи с этим после обращения медиков к Министерству автомобилестроения ГАЗ получил указание разработать другую машину. Альтернативы, кроме ГАЗ-21, у заводчан не существовало. Собирать карету скорой помощи для «простых смертных» на базе уже выпускавшейся представительской «Чайки» было, как минимум, нерационально.
Впрочем, как позже выяснилось, наладить выпуск «универсалов» даже на основе ГАЗ-21 оказалось непросто и невыгодно: перестройка производственной линии под ограниченную партию медицинских машин грозила серьезными экономическими потерями для завода.
В свободную продажу «универсалы» выпускать было запрещено, чтобы не соблазнять советского человека возможностью заняться коммерческой деятельностью, не принятой в СССР. Поэтому чтобы хоть как-то минимизировать потери и увеличить масштабы производства, было решено на основе скорой помощи сделать еще и грузопассажирский вариант для торговых предприятий.
Опытные прототипы и предсерийные образцы изготавливались на базе ГАЗ-21 второй серии, однако в массовый выпуск, который начался лишь в 1962 году, пошли универсалы, собранные на основе уже выпускавшейся к тому времени третьей серии машин.
Внешний вид
За основу был взят дизайн третьей серии автомобиля ГАЗ-21. В сравнении с остальными, здесь специалисты решили полностью изменить все то, что уже было. Кузов отличался большим количеством хромированных деталей, спереди установили новую радиаторную решетку, которую затем в народе прозвали китовый ус. С бампера пропали клыки у автомобиля ГАЗ-22 универсал. С капота также убрали оленя. Это было сделано еще на 21 модели и не просто ради нового внешнего вида. Статистика показала, что в случае попадания автомобиля в ДТП с участием пешеходов тяжелые травмы наносятся именно данной эмблемой. Что касается автора, который разрабатывал дизайн, то это Лев Еремеев.
При разработке кузова он опирался на тенденции автомобильной моды той эпохи, а задавали последние модные веяния в тот период американцы.
Естественно, по меркам Запада внешний вид выглядел слишком устаревшим. Советскому человеку дизайн понравился: машина выглядела довольно свежей и многим казалась необычной. Но это касалось лишь предсерийных моделей. В момент запуска «Волги» в серию дизайн уже стал обыденным и не выделялся на дорогах.
Сегодня на дорогах осталось уже очень мало таких авто. Для любителей ретро-тематики предлагаются уменьшенные копии автомобиля ГАЗ-22 1:18 52.
Модель ГАЗ-22 очень точно повторяет форму и дизайн кузова оригинального автомобиля. Это хорошее приобретение в коллекцию.
Популярность
Сначала заводом была поставлена задача, производить автомобили только для государственных учреждений (больница, органы МВД, такси). Выпуск автомобиля «для людей» не учитывался. Большим спросом эти универсалы пользовались в такси. Очень удобно перевозить людей и грузы. В поликлиниках эта машина была санитарной.
Рекомендуем посмотреть: тест-драйв ГАЗ-22
Только в 64-ом году автомобиль стал «народным», то есть частным. Это был первый подарок Юрию Никулину, чтобы он перевозил там свои рабочие принадлежности. Сейчас данную автомашину встретить в городе большая редкость. Если она у кого-то и есть, то это в большей степени коллекционеры раритета. Американцы в свое время, были в восторге от такого автомобиля – вместительного, просторного, прочного и долговременного.
Область применения
Так как полноценного производства «Волги» универсал так и не было организовано, и автозавод мог выпускать только около восьми тысяч экземпляров в год, широкого распространения автомобили не получили.
Несмотря на то что ГАЗ-22, машина, которая из-за своей вместительности и грузоподъемности была бы очень желанной для многих потребителей, приобрести ее было невозможно даже по большому «блату». Основную массу универсалов, конечно же, забирали медики и предприятия торговли, небольшая часть автомобилей уходила в таксопарки.
Тем не менее даже при таком дефиците часть машин уходила на экспорт, причем не по заниженным ценам, как тогда было принято, а по полной себестоимости
И что важно, зарубежные эксперты весьма высоко оценили русскую грузопассажирскую «Волгу», рекомендовав ее для приобретения небольшим фермерским хозяйствам. Из недостатков были отмечены лишь несколько старомодный дизайн автомобиля и не слишком высокий уровень комфорта
Однако универсальность и практичность машины перекрывали эти недочеты. К тому же даже при своей полной стоимости автомобиль имел привлекательную цену для зарубежных покупателей, желающих заиметь в собственность такую дефицитную машину.
Кстати, экспортный автомобиль ГАЗ-22 благодаря своей репутации сделал хорошую рекламу продукции Горьковского автозавода, и следующая модель универсала, ГАЗ-24-02, пользовалась не меньшим спросом за рубежом, чем предшественник.
Игровая сфера
Волга 22 так и не была поставлена на конвейер для массового производства. Производилась она мелкими партиями. Некоторые единицы были поставлены на производство на Украине. Но, сейчас этим занимается Китай. Детали поставляются из Голландии. Выпускаются довольно качественные и очень приближенные сувенирные экземпляры. Коллекционеры отдают за них большие деньги. Но также марка автомобиля не забыта и в компьютерных играх.
В некоторые экшины и гонки включены знаменитые модели «Волги» универсал и фургон. К примеру – GTA. Многие любители компьютерных игр для гонок пишут «моды», куда включены советские модели автомобилей, в том числе и «ГАЗ 22».
ГАЗ-22 в игре GTA
Техническая часть
В конструкции автомобиля инженеры применили все то, чем был укомплектован одноименный седан третьей серии. Что касается силовых агрегатов, то их было три. Они имели различную мощность: 75, 80 и 85 лошадиных сил. Был еще в истории дизельный двигатель мощностью 65 л. с. 75-сильная комплектация была предназначена для использования в СССР, остальные собирались на экспорт.
В паре с двигателями работали трехступенчатые КПП. Это были полностью механические синхронизированные коробки. Инженеры подумывали об установке автомата, но эта идея по техническим причинам осталась нереализованной. Ходовая часть и детали интерьера были модифицированы под требования нового кузова, а вот мост остался без изменений.
1965 год принес всему модельному ряду «Волги» небольшую модификацию.
Так, были усилены лонжероны, дворники стали немного длинней, заменили ступичные подшипники. Также сменились и цифровые индексы. Базовая модель универсала стала называться 22В, а экспортная – ГАЗ М-22.
Распространение
Практически все выпущенные автомобили распределялись между государственными организациями, преимущественно — службой скорой медицинской помощи (более половины выпуска), торговыми организациями и таксопарками. В такси универсалы ГАЗ-22 использовались в качестве грузопассажирских — перевозили пассажиров с габаритным багажом (широкого распространения не получили ввиду дефицита автомобилей данной модели — таксопаркам их обычно просто не доставалось; массовое появление универсалов-такси состоялось лишь после освоения заводом следующей модели универсала, на базе ГАЗ-24). ГАЗ-22 использовались пожарными в качестве штабных машин. Также в аэропортах для парковки самолётов использовались как эскортные автомобили ГАЗ-22 со спецокраской и светящимся табло на крышке багажника с надписью «Следуйте за мной / FOLLOW ME».
Медицинская (санитарная) модификация универсала была широко распространена в службе скорой медицинской помощи. Кузова отслуживших своё ГАЗ-22 (как и ГАЗ-21) иногда использовали в качестве основы для создания железнодорожных мотодрезин, которые снабжали самодельным шасси с железнодорожными колёсами.
Товаром народного потребления универсал ГАЗ-22 не являлся, то есть, возможность приобрести его в личное пользование в обычном порядке предусмотрена не была, не была назначена даже розничная цена. Одно из немногочисленных исключений — ГАЗ-22 артиста Юрия Никулина, проданный ему в 1964 году в особом порядке — для перевозки объёмного циркового снаряжения. Автомобилей выпускалось очень немного (полукустарная технология изготовления ограничивала выпуск примерно до 8000 автомобилей в год), большая часть из них ещё на конвейере распределялись между бывшей основным потребителем данной модели службой Скорой помощи и торговыми организациями.
В связи с поставками только в государственные организации, где действовали нормы списания по сроку эксплуатации с утилизацией, количество сохранившихся до наших дней экземпляров невелико, а их сохранность как правило очень плохая — в силу своего утилитарного назначения эти автомобили ездят до полного износа и имеют массу переделок.
Как и базовый седан, универсалы ГАЗ-22 поставлялись на экспорт, в том числе в капиталистические страны, причём, вопреки распространённому мнению, не по демпинговым ценам. Так, британский журнал «The Motor» в июле 1964 года, при замечании в некоторой старомодности и нединамичности, очень высокой оценки удостоил такие качества универсала, как вместимость, конструктивный запас прочности, проходимость, долговечность. Автор статьи Рэб Кук (Rab Cook) адресовал машину в первую очередь мелкому фермеру, восхищаясь её универсальностью и практичностью. Большого внимания заслужила и цена автомобиля, которая составляла 998 фунтов с налогами за автомобиль в полной комплектации. Серьёзные нарекания вызвали только отсутствие каких-либо сервоприводов, ограниченные пределы продольной регулировки переднего дивана и требующий обновления дизайн. Малые масштабы выпуска не позволяли в полной мере удовлетворить спрос на данную модель на экспортных рынках, однако завоёванная ГАЗ-22 репутация оказалась большим подспорьем для экспортных продаж грузопассажирского варианта следующей модели, ГАЗ-24-02.
Технические характеристики
В кузове универсала могло разместиться от 5 до 7 человек. Автомобиль разгонялся до 120 км/ч – это была его пиковая скорость. Что касается времени разгона до 100 км, то для этого требовалось 34 секунды. Расход топлива составлял от 11 до 13,5 л на 100 км пути. КПП – трехступенчатая механическая, оснащенная синхронизаторами на второй и третьей передаче.
Передняя подвеска была пружинной, независимого типа с поперечными рычагами. Задняя же – зависимая, на рессорах. В ней работали гидравлические амортизаторы. Отзывы говорят, что машина имеет очень мягкую подвеску.
Рулевой механизм представлял собой глобоидальную червячную передачу. В качестве тормозной системы использовались барабанные тормоза с одноконтурным приводом на гидравлике.
Сложности производства
Конструкция автомобиля ГА3-22, по сути, представляла собой «полуновую» машину, собранную из двух частей: до средней стойки это был ГАЗ-21, а после нее шел новый кузов, разработанный с нуля. Поэтому для изготовления «универсала» требовалось дополнительное оборудование, в связи с чем на заводе был организован еще один производственный участок. Там с корпуса ГАЗ-21 срезалась задняя и верхняя части, и наваривались отштампованные кузовные детали «универсала», после чего машина вновь возвращалась на общую конвейерную линию для установки узлов, агрегатов и дальнейшей отделки.
Естественно, все это приводило к серьезным дополнительным затратам. ГАЗ-22 «универсал» в итоге получался довольно дорогостоящей машиной, приносящей автозаводу только убытки. Но выбора у производителя не было, страна нуждалась в таких автомобилях.
Модельный ряд
После, из ГАЗ-22 «Волга» стали делать пикапы, седаны. Ремонтный завод в Москве постоянно брал «старые», но знаменитые модели советских автомобилей и начинал их модернизировать и заниматься стилизацией. «Волга 22» приобрела новую расцветку «шоколад». В Латвии выпущенные машины превосходили по качеству. Автомобилю добавлялись некоторые запчасти, служащие для перевозки больших по весу вещей и грузов.
Так выглядит модель ГАЗ-22 пикап
«Волга-фургон» и «Волга-пикап» были не отличными по качественным деталям сборки. В продажу они не поступали. Поэтому сейчас невозможно увидеть «фургон 22» или «пикап».
Универсал «Волга» был полноприводный. Эта машина служила самому Л. Брежневу, когда он ездил охотиться.
Кроме этих моделей, в свет с завода выходили и переделанные автомобили. Их видоизменяли, что-то дополняли.
Смотрите в видео: Как работает двигатель ГАЗ-22
Интерьер
В салоне универсала очень просторно, полвека назад там было очень даже комфортно. В СССР автомобиль был рассчитан на 5 мест, а вот на Западе он официально считался 6-местным. Так, пассажирам были предложены мягкие широкие диваны, а также высокий потолок и ровный пол. Отделан салон добротно. В качестве материалов использовалась ткань, винил и хром.
В базовой комплектации автомобиль «Волга» ГАЗ-22 универсал комплектовался вполне качественным на тот момент радиоприемником. Он мог принимать пять волн, чего советскому человеку было вполне достаточно.
Если говорить о комфорте, то в этой «Волге» сделали хороший отопитель. В условиях мягкой зимы он вполне сносно обогревает салон. А еще одно его достоинство – он бесшумный. Как, спросят многие их тех, кто не знает? Все просто: он спрятан под капотом. Про звукоизоляцию говорить не приходится, потому что это конец 70-х годов. Тогда шум в салоне считался вполне нормальным явлением.
«Танк на колесах» мирового масштаба
В 1958 году «Волга» обрела буквально «вторую жизнь». Модернизация модели значительно коснулась ее внешнего вида: изменились указатели поворотов, бампер обрел другую, более утонченную, форму, а радиатор теперь имел 16 вертикальных отверстий, вместо “Звезды” (за что вскоре «Волгу» станут называть «акулья пасть»).
Спрос был огромный и в Европе, и за ее пределами. Как только не называли этот автомобиль: и «танк на колесах», и «рабочая лошадь», и «танк во фраке». В любом случае, это означало лишь одно – это один из самых ярких представителей автомобильной индустрии ХХ столетия, который мгновенно покорил сердца миллионов.
Не странно, что ближе к 1962 году, наша «Волга» обрела статус «лучший автомобиль 60-х».
А посодействовало этому не только ее большая популярность, но и очередные внешние изменения. Избавившись от острых форм, внешний вид «Волги» стал более элегантным и современным, появилась новая решётка радиатора, прозванная «китовый ус», состоявшая из 37-ми вертикальных стоек, а задний фонарь, освещающий номерной знак, имел форму летящей чайки.
Это была полностью секретная модификация автомобиля с 160-сильный мотором V 8 “Чайка”, гидроусилителем руля и автоматической КП. Почти за 7 лет выпустили лишь 603 экземпляра, и то, не для общественного использования, а только для спецслужб.
Основные модификации базового седана
Селектор переключения передач АКПП.
ГАЗ-М-21А — 1957—1958, такси модели 1957;
ГАЗ-М-21АЮ — 1958—1959, тропический вариант такси модели 1957 года;
ГАЗ-М-21А — 1959—1962, такси модели 1959 года;
ГАЗ-М-21АЮ — 1959—1962, тропический вариант такси модели 1959 года;
ГАЗ-М-21Б — 1957, такси модели 1957 года нижнеклапанным двигателем;
ГАЗ-М-21В — 1957—1958, базовый седан модели 1957 года;
ГАЗ-М-21ВЮ — 1957—1958, тропический вариант модели 1957 года;
ГАЗ-М-21Г — 1956—1957, базовый седан модели 1957 года с нижнеклапанным двигателем;
ГАЗ-М-21ГЮ — 1956—1957, тропический вариант модели 1957 года с нижнеклапанным двигателем;
ГАЗ-М-21Д — 1957—1958, экспортный вариант модели 1957 года;
ГАЗ-М-21ДЮ — 1957—1958, тропический экспортный вариант модели 1957 года;
ГАЗ-М-21ЕЮ — тропический экспортный вариант модели 1957 года с АКПП;
ГАЗ-М-21И — 1958—1962, базовый седан модели 1958 года;
ГАЗ-М-21К — 1959—1962, экспортный вариант модели 1958 года;
ГАЗ-М-21КБ — 1960—1962, машинокомплект для Бельгии модели 1958 года;
ГАЗ-М-21КЮ — 1959—1962, тропический экспортный вариант модели 1958 года;
ГАЗ-М-21Л — 1962—1964, базовые седан модели 1962 года;
ГАЗ-М-21М — 1962—1964, экспортный вариант модели 1962 года;
ГАЗ-М-21МЮ — 1962—1964, тропический экспортный вариант модели 1962 года;
ГАЗ-21Н — 1964 — экспортный вариант модели 1962 года с правым рулём;
ГАЗ-21НЮ — 1964 — тропический экспортный вариант модели 1962 года с правым рулём;
ГАЗ-21П — экспортный вариант модели 1965 года с правым рулём;
ГАЗ-21ПЕ — экспортный вариант модели 1965 года с правым рулём и АКПП;
ГАЗ-21Р — 1965—1970, базовый седан модели 1965 года;
Газ 21Р -милиция.
ГАЗ-21С — 1965—1970, экспортный вариант модели 1965 года;
ГАЗ-21Т — 1962—1964, такси модели 1962 года;
ГАЗ-21ТС — 1965—1970, такси модели 1965 года;
ГАЗ-21У — около 1959—1964, модификация с улучшенным оформлением моделей 1959 и 1962 годов;
ГАЗ-21УС — 1965—1970, модификация с улучшенным оформлением модели 1965 года;
ГАЗ-21Ф — опытная с форкамерным двигателем;
ГАЗ-21Э — 1965—1970, седан модели 1965 года с экранированным электрооборудованием.
ГАЗ-22А-1958, Эксперементальный фургон
ГАЗ-22-1962-64, Универсал. Базовая модель 75 л.с.
ГАЗ-22Б -1962-64 Карета скорой помощи 75 л.с.
ГАЗ-22БК-1962-64 Форсированный до 85 л.с. вариант 22Б
ГАЗ-22БКЮ-1962-64 Тропический вариант 22БК
ГАЗ-22БМ-1962-64 Экспортный вариант 22Б (БК)
ГАЗ-22БМЮ Тропический вариант 22БМ
ГАЗ-22В -1965-70 Базовая модель
ГАЗ-22Г -1962-65 Экспортный вариант 22. 75 л.с.
ГАЗ-22Д -1965-70 Карета скорой помощи
ГАЗ-22Е-1965-70 Экспортный вариант 22В 75 л.с.
ГАЗ-22ЕЮ -Тропический вариант 22Е
ГАЗ-22К -1962-64 Форсированный до 85 л.с. вариант экспортного 22КЭ
ГАЗ-22В -23 -1962-70 Спецавтомобиль с двигателем V8 и автоматической КП
фото И.Падерин “ГАЗ 1932-1982 Русские машины”
ГАЗ-23 — базовая модель;
ГАЗ-23А — с механической коробкой передач (опытная);
ГАЗ-23А1 — со спецоборудованием;
Интерьер ГАЗ-21 «Волга»
Внутри «Волга» стандартно комплектовалась часами, радиоприёмником, по сравнению с «Победой»
имела на 40% процентов большую площадь остекления (соответственно, более светлый салон и лучший обзор) и усовершенствованную
отопительную систему, которая обогревала передние и задние места в равной степени. Спинку дивана переднего сиденья можно было
откинуть, она примыкала к подушкам задних сидений, — таким образом получалось спальное место на двух человек площадью в 2,7 м?.
Ещё одним новшеством была централизованная система смазки узлов шасси — теперь, прежде трудоёмкая процедура смазки, осуществлялась
всего лишь путём нажатия педали в салоне. На капоте крепился символ 21-й “Волги” — Олень в стремительном прыжке — характерная
деталь первых автомобилей «Волга».
фото салон ГАЗ-21 «Волга»
Таким образом, в 1956 году из ворот ГАЗа вышли первые «Волги». Однако, далеко не всё было складно:
к дате выпуска так и не подоспел новый мотор и ещё ряд агрегатов, а химики запаздывали с производством специального масла для коробки «автомат».
Поэтому на первые «Волги» пришлось ставить двигатель от экспортных версий ГАЗ-69 аналогичный стоявшему на ГАЗ-М20 «Победах», только с увеличенным объёмом,
а некоторые детали были унифицированы с ГАЗ-20 (отсюда и берёт начало ошибочное мнение, что на первых серийных “Волгах” ставили мотор прямёхонько от “Победы”).
Коробку передач ставили механическую (с этим двигателем АКП была несовместима) — предполагалось, что эти машины будут служить в таксопарках.
Только к 1958 году для «Волги» подоспел собственный двигатель, позволявший внедрить коробку «автомат». Но и тут не обошлось без проблем: масло, которое требовалось
для АКП было в дефиците, поэтому было выпущено всего 700 автомобилей с коробкой «автомат», что составляло всего 2% от общего количества сошедших с конвейера «Волг»
первой серии (а их было произведено около 30 000).
Популярность
Сначала заводом была поставлена задача, производить автомобили только для государственных учреждений (больница, органы МВД, такси). Выпуск автомобиля «для людей» не учитывался. Большим спросом эти универсалы пользовались в такси. Очень удобно перевозить людей и грузы. В поликлиниках эта машина была санитарной.
Только в 64-ом году автомобиль стал «народным», то есть частным. Это был первый подарок Юрию Никулину, чтобы он перевозил там свои рабочие принадлежности. Сейчас данную автомашину встретить в городе большая редкость. Если она у кого-то и есть, то это в большей степени коллекционеры раритета. Американцы в свое время, были в восторге от такого автомобиля – вместительного, просторного, прочного и долговременного.
История
На момент составления технического задания на автомобиль М-21 «Волга» (1951—1952 годы) выпуска его варианта с кузовом типа «универсал» предусмотрено не было; на тот момент в СССР вообще не выпускалось автомобилей с таким кузовом, да и в мире они имели весьма ограниченное распространение, причём для них как правило использовались дерево-металлические кузова. Лишь в начале 1960-х годов, в свете готовящегося снятия с конвейера модели большого класса ГАЗ-12 (ЗИМ), вариант которого использовался в качестве кареты скорой помощи, медики потребовали от автомобилестроительного министерства вместо него освоить аналогичный автомобиль на базе модели среднего класса, как более простой в эксплуатации, экономичной и дешёвой по сравнению с идущей на смену ЗИМу «Чайкой» ГАЗ-13. Чтобы оправдать минимальные экономически обоснованные масштабы выпуска, было предусмотрено также создание на основе кареты скорой помощи грузопассажирского варианта для торговых организаций. Опытные и предсерийные прототипы строились на базе «второй серии» ГАЗ-21И, но серийное производство началось лишь в 1962 году, уже после перехода к «третьей серии».
По конструкции кузова ГАЗ-22 существенно отличался от базового седана и имел полностью свои кузовные панели после средней стойки, включая заднюю панель пола. Это потребовало изготовления для уже устаревшей модели большого количества новой дорогостоящей производственной оснастки. Из-за того, что конструкция и технология производства базовой модели изначально не были приспособлены для создания на её базе грузопассажирского кузова, выпуск ГАЗ-22 приходилось вести по обходной технологии. Для сборки универсалов были смонтированы дополнительный, пятый сварочный кондуктор и отдельный производственный участок. Кузова будущих универсалов временно снимали с основного конвейера и перемещали на этот участок для выполнения свойственных только для данного типа кузова сборочных операций, а затем возвращали в общий поток автомобилей для отделки и установки агрегатов. Разумеется, такое вмешательство в отлаженный производственный процесс приводило к многочисленным неудобствам для завода. В результате себестоимость автомобиля оказалась очень высокой, по сути завод выпускал универсалы себе в убыток. Однако государство шло на такие расходы, поскольку другого автомобиля, пригодного для службы Скорой помощи, в СССР в то время не имелось (выпуск использовавшихся в той же роли микроавтобусов РАФ был также весьма ограничен из-за малой мощности Рижского завода, также стоявшего в очереди на реконструкцию к 1976 году)[источник не указан 849 дней].
Все отмеченные в процессе освоения и выпуска ГАЗ-22 недостатки были в полной мере учтены в ходе проектирования следующей модели «Волги», для которой вариант с грузопассажирским кузовом и карета скорой помощи проектировались параллельно с базовым седаном и были полностью унифицированы с ним в плане технологии сборки, что позволило собирать их в едином потоке.
С 1965 года, вместе с простой базовой моделью ГАЗ-22В (не отличавшейся внешне от исходного ГАЗ-22), часть универсалов выпускались как ГАЗ-22Г в улучшенном оформлении (так называемый «экспортный хром» или «люксовый хром», аналогично седану ГАЗ-21М), которые поставлялись на экспорт, но частично и шли на внутренний рынок. Помимо, как на базовом седане, хромированной решётки радиатора и молдингов поясных, под лобовым и задним стеклами, «подоконных», по верху крыльев, для ГАЗ-22Г добавлялись уникальные для данной модели широкие хромированные накладки под третьим рядом окон, являющиеся продолжением поясного молдинга.
Наряду с универсалом, был разработан проект фургона с глухими панелями вместо окон. Однако оказалось, что его освоение в производстве потребовало бы изготовить полностью новые штампы для боковины кузова, что посчитали экономически нецелесообразным. В результате выпуск фургонов передали на ремзаводы, которые благодаря намного меньшей интенсивности производственного процесса могли себе позволить вручную вваривать металлические заглушки в проёмы окон штатного кузова универсала.
Общие сведения
При складывании заднего сидения ГАЗ-22 в кузове образовывалась ровная площадка для груза. В сочетании с высоким потолком это обеспечивало достаточно большую вместимость автомобиля. Рессоры были более жёсткими, чем у седана. Грузоподъёмность составляла 176 кг (при перевозке 5 человек) или 400 кг (при перевозке двух человек).
Любопытно, что на заводе боковина кузова универсала ГАЗ-22 изготовлялась из штатной цельноштампованной боковины кузова ГАЗ-21 (образца после 1961 года), у которой вручную отрезалась задняя-верхняя часть, вместо которой присоединялась отдельно отштампованная деталь.
В отличие от седана с шинами 6.70—15″, для универсалов ГАЗ-22 применялись более грузоподъёмные шины размера 7.00—15″ (возможно было также использование шин 7.10—15″ от автомобиля ЗИМ; а на каретах скорой помощи использовались обычные шины 6.70—15″).
В остальном кузова и агрегаты универсалов ГАЗ-22 были аналогичны седану ГАЗ-21Р/ГАЗ-21УС.