Ступица колеса

    13
    0

    Содержание

    Ступица переднего колеса – что нужно знать об устройстве

    Безусловно, от технического состояния деталей ходовки автомобиля зависит не только комфортное управление, но безопасность водителя, пассажиров и других участников движения. Наиболее важным элементом в конструкции ходовой части любого автомобиля, является ступица переднего колеса. Этот узел выполняет достаточно большой набор функций. В случае её поломки автомобиль передвигаться не может.

    Каждый автолюбитель обязан регулярно проверять состояние ступиц, проводить техническое обслуживание, своевременно обращаться в сервис для устранения даже самых незначительных отклонений от нормы. Соответственно для того, чтобы контролировать, нужно знать, что контролировать. Собственно, это и есть ответ на недоумённый вопрос многих современных автовладельцев: а зачем мне нужно знать устройство ступиц колёс?

    Для чего служат ступицы передних колёс?

    На видео ступица переднего колеса Ваз 2101

    Не требуется специальных познаний в устройстве автомобилей, чтобы понять, что назначение любой ступицы – это обеспечение возможности вращаться колесу при условии надёжного закрепления на оси (полуоси). На ступицу прикручивают диск колеса, а сама она имеет подшипник (или пару подшипников) благодаря которому оно вращается.

    Функции ступиц передних колёс:

    • Итак, основная задача, которую обязаны выполнять ступицы передних колес, – это надёжное подвижное соединение колёсного диска и полуоси поворотного кулака.
    • Обеспечение возможности торможения – вторая функция детали. Безопасное управление автомобилем возможно лишь при наличии надёжной тормозной системы. Тормозной диск или барабан также закреплён на ступице переднего колеса.
    • Ступица передняя – наиболее важный элемент для переднеприводных автомобилей, так как через него передаётся вращательное движение колесу от полуоси ШРУСа (шарниры равных угловых скоростей). Для этого внутреннее отверстие имеет шлицы, в которые входит конец полуоси. Таким образом, третья задача ступицы – обеспечение возможности автомобилю двигаться, если привод приходится на передние колёса.

    Современное авто – это целая система электронных датчиков, которые позволяют непрерывно получать множество информации, и обеспечивают безопасное вождение и движение авто. Свою роль в этом процессе выполняют и ступицы. В частности, в них устанавливают датчики, обеспечивающие работу антиблокировочной, антипробуксовочный и некоторых других систем.

    Как устроена ступица переднего колеса?

    Видео о том как заменить ступицу переднего колеса Как ни странно, но при столь насыщенном функционале ступица имеет достаточно простое устройство. Основные части узла таковы:

    • тело ступицы;
    • колёсные шпильки;
    • подшипники;
    • датчики.

    Тело ступиц представляет собой монолитную деталь из прочного сплава, прошедшую токарную обработку. Ступицу следует рассматривать как единый комплекс со шпильками и подшипниками, так как зачастую, как правило, у основной массы производителей, они неотделимы друг от друга и меняются только в комплекте. Таким способом производители обеспечивают максимальную безопасность и надёжность этого узла ходовой системы автомобиля.

    Поломки ступицы и методы их устранения

    Определить неисправность ступицы переднего колеса достаточно просто. Единственная часть, которая подвержена активному износу – это подшипник. Подвесив на домкрате колесо, необходимо двумя руками подёргать его в разных плоскостях. Появление люфта указывает на необходимость ремонта.

    Если ступица имеет пару конусных подшипников, как, к примеру, на классических ВАЗовский авто, то можно попробовать отрегулировать люфт с помощью ступичной гайки. В таких ступицах при максимальном износе подшипники просто заменяются новыми. Машины зарубежного производства и отечественные новинки могут иметь ступицы с подшипниками, которые не извлекаются. В таком случае меняется весь ступичный узел в сборе.

    Общая характеристика подшипника ступиц

    Важным элементом ходовой части, оказывающим непосредственное влияние на работу автомобиля и обеспечивающим комфортное и безопасное передвижение, является подшипник ступицы. Поломка или износ какого-либо подшипника вызывает негативные последствия для всей машины.

    Для того чтобы механизм был прочным и надежным, эту часть колеса подбирают в два раза превосходящую внутреннее пространство. К этому элементу механизма присоединяются колеса, и благодаря ему происходит вращение. В ведущих колесах ступица играет роль трансмиссионного элемента. Средняя часть колеса соединяется также с тормозами и фланцами полуосей.

    Материалом для изготовления ступицы являются различные виды металла. В передней и задней части середины колеса располагаются радиально-упорные части сборочного узла, которые имеют форму шара. Ступица выходит из строя очень редко.

    При появлении сигнализирующих стуков возникает необходимость заменить ступичный подшипник. Иногда ступица не разбирается. В этом случае необходима замена всей детали. После заменены ступицы нужно проверить, как работают рычаги подвески.

    Ступица колеса — как она устроена и для чего служит

    Никто не будет спорить с тем, что одной из главных деталей ходовой части автомобиля является ступица колеса. Любой опытный водитель хотя бы один раз в месяц, взявшись руками за покрышку колеса, активно подёргает его в разных направлениях. Появление люфта, даже незначительного, посторонние звуки – заставляют задуматься о проведении детальной проверки.

    Назначение ступицы

    Замена передней ступицы

    Каждая деталь автомобиля выполняет возложенную на неё работу, а задача ступицы заключается в обеспечении возможности колесу вращаться вокруг своей оси и прочно удерживаться на подвеске. Таким образом, каждое колесо имеет свою ступицу. Ещё одним важным заданием этой детали является передача вращательного движения от трансмиссии на колесо, если оно является ведущим.

    В таком случае ступичный узел либо представляет собой цельную деталь с полуосью, либо имеет посадочное шлицевое отверстие для полуоси шруса (шарнир равных угловых скоростей).

    Торможение автомобиля возможно также благодаря ступице, так как на ней закрепляется тормозной барабан или диск. В современных автомобилях, использующих электронную систему контроля за движением, в ступицу инсталлируются различные датчики или устанавливается импульсный диск.

    Таким образом, ступица колеса выполняет следующие задачи:

    • надёжно удерживает диск колеса;
    • является основной для крепления рабочей части тормозной системы (диск, барабан);
    • позволяет колесу вращаться;
    • удерживает все узлы на полуоси;
    • передаёт вращение от полуоси к колесу;
    • удерживает элементы системы АБС.

    Устройство ступицы

    Регулировка подшипников ступицы Учитывая, что ступица в своей работе переживает очень большие нагрузки, изготавливают её из цельнолитой стальной заготовки путём токарно-фрезерной обработки. Как выглядит ступица, знает каждый водитель. Округлая деталь имеет внешний обод с отверстиями и внутреннее отверстие сложно конфигурации.

    Назначение частей ступицы:

    • внешний обод имеет отверстия для ввинчивания направляющих втулок и болтов, удерживающих колесо. В некоторых моделях болты заменены шпильками и прикручиваются с помощью гаек (количество – 4, 6 или 8);
    • внутренняя часть ступицы является посадочным местом для установки подшипников;
    • отверстие со шлицами используется для установки полуоси шруса;
    • для авто оборудованных АБС на ступице изготавливают посадочное гнездо для датчика или импульсного диска.

    В зависимости от конструкции, предложенной разработчиками, для вращения колеса могут устанавливаться различные подшипники. Как правило, это роликовые подшипники закрытого типа или разборные конусные, как на классической серии ВАЗа. Шариковые подшипники из-за малой площади соприкосновения используются редко.

    Возможна замена подшипников после их износа отдельно, только в том случае, если это предусмотрено конкретной маркой машины. Все новые модели, особенно зарубежного производства, используют несъёмные подшипники, в связи с чем, их приходится заменять вместе со ступицей. Согласитесь – это немного неудобно и дорого.

    Ремонт и замена ступиц

    Сама по себе ступица, фото которой можно увидеть в любом руководстве по ремонту – это достаточно прочная деталь, которая сама по себе редко ломается. Возможно искривление или поломка при сильном ударе в результате ДТП. При нормальных условиях эксплуатации ступица подлежит замене лишь в случае, когда подшипник не извлекается, или посадочное гнездо подшипника прослаблено, а наружная обойма не удерживается прочно.

    Также следует производить замену при износе резьбового соединения колёсных болтов или шпилек. Если ступица колеса имеет съёмные подшипники, то срок её эксплуатации практически не ограничен. В технической литературе не указаны сведения о том, после какого пробега следует производить замену. Такое решение принимается для каждого конкретного авто при проведении ремонта или планового техосмотра.

    Замена подшипника передней ступицы

    Сама
    процедура не представляет сложности, но при самостоятельном ремонте проблемы
    могут возникнуть из-за нехватки инструментов или отсутствия навыков в работе с
    определенной моделью – особенности ремонтных работ зависят от марки и модели
    машины.

    Снятие подшипника передней ступицы

    Замена
    подшипника передней ступицы на отечественных машинах и иномарках производится
    по-разному. Даже набор инструментов зачастую требуется разный.

    Что понадобится для замены

    Чтобы
    поменять подшипник передней ступицы,понадобится следующий инструмент:

    • набор торцевых головок от «семерки» до 27 номера
      (могут использоваться торцевые ключи);
    • молоток;
    • специальные съемники для снятия и запрессовки
      ступицы;
    • слесарные тиски;
    • фигурная и простая отвертки;
    • пассатижи.

    Некоторые
    мастера вместо съемников используют молоток, выбивая / забивая запчасть на
    посадочное место. Этот метод применим, только если мастер обладает большим
    опытом, так как неправильный удар способен повредить элемент и сделать их
    непригодными для дальнейшего использования.

    Кроме
    инструмента понадобятся новая запчасть, стопорные кольца (если старые в хорошем
    состоянии, можно устанавливать их), крепежные болты. Чтобы установка нового
    подшипника была проведена правильно, рекомендуется использовать наружную обойму
    от старого компонента для корректировки.

    Способы замены

    Выполняется
    замена подшипника ступицы переднего колеса несколькими методами. Для переднего
    колеса используются два способа.

    Первый
    способ — без снятия поворотного кулака
    .
    Удобен тем, что по окончании ремонта не требуется регулировка развал-схождение,
    так как не нужно снимать болты развала. Минус метода в том, что
    потребуется наличие смотровой ямы. Не у всех любителей есть такие возможности.

    Второй
    способ — со снятием.
    Метод гораздо удобнее, так как после
    снятия разборка, выпрессовка и установка проводятся на рабочем столе. Однако в
    этом случае происходит нарушение сход-развала. Чтобы этого избежать, следует в
    процессе разборки установить метки на крепежных болтах и поворотных кулаках.

    Этапы работы

    Перед
    началом работ необходимо подготовить нужный инструмент и запчасть для замены.
    Не рекомендуется покупать дешевую запчасть сомнительного качества, так как
    время эксплуатации может оказаться очень коротким.

    Замена
    производится так:

    1. Демонтируется колесо. Необходимо приподнять
      машину домкратом, снять колесо, убрать защитный колпачок.
    2. Производится развальцовка бурта гайки ступицы.
    3. Снимаются болты тормозного суппорта, диск
      освобождается от суппорта. Последний остается на пружине стойки в
      подвешенном состоянии, снимать его не стоит.
    4. Удаляется фиксирующая гайка ступицы, убирается
      упорная шайба.
    5. Демонтируется обойма наружного элемента.
    6. Ступица стягивается. Если стянуть не получается,
      можно аккуратно простучать ее молотком.

    Далее
    работы проводятся на верстаке. Убирается обойма внутреннего подшипника,
    снимается разрезная втулка. Ступица зажимается в тисках, при этом место
    расположения наружного компонента должно находиться сверху.

    После
    того, как элемент фиксируют, откручивается направляющий болт крепления,
    снимается кольцо. Затем извлекается наружный обод

    Можно воспользоваться
    специальным съемником или осторожно выбить его молотком

    Снятие подшипника молотком

    Ставим новые запчасти – запрессовка наружных колец (старые
    кольца выполнят роль наставок) выполняется с помощью тисков. После того, как кольца будут
    установлены, на посадочное место внутреннего подшипника тонким слоем наносится
    смазочный материал, затем ставится новая запчасть, стопорное кольцо,
    сальник. Сборка осуществляется в обратном порядке.

    Прежде
    чем приступать к ремонту, следует выяснить особенности конкретной машины. Если
    же опыта для самостоятельного проведения работ недостаточно, лучше обратиться в
    профессиональный автосервис.

    Как правильно выбрать ступицы б/у

    Конечно, покупка б/у узлов, подверженных износу, – это риск. Поэтому контрактные ступицы нужно приобретать только у надежных поставщиков и обязательно проверять сопроводительную документацию. Иногда под видом контрактных продают детали с российского рынка вторичных запчастей, а это совсем другое качество и уровень износа.

    При выборе по каталогу обязательно нужно обращать внимание на все характеристики ступицы. В частности, на примечание, предназначена она для моделей с ABS или без нее

    У серьезных поставщиков в каталоге есть реальные фотографии всех запчастей, но проблема в том, что по внешнему виду ступицы в сборе определить степень износа подшипника невозможно. Поэтому качество ступиц нужно тестировать непосредственно перед покупкой:

    • осмотреть узел, убедиться в отсутствии деформаций, сорванной резьбы, протечек смазки из подшипника;
    • прокрутить и прислушаться – не должно появляться посторонних шумов, дребезжания;
    • оценить ощущения от прокручивания – движение должно быть равномерным, без заклинивания;
    • оценить примыкание деталей – наружная обойма должна прочно удерживаться, подшипник не должен быть разболтанным, с прослабленным посадочным гнездом.

    Если ремонт ступицы невозможен, стоит задуматься о приобретении контрактного узла. Высокая цена новых запчастей еще не является гарантией качества, а дешевые подделки служат недолго. Для ряда японских иномарок автомобили-«доноры» вообще являются единственным источником оригинальных ступиц, в продаже на первичном рынке представлены только аналоги. Продукция некоторых японских производителей, например NTN, практически не попадает на российский рынок. Компания JapZap осуществляет поставки с авторазборок Японии контрактных запчастей к японским иномаркам, в том числе оригинальных ступиц. Москвичи могут лично проверить качество деталей при самовывозе со склада, а жители других регионов – провести проверку после доставки.

    Как распознать поломки ступицы?

    Состояние ступиц колес напрямую влияет на безопасность управления и эксплуатации транспортного средства, именно поэтому стоит внимательно следить за ними

    Вывести из строя их можно при неосторожной и неправильно организованной замене колес, а также в процессе ремонта ходовой части

    Например, при неосторожном ремонте можно сорвать резьбу, это происходит при чересчур сильном закручивании болтов. Проблему такого характера сложно упустить из вида, поэтому она редко несет реальную опасность безопасности управления автомобилем

    Замена ступичного подшипника осуществляется при помощи пресса. К выбору его стоит подходить внимательно, он должен быть хорошего качества и соответствовать всем характеристикам ступицы. Это необходимо потому, что выпрессовка, а также и запрессовка выколоткой и молотком могут вызвать деформацию посадочных мест.

    Неисправность в работе ступичного подшипника выдадут посторонние звуки, поломку этой детали всегда можно определить по измененным звукам подвески в процессе ее работы. Даже самый неопытный водитель не сможет не услышать эти нехарактерные для исправного транспортного средства звуки, поэтому упустить неисправность из вида довольно трудно.

    При движении стоит осуществить поворот руля, и водитель услышит резкий, довольно громкий гул, это и сообщит ему о том, что с подшипником что-то не так. Также на проблему в его работе может указывать и увеличенный люфт колеса, и вибрация в области кузова.

    Чаще всего сама ступица и ее подшипник ломаются вследствие сильного износа. Также частой причиной поломки может стать сильный улар, например, если на высокой скорости автомобиль попал в дорожную яму. Объем и характер ремонтных работ будет зависеть от конкретной модели авто, а также от типа ступиц, которые используются в нем.

    При незначительных неисправностях можно осуществить текущий ремонт подшипника, но чаще всего прибегают к их замене, так как это менее хлопотно и не так затратно. Кроме того, подшипники чаще всего меняют не отдельно, а совместно с колесной ступицей.

    Водителю не стоит игнорировать шумы, стуки, вибрацию, которые прямо указывают на поломку, так как это приведет к негативным последствиям. Если автовладелец вовремя не обратится в автосервис, ступичный подшипник будет изнашиваться все сильнее, то удары и стук станут очень сильными и определить их локализацию и причину появления будет гораздо труднее.

    Такое состояние негативно влияет на только на саму ступицу, но и на ходовую часть транспортного средства, именно поэтому стоит внимательно относиться к любым подозрительным моментам в работе ступицы.

    Самостоятельна проверка ступичного подшипника | Пособие автомобилиста

    Если во время движения автомобиля колеса издают не только шум покрышек, но еще и монотонный низкочастотный гул – это верный признак того, что ступичный подшипник скоро выйдет из строя и его нужно, как можно скорее заменить.

    Что может вызвать полный выход из строя ступичного подшипника

    Если не обращать внимания на появившийся гул в области колеса, и не предпринимать никаких мер по его устранению, то помимо дискомфорта от неприятного звука могут быть еще другие, более неприятные последствия. Игнорирование данной неисправности в дальнейшем может привести к заклиниванию ступичного подшипника и, как следствие этого произойдет деформация полуоси, разрушение шаровой опоры и рычага подвески. В том случае если подшипник заклинит на большой скорости, то серьезного ДТП, будет избежать очень сложно.

    Почему выходит из строя ступичный подшипник

    Подшипник ступицы, как и ему подобные (подшипники качения), обладают высокой надежностью и прочностью в самых тяжелых условиях, однако, не смотря на заявленный, довольно большой срок эксплуатации ступичного подшипника производителем, ходят они в пределах 100 тысяч км. пробега.Одной из основных причин выхода из строя подшипника ступицы автомобиля – это ужасное состояние наших дорог, что приводит к критическим нагрузкам на подвеску автомобиля, и в частности на сам ступичный подшипник, плюс ко всему добавим естественный износ деталей, недостаточное уплотнение и неудовлетворительное количество смазочного материала.

    Проверка подшипника ступицы автомобиля

    Как вам уже стало известно неисправный подшипник ступицы издает монотонный низкочастотный гул во время движения, который более четко проявляется при повороте вправо или влево во время движения автомобиля на скорости не менее 20 км. час.Когда передние колеса автомобиля выполняют поворот, происходит крен кузова в противоположную сторону от направления поворота и увеличивается нагрузка на колесо находящееся под креном.

    Чтобы более точно выполнить диагностику ступичного подшипника, необходимо с помощью домкрата вывесить колесо и проверить наличие люфта, для этого одной рукой берем верхнюю часть колеса, а другой нижнюю и пытаемся произвести легкое покачивание. Если при этом вы ощущаете небольшой люфт — это является верным признаком, что подшипник имеет недопустимый износ и подлежит замене.Иногда люфт колес может вызвать неисправность одной из деталей подвески, например, рулевого наконечника или шаровой опор. В этом случае нужно более внимательно проверить, где именно люфтит колесо, для этого нужно выжать педаль тормоза, если при этом люфт колеса не исчез, то с уверенность можно сказать, что причина никак не в подшипнике ступицы и проблему нужно искать в деталях подвески.Также случаются ситуации, когда при установке ступичного подшипника гайка была плохо зафиксирована и при и вращении колеса ослабла, это также может привести к появлению люфта.

    Как сделать диагностику подшипника ступицы ваз

    Гудит подшипник: как это?

    Ступичный подшипник, как проверить.

    Как найти гудящий ступичный подшипник?

    Определение неисправности ступичного подшипника

    Диагностика ступичного подшипника

    Замена подшипника ступицы переднего колеса

    Автомобили различных производителей имеют свои конструктивные особенности, которые придётся учитывать в ходе выполнения работ. Мы же опишем лишь общие принципы и последовательность выполняемых операций. Действуем так:

    1. Отключаем аккумулятор.
    2. Ослабляем болты крепления колеса.
    3. Поднимаем переднее колесо. Лучше всего это делать на подъёмнике. Если его нет, то, подложив башмаки под задние колёса, поднимаем машину с помощью домкрата и надёжно устанавливаем на жёсткую опору.
    4. Снимаем защитный колпачок гайки ступицы (если имеется) и удаляем шплинт из резьбового наконечника приводного вала.
    5. Сажаем помощника в машину и попросим его сильно нажать на тормоз. После этого получаем возможность отвернуть гайку ступицы.
    6. Снимаем колесо.
    7. Отворачиваем от места крепления тормозной суппорт. Постарайтесь не повредить шланги. Отсоединяем клипсы, фиксирующие шланги на ступице. Саму деталь аккуратно закрепите на кузове помощью проволоки так, чтобы шланги находились в свободном состоянии.
    8. Отсоединяем датчик ABS. Достаточно будет просто отключить его разъём.
    9. Выворачиваем винты, фиксирующие тормозной диск на ступице. Снимаем диск.
    10. Отсоединяем рулевой наконечник от поворотной цапфы амортизаторной стойки.
    11. Отворачиваем гайку шаровой опоры и с помощью съёмника отсоединяем конусный наконечник шаровой опоры от стойки.
    12. Аккуратно тянем стойку на себя и извлекаем шлицевую часть ШРУС из ступицы.
    13. В некоторых случаях приходится демонтировать монтажный щиток тормозной системы.
    14. С помощью съёмника снимаем ступицу вместе с подшипником. Иногда целесообразнее снять стойку целиком (для этого отворачиваем её верхнюю опору) и произвести снятие ступицы на прессе.
    15. Если новая ступица в сборе с подшипником – запрессовываем её на место. Если подшипник поставляется отдельно, не пытаемся устанавливать его на старую ступицу – слишком велика вероятность повреждения посадочного места детали, а покупаем новую ступицу и запрессовываем на неё подшипник.
    16. Производим сборку в обратном порядке. Не забываем о том, что сначала надо произвести затяжку ступичного подшипника, а уже потом ставить на место колесо и опускать машину на землю.

    Теперь вы знаете, как производится замена переднего ступичного подшипника переднеприводного автомобиля. Но это теория. А практика потребует от вас сил, терпения и наличия хорошего специализированного инструмента.

    Без этого не стоит даже начинать. И ещё. Такую работу следует производить вдвоём.

    Дело тут не только в требованиях безопасности. В некоторых ситуациях двух рук будет просто недостаточно.

    При проведении работ необходимо придерживаться следующих правил:

    • Используйте только комплектующие проверенных производителей. Ступичный подшипник – ответственная деталь, а его замена занимает довольно много времени. Лучше переплатить за качественный товар, чем потом начинать всё сначала.
    • Работайте аккуратно. Незначительный перекос при монтаже устанавливаемых деталей нередко становится причиной их повреждения ещё в процессе сборки.
    • Соблюдайте чистоту. Попадание грязи на сопрягаемые поверхности трущихся деталей сделает вашу работу бессмысленной. Всегда имейте под рукой чистую ветошь и средства для обезжиривания – бензин, керосин или уайт-спирит.

    Подшипники ступиц – какими они бывают?

    Среди огромного количества видов для ходовой части выбраны подшипники качения. В ходе продолжительных испытаний выяснилось, что именно этот тип обеспечивает наименьшее сопротивление вращению. В зависимости от марки и модели автомобиля в конструкции ходовой части могут быть использованы такие детали:

    — радиальные шариковые;

    — радиальные роликовые;

    — радиально-упорные (конические) роликовые.

    Подшипники могут иметь различную конструкцию. В классической компоновке¸ когда передняя подвеска является независимой, а задний мост ведущим, на каждой передней ступице устанавливают по два конических подшипника, а на задних по одному радиальному (чаще это роликовые или двухрядные шариковые.

    Ключевой момент в обеспечении их работоспособности — это смазка. Радиальные подшипники изготавливаются с двухсторонней защитой. На заводе изготовителе они закрываются пластиковыми кольцами-пыльниками.

    Естественно, внутрь корпуса закладывается смазочный материал, которого хватает на весь срок эксплуатации. Многие производители запрещают вскрывать свои изделия и производить замену смазки. В этом случае не гарантируется герметичность пыльников. Подшипник ступицы переднего колеса упорный и состоит из трёх отдельных частей: внутренней и внешней обоймы и кассеты с роликами. Они при установке промываются и смазываются смазкой типа «Литол», а защищаются сальниками, которые монтируются на ступицу отдельно.

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ